Берёзка (хоровод)
| Танец | |
| Берёзка | |
|---|---|
| Танец «Берёзка» (хоровод), почтовая марка России, 2017 год | |
| Направление | фольклор |
| Размер | 3/4, 4/4 |
| Темп | от медленного до умеренно быстрого |
| Истоки | среднерусские и белорусские |
| Родственные | |
| Хоровод | |
Берёзка — традиционный русский орнаментальный хоровод, относится к календарно-обрядовым танцам троицко-семицкого цикла. Хореографическая структура характеризуется плавными круговыми движениями с использованием фигур «улитка» и «воротца». Музыкальное сопровождение основано на народной песне «Во поле берёза стояла» в размерах 4/4 или 3/4[1].
Обрядовая практика включала ритуальное «завивание» берёзы лентами и «кумление» участниц. Сценическая адаптация хоровода была осуществлена Надеждой Сергеевной Надеждиной в 1948 году для одноимённого ансамбля. Эволюция хоровода служит примером органичного перехода фольклорного обряда в профессиональное искусство[2][3].
История и символика
Хороводы с песней «Во поле берёза стояла» традиционно исполнялись во время Троицы и Семика — праздников, связанных с культом растительности. Девушки шли в лес, «завивали» берёзу лентами, водили вокруг неё хороводы и «кумились» — обменивались крестами в знак дружбы[4][2].
Исторические корни хоровода «Берёзка» уходят в глубокую древность. Обрядовые танцы с участием берёзы были распространены у восточных славян ещё в дохристианский период и символизировали связь с природными силами. С принятием христианства эти обряды органично вписались в празднование Троицы, когда берёза стала символом обновления и духовного очищения[5].
| Текст песни | Обрядовая функция | Региональный вариант |
|---|---|---|
| Во поле берёзонька стояла, Во поле кудрявая стояла, |
Описание сакрального объекта ритуала | Центральная Россия |
| Не я ли тебя, берёза, сломала, Не я ли тебя, кудрявая, срубила… |
Отражение ритуального «заламывания» берёзы | Северные регионы |
| Пойдём, девицы, погуляем, Берёзоньку разовьём… |
Завершение обрядового цикла | Поволжье |
| А мы берёзу заломаем, Заломаем, заломаем, |
Призыв к коллективному действию | Южно-русские области |
| Берёза белая, Ветки шёлковые… |
Воспевание красоты ритуального дерева | Белорусское пограничье |
Образ берёзы в хороводе олицетворяет[6]:
Хореографические особенности
Традиционная форма
В народной традиции хоровод относился к орнаментальным — без ярко выраженного сюжета, но со сложным рисунком. Основные движения включали плавный «стелющийся» шаг и покачивания корпусом, имитирующие ветви берёзы. Простые перестроения выполнялись под пение участниц[7].
Характерными фигурами хоровода были движение «улитка», «воротца», «круг в круге» и «змейка». Эти элементы создавали сложный орнаментальный рисунок, символизирующий единство человека и природы. Исполнительницы должны были сохранять ровный, непрерывный поток перемещения[1].
Сценическая версия
Надежда Сергеевна Надеждина создала в 1948 году эталонную сценическую версию для ансамбля «Берёзка». В её постановке сохранился лирический характер народного хоровода, но был разработан уникальный «плывущий» шаг. Эта техника создавала иллюзию движения без усилий[8].
В сценической версии использовались традиционные орнаментальные фигуры и плавные движения рук, имитирующие колыхание ветвей. Достижение эффекта парения требовало от танцовщиц не только физической подготовки, но и особого внутреннего состояния. Солисткам ансамбля во время исполнения хоровода нужно было полностью сосредоточиться и вжиться в образ[9].
Музыкальное сопровождение
Хоровод исполняется под частушечные напевы или лирические песни, наиболее известная — «Во поле берёза стояла». Мелодия относится к типу «протяжных» песен. Музыкальный размер — 4/4, темп умеренный[10].
Во поле берёза стояла,Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стояла…
Напевы троицких хороводов отличались особой мелодической развитостью и богатством полифонических приёмов. В сценической версии музыкальное сопровождение было аранжировано с учётом акустических особенностей концертных залов. Однако народная основа сохранилась практически неизменной[11].
Костюмы
Традиционные костюмы для исполнения хоровода включали белые рубахи с расшитыми рукавами и сарафаны красного или зелёного цвета. Головные уборы представляли собой кокошники или веночки с лентами. В руках танцовщицы держали платочки или ветки берёзы[5].
Сценические костюмы ансамбля «Берёзка» стали эталоном для многих фольклорных коллективов. Особое значение придавалось длине сарафанов — они должны были скрывать движение ног и усиливать эффект «плывущего» движения. Костюм рассматривался как часть художественного образа[7].
Региональные особенности
Хоровод «Берёзка» имел различные варианты исполнения в разных регионах России. В среднерусской полосе преобладали плавные, величавые движения, отражавшие местные традиции. Северные варианты отличались большей сдержанностью и строгостью хореографии[12].
В южно-русских вариантах могли присутствовать более оживлённые темпы и динамичные движения. Изучение региональных особенностей позволяет проследить эволюцию народной хореографии. Эти различия отражали местные культурные и исторические особенности[1].
Влияние и современность
Хоровод «Берёзка» оказал значительное влияние на развитие народно-сценического танца в России. Его хореографические приёмы были включены в систему подготовки артистов для фольклорных коллективов. Популяризация русского танца за рубежом также связана с успехом этого хоровода[8].
В современной хореографии «Берёзка» продолжает исполняться как в традиционной версии, так и в различных стилизациях. Ансамбль «Берёзка» под руководством Миры Михайловны Кольцовой сохраняет традиции, заложенные Надеждой Сергеевной Надеждиной. Хореография танца постоянно пополняется новыми движениями и комбинациями[9].
Культурное значение
«Берёзка» стала не просто танцем, а символом русской культуры и воплощением красоты. Успех этого хоровода на международной сцене доказал универсальность языка народной хореографии. Традиции хоровода продолжают жить в современном искусстве[5].
Хоровод сохраняет свою актуальность как образец фольклорного творчества, органично перешедшего в профессиональное искусство. Его изучение помогает понять глубинные основы русской культуры и её хореографических традиций. Преемственность поколений обеспечивает сохранение этого уникального культурного наследия[11].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. — Москва: ВЛАДОС, 2003. — ISBN 5-691-00729-7.
- ↑ 2,0 2,1 Колосова В. Б. Берёза в славянской духовной культуре и быту / В. Б. Колосова // Берёза : Сборник статей / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК; Институт лингвистических исследований; Санкт-Петербургский научный центр // Санкт-Петербургская издательско-книготорговая фирма «Наука». — 2015. — С. 33—82.
- ↑ Русская берёза. Дерево вдохновения и поклонения. ФКУ «Цифровая культура». Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ Богданов Г. Ф. Русский народный танец: в жизни и на сцене // Традиционная культура. — 2007. — № 4 (28). — С. 22—29. — ISSN 2410-6658.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Моисеева М. История танца. От хоровода до тарантеллы. — Москва: Искусство, 2023. — 370 с.
- ↑ Почему берёза символ России. AstroMeridian. Дата обращения: 15 ноября 2025.
- ↑ 7,0 7,1 Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. — Москва: Искусство, 1996. — С. 120—125. — 592 с. — ISBN 5-210-01323-5.
- ↑ 8,0 8,1 Надеждина Н. С. Русские танцы: Описание танцев из репертуара ансамбля «Берёзка». — Москва: Госкультпросветиздат, 1951. — 158 с.
- ↑ 9,0 9,1 Пермякова А. Б. Опираясь на наследие, искать новое // Балет. — 2010. — № 3. — С. 24—25. — ISSN 0869-5199.
- ↑ Климов А. А. Основы русского народного танца : учеб. для студентов вузов искусств и культуры. — Москва: Издательство Московского государственного института культуры, 2004. — 318 с. — ISBN 5-85652-113-7.
- ↑ 11,0 11,1 Захаров В. М. Поэтика русского танца : [монография]. — Москва: Святогор, 2004.
- ↑ Богданов Г. Ф. Русский народный танец в жизни и на сцене. — Москва: Традиционная культура, 2007. — С. 88—92.