Шлюз №7 (Канал имени Москвы)

Эта статья прошла проверку экспертом
Шлюз № 7 Канала имени Москвы
Шлюз № 7, Верхняя камера, 2009 годШлюз № 7, Верхняя камера, 2009 год
Координаты 56°44′22″ с. ш. 37°08′57″ в. д. / 56.73944° с. ш. 37.14917° в. д. / 56.73944; 37.14917 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Регион Москва
Населённый пункт Тушино
Тип Гидравлический
Река Москва
Год начала строительства 1932
Год окончания строительства 1936
Архитектор Владимир Кринский
Оператор ФГБУ «Канал имени Москвы»
Характеристики
Высота подъёма 18 м
Длина 290 м
Ширина 30 м
Глубина 5,5 м
Культурное наследие Памятник градостроительства и архитектуры
Шлюз № 7 Канала имени Москвы (Россия)
Точка
Шлюз № 7 Канала имени Москвы
Шлюз № 7 Канала имени Москвы, Россия
Шлюз № 7 Канала имени Москвы (Москва)
Точка
Шлюз № 7 Канала имени Москвы
Шлюз № 7 Канала имени Москвы, Москва

Шлюз № 7 Кана́ла и́мени Москвы́ — двухкамерный судоходный шлюз, допускающий встречное шлюзование. Относится к Каналу имени Москвы. Расположен в черте города, в районе Тушино на северо-западе Москвы. Вместе со шлюзом № 8, находящимся в 1,5 км к юго-западу, входит в состав Тушинского гидроузла, который связывает Химкинское водохранилище (Канал имени Москвы) и реку Москву, позволяя на коротком участке судоходного пути преодолевать перепад высоты в 36 метров (разница между уровнем Химкинского водохранилища и уровнем Москвы-реки)[1].

Шлюз находится на балансе Тушинского района гидросооружений Федерального Государственного Бюджетного Управления «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, и завершается 17 ноября[1].

История, архитектура

Строительство шлюза начато в 1933 году и закончено в 1937 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года. Официально принят в эксплуатацию 15 июля 1937 года. Шлюз устроен по общепринятому на канале типу. Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 5,50 метров[1].

Архитектурное решение Тушинского гидроузла выполнил архитектор Владимир Кринский. Двенадцать башен на шлюзах № 7 и № 8, архитектурно оформлены по общему классическому мотиву. В результате, они композиционно образуют аллею, украшающую водную магистраль канала[1].

Верхние башни шлюза № 7 украшены горельефами — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей, — изображающими комсомольцев 1930-х годов. У средних башен установлены скульптуры комсомольцев[1].

Комплекс сооружений канала имени Москвы является Памятником градостроительства и архитектуры с номером 7730251000, согласно Протоколу заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям № 207 от 13 июня 2007 года[2][3].

Конструкция

Шлюз № 7 Канала имени Москвы, 2015 год

Шлюз № 7 — двухкамерный: зайдя в первую камеру суда поднимаются или опускаются, а затем переходят во вторую камеру шлюза. Минимальное время прохождения судном шлюза — один час. У верхней головы камеры шлюза № 7 (со стороны водохранилища) перекрывается сегментными затворами, у средних и нижних — двустворчатыми воротами[1].

В шлюзе № 7 возможно проведение встречного шлюзования, когда суда, следующие в разных направлениях, шлюзуются одновременно: одно в верхней, а другое в нижней камерах. Происходит процесс следующим образом: одно судно заходит в верхнюю камеру, а другое — в нижнюю. Вода из верхней шлюзовой камеры сбрасывается в нижнюю, в результате чего одно судно поднимается, а другое опускается. Когда уровни воды в обеих шлюзах выравниваются — судна проходят навстречу друг другу, меняясь местами, после чего процедура повторяется, опуская одно судно и поднимая другое, после чего суда покидают шлюзы, каждое в своём направлении.

Для использования перепада при сбросе обводнительного расхода из водораздельного бьефа канала (Химкинского водохранилища) в реку Москву и для возвращения в результате этого части энергии, затраченной на накачку воды из Волги, на южном склоне трассы возведена Сходненская ГЭС. К ней от Химкинского водохранилища ведет Сходненский деривационный канал, берущий свое начало у шлюза № 7[1].

Мосты и тоннели шлюза

У нижней камеры шлюза № 7 канал пересекает пешеходный мост. У верхних ворот шлюза (со стороны водохранилища) расположены аварийные заградворота № 105[1]. Участок канала между шлюзами № 8 и № 7 проходит в высоких насыпных дамбах — дамба № 294 Тушинского гидроузла. В ежесуточной путевой информации, публикуемой ФГБУ «Канал имени Москвы», сообщается: глубина на участке от шлюза № 7 до шлюза № 8 составляет 3,5 метров, при ширине судового хода 40 м[4]. В месте пересечения канала с руслом реки Химки, пропускаемой под каналом, высота дамб достигает 17 метров. Перед верхней камерой шлюза № 8 под дном канала проходят три тоннеля Волоколамского шоссе, с автомобильным, трамвайным и пешеходным движением, постройки 1937, 1972 и 2003 годов[1].

Первый Тушинский тоннель с двумя проездами был построен в 1935-37 годах одновременно с каналом. В то время решили, что перекинуть мост над двумя высокими дамбами технически сложно, поэтому выбрали подземный вариант. В 1972 году появился третий проезд, на который переключили движение автомашин из центра города. В начале 2000-х построили два дополнительных тоннеля, при сооружении которых канал осушали и срывали насыпь[5].

Шлюз № 7, Ворота, 2015 год

Местоположение

Тушинский тоннель, 2017 год

В настоящее время круизные суда этот шлюз не проходят. Посмотреть на него можно с борта прогулочного теплохода. До 1970-х годов существовал водный маршрут через центр Москвы от Северного речного вокзала до Южного речного вокзала, на котором работали пароходы 737 проекта.

Такие рейсы получили название «Московская кругосветка»: маршрут начинался на юге Москвы, затем по реке Москве и реке Оке до Нижнего Новгорода, затем вверх по Волге до Дубны, а затем до Северного речного вокзала по Каналу имени Москвы и далее транзитом через центр столицы на Южный речной вокзал. Сейчас круизные теплоходы ходят в «кругосветку» с Южного речного вокзала на Северный и обратно, не проходя через центр Москвы[6].

Ближайшая станция метро — «Тушинская» Таганско-Краснопресненской линии, далее по Тушинской улице до улицы Большая Набережная (30 минут). Либо на общественном транспорте от станции метро «Сокол» (автобус № 70, трамвай № 6), или от станции метро «Сходненская» (автобус № 70, трамвай № 6) до остановки «Улица Циолковского» и далее 10 минут пешком. На автомашине — Москва, Большая Набережная улица, 6[1].

Происшествия на шлюзе

Тушинский тоннель, трамвай, 2007 год

10 января 2019 года произошёл прорыв западной дамбы канала, в результате чего был затоплен тоннель 2003 года постройки. Причиной стал размыв земляной дамбы и нарушения при строительстве тоннеля в 2002 году. Пострадавших при аварии не было[7][8][9].

Ликвидация аварии заняла полгода. Движение судов на этом участке канала было открыто 15 августа 2019 года[10]. В начале мая 2020 года в этом же месте, но с восточной стороны была замечена фильтрация воды в тоннель, из-за чего движение судов, открытое в конце апреля было запрещено и судоходство возобновилось лишь 15 июля 2020 года[11][12][5].

17 мая 2024 года движение судов между шлюзом № 7 и № 8 было вновь остановлено из-за угрозы прорыва дамбы и возобновлено после ремонта 12 июля 2024 года[13][14][4].

См. также

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Шлюз №7 Канала имени Москвы (Москва, Тушино). Сruiseinform. Дата обращения: 7 апреля 2025.
  2. Комплекс сооружений канала им. Москвы. Дата обращения: 7 апреля 2025.
  3. Разработка общей концепции архитектурных сооружений канала «Москва – Волга» 1932 – 1937 гг.. Москва-Волга (14 декабря 2019). Дата обращения: 7 апреля 2025.
  4. 4,0 4,1 В Москве возобновлено транзитное судоходство через шлюзы Канала имени Москвы в Тушино. Сruiseinform (12 июля 2024). Дата обращения: 7 апреля 2025.
  5. 5,0 5,1 Дмитрий Гончарук. Прорвёт ли снова канал имени Москвы. Парламентская газета (11 января 2019). Дата обращения: 7 апреля 2025.
  6. Шлюз №7 Канала имени Москвы (Москва, Тушино) (4 марта 2020). Дата обращения: 6 апреля 2025.
  7. Названа причина ЧП в тоннеле Волоколамского шоссе под Каналом имени Москвы. Канал имени Москвы (10 января 2019). Дата обращения: 7 апреля 2025.
  8. Установлены причины аварии на дамбе «Канала имени Москвы» в Тушино. Канал имени Москвы (5 апреля 2019). Дата обращения: 7 апреля 2025.
  9. Титко Алиса. Установлены причины аварии на дамбе "Канала имени Москвы" в Тушино. KP.RU (5 апреля 2019). Дата обращения: 7 апреля 2025.
  10. Волкова Светлана. После аварии на «Канале имени Москвы» в Тушине запустили первые суда. KP.RU (16 августа 2019). Дата обращения: 7 апреля 2025.
  11. Транзитное судоходство по Каналу имени Москвы снова закрыли из-за проблемы с дамбой в Тушино. Сruiseinform (17 мая 2024). Дата обращения: 7 апреля 2025.
  12. На участке между шлюзами № 7 и № 8 Канала имени Москвы на месяц приостановлено судоходство. ИАА «ПортНьюс» (13 мая 2020). Дата обращения: 7 апреля 2024.
  13. Как выглядит осушенный после ЧП Канал имени Москвы в Тушино (ФОТО). 2024-05-31. Дата обращения: 7 апреля 2025.
  14. Транзитное судоходство из Канала Москвы в Москва-реку возобновится в середине лета. Cruiseinform (3 июня 2024). Дата обращения: 7 апреля 2025.

Ссылки

  1. Шлюз № 7 Канала имени Москвы (Москва, Тушино)
  2. Шлюзы 7 и 8 Канала имени Москвы
  3. Канал имени Москвы — Шлюз № 7 КиМ. Фотографии
  4. Участок шлюзы № 7 и 8 — Сходненский (обводнительный) канал
  5. Агитпоездка фотохудожников 4-9 августа 1937 года