Шлюз №4 (Канал имени Москвы)

Эта статья прошла проверку экспертом
Шлюз № 4 Канала имени Москвы
Шлюз № 4. Канал имени Москвы. 2022 годШлюз № 4. Канал имени Москвы. 2022 год
Координаты 56°44′22″ с. ш. 37°08′57″ в. д. / 56.73944° с. ш. 37.14917° в. д. / 56.73944; 37.14917 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Регион Московская область
Населённый пункт Деденево
Тип Гидравлический
Река Москва
Год начала строительства 1932
Год окончания строительства 1936
Архитектор Александр Пастернак
Оператор ФГБУ «Канал имени Москвы»
Характеристики
Высота подъёма 11 м
Длина 290 м
Ширина 30 м
Глубина 4,84 м
Культурное наследие Памятник градостроительства и архитектуры
Шлюз № 4 Канала имени Москвы (Россия)
Точка
Шлюз № 4 Канала имени Москвы
Шлюз № 4 Канала имени Москвы, Россия
Шлюз № 4 Канала имени Москвы (Московская область)
Точка
Шлюз № 4 Канала имени Москвы
Шлюз № 4 Канала имени Москвы, Московская область

Шлюз № 4 Кана́ла и́мени Москвы́ — однокамерный судоходный шлюз, относящийся к Каналу имени Москвы. Расположен в посёлке Деденево Московской области. Вместе со шлюзом № 3, находящимся в 3,5 км западнее в городе Яхрома, входит в состав Яхромского гидроузла, являясь его второй ступенью на северном склоне Клинско-Дмитровской гряды[1]. Гидроузел состоит из однокамерного шлюза и насосной станции № 184. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на восемь метров. Шлюз находится на балансе Яхромского района гидросооружений Федерального Государственного Бюджетного Управления «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября[2].

История строительства, конструкция

Шлюз № 4. Насосная станция. Канал имени Москвы. 2011 год

Архитектор шлюза — советский архитектор-художник, градостроитель и инженер Александр Пастернак. Строительство шлюза началось в 1932 году и закончилось в 1936 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года. Официально в эксплуатацию гидросоружение принято 15 июля 1937 года. Шлюз устроен по общепринятому на Канале имени Москвы типу. Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 4,84 метров[2]. Насосные станции канала имени Москвы могут подавать 100 куб.м/сек воды — это в пять раз больше, чем протекало в Москве-реке до постройки канала[1].

В оформлении шлюза № 4 использованы приемы классической архитектуры. Особенно выразительны башни верхней головы, возведённые в виде портиков на мощных высоких гранитных цоколях. Первая пара шлюзовых башен образует триумфальную арку. Их нижняя часть облицована серым, грубо обтёсанным камнем, а верхняя белым камнем. С боковых сторон они украшены балконами, нависающими над водой. Насосная станция украшена пятью большими арочными проемами между обрамлёнными портиками с колоннами[3].

Комплекс сооружений канала имени Москвы является Памятником градостроительства и архитектуры с номером 7730251000, согласно Протоколу заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям № 207 от 13 июня 2007 года[2][4][3].

Местоположение

Расстояние между шлюзом № 3 в Яхроме и шлюзом № 4 в Деденево — 3,5 км. На этом участке канал пересекает железнодорожный мост Савёловского направления, по которому на этом перегоне проходит трасса Большого кольца Московской железной дороги (Икша — Яхрома). При встречном шлюзовании судов в шлюзах № 3 и № 4 первыми выходят суда из камеры шлюза № 4, которые расходятся со встречными судами ниже железнодорожного моста[2].

Ниже шлюза, с северной стороны канала, находится водосброс № 52 из реки Яхромы, на которой, благодаря плотине, образовано Яхромское водохранилище. Здесь расположена база технического флота Яхромского района гидросооружений. Выше шлюза, на левом берегу в посёлке Деденево, находится часовня новомучеников и исповедников российских и музей Канала имени Москвы[2].

Расстояние между шлюзом № 4 в и шлюзом № 5 в Икше — семь километров. На этом участке канал пересекают автодорожный мост ММК и автодорожный мост Центральной Кольцевой Автомобильной Дороги[2].

Ближайшая железнодорожная станция — Турист. Путь на электричке из Москвы от Савёловского вокзала займет один час 20 минут, далее от станции пешком один км. На автомашине — по Дмитровскому шоссе до посёлка Деденево Дмитровского городского округа Московской области, точка: Комсомольская улица, 27[2].

Профиль Канала имени Москвы

См. также

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 Садовский Г.Л. Судоходные гидротехнические сооружения СССР. — Москва: Издательство Транспорт, 1970. — С. 51-52. — 264 с. — 4500 экз.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Шлюз №4 Канала имени Москвы (Московская область, Деденево). Сruiseinform. Дата обращения: 3 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 Соботович И.Д. Соботович Е.П. Путеводитель по каналу имени Москвы. — Москва: Речной транспорт, 1962. — С. 68. — 125 с.
  4. Комплекс сооружений канала им. Москвы. Дата обращения: 3 апреля 2025.

Ссылки