Шлюз №3 (Канал имени Москвы)
| Шлюз № 3, Канал имени Москвы. 2018 год | |
|---|---|
| | |
| Координаты | 56°38′15″ с. ш. 37°17′11″ в. д. / 56.63750° с. ш. 37.28639° в. д. (G) (O) (Я) |
| Страна |
|
| Регион | Московская область |
| Населённый пункт | Яхрома |
| Тип | Гидравлический |
| Река | Москва |
| Год начала строительства | 1932 |
| Год окончания строительства | 1936 |
| Архитектор | Владимир Мовчан |
| Оператор | ФГБУ «Канал имени Москвы» |
| Характеристики | |
| Высота подъёма | 11 м |
| Длина | 290 м |
| Ширина | 30 м |
| Глубина | 5,29 м |
| Культурное наследие | Памятник градостроительства и архитектуры |
|
Шлюз № 3, Канал имени Москвы. 2018 год, Россия |
|
|
Шлюз № 3, Канал имени Москвы. 2018 год, Московская область |
|
Шлюз № 3 Кана́ла и́мени Москвы́ — однокамерный судоходный шлюз, относящийся к Каналу имени Москвы. Расположен в городе Яхрома Московской области. Вместе с шлюзом № 4, находящимся в четырёх км к юго-востоку в посёлке Деденево, входит в состав Яхромского гидроузла, являясь первой ступенью на северном склоне Клинско-Дмитровской гряды. Гидроузел состоит из однокамерного шлюза и насосной станции № 183. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на восемь метров. Шлюз находится на балансе Волжского района гидросооружений Федерального Государственного Бюджетного Управления «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября[1].
История, конструкция
Над архитектурой шлюза работал архитектор — Владимир Мовчан. Строительство шлюза началось в 1932 году и закончилось в 1936 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года. Официально принят в эксплуатацию 15 июля 1937 года. Устроен по общепринятому на канале типу. Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 5,29 метров[1]. Насосные станции канала имени Москвы могут подавать 100 куб.м/сек воды — это в пять раз больше, чем протекало в Москве-реке до постройки канала[2].
Башни шлюза украшены портиками, колоннами и пилястрами. На башнях нижней головы шлюза (со стороны Дмитрова) установлены декоративные парусные корабли — каравеллы Христофора Колумба «Санта Мария», размером 12х5,5х9 метров. Они были установлены позже, чем был открыт сам шлюз — до их установки на вершинах башен находились красные флаги[3][1]. Комплекс сооружений канала им. Москвы является памятником градостроительства и архитектуры[4].
В ноябре 1941 года, при наступлении немецких войск во время Великой Отечественной Войны, две башни шлюза были взорваны отступавшими советскими войсками. В ночь на 28 ноября 1941 года фашисты захватили Яхрому, перешли через канал Москва-Волга, захватили Красный посёлок, южную часть Перемилова. С 6 на 7 декабря 1941 года войска 1-ой Ударной армии полностью освободили город от захватчиков[5]. В 1942 году башни шлюза восстановлены и на них установили макеты каравелл. В 1990—1991 годах макеты каравелл были изготовлены заново, так как предыдущие пришли в неприглядный вид и восстановлению не подлежали. Эта яркая достопримечательность канала — «визитная карточка» и символ города Яхрома, а их каравеллы запечатлены на гербе города[6][7].
Местоположение
Расстояние между шлюзом № 2 в Темпах и шлюзом № 3 в Яхроме — 42 км. На этом участке находятся пять недействующих паромных переправ и три автодорожных моста — Татищевский, Рогачёвский и Яхромский[1]. Расстояние между шлюзом № 3 в Яхроме и шлюзом № 4 в Деденево — 3,5 км. На этом участке канал пересекает железнодорожный мост Савеловского направления, по которому на этом перегоне проходит трасса Большого кольца Московской железной дороги (Икша — Яхрома)[1]. При встречном шлюзовании судов в шлюзах № 3 и № 4 первыми выходят суда из камеры шлюза № 4, которые расходятся со встречными судами ниже железнодорожного моста[1].
Добраться до шлюза № 3 в Яхроме можно железнодорожным транспортом. Ближайшая железнодорожная станция — Яхрома. Путь на электричке из Москвы от Савёловского вокзала займет около 1,5 часа, далее со станции на шлюз можно пройти пешком через станционный пешеходный мост. На автомашине — по Дмитровскому шоссе до города Яхрома Московской области, точка «микрорайон Левобережье, 51»[1].
Фотогалерея
См. также
- Список шлюзов канала им. Москвы
- Шлюз №1 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №2 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №4 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №5 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №6 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №7 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №8 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №9 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №10 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №11 (Канал имени Москвы)
Литература
- Садовский Г. Л. Судоходные гидротехнические сооружения СССР. — Москва: Транспорт, 1970. — С. 49—60. — 264 с.
- Кассиль Л. Канал Москва-Волга. — Москва: Речиздат, 1940. — 142 с.
- Пасхин Б. Путеводитель по каналу имени Москвы. — Москва: Московский рабочий, 1957. — 72 с.
- Соботович И. Д. Соботович Е. П. Путеводитель по каналу имени Москвы. — Москва: Речной транспорт, 1959. — 85 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Шлюз №3 Канала имени Москвы. Сruiseinform. Дата обращения: 3 апреля 2025.
- ↑ Садовский Г.Л. Судоходные гидротехнические сооружения СССР. — Москва: Издательство Транспорт, 1970. — С. 51-52. — 264 с. — 4500 экз.
- ↑ Соботович И. Д. Соботович Е. П. Путеводитель по каналу имени Москвы. — Москва: Речной транспорт, 1962. — С. 71. — 125 с.
- ↑ Комплекс сооружений канала им. Москвы. Дата обращения: 3 апреля 2025.
- ↑ МБУК «ДЦМБ». Яхрома. МБУК «ДЦМБ». Дата обращения: 3 апреля 2025.
- ↑ Шлюз №3 канала имени Москвы. Канал имени Москвы (9 января 2023). Дата обращения: 3 апреля 2025.
- ↑ Герб городского поселения Яхрома. Сетевое издание «Геральдика.ру». Дата обращения: 3 апреля 2025.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |