Шлюз №1 (Канал имени Москвы)

Эта статья прошла проверку экспертом
Шлюз № 1 Канала имени Москвы
Буксир Речной-87 в Шлюзе № 1 (Дубна)Буксир Речной-87 в Шлюзе № 1 (Дубна)
Координаты 56°44′05″ с. ш. 37°08′13″ в. д. / 56.7348861° с. ш. 37.13711694° в. д. / 56.7348861; 37.13711694 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Регион Московская область
Населённый пункт Дубна
Тип Гидравлический
Река Волга
Год начала строительства 1932
Год окончания строительства 1936
Архитектор Иван Белдовский
Оператор ФГБУ «Канал имени Москвы»
Характеристики
Высота подъёма 11 м
Длина 290 м
Ширина 30 м
Глубина 5,5 м
Культурное наследие Памятник градостроительства и архитектуры
Шлюз № 1 Канала имени Москвы (Россия)
Точка
Шлюз № 1 Канала имени Москвы
Шлюз № 1 Канала имени Москвы, Россия
Шлюз № 1 Канала имени Москвы (Московская область)
Точка
Шлюз № 1 Канала имени Москвы
Шлюз № 1 Канала имени Москвы, Московская область

Шлюз № 1 Кана́ла и́мени Москвы́ — однокамерный судоходный шлюз, входящий в состав сооружений Иваньковского гидроузла, но относящийся к Каналу имени Москвы. Расположен в городе Дубна Московской области, на реке Волге в восточной части Иваньковского водохранилища. Предназначен для преодоления разницы уровня верхних и нижних бьефов водохранилища и реки. В шлюзе № 1 суда поднимаются и опускаются на 11 метров. Шлюз находится на балансе Волжского района гидросооружений Федерального государственного бюджетного управления «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября[1].

История строительства, конструкция

Шлюз был построен одним из первых в системе гидротехнических сооружений Волжского узла Канала имени Москвы. Архитектор — Иван Белдовский. Строительство началось в 1932 году и закончилось в 1936 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года, а официально в эксплуатацию он принят 15 июля 1937 года. Шлюз устроен по общепринятому на канале типу. Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 5,5 метров.

Шлюз № 1 имеет конструктивные особенности. В днище устоев верхней головы расположен автомобильный тоннель, пропускающий дорогу, соединяющую левый берег Волги с правым, а в самих устоях размещены откатные аварийно-ремонтные ворота[1]. На 2026 год запланирован капитальный ремонт (замена) основных ворот верхней головы шлюза[2].

Рядом со шлюзом расположен памятник Ленину, находящийся на острове между плотиной Иваньковской ГЭС и шлюзом, а справа от шлюза, у бывшего причала «Большая Волга», ранее находился памятник Сталину. Оба памятника открыли одновременно в 1937 году. В 1962 году памятник Сталину снесли. Высота постамента — 12 метров, фигуры Ленина — 25 метров, поэтому памятник видно издалека. Вес памятника — 540 тонн[1][3].

Скульптор Сергей Меркуров описывал памятник следующим образом[3]:

Ленин взят в момент речи, в момент обращения к массам, так, как я видел его в 1919 году. Фигура его собрана в одном волевом порыве, голова в энергичном полуповороте. Распахнувшиеся полы пиджака, выдвинутая вперед левая нога подчеркивает физическую и духовную силу фигуры. Таким образом, монумент должен не только сохранить портретный облик Владимира Ильича для потомства, но и воплотить победоносные идеи социалистической революции, духовный облик вождя народов.

Комплекс сооружений Канала имени Москвы является Памятником градостроительства и архитектуры с номером 7730251000, согласно Протоколу заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям № 207 от 13 июня 2007 года[4].

В кинематографе

В фильме «Волга-Волга», вышедшем в прокат в 1938 году, в кадр попали оба памятника, стоявшие в те годы у шлюза № 1 — и Ленину, и Сталину. В годы правления Хрущёва кадр, в котором была видна статуя Сталина, заменили титрами «На пристани „Большая Волга“ участники Олимпиады пересаживались на московские теплоходы». В отредактированном фильме «Волга-Волга» остался только кадр с памятником Ленину[5].

Местоположение

Расстояние между шлюзом № 1 в Дубне и шлюзом № 2 в Темпах — 15 км: на этом участке канала расположены действующая паромная переправа № 1 на Большой Волге на трассе Дубна — Конаково, недействующая паромная переправа № 2 в Карманово и действующая паромная переправа № 3 в Мельдино. Также на участке находятся аварийно-ремонтные ворота № 104 и под каналом в трубах проходит река Сестра — водопропуск № 170[1].

Ближайшая железнодорожная станция — Большая Волга. Путь на электричке из Москвы от Савёловского вокзала займет около двух с половиной часов, далее пешком примерно один километр. На автомашине — по Дмитровскому шоссе до города Дубна, затем до точки «Шлюзовой переулок, 1»[1].

Фотогалерея

См.также

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Шлюз №1 Канала имени Москвы. Сruiseinform. Дата обращения: 31 марта 2025.
  2. На шлюзе №1 Канала имени Москвы заменят верхние основные ворота. Судоходные шлюзы (10 мая 2024). Дата обращения: 5 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 Соботович И.Д. Соботович Е.П. Путеводитель по каналу имени Москвы. — Москва: Речной транспорт, 1962. — 125 с.
  4. Комплекс сооружений канала им. Москвы. Культурное наследие России. Дата обращения: 1 апреля 2025.
  5. Шлюз №1 канала имени Москвы. — 2024. — 30 июня.

Ссылки

Шлюз №1