Змейка

Материал из «Знание.Вики»
Змейка
Змейка
Страна происхождения  Россия
Инвентарь не требуется
Количество игроков нет ограничений
Возраст от 5 лет
Развивает навыки внимательность, сообразительность,ловкость, быстрота реакции

Игра́ «Зме́йка» — традиционная русская народная подвижная игра, которая представляет собой весёлое и увлекательное занятие для людей всех возрастов — как для детей, так и для взрослых, независимо от пола. В этой игре главная задача — умело водить змейку, однако остальные участники, присоединяясь к игре, быстро учатся и развлекаются[1].

Обычно эта игра проходит на открытом воздухе и может включать различные вариации, например, изменение скорости или направление движения. Условия для игры включают наличие большой ровной площадки: земляной, песчаной или травяной, при этом игра на асфальте не рекомендуется из-за риска травм. Также важно, чтобы участники были примерно одного возраста, примерно от 5 лет. Данная игра помогает развивать физическую активность, ловкость и командный дух[2].

История возникновения игры

Игра имеет корни в народной культуре и передаётся из поколения в поколение, объединяя детей в процессе игры, развивая взаимодействие и взаимопонимание. «Змейка» является не только развлекательной, но и воспитательной игрой, позволяя детям развивать социальные навыки и учиться работать в команде[3].

В прошлом веке на Севере России существовала игра, известная как «Растеряхи»[2]. Эта игра имела свои особенности и правила, которые отличались от современных аналогов. «Растеряхи» пользовалась популярностью среди местных жителей и отражала культурные традиции региона. Игроки вовлекались в разные задания и взаимодействия, что развивало как физические, так и умственные навыки. Игра была частью общественной жизни, способствуя укреплению связей между людьми. В разные времена значение и правила игры могли меняться, однако её суть оставалась неизменной[2].

Описание игры

Все выстраиваются друг за другом, и каждый протягивает одну руку, например правую, впереди стоящему, а левую — тому, кто сзади. Важно, чтобы все смотрели в одну сторону. Так образуется длинная цепочка ребят[4].

В начале «змейки» становится тот, кто захочет, но желательно, чтобы это был сильный игрок, так как ему предстоит вести всю группу. Руки нужно держать крепко. Вожак спрашивает: «Готовы?» — «Готовы!» — отвечают ему. «Ну, держитесь!» — говорит вожак и начинает двигаться вперед, сначала медленно, а затем все быстрее, увлекая за собой остальных. Он может поворачивать в разные стороны, бегать зигзагом или даже по кругу, меняя направление по своему усмотрению[2].

Если вожак крикнет последнему, чтобы тот остановился, а сам подбежит к нему и начнет двигаться от него по расширяющимся кругам, то вся змейка соберётся в клубок. Когда движение дойдет до последнего, и он потянется за змейкой, она раскрутится сама собой. Особенно интересно, когда вожак замедляет шаг, поворачивается назад, наклоняется и проходит под руками кого-то из середины змейки, при этом руки должны оставаться поднятыми и не разъединяться. За вожаком в эти «ворота» пробегает вся змейка, включая и того, кто сам был воротами. Однако ему придётся немного изогнуться, не разнимая рук с соседями. Вот ещё одна интересная фигура: вожак, двигаясь по большому кругу, начинает постепенно уменьшать радиус, следуя спирали. Достигнув центра, он поворачивает назад и идёт между витками спирали. При этом расстояние между витками должно быть достаточным, чтобы никто не задел друг друга. И это лишь малая часть того, что можно придумать[2]!

Создавая различные сложные фигуры и переплетения со змейкой, вожак должен помнить, что в конечном итоге именно ему предстоит их распутывать. Если он запутает змейку так, что не сможет её расплести, ему придется уступить место другому игроку, и игра начнётся заново. В таком случае вожак в наказание оказывается в самом конце змейки[2].

Если вожак просто устанет и решит остановить змейку, его также следует заменить[2].

Правила

1. Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепочка» не разорвалась[3].

2. Игроки обязаны точно повторять все движения ведущего и стараться двигаться «в ногу» с ним[3].

3. В игре полезно использовать естественные препятствия: оббегать деревья, наклоняться, проходя под их ветвями, спускаться по склонам неглубоких оврагов. В помещении можно организовать «полосу препятствий» из больших кубиков или спортивных предметов (обручей, кеглей, гимнастических скамеек)[4].

4. Игру можно приостановить, если «цепочка» разорвалась, и выбрать нового ведущего[4].

Рекомендации к проведению игры

Для того чтобы игра была динамичной, необходимо создавать увлекательные ситуации. Например, ведущий называет имя последнего игрока, и этот участник вместе с тем, кто стоит рядом, останавливаются и поднимают руки, в то время как ведущий проводит змейку через ворота. Или, по сигналу ведущего, участники разбегаются, а затем восстанавливают змейку[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кошелева Н. А. Игра «Змейка». Университет Детства (2021). Дата обращения: 23 сентября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Якуб С. К. Старинные русские игры на свежем воздухе - Змейка // www.liveinternet.ru : сайт. — 2014. — 16 июля.
  3. 3,0 3,1 3,2 Литвинова Марина. Игра «Змейка»: Русские народные подвижные игры для детей. Всё для детей. Дата обращения: 23 сентября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Громова О.Е. Игры народов России. Игры с бегом для дошкольников и младших школьников // Автономная некоммерческая организация «Центр координации образования и физического развития» (АНО ЦКОФР) : сайт. — 2010. — 26 декабря.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!