Надеждина, Надежда Сергеевна

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Надежда Надеждина
Надеждина, Надежда Сергеевна.jpg
Имя при рождении Надежда Сергеевна Бруштейн
Дата рождения 21 мая (3 июня) 1904(1904-06-03)
Место рождения Вильна,
Российская империя
Дата смерти 11 октября 1979(1979-10-11) (75 лет)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя СССР
Профессия танцовщица, артистка балета, балетмейстер, хореограф, балетный педагог
Награды

Наде́жда Серге́евна Наде́ждина (21 мая (3 июня) 1904, Вильна, Виленская губерния, Российская империя11 октября 1979, Москва, СССР) — советская танцовщица, артистка балета, балетмейстер, хореограф и педагог; народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1978).

Артистка Большого театра (19251934). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). Основатель, художественный руководитель и балетмейстер Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» (19481979). Являлась создателем нового стиля хореографии, основанном на синтезе танцевального фольклора и классического танца[1].

Биография

Родилась 21 мая (3 июня1904 года в Вильне в семье врача Сергея Александровича Бруштейна (1873—1947) и драматурга Александры Яковлевны Бруштейн (1884—1968). Внучка врача и общественного деятеля Якова Эхелевича Выгодского (1857—1941)[2].

Творчество

В 1921 году окончила Выборгское коммерческое училище в Петрограде. С 1918 по 1924 год училась во Второй Государственной балетной школе в Петрограде, под руководством профессоров Агриппины Вагановой, Николая Легата и Александра Монахова[1][3].

С 1925 по 1934 год являлась артисткой балета Большого театра СССР в Москве. Исполняла сольные партии и танцы в балетах «Дон Кихот» (фанданго), «Красный мак» (Малайка, бостон), «Баядерка» (танец с лилиями), «Раймонда» (панадерос), «Лебединое озеро» (испанский, венгерский, мазурка), «Конёк-горбунок» (славянский, украинский)[1][3]. С 1931 года Надеждина одновременно выступала на эстраде, где ставила свои номера. С 1941 года в период Великой Отечественной войны дебютировала как хореограф, выступая в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта, где ставит танцы во фронтовых и агитбригадах, сама выезжает с ними в действующую армию. С 1943 года работает как балетмейстер. С 1946 по 1948 год является художественным руководителем балетного отделения «Мосэстрады» и одновременно с 1945 по 1948 год была художественным руководителем Русского народного хора Калининской филармонии, занимается изучением фольклора северных областей Советского Союза[1][3].

В 1948 году Надежда Надеждина организовала хореографический ансамбль «Берёзка», став его художественным руководителем и балетмейстером, где работала до конца жизни. Творческое наследие Надеждиной включает более пятидесяти постановок. Танец в её композициях вырастает до прекрасного величавого символа. Шедевры русской хореографии в постановках Надеждиной явились настоящим открытием в сценическом воплощении русского танца, в числе постановок такие как вальс «Березка», «Лебедушка», «Сударушка», «Балагуры», «Карусель», «Прялица», «На осенней ярморке», «Заре навстречу», «Большой казачий пляс», «Северное сияние», «Сибирская сюита», композиции «Времена года» и «Ямщики»[4][1]. В 1959 году с приходом мужской группы творческая палитра ансамбля обогатилась новыми красками, появились мужские и парные танцы — «Топотуха», «Узоры», «Праздничная плясовая», триптих «Русский фарфор». Но основой всех концертных программ «Березки» остался хоровод. Девичий круг — как выражение высшего искусства, как вершина хореографического мастерства[4]. По словам ученицы Надеждиной, народной артистки СССР Миры Кольцовой:

Мы танцуем только русский репертуар, но мы отличаемся от всех фольклорных коллективов тем, что основатель коллектива, Надежда Сергеевна Надеждина, создала жанр авторских произведений, которые используют текст, хореографию, мысль, русскую идею. У нас нет танца ради танца. Наши артисты должны мыслить, они должны быть интеллектуалами, добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств[4]

В 1950 году за концертно-исполнительскую деятельность Надежда Надеждина была удостоена Сталинской премии третьей степени[5]. В 1955 году за заслуги в области хореографического искусства Надежда Надеждина была удостоена звания заслуженный деятель искусств РСФСР, а в 1959 году — народная артистка РСФСР. В 1966 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства» Надежда Надеждина была удостоена звания народная артистка СССР (1966)[6].

Вместе с ансамблем Надеждина много гастролировала по Советскому Союзу и за рубежом. «Березка» побывала почти на всех континентах, побывав на сценах таких стран как Япония, Франция, Аргентина, Швейцария, Корея, США. В 1959 году за вклад в укрепление дружбы между народами Всемирный совет мира удостоил ансамбль под руководством Надежды Надеждиной Золотой медали Мира имени Фредерика Жолио-Кюри[6]. В период гастролей бывало всякое, в 1973 году когда Надеждина вместе с ансамблем летела с гастролей, при пересадке в Сантьяго (Чили) их посадили в аэропорту, и в ту же ночь начался военный переворот, после которого им прешлось ещё пятнадцать суток находились там, практически под выстрелами, потому что напротив был президентский дворец где находился Сальвадор Альенде[7]. В целом же гастроли проходили на высоте. Как писала тогда французская пресса после гастролей ансамбля в Париже:

Не надо читать двести томов о России, достаточно посмотреть один концерт «Березки», и вы увидите, что такое русский нрав, русский характер, русское начало[4]

2 июня 1978 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства» Надежда Надеждина была удостоена высшего звания Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина[6].

Умерла 11 октября 1979 года в Москве. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Чтобы танец наших отцов и дедов полюбился сегодняшнему человеку, много знающему и много повидавшему на сцене и на эстраде, пляска должна быть не на старославянском языке, а на самом что ни есть современном русском

Надежда Надеждина[4]

Личная жизнь

Надежда Надеждина была замужем дважды:

Награды

Звания
Премии

Память

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Надеждина, Надежда Сергеевна Большая Российская энциклопедия / научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 21: Монголы — Наноматериалы. — 2013. — 766 с
  2. Александра Бруштейн «А бог… он вовсе бестолковый стал!». Дата обращения: 31 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Театральная энциклопедия / Под ред. П. А. Маркова. — М.: Советская энциклопедия, Т. 3. «Кетчер — Нежданова» — 1964.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Русское хореографическое чудо. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Дата обращения: 31 марта 2024.
  5. 5,0 5,1 Постановление Совета Министров СССР «O присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1949 год» / опубликовано в газете «Правда» от 9 марта 1950 года
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Большая советская энциклопедия / Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 17: Моршин—Никиш. Т. 17. — 1974. — 615 с.
  7. Русские танцы «Берёзки». ТАСС. Дата обращения: 31 марта 2024.
  8. Петров В. Н. Владимир Васильевич Лебедев. 1891—1967. — Л.: «Художник РСФСР», 1972
  9. Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Радуница, 1995. — С. 201-202. — ISBN 5-88123-007-8.

Ссылки