Юньган
| Грот | |||
| Пещерные гроты Юньган | |||
|---|---|---|---|
| кит. упр. 雲崗石窟, пиньинь Yúngāng Shíkū | |||
| | |||
| 40°06′35″ с. ш. 113°07′20″ в. д. / 40.10972° с. ш. 113.12222° в. д. (G) (O) (Я) | |||
| Страна | Китай | ||
| Местоположение | Шаньси | ||
| Строительство | 460—524 годы | ||
| Статус | культурная достопримечательность | ||
|
|
|||
|
|||
Пеще́рные гро́ты Юньга́н (кит. трад. 雲崗石窟, упр. 云冈石窟, пиньинь Yúngāng Shíkū, палл. Юньган Шику) — ансамбль из 252 рукотворных буддийских пещер и ниш, расположенный в Китае, на северном берегу реки Шили, у подножия горы Учжоушань, в 16 км к западу от города Датун провинции Шаньси. Среди всех пещерных гротов Юньган выделяют 45 крупных гротов, вырезанных в массиве песчаника, которые содержат до 51 000 статуй различного размера, включая монументальные изваяния высотой до 17 метров, что делает их одним из крупнейших памятников буддийского искусства в мире[1].
Создание комплекса датируется периодом между 460—525 годами н. э., когда китайский буддизм переживал первый расцвет. Инициатором строительства был император Северной Вэй Тоба Цзюнь, принявший буддизм и стремившийся искупить гонения на последователей этой религии при предыдущем правителе. Работы велись преимущественно в период с 460 по 494 год, до переноса столицы государства из Датуна в Лоян. Вместе с пещерами Могао в провинции Ганьсу и комплексом Лунмэнь в Хэнани, Юньганские гроты входят в число «Трёх великих пещерных комплексов Китая»[2].
Расположение
Пещерные гроты Юньгана находятся на северном берегу реки Шили, на западном склоне горы Учжоу, в 16 километрах к западу от современного Датуна в провинции Шаньси. Протяжённость комплекса составляет около одного километра с востока на запад[1].
Гроты располагаются в зоне перехода между Лёссовым плато и гористой областью, что обусловило выбор места для их сооружения: скальные массивы здесь достаточно прочны для создания пещер, а близость к реке обеспечивала удобство транспортировки строительных материалов и снабжения рабочих. Климат региона умеренно-континентальный, с холодной зимой и тёплым летом, что также влияло на организацию строительных работ и сохранность памятника. В непосредственной близости от комплекса находится древний караванный путь, соединявший северные районы Китая с Индией и Центральной Азией, что способствовало культурному обмену и проникновению буддизма в регион[3]
Территория, где расположены Юньганские гроты, отличается сложным рельефом: пещеры вырезаны в массиве песчаника, который подвержен эрозии, но одновременно позволяет создавать сложные архитектурные формы. Вдоль склона горы Учжоу гроты располагаются ярусами, что придаёт ансамблю монументальность и выразительность. Местность вокруг комплекса богата флорой, включая сосны, тополя и кустарники, что создаёт живописный фон для памятника и способствует его гармоничному включению в природный ландшафт. Благодаря удачному географическому положению, гроты хорошо защищены от ветров и резких температурных перепадов, что положительно сказывается на сохранности скульптур и росписей[4].
Современная инфраструктура вокруг Юньганских гротов включает музейный комплекс, туристические маршруты и охранные зоны, что обеспечивает доступность памятника для исследователей и посетителей. Благодаря своему расположению, Юньганские гроты остаются одним из наиболее посещаемых культурных объектов Северного Китая и центром изучения буддийского искусства и архитектуры. В настоящее время территория комплекса входит в состав охраняемой природной и историко-культурной зоны[5].
История
Строительство гротов Юньгана началось около 1600 лет назад, в период правления династии Северной Вэй (386—534 годы н. э.). По историческим данным, работы велись примерно в течение ста лет, а в строительстве участвовало более 40 тысяч мастеров, включая специалистов из других стран, в том числе буддистов из Шри-Ланки. Основной этап строительства пришёлся на годы правления императора Тоба Цзюня, который, приняв буддизм, инициировал создание монументального комплекса в честь новой религии. Этот шаг был продиктован стремлением искупить гонения на буддистов, совершённые его предшественником, императором Тоба Тао. В течение четырёх десятилетий мастера вырезали в песчаниковых утёсах пещеры и ниши, создавая сотни тысяч буддийских статуй, крупнейшая из которых достигает 17 метров, а самая маленькая — около 2 сантиметров. После кончины Тоба Цзюня в 465 году и до переноса столицы в Лоян в 494 году работы по созданию гротов велись наиболее интенсивно, а после этого периода были выполнены лишь отдельные небольшие ниши[6].
Отдельные гроты
В комплексе Юньгана насчитывается 45 крупных пещер и около 460 проходов, каждая из которых отличается тщательностью исполнения и уникальной художественной концепцией. Внутри гротов расположены статуи Будды, бодхисаттв, а также многочисленные рельефы с изображениями апсар, сцен из буддийских историй, орнаментами и цветочными мотивами. Архитектурные и художественные решения гротов отражают синтез индийских, центральноазиатских и китайских традиций. Особое внимание уделяется крупным гротам, где статуи Будды выполнены в монументальных масштабах, а стены украшены сложной резьбой и росписями. Каждый грот имеет свою композиционную структуру, часто с центральной статуей Будды, окружённой меньшими фигурами и орнаментами[1].
Большинство крупных пещерных гротов Юньгана имеют схожую планировку. В массиве песчаника вокруг центральной колонны вырезаны прямоугольные помещения с длиной стен от 10 до 15 метров. Центральная колонна в таких гротах преобразуется либо в пагоду, как в пещере № 6, либо в статую Будды. Обычно в гротах имеется вход на уровне первого этажа и окно на уровне третьего. Скульптурная резьба внутри пещер была изначально раскрашена, при этом краска хорошо сохранилась в наиболее крупных гротах[7].
Крупнейшие гроты комплекса — № 5 и № 6 — были созданы непосредственно перед переносом столицы династии Северной Вэй из Датуна в Лоян. Перед этими пещерами располагались деревянные храмы, которые в прошлом стояли у каждой крупной пещеры комплекса. В пещере № 6 центральным элементом является пагода-колонна, украшенная богатой резьбой, а стены украшают 39 изображений Шакьямуни, объединённых единым сюжетом, раскрывающим основные этапы жизни Будды. Гроты с номерами 7—10 образуют пары[8].
Скульптуры раннего периода строительства гротов характеризуются мощным торсом и широкими плечами, что придаёт им внушительность и монументальность. В то же время статуи, созданные в конце V века, обладают более изящным и элегантным телосложением, с покатыми плечами и удлинёнными конечностями, что отражает эволюцию художественных канонов и влияние новых эстетических тенденций. Одной из отличительных черт самых поздних пещер, вырезанных в начале VI века, является присутствие сидящих бодхисаттв с лодыжками, скрещёнными в позе лотоса, что символизирует духовное сосредоточение и медитативное состояние[9].
Гроты Таньяо
В классическом труде Истории Вэй содержится упоминание того, как монах по имени Таньяо (кит. трад. 曇曜, упр. 昙曜, пиньинь Tányào) предложил создать в Юньгане пять гротов с огромной статуей Будды в каждом. В период с 460 по 465 годы были созданы гроты с номерами с 16 по 20 и получили название — «Пять гротов Таньяо», которые считаются шедеврами раннего этапа строительства Юньгана. Внутри каждой из этих пещер находится монументальная статуя Будды, а также дополнительные скульптуры, символизирующие различные аспекты буддийской космологии. Гроты Таньяо отличает особая композиция: куполообразные потолки, центральная статуя Будды и две меньшие фигуры по сторонам. Эти гроты стали образцом для последующих буддийских пещерных ансамблей в Китае и Восточной Азии, отражая интеграцию политических, религиозных и художественных традиций эпохи Северной Вэй[10].
Современное состояние
В течение веков гроты Юньгана подвергались воздействию природных и антропогенных факторов, что привело к частичному разрушению скульптур и рельефов. В XX веке начались масштабные работы по консервации и реставрации памятника. В 1980-х годах проведена очистка пещер от мусора и пыли, а также реализованы меры по защите от эрозии и загрязнения воздуха[1].
В последние годы активно применяются цифровые технологии для документирования и исследования гротов, что позволяет сохранять и передавать знания о памятнике будущим поколениям[11]. Юньганские гроты включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и признаны выдающимся примером раннего буддийского искусства, оказавшим влияние на развитие культуры и искусства в Восточной Азии[4].
Галерея
- Пещерные гроты Юньган
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Чжао Синьсинь. Каменная пещера Юньгана периода правления династии Северной Вэй (386-534 гг. н. э.) // Вестник Московского университета : журнал. — 2024. — Т. 2.
- ↑ UNESCO. Yungang Grottoes (China) No 1039 – UNESCO World Heritage Centre. UNESCO (29 июня 2000). Дата обращения: 18 июня 2025.
- ↑ Fong, Wen C. The Yungang Grottoes: Art, History, and Conservation // Artibus Asiae : журнал. — 1993. — Т. 53, № 1/2. — С. 5—39.
- ↑ 4,0 4,1 UNESCO. Yungang Grottoes - UNESCO World Heritage Centre. UNESCO (2001). Дата обращения: 18 июня 2025.
- ↑ China Daily. Yungang Grottoes: A masterpiece of Buddhist art. China Daily (23 августа 2021). Дата обращения: 18 июня 2025.
- ↑ Комиссаров С. А., Азаренко Ю. А. ЮНЬГА́Н. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 18 июня 2025. Архивировано 18 июня 2025 года.
- ↑ В Китае отреставрировали пещерные фрески с 1500-летней историей // Китайский туристический портал : статья. — 2020.
- ↑ Храмовый комплекс Юньган // Фрегат Аэро : статья. — 2020.
- ↑ Искусство буддийских каменных пещер Северного Китая // Московский государственный университет : диссертация. — 2024.
- ↑ Huiwen Xia, Changyu Diao. A study on the spatial composition of five grottos in Tanyao // Trans/Form/Ação : журнал. — 2024. — Т. 47, № 6.
- ↑ Yungang Grottoes Research Academy. 3D Scanning and Digital Conservation Efforts of the Yungang Grottoes. University of Michigan (2023). Дата обращения: 18 июня 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |