Шлюз №5 (Канал имени Москвы)

Эта статья прошла проверку экспертом
Шлюз № 5 Канала имени Москвы
Шлюз № 5. Канал имени Москвы. Выход баржи из камеры шлюза. 2017 годШлюз № 5. Канал имени Москвы. Выход баржи из камеры шлюза. 2017 год
Координаты 56°44′22″ с. ш. 37°08′57″ в. д. / 56.73944° с. ш. 37.14917° в. д. / 56.73944; 37.14917 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Регион Московская область
Населённый пункт Икша
Тип Гидравлический
Река Москва
Год начала строительства 1932
Год окончания строительства 1936
Архитектор Дмитрий Савицкий
Оператор ФГБУ «Канал имени Москвы»
Характеристики
Высота подъёма 11 м
Длина 290 м
Ширина 30 м
Глубина 4,89 м
Культурное наследие Памятник градостроительства и архитектуры
Шлюз № 5 Канала имени Москвы (Россия)
Точка
Шлюз № 5 Канала имени Москвы
Шлюз № 5 Канала имени Москвы, Россия
Шлюз № 5 Канала имени Москвы (Московская область)
Точка
Шлюз № 5 Канала имени Москвы
Шлюз № 5 Канала имени Москвы, Московская область

Шлюз № 5 Кана́ла и́мени Москвы́ — однокамерный судоходный шлюз, относящийся к Каналу имени Москвы. Расположен вблизи посёлка Икша Московской области. Вместе со шлюзом № 6, находящемся в 1,7 км южнее, входит в состав Икшинского гидроузла. Шлюз № 5 состоит из однокамерного шлюза, насосной станции № 185 и электрической подстанции № 232. В камере этого шлюза суда поднимаются/опускаются на шесть метров. Шлюз находится на балансе Яхромского района гидросооружений Федерального Государственного Бюджетного Управления «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября[1].

История, конструкция

Над архитектурой шлюза работал Дмитрий Савицкий. Строительство шлюза началось в 1932 году и закончено в 1936 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года. Официально в эксплуатацию гидросооружение принято 15 июля 1937 года. Шлюз устроен по общепринятому на канале типу. Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 4,89 метров[1]. Насосные станции канала имени Москвы могут подавать 100 куб.м/сек воды — это в пять раз больше, чем протекало в Москве-реке до постройки канала[2].

Перед шлюзом № 5, со стороны Москвы, на стрелке верхнего бьефа установлена скульптура девушки, держащей в поднятых руках парусную яхту. Автор скульптуры — Юлия Кун. Эта скульптура — «Водный путь» — аналогична той, что стоит при входе в парк Северного речного вокзала Москвы[1][2].

Верхние башни шлюза № 5 закруглёнными торцовыми сторонами напоминают каменные устои огромного моста. Башни нижней головы шлюза венчают круглые ротонды или бельведеры, напоминающие парковые беседки. И верхние и нижние башни шлюза украшены балконами. Здание насосной станции, расположенное с правой стороны шлюза, состоит из двух частей, соединённых акведуком. Большие окна в виде арок прорезают гладкие стены. Невысокая аркада опоясывает верхнюю часть здания[2].

Комплекс сооружений Канала имени Москвы является Памятником градостроительства и архитектуры с номером 7730251000, согласно Протоколу заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям № 207 от 13 июня 2007 года[3].

Местоположение

Расстояние между шлюзом № 4 в и шлюзом № 5 — семь километров. На этом участке канал пересекают автодорожный мост ММК и автодорожный мост Центральной Кольцевой Автомобильной Дороги[1].

Ближайшие железнодорожные станции — Икша и Морозки. Путь на электричке из Москвы от Савёловского вокзала займет один час, далее от станции Икша пешком 1 км, а от станции Морозки — 2 км. На автомашине адрес шлюза: Московская область, Дмитровский городской округ, А—104, 53-й километр[1].

Фотогалерея

См. также

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Шлюз №5 Канала имени Москвы (Московская область). Cruiseinform. Дата обращения: 5 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Садовский Г.Л. Судоходные гидротехнические сооружения СССР. — Москва: Издательство Транспорт, 1970. — С. 51-52. — 264 с. — 4500 экз.
  3. Комплекс сооружений канала им. Москвы. Дата обращения: 3 апреля 2025.

Ссылки