Родина-мать (Волгоград)

Материал из «Знание.Вики»
Скульптура
«Родина-мать зовёт!»
Монумент «Родина-мать зовет» г. Волгоград.jpg
Страна Флаг России Россия
Город Волгоград
Автор проекта Е. В. Вучетич,
Н. В. Никитин
Строительство 1959—1967 годы
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Регионального значения

Высота 85 м
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Ро́дина-мать зовёт!» — скульптура, находящая в центре ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде[1]. Самая высокая статуя в России, одна из высочайших статуй мира. Фигура женщины, стремительно шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих детей на бой с врагом[2]. Вместе с мемориальным комплексом «Героям Сталинградской битвы» монумент «Родина-мать зовёт!» — это символ героизма и патриотизма советского народа в Великой Отечественной войне и дань памяти тем, кто погиб в Сталинградской битве[3].

Внешний вид скульптуры и символизм

Скульптура выполнена в виде статуи женщины-матери, которая стремительно идёт вперёд с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Её туловище немного повёрнуто назад, туда же в зовущем жесте отведена левая рука[4]. Эмоции усиливают взлохмаченные волосы, довольно резкие линии фигуры, ярко выраженная эмоциональность лица и крепкие руки женщины. Широко распахнутые глаза и рот создают обстановку тревоги и напряжения. Монумент стоит не на возвышающемся постаменте, а в двух метрах над землёй, что придаёт ему бо́льшую реалистичность[5].

Монумент является символом героизма и патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны, это и дань памяти тем, кто погиб в Сталинградской битве[3]. На современном гербе Волгоградской области изображена фигура статуи «Родина-мать зовёт!» в белом цвете[6].

15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине.Евгений Вучетич

Образ «Родина-мать»

Идея образа «Родина-мать» восходит к образу Матери-сырой земли и русскому варианту Великой Богини-матери. В книжной традиции русская земля представляется как живое существо, она изображается в женском, материнском облике. История же визуализации России-Матушки, по всей вероятности, берёт начало с образа России с горельефа «Заведение флота в России» (А. Теребенев, 1810 год), расположенного на аттике нижнего куба башни Адмиралтейства. Россия там изображена как сидящая справа от императора женщина под лавровым деревом с короной на голове; в правой её руке палица Геркулеса, символ могущества, в левой — рог изобилия. Также примерно в эти годы на медали «Народное ополчение» (1816), посвящённой событиям только что закончившейся Отечественной войны, изображена Россия, вручающая своим сыновьям боевые мечи[7].

Символ матери активно использовался многими странами в различные периоды истории в военное время или с политическими целями (как, например, картина Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», изображающая Марианну, символ Франции, на баррикадах). Образ Матушки-России, освобожденной от царского гнета, был среди наиболее заметных мобилизующих символов в период Февральской революции, появляясь на знаменах, жетонах, наградах, обложках журналов и т. д.[8][9].

Образ «Родины-матери» активно вовлекался в военный дискурс во время русско-турецкой и русско-японской войн. Материнский образ Родины часто использовался и в советской пропаганде в годы Великой Отечественной войны (и даже перед ней)[7]. Агитплакат И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!» вместе с плакатом «Ты записался добровольцем?» стали самыми популярными и узнаваемыми, даже в современной коммуникации. Их воздействующая функция достигается при помощи непосредственного обращения к адресату обобщённого образа, «архетипа»[10].

Кто позировал архитектору, в настоящее время не известно. Предположительно, моделью послужила спортсменка Нина Думбадзе, а лицо архитектор лепил со своей жены Веры Владимировны Вучетич[1][4].

Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка.Валентина Клюшина, заместитель директора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы»

Статуя является аллегорическим образом Родины, призывающей своих сынов на бой с врагом и поднявшая меч. Это и современная интерпретация античной Ники Самофракийской — богини победы[4], и символ Фемиды — богини правосудия, и дальнейшее развитие идеи, заключённой в плакате Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!»[11].

Место

В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган, расположенный в центре Сталинграда, являлся ключевой точкой обороны города, так как был главенствующей высотой. Несколько раз вершина переходила из рук в руки, пока не была освобождена в январе 1943 года. В наши дни на Мамаевом кургане располагается историко-мемориальный комплекс, центральная часть которого — монумент «Родина-мать зовёт!»[1].

Часть триптиха

Скульптура «Родина-мать зовёт!» является важной составляющей триптиха, в который также входят монументы в Магнитогорске и Берлине. Уральский памятник «Тыл — фронту» олицетворяет меч победы. Рабочие выковали его для солдат, которые освобождали страну от захватчиков. Родина-мать поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война завершилась[5]. Все три статуи связывает один общий элемент — меч победы[4].

История создания

О создании памятника в Сталинграде объявили ещё до окончания войны, осенью 1944 года. Участие в конкурсе проектов принимали не только советские, но и зарубежные архитекторы. Евгений Вучетич участие в конкурсе не принимал, однако известно, что ещё до объявления конкурса он лично обсуждал свой проект с И. В. Сталиным. Приказ о строительстве памятника был подписан в 1958 году, начало работ было положено в 1659, а открыли памятник в сентябре 1967 года[1].

Кроме Е. В. Вучетича, над памятником «Родина-мать зовёт!» трудились ещё несколько скульпторов. Группой архитекторов руководил архитектор, скульптор, градостроитель Я. Б. Белопольский, а инженерные расчёты велись под руководством небезызвестного в стране профессионала в области строительства, архитектора Н. В. Никитина. Ему была поручена задача подготовить конструкцию фундамента и несущих каркасов величественного монумента[5]. Памятник стал первым в мире, созданным из железобетона[1]. Выбор данного материала был обусловлен тем, что это был одним из самых дешёвых материалов[2].

Скульптура «Родина-мать зовёт!» была отлита на месте, лишь голова и меч были произведены отдельно и устанавливались при помощи вертолётов. Строительство не прекращалось ни днём, ни ночью: советские власти желали в кратчайшие сроки закончить постройку[1]. В ходе производства решено было увеличить размер скульптуры с 32 до 56 метров, а затем — и до 85 метров[4].

В 1963 году специальным постановлением Совета министров РСФСР Н. В. Никитину разрешили собрать хозрасчётную творческую группу проектировщиков. Он привлёк примерно 9 человек, за спиной которых уже был опыт проектирования высотных зданий. Лучшие инженерные умы трудились над невиданным заданием только в свободное от работы время, вся техническая разработка гигантского монумента была сделана в выходные и во время отпуска. Главной задачей было правильно рассчитать центр тяжести. Каркас помог расположить его в нужном месте. Кроме того, бетон стянут множеством стальных канатов, проходящих ярусами по всей длине статуи так же, как это сделано в Останкинской башне. Канаты, натянутые горизонтально, удерживают от падения широко раскинутые руки статуи. Натяжение каждого каната составляет 60 тонн[12].

В период строительных работ организаторам было необходимо улаживать различные проблемы. Для того чтобы машинам с бетоном ничто не препятствовало на пути, их обеспечили цветными лентами. Водители приобрели разрешение миновать красный сигнал светофора, а работникам ГАИ дали указание не останавливать эти грузовики[5].

Меч скульптуры выполнили по авиационной технологии: из нержавеющей стали, обшитой листами титана[5]. Однако, будучи очень массивным, меч неоднократно разрушался под воздействием своей ветровой парусности и возникавшего резонанса. В процессе исследования меча в аэродинамической трубе ЦАГИ было предложено перфорировать его для изменения характера возникающих ветровых нагрузок[13]. В 1972 году меч поменяли на стальной с отверстиями для понижения парусности, это дало нужный результат[5]. Сейчас меч изготовлен из фторированной стали и оснащен специальными жалюзи в верхней своей части, что позволяет снизить нагрузку воздушных потоков[2].

Уже через год после открытия памятника на нём стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры, их ежегодно покрывали водоотталкивающим средством[2].

В мае 1965 года контролирующие строительство специалисты из Госстроя рекомендовали существенно усилить железобетонное сооружение. Переживания инженеров и технологов были обусловлены состоянием грунта. Чтобы избежать катастрофы, строители осуществили дополнительное бетонирование в основании постамента. Бетонная статуя «Родина-мать зовёт!» стоит на постаменте высотой 2 метра. Вся конструкция опирается на прочный фундамент, уходящий в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, создан искусственно. Для того, чтобы фундамент не сломался под весом бетонной конструкции, сюда насыпали примерно 150 тонн земли[5].

От подножия к верхней площадке ведёт 200 ступеней, по количеству дней Сталинградской битвы. Внутри самой статуи тоже должно было быть 200 ступеней. Но за счёт пролётов их количество увеличилось до 203.

Торжественное открытие памятника состоялось 15 октября 1967 года. На открытии присутствовал генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев, председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и министр обороны СССР маршал Советского Союза Андрей Гречко. Почётными гостями стали командующий 62-й армией генерал армии Василий Чуйков и другие военачальники, воевавшие в Сталинграде, а также множество ветеранов-сталинградцев. С того времени по сей день волгоградский мемориальный комплекс остается одним из самых знаменитых и популярных в нашей стране: ежегодно его посещают порядка 2,6 миллиона человек.

Технические характеристики

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого бетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Общая высота памятника — 85 метров, он стоит на бетонной конструкции глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без учёта меча составляет 52 метра. Меч в длину составляет 33 метра и весит 14 тонн[2].

Внутри статуя полая. Она состоит из небольших прямоугольных ячеек, похожих на комнаты. Фигура отливалась ярус за ярусом с использованием опалубки из гипсолита[14]. Полнота стенок варьируется от 25 до 30 см. Бетонный корпус удерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 сильных тросов, которые не позволяют основе прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн. Металлические канаты находятся под устойчивым натяжением, которое регистрируется специальными приборами. Совокупный вес скульптуры превышает 8 тысяч тонн. Рука, в которой находится меч, вытянута вверх на 20 метров[5].

Нижняя часть скульптуры спроектирована в виде решётчатого железобетонного ящика с мощными пятидесятисантиметровой толщины стенками. Этот ящик свободно уложен на перекрытие фундаментов, и по каждой его стороне предусмотрены по четыре ниши. Таким образом, при образовании наклона фигуры в любую сторону от вертикальной оси, посредством гидравлических домкратов её можно вернуть в нужное вертикальное положение[12].

Монумент внутри не отделан — он изначально был задуман как памятник, а не место для экскурсий. Вверх ведёт бетонная лестница, а выше — металлические лесенки. В правую руку, к мечу, расположен небольшой лаз. А сердце Родины-матери — это маленькая комнатка, где находится аппаратура, контролирующая натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации[15].

Реставрация

Поскольку скульптура сделана из железобетона, то уже через год после открытия памятника на нём стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством[16].

Масштабные работы начались в 2017 году. Подготовка к ним заняла 8 лет, а заказчиком выступило Министерство культуры РФ. Реконструкция включала следующие работы: замену и повторное натяжение канатов внутри скульптуры; монтаж наружного освещения; противоаварийные работы по наружной поверхности скульптуры; устранение трещин, некоторые из которых были почти сквозными; частичную реставрацию бетонных поверхностей внутри статуи; восстановление заржавевшей арматуры; очистку от мха, грязи, плесени; обработку защитными составами; благоустройство прилегающей территории. Для проведения наружных работ было возведено 30 ярусов строительных стальных лесов. Их общий вес составил 270 тонн, а высота — около 60 м. Их разобрали только в ноябре 2019 года[17]. Реставрацию завершили в мае 2020 года к 75-й годовщине Победы.

Отражение в культуре

Монументальная скульптура «Родина-мать», входящая в состав мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, признана особо ценным объектом культурного наследия России. Является одним самых внушительных памятников Великой Отечественной войны и одним из узнаваемых символов Волгограда. Монумент охраняется государством и включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)[18].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Подвигайло А. А., Гребенюк А. А. История памятника "Родина-мать зовёт!" // Великая отечественная война 1941-1945 гг.: подвиг народа. Сборник материалов Межвузовского круглого стола. Белгород,. — 2022. — С. 43—47.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Арсеньева А. Д. Образ Родины отраженный в памятнике «Родина-мать зовёт!» // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация. Материалы IV Международной научной конференции. — 2020. — С. 680—683.
  3. 3,0 3,1 Князев Ю. П., Брылёв В. А. Мамаев курган: его роль в Сталинградской битве и в формировании природно-исторического заповедника // Грани познания : Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. — 2017. — № 2(49). — С. 11—17.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Топчиева Д. С. История памятника «Родина-мать зовёт» // Сталинград: война и мир. Сборник статей. I Всероссийская научная конференция молодых учёных. Под редакцией Е.В. Карчагина. Волгоград. — 2021. — С. 27—29.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Оруло А. А., Прокопов С. В. Мамаев курган: «Родина-мать зовёт!» // Потёмкинский форум. Сборник материалов IV международного научного форума, посвящённого 75-летию Крымской наступательной операции 1944 года и 5-летию воссоединения Севастополя и Крыма с Россией. — 2019. — С. 301—303.
  6. Плещенко А. Н., Беликова Е. О., Дулина Н. В. Пространственная идентичность как конструкт социокультурного ландшафта региона (на примере Волгоградской области) // PRIMO ASPECTU. — 2022. — № 4 (52). — С. 31—38. — ISSN 2500-2635 ISSN: 2500-2635.
  7. 7,0 7,1 Рябов О. В. «Родина-Мать»: история образа // Женщина в российском обществе. — 2006. — № 3. — С. 33—46.
  8. Рябов О. В. «Родина-Мать» в истории визуальной культуры России // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: История. — 2014. — № 1. — С. 90—113.
  9. Рябова Т. Б. «Родина-мать» в практиках политической мобилизации современной России // Женщина в российском обществе. — 2015. — № 3—4 (76-77). — С. 124—137.
  10. Позднякова Н. В. Роль советских агитплакатов в современной коммуникации // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке : материалы докладов и сообщений Международной научной конференции, посвященной юбилею Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л. Г. Бабенко. — 2016. — С. 585—594.
  11. Шипицин А. И. Символическое прочтение памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» // Молодой учёный. — 2010. — № 3 (14). — С. 171—174.
  12. 12,0 12,1 Землякова Л. В. Создатели монумента «Родина-мать зовет!»: учёный и конструктор Николай Никитин // Учебный год. — 2017. — № 4 (49). — С. 12—14. — ISSN 1811-4865 ISSN: 1811-4865.
  13. Лимонад М. Ю. Архитектура и её парусность // Вестник МГСУ. — 2017. — Т. 12, вып. 6 (105). — С. 610–618.
  14. Скульптура «Родина-мать зовёт!». Мамаев курган (2023). Дата обращения: 1 августа 2023.
  15. Шереметьева И. Как строили Родину-мать и памятник-ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде: история в фото. Комсомольская правда. Волгоград (15 октября 2022). Дата обращения: 1 августа 2023.
  16. «Родина-мать зовёт!» 10 фактов о монументе. Культура.РФ. Дата обращения: 13 августа 2023.
  17. «Родина-мать зовёт!» - главный памятник защитникам Сталинграда на Мамаевом кургане.. Архитектурные сооружения мира. Дата обращения: 14 августа 2023.
  18. Памятник «Родина-мать зовёт!» признали особо ценным культурным наследием. Журнал Фома (10 мая 2016 года). Дата обращения: 14 августа 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!