Шлюз №3 (Канал имени Москвы)

Эта статья прошла проверку экспертом
Шлюз № 3, Канал имени Москвы. 2018 год
Канал имени Москвы. Шлюз № 2 Скульптуры строителей каналаКанал имени Москвы. Шлюз № 2 Скульптуры строителей канала
Координаты 56°38′15″ с. ш. 37°17′11″ в. д. / 56.63750° с. ш. 37.28639° в. д. / 56.63750; 37.28639 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Регион Московская область
Населённый пункт Яхрома
Тип Гидравлический
Река Москва
Год начала строительства 1932
Год окончания строительства 1936
Архитектор Владимир Мовчан
Оператор ФГБУ «Канал имени Москвы»
Характеристики
Высота подъёма 11 м
Длина 290 м
Ширина 30 м
Глубина 5,29 м
Культурное наследие Памятник градостроительства и архитектуры
Шлюз № 3, Канал имени Москвы. 2018 год (Россия)
Точка
Шлюз № 3, Канал имени Москвы. 2018 год
Шлюз № 3, Канал имени Москвы. 2018 год, Россия
Шлюз № 3, Канал имени Москвы. 2018 год (Московская область)
Точка
Шлюз № 3, Канал имени Москвы. 2018 год
Шлюз № 3, Канал имени Москвы. 2018 год, Московская область

Шлюз № 3 Кана́ла и́мени Москвы́ — однокамерный судоходный шлюз, относящийся к Каналу имени Москвы. Расположен в городе Яхрома Московской области. Вместе с шлюзом № 4, находящимся в четырёх км к юго-востоку в посёлке Деденево, входит в состав Яхромского гидроузла, являясь первой ступенью на северном склоне Клинско-Дмитровской гряды. Гидроузел состоит из однокамерного шлюза и насосной станции № 183. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на восемь метров. Шлюз находится на балансе Волжского района гидросооружений Федерального Государственного Бюджетного Управления «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября[1].

История, конструкция

Над архитектурой шлюза работал архитектор — Владимир Мовчан. Строительство шлюза началось в 1932 году и закончилось в 1936 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года. Официально принят в эксплуатацию 15 июля 1937 года. Устроен по общепринятому на канале типу. Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 5,29 метров[1]. Насосные станции канала имени Москвы могут подавать 100 куб.м/сек воды — это в пять раз больше, чем протекало в Москве-реке до постройки канала[2].

Башни шлюза украшены портиками, колоннами и пилястрами. На башнях нижней головы шлюза (со стороны Дмитрова) установлены декоративные парусные корабли — каравеллы Христофора Колумба «Санта Мария», размером 12х5,5х9 метров. Они были установлены позже, чем был открыт сам шлюз — до их установки на вершинах башен находились красные флаги[3][1]. Комплекс сооружений канала им. Москвы является памятником градостроительства и архитектуры[4].

В ноябре 1941 года, при наступлении немецких войск во время Великой Отечественной Войны, две башни шлюза были взорваны отступавшими советскими войсками. В ночь на 28 ноября 1941 года фашисты захватили Яхрому, перешли через канал Москва-Волга, захватили Красный посёлок, южную часть Перемилова. С 6 на 7 декабря 1941 года войска 1-ой Ударной армии полностью освободили город от захватчиков[5]. В 1942 году башни шлюза восстановлены и на них установили макеты каравелл. В 1990—1991 годах макеты каравелл были изготовлены заново, так как предыдущие пришли в неприглядный вид и восстановлению не подлежали. Эта яркая достопримечательность канала — «визитная карточка» и символ города Яхрома, а их каравеллы запечатлены на гербе города[6][7].

Местоположение

Расстояние между шлюзом № 2 в Темпах и шлюзом № 3 в Яхроме — 42 км. На этом участке находятся пять недействующих паромных переправ и три автодорожных моста — Татищевский, Рогачёвский и Яхромский[1]. Расстояние между шлюзом № 3 в Яхроме и шлюзом № 4 в Деденево — 3,5 км. На этом участке канал пересекает железнодорожный мост Савеловского направления, по которому на этом перегоне проходит трасса Большого кольца Московской железной дороги (Икша — Яхрома)[1]. При встречном шлюзовании судов в шлюзах № 3 и № 4 первыми выходят суда из камеры шлюза № 4, которые расходятся со встречными судами ниже железнодорожного моста[1].

Добраться до шлюза № 3 в Яхроме можно железнодорожным транспортом. Ближайшая железнодорожная станция — Яхрома. Путь на электричке из Москвы от Савёловского вокзала займет около 1,5 часа, далее со станции на шлюз можно пройти пешком через станционный пешеходный мост. На автомашине — по Дмитровскому шоссе до города Яхрома Московской области, точка «микрорайон Левобережье, 51»[1].

Фотогалерея

См. также

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Шлюз №3 Канала имени Москвы. Сruiseinform. Дата обращения: 3 апреля 2025.
  2. Садовский Г.Л. Судоходные гидротехнические сооружения СССР. — Москва: Издательство Транспорт, 1970. — С. 51-52. — 264 с. — 4500 экз.
  3. Соботович И. Д. Соботович Е. П. Путеводитель по каналу имени Москвы. — Москва: Речной транспорт, 1962. — С. 71. — 125 с.
  4. Комплекс сооружений канала им. Москвы. Дата обращения: 3 апреля 2025.
  5. МБУК «ДЦМБ». Яхрома. МБУК «ДЦМБ». Дата обращения: 3 апреля 2025.
  6. Шлюз №3 канала имени Москвы. Канал имени Москвы (9 января 2023). Дата обращения: 3 апреля 2025.
  7. Герб городского поселения Яхрома. Сетевое издание «Геральдика.ру». Дата обращения: 3 апреля 2025.

Ссылки