Швартовка
Шварто́вка (от нидерл. zwaartouw[1]; sjortouw[2] — «шварто́в», от zwaar — «тяжёлый» и touw — «трос») — процесс подхода судна и его крепления к причальной стенке, пирсу или другому судну[3][4]. Крепление производят с помощью синтетических или стальных тросов, называемых «швартовными концами»[5]. Для швартовки команда судна должна принять решение о способе таковой и выполнить несколько последовательных манёвров.
Описание
Способы швартовки:
- Кормой — крепят парой кормовых швартовов к причалу и носовым швартовом за буй (или отдают якорь)[6]
- Носом — носовым швартовом к причалу и парой кормовых швартовов за пару буёв[6]
- «Лагом» (бортом к причалу или ошвартованному судну) — парой носовых швартовов к причалу и парой кормовых швартовов к причалу[6]
Необходимые манёвры:
- Выбор направления и скорости движения судна для предотвращения навала
- Подход судна к причалу с разворотом в выбранном направлении
- Подвод в выбранное положение по отношению к причалу (может быть задействован буксир)
- Удержание на месте на время подачи швартовов
- Подтягивание к причалу (для небольших судов — с помощью тягловой силы, в том числе ручной и механической; для крупных — с помощью двигателей самого судна)
Способ швартовки выбирают, исходя из возможностей порта, размеров судна, наличия свободных причалов, продолжительности планируемой стоянки и прочего. Во избежание повреждения бортов судна и стационарных причальных приспособлений, борта снабжают мягкими кранцами.
В книге узлов Эшли описаны иные виды швартовок, отличающиеся от показанной выше схемы на рисунке.
…Палы и битенги на причалах всегда располагаются по-разному, поэтому существуют разнообразные способы швартовки, хотя принцип — одинаков. Можно швартовать носовым, кормовым и носовым шпрингом — это угловая швартовка. Чем сильнее приливы и отливы, тем далее должны быть разнесены палы, и швартовые концы должны быть, по возможности, параллельными причалу. Концы должны образовывать треугольник так, чтобы причал или судно выступали бы в роли стороны треугольника. Крупнотоннажные суда нуждаются в большем количестве концов по миделю. Хотя принцип швартовки и не изменяется.
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]Post and bollards on wharfs are never placed twice alike, so there is considerable variety in the ways of tying up, though the principle is always the same. This shows a boat tied up with a bowline, stern line and a forward spring line. This triangulates the mooring. The greater the fall and rise of the tide, the farther apart the posts must be and the nearer parallel with the wharf the warps must led. The warps of lines must form triangles, with either the wharf or the boat acting as one side of each triangle. Larger vessels require more lines of the same sort along the middle length. Otherwise the principle of tying up is the same[7].— Клиффорд Эшли, «Книга узлов Эшли», стр. 538
Галерея
Примечания
- ↑ Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
- ↑ Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006
- ↑ Морской словарь, 2010
- ↑ Словарь военных терминов. — М.: Воениздат. Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. 1988 . Дата обращения: 16 апреля 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
- ↑ «Морской энциклопедический словарь» в двух томах, том 2 Архивная копия от 11 января 2017 на Wayback Machine. Под редакцией академика Н. Н. Исанина
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Е. П. Леонтьев, Школа яхтенного рулевого, Издание 2-е переработанное и дополненное. Москва. «Физкультура и спорт». 1974
- ↑ Ashley, Clifford W. (1944). The Ashley Book of Knots, Doubleday, p.538, #3332—3335. ISBN 0-385-04025-3