Наскальные рельефы Дацзу

Наскальные рельефы Дацзу
кит. упр. 大足石刻, пиньинь Dàzú Shíkè
Наскальные рельефы в ДацзуНаскальные рельефы в Дацзу
29°22′57″ с. ш. 105°31′39″ в. д. / 29.3826° с. ш. 105.5275° в. д. / 29.3826; 105.5275 (G) (O) (Я)
Страна  Китай
Местоположение Чунцинский район Дацзу
Строительство 1406 год1420 год
Статус культурная достопримечательность
Наскальные рельефы (Чунцин)
Наскальные рельефы
Чунцинский район Дацзу
Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 912
рус.англ.фр.
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Да́цзу́ (кит. упр. 大足石刻, пиньинь Dàzú Shíkè) — комплекс древних наскальных рельефов VIIX веков, расположенный в чунцинском районе Дацзу в Китае. Состоит из 75 охраняемых участков. Здесь насчитывается не менее 50 000 статуй буддийской, конфуцианской, даосийской и светской тематики, на которых выбито свыше 100 000 иероглифов, представляющих собой надписи и эпиграфы[1].

С 1961 года рельефы на горах Бэйшань и Баодиншань входят в список памятников Китайской Народной Республики. В 1999 году комплекс храмов и пещер Дацзу был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «исключительное воплощение гармоничного синтеза буддизма, даосизма и конфуцианства»[1].Перейти к разделу «#Расположение»

Расположение

Рельефы расположены на горах Бэйшань, Баодиншань, Наньшань, Шичжуаншань и Шимэньшань. Их обнаружили китайские туристы в 1961 году. Самые древние рельефы Дацзу датируются 650 годом и относятся к началу правления династии Тан. Одним из самых известных памятников комплекса является «Нирвана Шакьямуни» — статуя Будды, спящего на боку, длина которой достигает 31 метра. Статуя выполнена с невероятной детализацией, что подчёркивает высокий уровень мастерства древних мастеров[1].

Рельефы Дацзу также содержат множество других изображений, включая сцены из буддийских текстов и мифологии, что делает их важным объектом для изучения буддийского искусства и философии. Комплекс рельефов был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году, что свидетельствует о его значимости как для Китая, так и для всего человечества[2].

Основные достопримечательности расположены на горах[3]:

История

Комплекс древних наскальных рельефов в Дацзу был создан в начале периода Юнхуэй в эпоху правления династии Тан (618—907), эти пещерные скульптуры получили широкое распространение в эпоху правления южной династии Сун (1127—1279), несколько тысяч скульптур были созданы в эпоху правления династий Мин (1368—1644) и Цин[4].

Комплекс древних наскальных рельефов в Дацзу широко известен в Китае и за рубежом, он представляет собой вершину китайского наскального искусства благодаря высокому эстетическому качеству, разнообразию стилей и сюжетов как светских, так и религиозных, и позволяют узнать не только о повседневной жизни Китая в этот период, но и являются выдающимся свидетельством гармоничного синтеза буддизма, даосизма и конфуцианства. Неслучайно этот комплекс называют иногда жемчужиной восточного искусства[5].

Как правило, скульптурные изображения делались под заказ по желанию высокопоставленных чиновников или дворян. В дальнейшем к созданию статуй начали проявлять внимание монахи, стремящиеся увековечить облик божеств в каменных изваяниях. Так, монах Чжао Чжифэн потратил 70 лет своей жизни на сложнейшую работу по возведению ряда статуй[6].

Современное предназначение

Средневековые наскальные рельефы в Дацзу

Рельефы горы Баодиншань в XXI веке играют важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия. Они являются не только объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, но и источником вдохновения для современных художников, исследователей и философов[7].

Кроме того, рельефы Дацзу привлекают внимание не только исследователей, но и туристов со всего мира, становясь важной частью культурного и туристического маршрута в Китае. Посетители имеют возможность не только насладиться красотой природы, окружающей эти памятники, но и погрузиться в атмосферу древней истории и духовности, которую они олицетворяют[8].

Особую популярность приобрела сцена под названием «Адские наказания», которая отличается высокой детализацией и глубоким символизмом. Своё название она получила из-за изображений буддийских представлений о воздаянии за грехи, включающих сцены загробного суда и наказаний. Эти образы наглядно демонстрируют философскую концепцию кармы, подчёркивая, что каждый поступок имеет последствия[5].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Волуйская М. Наскальные рельефы Дацзу. Аргументы и факты (29 марта 2024). Дата обращения: 8 января 2025.
  2. Наскальные рельефы в Дацзу. UNESCO. Дата обращения: 8 января 2024.
  3. 59 крупных достопримечательностей в Китае, входящих в список ЮНЕСКО. Expro Group. Дата обращения: 14 января 2025.
  4. Наскальные рельефы в Дацзу — древние технологии Китая.. zhitanska.com (14 января 2021). Дата обращения: 8 января 2025.
  5. 5,0 5,1 Се Чжоу, Болдырева Е.М., Казмина О.А. Религиозный синкретизм наскальных рельефов Дацзу // Ярославский педагогический вестник : журнал. — 2024. — № 4(139). — С. 196—209.
  6. Интересные факты о наскальных рисунках Дадзу. 7flamme. Дата обращения: 14 января 2025.
  7. Баодиншань: Хозяева «Золотой горы». Большая Азия (24 мая 2019). Дата обращения: 8 января 2024.
  8. Наскальные рельефы Дацзу. В ОТПУСК.РУ. Дата обращения: 14 января 2025.

Ссылки