Фундаментальная наука

Фундамента́льная нау́ка ― вид научной деятельности, направленный на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества и человека, а также их взаимосвязей[1]. Их основной задачей является познание объективных истин без обязательного практического применения в краткосрочной перспективе. Противоположностью этой деятельности выступают прикладные научные исследования, которые ориентированы на решение конкретных практических задач[2][3]. Ценность фундаментальных изысканий заключается в формировании теоретического базиса, который впоследствии может лечь в основу технологических прорывов и новых методологических подходов[4].

Общая характеристика

Теоретический уровень научного познания связан с глубоким анализом и синтезом научных фактов, проникновением в сущность изучаемых явлений и формулировкой универсальных законов науки. Результаты этой работы находят своё выражение в таких формах, как закон, теория и научная гипотеза. Научный закон понимается как внутренняя, существенная и устойчивая связь между явлениями, которая обусловливает их упорядоченное изменение и развитие. Теория представляет собой систему обобщённого достоверного знания о конкретном фрагменте действительности, которая не только описывает, но и объясняет, и также предсказывает функционирование определённой совокупности объектов[5]. Научная гипотеза является системой умозаключений[4], выводящей на основе ряда установленных фактов предположение о существовании объекта, связи или причине явления; при этом данный вывод изначально не считается абсолютно достоверным и требует дальнейшей проверки. На теоретическом уровне происходит объединение эмпирических данных, осмысление сущности изучаемых объектов и формулировка законов их существования, что и составляет основное содержание теорий. Таким образом, теоретическое исследование решает специфические познавательные задачи: во-первых, познание сущности изучаемых объектов, и, во-вторых, постижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания[1].

На основе теоретического объяснения и познанных законов становится возможным научное предсказание будущих состояний и событий. Следовательно, целью теоретических исследований является выявление существенных связей между объектом изучения и окружающей его средой, объяснение и обобщение результатов, полученных на эмпирическом уровне, выявление общих закономерностей и их последующая формализация. Теоретическое исследование считается завершённым с формированием теории — системы научных достоверных знаний, выраженных в форме утверждений и доказательств, причём создание её математического аппарата не является обязательным условием[6]. В состав теоретического исследования входят следующие процедуры: анализ сущности процессов и явлений; формулировка исследовательской гипотезы; построение и разработка физической модели; проведение математического исследования, связанного с созданием математической модели; анализ полученных теоретических решений и формулировка выводов. В случаях, когда математическое исследование невозможно, рабочая гипотеза может быть сформулирована в словесной форме с использованием графиков, таблиц и других средств визуализации. Роль теоретических исследований в процессе познания объективной реальности чрезвычайно велика, поскольку они позволяют проникнуть вглубь природных явлений, способствуют формированию и постоянному развитию научной картины мира. Эта деятельность является одной из ключевых функций мышления, направленной на открытие, проверку и освоение новых областей природы, что в конечном счёте способствует созданию и эволюции мировоззрения[1].

Методы теоретических исследований

К основным общенаучным методам, применяемым на теоретическом уровне познания, относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация и формализация, а также системный подход[7]. При разработке конкретных теорий наряду с этими методами используются и другие. Значительную роль в построении теорий играют логические законы, носящие нормативный характер. К ним относятся закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего и закон достаточного основания[1].

Закон тождества требует, чтобы предмет мысли в пределах одного рассуждения оставался неизменным, то есть «А есть А» (А = А). Этот закон обеспечивает однозначность понятий и суждений, исключая двусмысленность и неопределённость в научном дискурсе. Закон противоречия утверждает, что два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными: одно из них что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Формально он выражается как «неверно, что А и не-А одновременно истинны». Основанием для этого закона служит качественная определённость вещей и явлений и относительная устойчивость их свойств. Сознательное применение этого закона помогает выявлять и устранять логические противоречия в объяснении фактов, а также формировать критическое отношение к неточностям и непоследовательностям в информации. Закон исключённого третьего констатирует, что из двух противоречащих друг другу суждений одно обязательно ложно, а другое истинно, и третьего варианта не существует. Его формула: «А есть либо В, либо не-В». Например, если суждение «Данный университет является государственным» истинно, то суждение «Данный университет не является государственным» — ложно. Требование доказательности научных выводов и обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, который гласит, что всякая правильная мысль должна иметь достаточные основания для своего утверждения[7]. Специальными принципами построения теорий, особенно в математике и формальной логике, служат принципы формирования аксиоматических теорий. Такие теории строятся на основе набора утверждений, принимаемых без доказательства — аксиом, — а все остальные положения теории выводятся из них по определённым логическим правилам. Критериями для аксиоматических систем являются их непротиворечивость, полнота и независимость аксиом и гипотез[1].

Использование математических методов в исследованиях

Применение математических методов в научных исследованиях осуществляется через несколько этапов: математическую формулировку задачи, то есть разработку математической модели, выбор адекватного метода исследования этой модели и последующий анализ полученного математического результата. Математическая формулировка задачи может быть представлена в виде чисел, геометрических образов, функций, систем уравнений и других математических объектов. Сама математическая модель определяется как система математических соотношений — формул, функций, уравнений или систем уравнений, — описывающих существенные стороны изучаемого объекта, явления или процесса. Первым этапом математического моделирования является чёткая постановка задачи, определение объекта и целей исследования, а также выделение критериев для изучения объектов и управления ими. Следующим шагом является выбор типа математической модели, причём часто последовательно строится и сравнивается несколько альтернативных моделей. Сопоставление результатов их анализа с данными наблюдений за реальным объектом позволяет выбрать наилучшую из них[6]. Процесс выбора завершается этапом предварительного контроля модели, который включает проверку на корректность размерностей, порядков величин, характера функциональных зависимостей, поведение в экстремальных и граничных условиях, математическую замкнутость системы, физическую осмысленность результатов и устойчивость модели[8].

После разработки математической модели наступает этап выбора метода её исследования. Этот выбор тесно связан с понятиями внешней и внутренней правдоподобности. Под внешней правдоподобностью понимается ожидаемая степень адекватности модели реальному объекту в отношении тех качеств и аспектов, которые интересуют исследователя. Внутренняя правдоподобность характеризует ожидаемую точность решения уравнений, составляющих математическую модель. Конкретный выбор метода исследования в значительной степени диктуется типом модели. Статические системы, описываемые алгебраическими уравнениями, исследуются с помощью определителей, метода итераций, а также методов Крамера и Гаусса. При невозможности найти точное аналитическое решение применяются приближённые методы, такие как графический метод, метод хорд и метод касательных. Исследование динамических систем, представленных дифференциальными уравнениями, определяется классом этих уравнений. Для их решения используются метод разделения переменных, метод подстановки, метод интегрирующего множителя и метод качественного анализа[6]. Для получения приближённых решений широко применяются метод последовательных приближений, метод функциональных рядов, метод Рунге — Кутты и различные численные[8] методы интегрирования[8].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Аббадиа Дж. Фундаментальная и прикладная наука: Понимание различий. Cactus Communications (6 июля 2023). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  2. Прикладная наука. Картаслов.ру. Дата обращения: 4 ноября 2025.
  3. Фундаментальная и академическая наука. «Психологос» (1 января 2000). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  4. 4,0 4,1 Фундаментальная наука. Картаслов.ру. Дата обращения: 4 ноября 2025.
  5. Объект исследования. Картаслов.ру. Дата обращения: 4 ноября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 Агаянц И. Роль математики в научных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Математика». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2013). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  7. 7,0 7,1 Шипунова О. История и методология науки. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Издательство Политехнического университета (2016). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  8. 8,0 8,1 8,2 Роль математики в системе наук. Старт в науке. Дата обращения: 4 ноября 2025.

См. также

Ссылки