Наскальные рельефы Дацзу
Наскальные рельефы Дацзу | |||
---|---|---|---|
кит. упр. 大足石刻, пиньинь Dàzú Shíkè | |||
![]() | |||
29°22′57″ с. ш. 105°31′39″ в. д. / 29.3826° с. ш. 105.5275° в. д. (G) (O) (Я) | |||
Страна |
![]() |
||
Местоположение | Чунцинский район Дацзу | ||
Строительство | 1406 год — 1420 год | ||
Статус | культурная достопримечательность | ||
|
|||
|
|||
![]() |
Да́цзу́ (кит. упр. 大足石刻, пиньинь Dàzú Shíkè) — комплекс древних наскальных рельефов VII—X веков, расположенный в чунцинском районе Дацзу в Китае. Состоит из 75 охраняемых участков. Здесь насчитывается не менее 50 000 статуй буддийской, конфуцианской, даосийской и светской тематики, на которых выбито свыше 100 000 иероглифов, представляющих собой надписи и эпиграфы[1].
С 1961 года рельефы на горах Бэйшань и Баодиншань входят в список памятников Китайской Народной Республики. В 1999 году комплекс храмов и пещер Дацзу был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «исключительное воплощение гармоничного синтеза буддизма, даосизма и конфуцианства»[1].
Расположение
Рельефы расположены на горах Бэйшань, Баодиншань, Наньшань, Шичжуаншань и Шимэньшань. Их обнаружили китайские туристы в 1961 году. Самые древние рельефы Дацзу датируются 650 годом и относятся к началу правления династии Тан. Одним из самых известных памятников комплекса является «Нирвана Шакьямуни» — статуя Будды, спящего на боку, длина которой достигает 31 метра. Статуя выполнена с невероятной детализацией, что подчёркивает высокий уровень мастерства древних мастеров[1].
Рельефы Дацзу также содержат множество других изображений, включая сцены из буддийских текстов и мифологии, что делает их важным объектом для изучения буддийского искусства и философии. Комплекс рельефов был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году, что свидетельствует о его значимости как для Китая, так и для всего человечества[2].
Основные достопримечательности расположены на горах[3]:
- Гора Бэйшань (кит. упр. 北山, пиньинь Bei shan), каменная стена длиной в 300 метров с более чем 10 000 скульптур, из которых большая часть относится к тантрическому буддизму.
- Гора Баодиншань (кит. упр. 宝顶山, пиньинь Baoding shan), в форме подковы на краю оврага с двумя группами скульптур, считающимися шедеврами средневекового китайского искусства.
- Гора Наньшань (кит. упр. 南山, пиньинь Nan shan), со скульптурами XII века, относящимся, главным образом, к даосской традиции.
- Гора Шичжуаншань (кит. упр. 石篆山, пиньинь Shizhuan shan), со скульптурами конца XI века, относящимися к буддийской, даосской и конфуцианской традиции.
- Гора Шимэньшань (кит. упр. 石门山, пиньинь Shimen shan), со скульптурами первой половины XII века, относящимися к буддийской и даосской традиции.
История
Комплекс древних наскальных рельефов в Дацзу был создан в начале периода Юнхуэй в эпоху правления династии Тан (618—907), эти пещерные скульптуры получили широкое распространение в эпоху правления южной династии Сун (1127—1279), несколько тысяч скульптур были созданы в эпоху правления династий Мин (1368—1644) и Цин[4].
Комплекс древних наскальных рельефов в Дацзу широко известен в Китае и за рубежом, он представляет собой вершину китайского наскального искусства благодаря высокому эстетическому качеству, разнообразию стилей и сюжетов как светских, так и религиозных, и позволяют узнать не только о повседневной жизни Китая в этот период, но и являются выдающимся свидетельством гармоничного синтеза буддизма, даосизма и конфуцианства. Неслучайно этот комплекс называют иногда жемчужиной восточного искусства[5].
Как правило, скульптурные изображения делались под заказ по желанию высокопоставленных чиновников или дворян. В дальнейшем к созданию статуй начали проявлять внимание монахи, стремящиеся увековечить облик божеств в каменных изваяниях. Так, монах Чжао Чжифэн потратил 70 лет своей жизни на сложнейшую работу по возведению ряда статуй[6].
Современное предназначение
Рельефы горы Баодиншань в XXI веке играют важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия. Они являются не только объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, но и источником вдохновения для современных художников, исследователей и философов[7].
Кроме того, рельефы Дацзу привлекают внимание не только исследователей, но и туристов со всего мира, становясь важной частью культурного и туристического маршрута в Китае. Посетители имеют возможность не только насладиться красотой природы, окружающей эти памятники, но и погрузиться в атмосферу древней истории и духовности, которую они олицетворяют[8].
Особую популярность приобрела сцена под названием «Адские наказания», которая отличается высокой детализацией и глубоким символизмом. Своё название она получила из-за изображений буддийских представлений о воздаянии за грехи, включающих сцены загробного суда и наказаний. Эти образы наглядно демонстрируют философскую концепцию кармы, подчёркивая, что каждый поступок имеет последствия[5].
Галерея
- Наскальные рельефы Дацзу
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Волуйская М. Наскальные рельефы Дацзу . Аргументы и факты (29 марта 2024). Дата обращения: 8 января 2025.
- ↑ Наскальные рельефы в Дацзу . UNESCO. Дата обращения: 8 января 2024.
- ↑ 59 крупных достопримечательностей в Китае, входящих в список ЮНЕСКО . Expro Group. Дата обращения: 14 января 2025.
- ↑ Наскальные рельефы в Дацзу — древние технологии Китая. . zhitanska.com (14 января 2021). Дата обращения: 8 января 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Се Чжоу, Болдырева Е.М., Казмина О.А. Религиозный синкретизм наскальных рельефов Дацзу // Ярославский педагогический вестник : журнал. — 2024. — № 4(139). — С. 196—209.
- ↑ Интересные факты о наскальных рисунках Дадзу . 7flamme. Дата обращения: 14 января 2025.
- ↑ Баодиншань: Хозяева «Золотой горы» . Большая Азия (24 мая 2019). Дата обращения: 8 января 2024.
- ↑ Наскальные рельефы Дацзу . В ОТПУСК.РУ. Дата обращения: 14 января 2025.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |