Шлюз №2 (Канал имени Москвы)

Эта статья прошла проверку экспертом
Шлюз № 2 Канала имени Москвы
Канал имени Москвы. Шлюз № 2 Скульптуры строителей каналаКанал имени Москвы. Шлюз № 2 Скульптуры строителей канала
Координаты 56°44′22″ с. ш. 37°08′57″ в. д. / 56.73944° с. ш. 37.14917° в. д. / 56.73944; 37.14917 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Регион Московская область
Населённый пункт Темпы
Тип Гидравлический
Река Москва
Год начала строительства 1932
Год окончания строительства 1936
Архитектор [Лисицын, Виктор Михайлович
Оператор ФГБУ «Канал имени Москвы»
Характеристики
Высота подъёма 11 м
Длина 290 м
Ширина 30 м
Глубина 4,99 м
Культурное наследие Памятник градостроительства и архитектуры
Шлюз № 2 Канала имени Москвы (Россия)
Точка
Шлюз № 2 Канала имени Москвы
Шлюз № 2 Канала имени Москвы, Россия
Шлюз № 2 Канала имени Москвы (Московская область)
Точка
Шлюз № 2 Канала имени Москвы
Шлюз № 2 Канала имени Москвы, Московская область

Шлюз № 2 Кана́ла и́мени Москвы́ — однокамерный судоходный шлюз, относящийся к Каналу имени Москвы. Расположен в селе Темпы Талдомского района Московской области. Представляет собой первую ступень подъёма канала. Он состоит из однокамерного шлюза и насосной станции № 182. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на шесть метров. Шлюз находится на балансе Волжского района гидросооружений Федерального Государственного Бюджетного Управления «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября[1].

История строительства, конструкция

Над архитектурой сооружений гидроузла № 2 работал архитектор Виктор Лисицын[2]. Строительство шлюза начато в 1932 году и закончено в 1936 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года. Официально в эксплуатацию принят 15 июля 1937 года. Шлюз устроен по общепринятому на канале типу. Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 4,99 метров[1]. Насосные станции канала имени Москвы могут подавать 100 куб.м/сек воды — это в пять раз больше, чем протекало в Москве-реке до постройки канала[3].

Шлюз практически заканчивает спуск по «водной лестнице», опускающей суда на 38 метров по отношению к высоте водораздельного канала. Под каналом в этом месте в железных трубах проходит река Сестра — приток Дубны. Это сооружение носит название — водопропуск № 170[3].

Архитектура

Шлюз № 2 является своеобразным памятником строителям Канала имени Москвы. На его входных башнях — верхних по ходу движения со стороны Москвы — установлены скульптуры, изображающие строителей канала. Авторами скульптурных композиций являются архитекторы Юрий Поммер и Александр Стемпковсковский[1][4]. Фасад торцовой стороны понизительной подстанции шлюза украшен барельефом, изображающим отдельные этапы стройки. Верхние башни управления шлюзом сделаны из светлого камня и прорезаны сквозными окнами, а у нижних, сделанных из тёмного материала, основание шире, чем верхняя часть. Такая конструкция создаёт ощущение стройности[3].

Комплекс сооружений Канала имени Москвы является Памятником градостроительства и архитектуры с номером 7730251000, согласно Протоколу заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям № 207 от 13 июня 2007 года[5].

Местоположение

Профиль Канала имени Москвы

Расстояние между шлюзом № 1 в Дубне и шлюзом № 2 в Темпах — 15 км. На этом участке канала имени Москвы находятся: действующая паромная переправа № 1 на Большой Волге на трассе Дубна — Конаково, недействующая паромная переправа № 2 в Карманово и действующая паромная переправа № 3 в Мельдино, а также аварийно-ремонтные ворота № 104[1].

Расстояние между шлюзом № 2 и шлюзом № 3 в Яхроме — 42 км. На этом участке находятся пять недействующих паромных переправ и три автодорожных моста — Татищевский, Рогачёвский и Яхромский. Ближайшая железнодорожная станция — Темпы. Путь на электричке из Москвы от Савёловского вокзала займет около двух с половиной часов, от станции нужно пройти пешком примерно 500 метров. На автомашине до шлюза можно доехать по Дмитровскому шоссе до села Темпы Московской области[1].

См. также

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Шлюз №2 Канала имени Москвы. Сruiseinform. Дата обращения: 1 апреля 2025.
  2. Канал имени Москвы. Башня управления шлюза № 2. Архитектор В.М.Лисицын. PastVu. Дата обращения: 1 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Садовский Г.Л. Судоходные гидротехнические сооружения СССР. — Москва: Издательство Транспорт, 1970. — С. 51-52. — 264 с. — 4500 экз.
  4. Марц Л. В., Шмакова К. М. Поммер Ю.П. Московские скульпторы. — Москва: Советский художник, 1986.
  5. Комплекс сооружений канала им. Москвы. Дата обращения: 1 апреля 2025.

Ссылки