Шлюзование
Шлюзова́ние — процесс прохода речного или морского судна через камеру шлюза с уровня одного бьефа на уровень другого бьефа. В шлюзовой камере судно может опускаться или подниматься. В многоступенчатых шлюзах, камеры которых имеют общие промежуточные головы, шлюзование судов может осуществляться на разных уровнях. Разница высот уровней обоих бьефов называется «напором шлюза». В некоторых многоступенчатых шлюзах возможно параллельное шлюзование судов, идущих навстречу друг другу[1][2].
История шлюзования
Водный путь для перевозки грузов издавна использовался людьми. И издавна люди искали способы перемещения судов между соседними реками. Кроме этого людям, живущим вдоль рек было важно регулировать уровень воды с тем, чтобы избежать как наводнений, так и засухи. Для этих целей реки перегораживали, а между ними прокладывали каналы[3].
Китай
Считается, что первые судоходные шлюзы появились в Китае в 984 году, построенные под руководством помощника министра транспорта в Хуайнани — Цяо Вэйюэ. Первый шлюз построили на Великом Китайском канале. Шлюз представлял собой прямолинейный участок протяжённостью 76 метров, ограниченный с двух сторон деревянным опускными воротами. В течение XI века подобные сооружения строились на всем протяжении Великого Китайского канала вплоть до XIII века[4].
Европа и США
В 1497 году Леонардо да Винчи нарисовал чертежи шлюза с двустворчатыми поворотными воротами в своих книгах эскизов. В 1398 году был построен канал от города Лауэнбурга на реке Эльбе до города Любека, оборудованный 17 полушлюзами. В последующем судоходные каналы со шлюзами активно строили в Европе и России. Самым большим шлюзом является сооружение, построенное на гидроузле Эймёйден в Нидерландах[4].
В 1825 году в США построен канал Эри длинной в 567 километров от Буффало до Олбани, на протяжении которого обустроили 36 шлюзов. В 1915 году построен Панамский канал, соединивший два океана между Северной и Южной Америкой[4][5].
Россия
В России шлюзованные водные пути появились в XVIII веке при Петре Первом. В 1702 — 1704 годах началось строительство канала через водораздел между рекой Тверцой — притоком Волги и рекой Цной — притоком Мсты в районе города Вышний Волочёк. Первые попытки улучшить судоходные условия Москвы реки предприняли в начале XIX века. В 1836 году, к примеру, на Москве-реке построили Бабьегородскую плотину, а на Водоотводном канале — Краснохолмские шлюзы, что сделало Водоотводный канал судоходным. Конструкция шлюза вначале была выполнена из дерева и требовала разборки на зиму. В дальнейшем этот шлюз сделали чугуннным[3][6][7].
В первой трети XX века в СССР были построены каналы, соединившие Волгу и Москву-реку, Волгу и Дон, Волгу и балтийские реки, а так же множество шлюзованных систем для обеспечения судоходства в местах постройки гидроэлектростанций и водохранилищ. В настоящее время на внутренних водных путях России насчитывается 108 шлюзов и один судоподъёмник[4][3][7].
Правила шлюзования
Судно приближается к шлюзу на самом малом ходу, чтобы обеспечить максимальную управляемость. Вход судна в шлюз возможен только по разрешающему сигналу администрации шлюза или при соответствующем сигнале семафора на шлюзе. При заходе в камеру шлюза суда обязаны соблюдать очередность, установленную правилами или администрацией шлюза. При входе в шлюз капитану судна указывается сторона шлюзовой камеры, к которой должно пришвартоваться судно во время подъёма или спуска[1].
В камере шлюза все суда, без исключения, должны пришвартоваться к плавучему или стационарному рыму. Швартовка должна осуществляться с обоих концов судна — с кормы и с носа. При швартовке в камере шлюза первыми подают носовой шпринг и кормовой продольный швартов, с тем чтобы предотвратить навал на стоящее впереди судно или батопорт шлюза. Стенки шлюза предохраняются от навала судов специальными плавающими или навесными кранцами. Выход судов из шлюза осуществляется в той же последовательности[1][8][9].
Процесс шлюзования
Шлюз состоит из шлюзовой камеры, которая с двух сторон ограничена воротами, между которыми располагается камера шлюза с регулируемым уровнем воды. Время шлюзования судна зависит от того, на какую высоту нужно поднять или с какой высоты нужно опустить судно в шлюзовой камере, а так же от скорости наполнения шлюза. На рисунке показан процесс прохождения судном шлюза, который происходит поэтапно[9][1][10]:
- Судно идёт вверх по течению.
- Судно входит в шлюз.
- Закрываются нижние ворота.
- Камера заполняется.
- Камера заполнена. Уровни воды выровнены.
- Открываются верхние ворота.
- Судно покидает шлюз.
- Судно идёт вниз по течению.
- Судно входит в шлюз.
- Закрываются верхние ворота.
- Камера опорожняется.
- Камера опорожнена. Уровни воды выровнены.
- Открываются нижние ворота.
- Судно покидает шлюз.
Литература
- Морской энциклопедический словарь в 2-х томах / Редактор Исанина Н.Н.. — 1987. — 1032 с.
- Ситников Г.Г., Феденко И.И. Москва — Уфа: По плесам пяти морей. — Географгиз. — Москва, 1954.
- Никифоров Д. II часть // Старая Москва. — Москва, 1902. — 183 с.
- Кротков П.В. Исторический очерк инженерных сооружений г. Москвы. — Москва, 1896. — 22 с.
- Нестерук Ф.Я. Гидротехническое прошлое великого города / под ред. A.M.Румянцева. — Опыт эксплуатации сооружений канала Москва-Волга, выпуск VII. — Москва, 1947. — 70 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 «Об утверждении Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей». МЧС России (3 марта 2014). Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Тимонов В. Е. Ворота шлюзные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах. — СПб., 1890—1907.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Плечко Л. А. Старинные водные пути. — Москва: Физкультура и спорт, 1985. — С. 3.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Основная информация о судоходных шлюзах. Судоходные шлюзы. Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Южный шлюз (Эймёйден). plotina.info. Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Окороков А. В. Забытое прошлое незаметного настоящего: история шлюзования Москвы-реки как ось формирования городской среды // Культурологический журнал : журнал. — 2014. — № 1.
- ↑ 7,0 7,1 Канал пяти морей // Наука и техника. — 1935. — Октябрь (№ 20). — С. 14.
- ↑ Шлюзование. Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ». Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ 9,0 9,1 Как проходить шлюзы на маломерном судне. BoatProfi (9 сентября 2023). Дата обращения: 24 апреля 2025.
- ↑ Певзнер, В.А., Слепенков, П.П., Карлов, Б.И. Учебник судоводителя-любителя (управление маломерными судами). — Москва: ДОСААФ, 1976. — 352 с.
Ссылки
- О порядке шлюзования в канале им. Москвы — Правила шлюзования для владельцев и капитанов судов
- Как проходить шлюзы на маломерном судне.
- Шлюзы
- Московская кругосветка (01.06.2011 — 14.06.2011)
- Московский гидроузел: шлюзы и история обводнения города