Шлюз №6 (Канал имени Москвы)
| Шлюз № 6 Канала имени Москвы | |
|---|---|
| | |
| Координаты | 56°48′28″ с. ш. 37°26′46″ в. д. / 56.80778° с. ш. 37.44611° в. д. (G) (O) (Я) |
| Страна |
|
| Регион | Московская область |
| Населённый пункт | Икша |
| Тип | Гидравлический |
| Река | Москва |
| Год начала строительства | 1932 |
| Год окончания строительства | 1936 |
| Архитектор | Дмитрий Савицкий |
| Оператор | ФГБУ «Канал имени Москвы» |
| Характеристики | |
| Высота подъёма | 8 м |
| Длина | 290 м |
| Ширина | 30 м |
| Глубина | 4,95 м |
| Культурное наследие | Памятник градостроительства и архитектуры |
|
Шлюз № 6 Канала имени Москвы, Россия |
|
|
Шлюз № 6 Канала имени Москвы, Московская область |
|
Шлюз № 6 Кана́ла и́мени Москвы́ — однокамерный судоходный шлюз, относящийся к Каналу имени Москвы. Расположен в посёлке Икша Московской области. Вместе с шлюзом № 5, находящемся в 1,7 км севернее, входит в состав Икшинского гидроузла. Шлюз состоит из однокамерного шлюза, насосной станции №т186 и электрической подстанции № 231. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на восемь метров. Шлюз находится на балансе Яхромского района гидросооружений Федерального Государственного Бюджетного Управления «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября[1].
История, конструкция
Архитектор шлюза — Дмитрий Савицкий. Строительство шлюза было начато 1 апреля 1934 годуа и закончено в 1937 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года, а официально в эксплуатацию шлюз принят 15 июля 1937 года. Устроен по общепринятому на канале типу: габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 4,95 метров[1]. Насосные станции канала имени Москвы могут подавать 100 куб.м/сек воды — это в пять раз больше, чем протекало в Москве-реке до постройки канала[2].
Фасады двух первых верхних (со стороны Москвы) башен, симметрично поставленных по сторонам шлюза, обращены друг к другу и украшены шестью восьмигранными колоннами, поддерживающими мощные парапеты. На этих башнях установлены фигуры строителей канала, авторы которых — советские скульпторы Ромуальд Иодко, Дмитрий Шварц и Алексей Тенета. Скульптуры венчают колонны, обращенные к входу шлюза и образуют вместе с удлиненными башнями пропиллею со стороны водораздельного бьефа. Также там же установлены мемориальные доски, автор которых — архитектор Георгий Вегман. На досках приведены факты и цифры о строительстве канала.
Комплекс сооружений Канала имени Москвы является Памятником градостроительства и архитектуры с номером 7730251000, согласно Протоколу заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям № 207 от 13 июня 2007 года[3][4].
Местоположение
Выше шлюза № 6 — со стороны Москвы, находится Икшинское водохранилище[1]. Ближайшая к шлюзу переправа через канал — автомобильный мост у железнодорожной станции Морозки[1][5][6]. Если ехать к шлюзу на автомашине, то его адрес: Московская область, Дмитровский городской округ, А—104, поселок Икша, улица Вокзальная[1].
Ближайшая железнодорожная станция — Икша. Путь на электричке из Москвы от Савёловского вокзала займет около часа, далее от станции Икша пешком 300 м. От платформы к шлюзу идёт железобетонная эстакада с небольшим деревянным пешеходным мостиком посередине[1].
Над нижними воротами шлюза проходил пешеходный мост, построенный в 1970-х годах для пешеходной связи железнодорожной станции Икша с деревнями и садовыми участками, расположенными с другого берега канала. С 2011 года мост накрыли сеткой. С 1 июня 2020 года проход по мосту был закрыт из-за капитального ремонта сооружений шлюза. Планировалось, что для прохода мост откроют весной 2022 года, но в апреле 2022 года мост был полностью демонтирован и восстанавливать его не планируют[5][7].
Фотогалерея
См. также
- Список шлюзов канала им. Москвы
- Шлюз №1 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №2 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №3 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №4 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №5 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №7 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №8 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №9 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №10 (Канал имени Москвы)
- Шлюз №11 (Канал имени Москвы)
Литература
- Садовский Г. Л. Судоходные гидротехнические сооружения СССР. — Москва: Транспорт, 1970. — С. 49—60. — 264 с.
- Кассиль Л. Канал Москва-Волга. — Москва: Речиздат, 1940. — 142 с.
- Пасхин Б. Путеводитель по каналу имени Москвы. — Москва: Московский рабочий, 1957. — 72 с.
- Соботович И. Д. Соботович Е. П. Путеводитель по каналу имени Москвы. — Москва: Речной транспорт, 1959. — 85 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Шлюз № 6 Канала имени Москвы (Московская область, Икша). Cruiseinform. Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ Садовский Г.Л. Судоходные гидротехнические сооружения СССР. — Москва: Издательство Транспорт, 1970. — С. 51—52. — 264 с. — 4500 экз.
- ↑ Комплекс сооружений канала им. Москвы. Дата обращения: 3 апреля 2025.
- ↑ Соботович И. Д. Соботович Е. П. Путеводитель по каналу имени Москвы. — Москва: Речной транспорт, 1962. — С. 62—64. — 125 с.
- ↑ 5,0 5,1 Икшинский пешеходный мост (Канал имени Москвы, шлюз №6). Cruiseinform. Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ Шлюз № 6 Канала имени Москвы. По России на авто. Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ Восстанавливать пешеходный мост в Икше через шлюз не планируется. Cruiseinform. Дата обращения: 5 апреля 2025.
Ссылки
- Икша. Шлюз № 6
- Канал имени Москвы — Шлюз № 6 КиМ. Фотографии шлюза
- Шлюз № 6 Канала имени Москвы ожидает капитальный ремонт
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |