Гаситель

Гаситель
Царёв
Катер-памятник «Гаситель». Волгоград, 2005Катер-памятник «Гаситель». Волгоград, 2005
Служба
 Россия
 РСФСР
 СССР (1924—1935)
 СССР (1935—1948)
Класс и тип судна Катер (паровой с металлическим корпусом)
Порт приписки Царицын/Сталинград/Волгоград
Организация пароходные общества «Русь», «Кавказ и Меркурий» и «Нобель»;
Министерство путей сообщения
Изготовитель Сормовский судостроительный завод
Спущен на воду 1903 год
Введён в эксплуатацию 1903 год
Выведен из состава флота 1960 год[1] или 1966 год[2]
Основные характеристики
Длина 35,99 м
Ширина 5,57 м
Высота 2,69 м
Осадка порожний — 0,71 м;
гружёный — 1,65 м
Двигатели 2 паровые машины Compaund с холодильником
Мощность 400 и.л.с.
Движитель 2 трёхлопастных стальных открытых гребных винта
Скорость хода 24 км/ч
Экипаж 17 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение 1 радиостанция

«Гаси́тель» (до 1926 года — «Царёв») — часть памятника волжским речникам — героям Гражданской войны и Сталинградской битвы. Пожарно-спасательный катер, построенный на судостроительных верфях в Нижнем Новгороде в 1903 году. Заказ на него поступил от трёх пароходных обществ из Царицына. Катер участвовал в Гражданской войне и Сталинградской битве, в ходе которой был потоплен[3].

История

«Царев» — пожары и Гражданская война

«Гаситель» первоначально назывался «Царёв». Пожарный пароход был построен в 1903 году на верфях, расположенных в Нижнем Новгороде. Заказчиками выступили три пароходных общества из Царицына. Построен Гаситель был на Сормовском машиностроительном заводе, основанном в 1849 году под названием «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство» (по состоянию на 2025 год — одно из ведущих судостроительных предприятий России, выпускающее сухогрузы, нефтеналивные танкеры, баржи, землечерпалки и другую технику)[3].

В конце XIX века Царицын был центром деревообрабатывающей промышленности, на берегах Волги располагались лесопильные заводы. В город прибывали многочисленные суда с лесом в виде плотов и белян (больших одноразовых судов, предназначенных для перевозки леса). Древесину распиливали и отправляли по железной дороге. Пожары были частым явлением. Пожар 1901 года стал особенно разрушительным для лесопромышленников и судовладельцев, подчеркнув необходимость наличия пожарно-спасательных судов. 12 июня 1901 года огонь, перекинувшийся с загоревшейся беляны, охватил другие суда и берег. За три дня были уничтожены три завода, два посёлка (Ельшанка и Купоросный) и более 20 белян[3][4].

Убытки от пожара, составившие около 13 миллионов рублей, побудили владельцев пароходных обществ «Русь», «Кавказ и Меркурий» и «Нобель» в 1902 году совместно заказать строительство пожарно-спасательного судна «Царёв». Пароход предназначался для защиты судов от пожаров на лесных пристанях, откачки воды из деревянных барж и участия в спасательных операциях. «Царёв» был уникальным для своего времени. Он имел два двигателя мощностью по 200 лошадиных сил и развивал скорость до 24 км/ч. Пожарные насосы создавали давление до 20 атмосфер, а водооткачивающие устройства отличались высокой производительностью. Судно работало на мазуте и имело запас топлива на трое суток. Стальной корпус, деревянная и частично железная палуба, а также восемь водонепроницаемых переборок обеспечивали его надёжность. Конструкция носа позволяла ломать лёд, а подводный таран предназначался для пробивания бортов горящих судов. «Царёв» был оснащён машинным телеграфом и радиостанцией. Для тушения пожаров на нем имелись пожарные рукава, стволы на лафете, огнетушители, багры и другое оборудование[4][3].

Во время Гражданской войны «Царёв» участвовал в боевых действиях, используя свою скорость и манёвренность. На палубе были установлены пушка и пулемёты, а команда проявляла героизм в различных операциях. Катер перевозил части Рабоче-крестьянской Красной Армии, сопровождал суда с оружием и боеприпасами, а также выполнял разведывательные задачи[5].

«Гаситель» и Великая Отечественная война

«Гаситель» являлся образцовым судном, спасшим от гибели немало других кораблей. В 1928 году его посетил Климент Ворошилов, а в 1929 году — Максим Горький. Оба остались под впечатлением от работы экипажа, оставив восторженные записи в судовом журнале. Экипаж «Гасителя», согласно штатному расписанию, насчитывал 17 человек[5][3].

В 1935 году, во время борьбы с огнём на другом судне, «Гаситель» сам оказался на грани катастрофы. Как описывает Александр Рогозин в своей работе «Три жизни парохода „Гаситель“», на рейде у острова Крит загорелась баржа с хлопком-сырцом, который трудно поддаётся тушению. Капитан «Гасителя» принял решение затопить баржу вместе с грузом, пробив её борт подводным тараном. Однако таран застрял, и тонущая баржа потащила за собой «Гаситель». Капитан был готов отдать приказ об эвакуации, но «Гасителю» удалось вырваться. В 1936 году носовая часть судна была полностью заменена, и «Гаситель» лишился тарана[3].

«Гаситель» Волгоград

С началом Великой Отечественной войны пожарный катер вновь встал на военную службу. «Гаситель» активно участвовал в Сталинградской битве, сопровождая суда с пассажирами и баржи с топливом, а также выполняя задачи по переброске войск и грузов в осаждённый город. В июле 1942 года на «Гасителе» установили зенитное вооружение и запаслись средствами для борьбы с зажигательными бомбами. Боевое крещение «Гаситель» принял 27 июля 1942 года, когда его команда, рискуя жизнями, спасла баржи с нефтью из разбомбленного каравана в районе Ерзовки, отведя их на 80 километров от Сталинграда, в Шадринский затон. Ещё один подвиг совершён 8 августа 1942 года. В районе железнодорожной станции Сарепта из-за вражеской бомбардировки вспыхнул сильный пожар, охватив вагоны с боеприпасами, депо и жилые дома. Команда «Гасителя» оперативно прибыла на место и развернула 500-метровые рукава. Взрывной волной на судне выбило стекла, людей сбивало с ног, на них загоралась одежда. К утру огонь был потушен, составы с боеприпасами спасены. Сам «Гаситель» получил 28 пробоин[3][6].

«Гаситель» продолжал тушить многочисленные пожары: 20 августа — на Лесобазе, 22 августа — на складах кожевенного завода, 23 августа — во время массированной бомбардировки Сталинграда. Когда разбомбили нефтебазу у завода «Красный Октябрь», «Гаситель» переместился туда и боролся с горящей нефтью на Волге. 25 августа «Гаситель» перевозил раненых и боеприпасы. Вечером судно подверглось нападению вражеских самолётов. Погибли механик и кочегар, были ранены другие члены экипажа, сам пароход получил серьёзные повреждения. Несмотря на это, команда сумела устранить поломки и продолжить работу. Всего за Сталинградскую битву «Гаситель» получил около 3500 пробоин. В сентябре 1942 года, из-за обмеления подходов к причалам, «Гаситель» не смог выйти из Сталинградского затона. Экипаж расформировали. В середине октября 1942 года повреждённое судно затонуло после очередного авиационного налёта[3].

Кино и мирный труд

В 1943 году со дна Волги начали поднимать множество кораблей, и «Гаситель» не стал исключением. Его извлекли из реки и восстановили. Вместе с капитаном на борт вернулись некоторые члены прежней команды. Пожарный пароход возобновил свою обычную деятельность: боролся с огнём на реке, откачивал воду из деревянных барж и помогал в спасательных операциях. Его заслуги также были отмечены: в 1949 году «Гаситель» сыграл самого себя в кинофильме[3].

В 1961 году «Гаситель» уступил место более современному и мощному пожарно-спасательному теплоходу «Стерегущий». После этого «Гаситель» продолжил свою службу в Волжском аванпорту (внешней, более глубокой части порта, защищённой от больших волн). Там он вновь затонул, на этот раз из-за простой небрежности: перед зимним ремонтом гребные валы отсоединили, но не зафиксировали. Во время перемещения судна валы сдвинулись, и вода проникла через сальники дейдвудов. Однако «Гаситель» снова подняли и отремонтировали. Он функционировал до 1966 года, после чего был списан за ненадобностью и затоплен у левого берега, напротив центральной набережной Волгограда[3][6].

Мемориальный комплекс

За долгие годы, проведённые на дне, «Гаситель» оказался погребен под слоем ила и песка. Спустя время было принято решение извлечь его, провести реставрацию и превратить в памятник. В 1974 году специалисты 7-го экспедиционного отряда, занимавшегося судоподъёмными, подводно-техническими и аварийно-спасательными работами при Министерстве речного флота РСФСР, подняли «Гаситель»[4].

К 1977 году пароход полностью восстановлен и установлен на вечную стоянку на волжской набережной, у места впадения реки Царицы, вблизи речного вокзала. Рядом с «Гасителем» проходила Малая Приволжская детская железная дорога, которая, закрыта в 1979 году. Ближайшая железнодорожная станция получила название «Гаситель»[4].

Торжественное открытие памятника волжским речникам состоялось 6 ноября 1977 года, в честь 60-летия Октябрьской революции. Автором проекта стал известный волгоградский архитектор Вадим Масляев. Мемориальный комплекс включает в себя сам пожарно-спасательный пароход «Гаситель», бассейн, облицованный гранитом, символизирующий реку Волгу, а также 13-метровая стела с двусторонней облицовкой бальзамитовыми плитами, на которой выгравированы надписи, звезда и якорь[6][3].

По задумке архитектора, «Гаситель» на вечной стоянке должен был создавать впечатление плывущего по Волге, для чего бассейн под ним был наполнен водой, символизирующей великую русскую реку. На стороне стелы, обращённой к Волге, высечена надпись[3]:

«Никогда советский народ не забудет мужественных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград».

На стороне, обращенной к городу, можно прочесть[3]:

«Слава речникам и пожарным волжского бассейна — героям Гражданской войны, защитникам Красного Царицына».

Память о подвигах «Гасителя» запечатлена в музее-панораме «Сталинградская битва», где хранятся пожарный рукав и вахтенный журнал судна, а также представлена модель прославленного пожарного парохода. Со временем «Гаситель» подвергся разрушительному воздействию времени и отсутствия должного ухода. В 2022 году были проведены реставрационные работы[7].

Примечания

  1. Южный Региональный Центр МЧС России. Особенности эксплуатации пожарно-спасательных катеров. Предложения по совершенствованию выпускаемой пожарно-технической продукции // Сборник трудов 6-й международной специализированной выставки «Пожарная безопасность XXI века» и 5-й международной специализированной выставки «Охранная и пожарная автоматика» (Комплексные системы безопасности) / Под общ. ред. Заслуженного юриста Российской Федерации, д.ю.н., профессора Гурова А.И.. — М.: Эксподизайн-ПожКнига, 2007. — С. 32—37.
  2. Смирнов Е.Л. Пожарно-спасательный пароход «Царёв» (pdf). Речная справочная книжка корабельного инженера Е.Л. Смирнова. Дата обращения: 4 февраля 2011. Архивировано 13 июля 2012 года.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 Жизнь, смерть и вечная стоянка пожарного парохода «Гаситель» в Волгограде. ООО «Сеть городских порталов» (27 ноября 2022). Дата обращения: 9 июня 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Тогда и сейчас: легендарный «Гаситель» в Волгограде, который замер на вечной стоянке. Блокнот Волгоград (26 апреля 2020). Дата обращения: 10 июня 2025.
  5. 5,0 5,1 Пожарная часть «на плаву», легендарный «Гаситель», огнеборцы и сторожевой Волчок. Главное управление МЧС России по Волгоградской области (1 сентября 2015). Дата обращения: 10 сентября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 Катер Гаситель: самый старый памятник-пароход на Волге. ОАО «Моя Планета». Дата обращения: 10 июня 2025.
  7. В Волгограде реставрируют легендарный «Гаситель». Официальный портал Волгоградской области (16 августа 2022). Дата обращения: 10 июня 2025.