Шлюз №9 (Канал имени Москвы)

Эта статья прошла проверку экспертом
Шлюз № 9 Канала имени Москвы
Шлюз № 9 (Карамышевский) и новый Карамышевский мостШлюз № 9 (Карамышевский) и новый Карамышевский мост
Координаты 56°44′22″ с. ш. 37°08′57″ в. д. / 56.73944° с. ш. 37.14917° в. д. / 56.73944; 37.14917 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Регион Московская область
Тип Гидравлический
Река Москва
Год начала строительства 1934
Год окончания строительства 1937
Архитектор Алексей Рухлядев
Оператор ФГБУ «Канал имени Москвы»
Характеристики
Высота подъёма 6 м
Длина 290 м
Ширина 30 м
Глубина 5,5 м
Культурное наследие Памятник градостроительства и архитектуры
Шлюз № 9 Канала имени Москвы (Россия)
Точка
Шлюз № 9 Канала имени Москвы
Шлюз № 9 Канала имени Москвы, Россия
Шлюз № 9 Канала имени Москвы (Московская область)
Точка
Шлюз № 9 Канала имени Москвы
Шлюз № 9 Канала имени Москвы, Московская область

Шлюз № 9 Кана́ла и́мени Москвы́ — однокамерный судоходный шлюз, относящийся к Карамышевскому гидроузлу Канала имени Москвы. Расположен на Карамышевском спрямлении Москва-реки в черте города Москвы. Состоит из однокамерного шлюза и насосной станции. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на шесть метров. Шлюз находится на балансе Федерального Государственного Бюджетного Управления «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября[1].

История и конструкция

Архитектор шлюза № 9 Алексей Рухлядев. Строительство гидроузла начато в 1934 году и закончено в 1937 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года. Официально принят в эксплуатацию одновременно с другими шлюзами Канала имени Москвы 15 июля 1937 года. Помимо шлюза Карамышевский гидроузел включает в себя Карамышевскую ГЭС и водоподъемную бетонную плотину с пятью пролетами, перекрываемыми стальными затворами[1][2].

Шлюз устроен по общепринятому на Канале имени Москвы типу. Тип шлюза: железобетонный, однокамерный, с промежуточной головой. У верхней головы (со стороны Серебряного бора) камера перекрывается сегментным затвором, у средней и нижней головы — двухстворчатыми воротами. Длина камеры шлюза 290 метров, ширина 30 метров, глубина на порогах 5,5 метра. Средняя голова шлюза позволяет в случае необходимости проводить шлюзование половинной камерой (то есть с наполнением на 50 % от всего объёма камеры — это использовалось для шлюзования пассажирских прогулочных судов и маломерного флота в 19401970-х годах[1][2].

Карамышевский гидроузел изображён на советских почтовых марках 30-х годов. Комплекс сооружений канала имени Москвы является Памятником градостроительства и архитектуры с номером 7730251000, согласно Протоколу заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям № 207 от 13 июня 2007 года[3][4].

Местоположение

Судоходный шлюз № 9 расположен на Карамышевском спрямлениии — канале глубиной около 30 метров, прорытом на излучине реки Москва. Строительство спрямления позволило сократить длину судового хода на 8 км[1]

У нижней головы шлюза над камерой проходит автодорожный Карамышевский мост (Мневниковский мост), открытый в 1937 году на 185 километре реки Москвы, над восточной камерой шлюза. В 2017 — 2019 годах в 400 метрах от старого моста, над центральной частью камеры шлюза, построен новый Карамышевский мост. Центральный пролёт моста над камерой шлюза имеет длину 200 метров, а общая протяженность мостового перехода — 600 метров[5][6][7].

В настоящее время круизные теплоходы этот шлюз не проходят. Посмотреть на него можно только с борта прогулочного теплохода. До 1970-х годов существовал водный маршрут через центр Москвы от Северного речного вокзала до Южного речного вокзала, на котором работали пароходы 737 проекта. Такие рейсы получили название «Московская кругосветка»: маршрут начинался на юге Москвы, затем по реке Москве и реке Оке до Нижнего Новгорода, затем вверх по Волге до Дубны, а затем до Северного речного вокзала по Каналу имени Москвы и далее транзитом через центр столицы на Южный речной вокзал. Сейчас круизные теплоходы ходят в «кругосветку» с Южного речного вокзала на Северный и обратно, не проходя через центр Москвы[8].

Ближайшая к шлюзу № 9 станция метро — «Народное ополчение» Большой кольцевой линии метрополитена: путь от метро составит 1,2 км. Ближайшие остановки наземного транспорта — «Шлюз № 9» (автобусы № 48, № 291 и № 294) и «Карамышевская набережная» (автобусы № 48, № 294, Т43 и Т61). На автомашине — Москва, Карамышевская набережная, 9с2[1][9].

Фотогалерея

Профиль канала имени Москвы

Профиль Канала имени Москвы

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Карамышевский гидроузел на реке Москве (Москва). Cruiseinform. Дата обращения: 9 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 Шлюз № 9 канала им. Москвы (Москва). Дата обращения: 9 апреля 2025.
  3. Комплекс сооружений канала им. Москвы. Дата обращения: 7 апреля 2025.
  4. Разработка общей концепции архитектурных сооружений канала «Москва – Волга» 1932 – 1937 гг.. Москва-Волга (14 декабря 2019). Дата обращения: 7 апреля 2025.
  5. Карамышевский мост через реку Москву (Москва). Cruiseinform. Дата обращения: 9 апреля 2025.
  6. Сдан в эксплуатацию новый мост через шлюз №9 на реке Москве в Карамышево. Сruiseinform. Дата обращения: 9 апреля 2025.
  7. Город дорог: завершено строительство Северо-Западной хорды. Градостроительный комплекс Москвы (2019-12-2). Дата обращения: 9 апреля 2025.
  8. Шлюз №7 Канала имени Москвы (Москва, Тушино) (4 марта 2020). Дата обращения: 6 апреля 2025.
  9. Шлюз № 9 Карамышевского гидроузла. Яндекс-карты. Дата обращения: 9 апреля 2025.

Ссылки