Спасо-Прилуцкий монастырь

Материал из «Знание.Вики»
Монастырь
Спасо-Прилуцкий Дмитриев мужской монастырь
Культурное наследие народов Российской Федерации Федерального значения
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Страна  Россия
Местоположение Вологодская область, г. Вологда, Прилуки, ул. Монастырская, 2
Конфессия Православие
Епархия Вологодская
Тип Мужской
Основатель Димитрий Прилуцкий
Дата основания 1371
Дата упразднения 1924-1992
Здания
Спасский собор, колокольня, Введенская церковь, Надвратная церковь Вознесения Господня, Церковь Всех Святых, Екатерининская церковь, Успенская церковь, хозяйственные постройки, стены и башни
Известные насельники Димитрий Прилуцкий, Иоанн (Игнатий) Прилуцкий и Дмитрий (угличские князья)
Реликвии и святыни мощи преподобного Димитрия Прилуцкого, мощи святого благоверного князя Игнатия Прилуцкого, мощи святого благоверного князя Димитрия Угличского, икона Божией Матери "Скоропослушница", икона Божией Матери "Страстная", ковчег с частицей Ризы Господней, частицы мощей апостолов Марка и Варнавы, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Милостивого, первомученика архидиакона Стефана, равноапостольного царя Константина, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина
Настоятель Митрополит Вологодский и Кирилловский Савва (Михеев)
Статус Памятник федерального значения
Состояние Действующий

Спасо-Прилуцкий Дмитриев мужской монастырь (другое название — Спасо-Прилуцкий монастырь, Прилуцкий монастырь) основан в 1371 году духовным сподвижником Сергия Радонежского преподобным Димитрием Прилуцким. Это мужской епархиальный монастырь города Вологды Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)[1]. Название монастырь получил от главного Спасского собора, построенного в 15371542 годах по благословению митрополита Московского Даниила на месте деревянной церкви. Территорию монастыря площадью около 3 гектаров, на которой расположены храмы, жилые и хозяйственные постройки, возведённые в XVIIXVIII веках, окружают мощные стены длиною около 950 метров с пятью крупными башнями. Снаружи монастырской крепости сохранились остатки вала, защищавшего монастырь от подтопления в половодье.

В советское время монастырь был закрыт. Со времён возрождения в 1992 году обитель населяют от 12 до 15 послушников и монахов. В настоящее время монастырь является памятником федерального значения. В монастыре проводятся Богослужения, в которых могут участвовать и миряне. Монастырь открыт для посещения. Записаться на экскурсию можно в церковной лавке монастыря.

Географическое положение, климат и новая жизнь Русского Севера

Местоположение

Вид на Спасо-Прилуцкий монастырь. Начало XIX века. Гравюра

Спасо-Прилуцкий монастырь — один из крупнейших монастырей Русского Севера. Монастырь находится на северо-восточной окраине города Вологды, на левом берегу в излучине одноимённой реки[2]. Важное военно-стратегическое значение монастыря обуславливалось его расположением на пути, ведущим из Вологды в Белозерск, Великий Устюг, Пермь и другие города.

Монастырь основан в селе Прилуки (в настоящее время — один из городских районов), по наименованию села монастырь получил своё название — Спасо-Прилуцкий. Вологда расположена в полосе южной тайги подзоны хвойных лесов. Основной тип растительности южной тайги — ельники-зеленомошники, ельники травянистые, однако характерно присутствие отдельных представителей широколиственных лесов (ясень, липа, клён, ильм, дуб)[3]. Традиционно Русский Север включает территории Архангельской, Мурманской, Новгородской и Вологодской областей, Карелии и Ненецкого автономного округа. Это царство первозданной природы, сурового климата и, как правило, хорошо сохранившейся старинной архитектуры.

Климат

Для Вологодской области характерен умеренно континентальный климат лесной зоны, с умеренно-тёплым летом, продолжительной умеренно-холодной зимой и неустойчивым режимом погоды[4]. Географическое положение Вологодской области обуславливает воздействие на неё арктических, полярных и, в гораздо меньшей степени, тропических масс воздуха.Среднегодовая температура воздуха в Вологде составляет +2,4°С. Самая низкая (−0,5°С) годовая температура воздуха за весь период наблюдений была зарегистрирована в 1941 году, самая высокая (+4,0°С) отмечалась 4 раза: в 1903, 1934, 1936 и 1938 годах[4].

Самая высокая среднемесячная температура воздуха (+17,2°С) в Вологде наблюдается в июле, а самая низкая (-11,6°С) — в январе. В отдельные годы среднемесячная температура других зимних месяцев опускается ниже январской. Например, в истории метеонаблюдений в Вологде в 31 % лет самым холодным был декабрь, в 45 % — февраль, а в 14 % лет — март[3]. Суровость климата явилась одним из факторов сохранения на протяжении многих веков этнической однородности, хозяйственной самостоятельности и своеобразия населения Русского Севера, сохранения духовного уклада.

Новая жизнь Русского Севера

В Древней Руси монастырей было намного меньше, чем городов. Монастыри, в основном, были городскими или пригородными, то есть находились либо в городе, либо рядом с ним. Со второй половины XIV века начинается активное основание монастырей на суровом Русском Севере. В этот период монастырь становится творцом культуры. Появляются пустынножительные монастыри.

Во второй половине XIV века возникает новая эпоха — начинается движение монахов на север. Олицетворяет эту эпоху преподобный Сергий Радонежский. Основанные Сергием и его учениками монастыри стали важнейшим инструментом культурного феномена. Сам Сергий с братом ушёл от ближайшего города Радонежа на 12 вёрст. Тогда это было настоящей глушью — дремучий лес с медведями, оленями. Из «Жития Сергия Радонежского» известно, что к преподобному приходил медведь, и тот его кормил[5]. Но уже ближайшие сподвижники Сергия уходили за сотни вёрст и искали совсем глухие места. В этом заключался большой парадокс духовной жизни: монахи искали уединения, но за ними приходили крестьяне. Так складывался новый мир — мир Русского Севера.

История

Преподобный Димитрий Прилуцкий

Спасо-Прилуцкий монастырь основан в 1371 году преподобным Димитрием Прилуцким. Димитрий, ближайший последователь и духовный сподвижник преподобного Сергия Радонежского, принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре. Вскоре после пострига Димитрий принял сан священства и основал на месте, называемом «на Болоте», на берегу Плещеева озера общежительный Никольский монастырь. Игуменом монастыря стал Димитрий, прославившись своим смиренномудрием.

В «Житии Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца», указано, что преподобный «был очень красив лицом, словно древний Иосиф Прекрасный, сын Иакова из праведного рода Авраамова. Подобно Иосифу, блаженному Димитрию была дарована не только телесная, но и духовная красота и чистота, и Божия благодать всегда почивала на нём. Именно поэтому святой избрал ещё более суровое, постническое житие, плотскую красоту свою и суетные помыслы о ней иссушая и умерщвляя. Но чем более он усугублял воздержание, труд и молитву, тем более просветлялось его лицо, расцветая от сугубого поста»[6].

Постоянное внимание, почёт тяготили Димитрия, и по совету Сергия Радонежского он вместе с учеником и сподвижником Пахомием покинул Никольский монастырь. Они двинулись на Север, в сторону «Холодного моря», чтобы основать монастырь в глухих вологодских лесах. Димитрий и Пахомий остановились недалеко от Вологды, близ селения Авнега у реки Ле́жи, где поставили церковь Воскресения. Однако местным жителям приход старца пришёлся не по нраву: «Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и сёлами нашими…»[7]. Димитрий с Пахомием отправились дальше. Достигнув Вологды, Димитрий «увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря»[7]. Место для постройки монастыря Димитрий выбрал в излучине реки Вологды. Строительство монастыря поддерживал Дмитрий Донской, жертвуя средства на постройку монастыря[8]. Услышав о Димитрии Прилуцком, Дмитрий Донской призвал к себе преподобного, чтобы испросить благословения своему дому, и упросил Димитрия крестить одного из своих сыновей — будущего Василия I.

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня.Рядом были построены деревянные кельи для монахов. Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. Многие его ученики перешли из Переславля в Прилуки. По примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введён общежительный устав[9]. Своё наименование Спасо-Прилуцкий монастырь получил от главного Спасского собора и по названию села Прилуки, на территории которого монастырь был возведён.

Димитрий Прилуцкий построил обитель на перекрестье путей, идущих от Вологды до Северного океана. Такое местоположение привело к тому, что уже в XVI веке Спасо-Прилуцкий монастырь становится одним из богатых и известных монастырей на Русском Севере[10].

Василий Тёмный и его сын Андрей устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины. Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века[9].

Каменный Спасский собор возведён на месте деревянного, построенного в год прихода Димитрия Прилуцкого в Вологду, был заложен в 1537 году. Чтобы его строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный своей грамотой 1541 года на пять лет освободил монастырские вотчинные сёла и деревни от уплаты пошлин[9].

В начале XVII века в эпоху Смутного времени Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался нападениям и грабежам со стороны иностранных захватчиков и прочих «воровских» людей. 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, разграбили имущество и сожгли монастырский архив. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян. В следующем году монастырь снова подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего с татарами и казаками[11].

Несмотря на сваливавшиеся на монастырь бедствия, обитель каждый раз быстро восстанавливалась и отстраивалась заново. Со второй половины XVII века в монастыре ведётся интенсивное каменное строительство. Возводится мощная каменная ограда с башнями, надёжно обезопасившая монастырь от вражеских набегов, а так же другие жилые и хозяйственные постройки. Новые каменные стены, протяжённостью около 950 метров, были построены в 16441656 годах и превратили Спасо-Прилуцкий монастырь в сильную крепость[8].

В 1812 году, во время вторжения французов в Россию, в Спасо-Прилуцкий монастырь на сохранение вывезли из Москвы святыни и ценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Святыни хранились в обители до освобождения Москвы[2].

Современность

В 1918 году в монастыре было описано имущество, часть зданий были отданы под склады и размещение красноармейцев. С 1919 до 1923 года из монастырских храмов изымалась церковная утварь и убранство икон. В августе 1924 года монастырь был закрыт, договор с общиной расторгнут, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество было передано в Вологодский музей, а всё остальное имущество отдано различным учреждениям. Монастырские храмы опустели. Во Введенской церкви после разборки купола, в 19271928 годах, размещался кино-клуб, буфет, игрались спектакли. В жилых и хозяйственных постройках размещались дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея. В 1923 году комплекс монастыря был включен в титульную ведомость учреждений и памятников архитектуры. С 1954 года коллектив Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской под руководством А. М. Панова начал научную реставрацию комплекса зданий и сооружений монастыря, количество хозяйственных и жилых построек сократилось[12]. В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского музея-заповедника.

Возрождение Спасо-Прилуцкого монастыря началось в 1990 году после передачи церковной общине надвратной Вознесенской церкви. В 1991 году был открыт мужской епархиальный монастырь. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, Русской Православной Церкви возвращён весь монастырь[2]. Со времён возрождения в 1992 году обитель населяют от 12 до 15 послушников и монахов. При монастыре есть добровольные работники — трудники, которые приходят в монастырь на разные сроки — от нескольких дней до нескольких лет и получают за свой труд жильё и пропитание.

Начиная с последнего десятилетия ХХ века обитель благоустраивается. В храмах устроены иконостасы, на монастырских постройках, крепостных стенах и башнях сделаны медные и железные кровли, началось восстановление и реставрация монастырского подворья в Вологде — храма преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке. В монастыре располагается отделение Вологодской Духовной Семинарии, подготавливающее будущих священнослужителей Вологодской епархии. Ежегодно в стенах обители проходят Димитриевские образовательные чтения, которые собирают духовенство и работников просвещения[9].

Изюминка Спасо-Прилуцкого монастыря — практически полное его соответствие первоначальному облику — с сохранением исторического ансамбля и стиля. Это привлекает в монастырь поклонников древнерусской культуры и делает важным паломническим центром, поскольку в Спасском соборе находится православная святыня — мощи Димитрия Прилуцкого, прославленного русского святого и небесного покровителя Вологды.

Наша Русь святая усеяна святынями восхитительными. Сохрани её Господи и дух в ней веры святой возвыси и закрепи за нею навсегда!Святитель Феофан Затворник

Монастырский ансамбль

Спасский собор

Спасский собор

Спасский собор расположен в сердце монастыря и выделяется среди окружающих его зданий величественным обликом. Это первый каменный храм в Вологде, построенный в 15371542 годах. Собор возведён на месте сгоревшего деревянного здания и представляет собой двухэтажный храм на подклете, окружённый галереями, с восточной стороны которого примыкают три массивных апсиды. Венчают храм расположенные на круглых барабанах пять шлемовидных глав. У основания глав на барабанах простирается украшенный орнаментальной прорезью карниз. Первый этаж собора со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары[9].

На архитектуру Спасского собора влияние оказали существовавшие в те годы московские традиции возведения храмов, однако в отличие от московских церквей собор исполнен подчёркнутой скромности, присущей северному зодчеству. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и порёбрика, в то время как декорирование фасадов лаконично[9].

Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 16541672 годами. Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска[8]. Верхний соборный храм освящён в честь Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В 1642 году в подклети собора освящён храм во имя преподобного Димитрия Прилуцкого. Под спудом собора пребывают главные святыни обители — мощи преподобного Димитрия Прилуцкого и святого благоверного князя Иоанна (в монашестве Игнатия) Прилуцкого.

Собор с трёх сторон (кроме восточной) окружает двухъярусная галерея с открытыми арками второго яруса с эффектными килевидными архивольтами, аналогичными закомарам. Галерея появилась предположительно в 16541671 годах при проведении крупномасштабных каменных работ в монастыре. На галерею выходят три портала с колонками по бокам и килевидным верхом. С севера она заканчивается обширной двухэтажной ризничной палаткой с входом из алтаря[8].

17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы. Восстановление собора после пожара началось в 1813 году при архимандрите Феофилакте исправлением повреждённых глав и устроением нового иконостаса. В 1815—1817 годах исправлены обгоревшие стены собора и покрыты новой штукатуркой с карнизом, настлан чугунный пол, окончен иконостас, написаны иконы. При архимандрите Гаврииле 3 июня 1817 года преосвященным Онисифором, епископом Вологодским и Устюжским освящён храм[13].

В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы[13].

В верхнем храме Спасского собора устроено три престола:

В нижнем храме Спасского собора устроено пять престолов:

  • Преподобного Димитрия Прилуцкого и святого благоверного князя Игнатия Прилуцкого — главный, на месте, где по преданию с левой стороны от алтаря на особо устроенном ограждённом досками месте молился преподобный;

по правую сторону от престола преподобного Димитрия Прилуцкого и святого благоверного князя Игнатия Прилуцкого:

  • Преподобного Сергия Радонежского;
  • Сретения Господня (с 1786 года);

по левую сторону от престола преподобного Димитрия Прилуцкого и святого благоверного князя Игнатия Прилуцкого:

  • Богоявления Господня (с 1788 года);
  • Успения святой Анны, матери Пресвятой Богородицы (с 1831 года).

Из достопамятных лиц в нижнем этаже Спасского собора в приделе преподобного Сергия Радонежского погребён Павел, Епископ Тотемский, первый викарий Вологодской епархии, скончавшийся в 1874 году. В нижнем этаже Спасского собора также погребён адмирал, главный командир Архангельского порта Иван Яковлевич Барш, скончавшийся в 1806 году[13].

Спасский собор является объектом культурного наследия федерального значения. Подлежит государственной охране.

Соборная колокольня

Колокольня и Спао-Прилуцкий собор

Старая колокольня была построена одновременно со Спасским собором в 15371542 годах и занимала северо-западный угол собора. По архитектурной традиции, распространённой в Московском княжестве в XVI веке, в первом ярусе колокольни находился храм, а выше — открытый ярус звона, на который вела узкая лестница в толще стены. Престол был освящён в честь трёх вселенских святителей — великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. В 1720 году эту колокольню разобрали, от неё сохранилась только нижняя часть — подклет и первый ярус восьмигранного столпа, перекрытый сводом[8].

Существующая ныне Соборная колокольня возведена между 1646 и 1656 годами в виде шатровой постройки типа «восьмерик на четверике». Её широкая нижняя часть — подклет с двумя кельями и двухъярусный четверик, декорированный скромными наличниками, плоскими лопатками и поясом кокошников по границе между двумя ярусами. Поставленный выше восьмерик сразу переходит в открытый ярус звона с арочными проёмами, украшенными килевидными архивольтами. Шатровое завершение было снято в 1720-е годы, а на стены звона водружён ещё один восьмерик, в котором поставлены большие колёсные часы с боем. В конце XVIII века верхний восьмерик получил завершение в виде фигурной кровли со шпилем. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни перекликаются с декоративными поясками других церквей обители. Невысокая пристройка с западной стороны — церковь Алексия. Таким образом, новая колокольня, также как и старая, была призвана совмещать функции колокольни и храма, что для середины XVII века было не совсем обычно и говорит о следовании «прежним образцам»[8].

Согласно описанию монастыря, составленному П. И. Савваитовым в 1844 году, на колокольне было восемнадцать колоколов. Колокол, весом 357 пудов 30 фунтов («Большой»), отлит беллозерским посадским человеком Иваном Коркуцким. Работы над колоколом начаты в 1736 году при архимандрите Арсении Воронове и окончены в 1738 году при архимандрите Арсении Борщевском. Второй колокол весом в 200 пудов («Протас») иностранного (голландского) литья 1587 года. Третий повседневный в 150 пудов отлит при Иване Грозном. Четвёртый колокол, весом 55 пудов («Вестовой»), с изображениями преподобных Димитрия и Игнатия отлит в 1738 году белозерским посадским человеком Иваном Коркуцким. Пятый — того же года — весом в 32 пуда 24 фунта. Шестой, седьмой, восьмой и девятый — от 25 до 18 пудов. Десятый — весом 1 пуд 17 фунтов, одиннадцатый — 1 пуд 10 фунтов. Остальные семь колоколов без обозначения веса[13].

В разгар индустриализации в 1935 году колокола были пущены на переплавку. Новые колокола (14 штук) были отлиты по образцу колокольни Софийского собора и водружены в 2007 году. Планируется отлить ещё один колокол массой 4 тонны.

Соборная колокольня является объектом культурного наследия федерального значения. Подлежит государственной охране.

Введенская церковь

Введенская церковь

Крытыми переходами Спасский собор связан с Введенской церковью. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм — стройное квадратной формы двухэтажное здание на подклете со сводами, покрытыми эффектной пирамидой из трёх ярусов килевидных кокошников, увенчанное барабаном с луковичной главой. Особенность храма — отсутствие алтарных аспид, характерное для трапезных церквей XVI века. Фасады церкви украшены лопатками, заканчивающимися снизу на уровне подклета. Верхний ярус стен между лопаток декорирован широким узорчатым поясом, состоящим из порёбрика, кирпичных балясин и прямоугольных нишек. Этому орнаментальному фризу вторит аналогичный декор вверху барабана храма над рядом килевидных арочек[8].

Время постройки точно неизвестно, но в монастырской описи 1623 года она значится каменной. В нижнем этаже раньше был храм, который сейчас не существует. Впоследствии церковь была перестроена, получила купольное покрытие свода вместо кокошников и большую пятигранную апсиду. В подклетях располагались хозяйственные монастырские службы (хлебная, стороженная) и погреба[9].

С запада к церкви примыкает внушительных размеров одностолпная трапезная палата — типичная постройка для русских монастырей XVIXVII веков. Её подклетный этаж был занят погребами, хлебней и другими хозяйственными помещениями[9]. В верхнем этаже расположена обширная одностолпная сводчатая палата для общих монастырских трапез. Фасады трапезной лаконичны, единственным украшением являются крупные арочные ниши с откосами, в которых помещены оконные проёмы, и простые лопатки между ними и на углах объёма, завершённого зубчатым карнизом.

В 19271928 годах купол церкви был разобран, и в храме устроен киноклуб с буфетом, игрались спектакли. Предполагаемый исходный облик был возвращён в ходе реставрации 1950-х годов.

Надвратная церковь Вознесения Господня

Надвратная церковь Вознесения Господня

В 1588 году по благословению игумена Галактиона Яковлева сооружаются Святые врата и надвратная церковь двухстолпного типа, характерного в основном для северной архитектуры. Святые ворота имеют 2 арочных проёма: большой — для проездов и малый — для путников. Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними и часть северной каменной стены были построены вскоре после возведения Спасского собора, когда остальные стены с башнями были деревянными. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск[14]. Надвратная церковь с воротами и прилежащими участками северо-западной стены — древнейшая часть монастырской ограды, выстроенная в конце XVI века.

Храм освящён в 1590 году архиепископом Вологодским и Великопермским Ионой Думиным во имя святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя православного воинства, охраняющего вход в обитель и называлась так до XIX века. В XVIII и начале XIX века вследствие пожаров церковь сильно пострадала и находилась в таком состоянии до 1815 года. В 1815 году храм был освящён в честь Вознесения Господня[15].

Основу здания Вознесенской церкви составляет кубический объём, апсиды отсутствуют. Покрытие кровли, глава и декор перекликаются со Спасским собором. Венчает храм один световой барабан с узкими оконными проёмами, завершённый шлемовидной главой. Вверху — широкая полоса декора из килевидных арок и рядов прямоугольных и круглых ниш с бегунцом и порёбриком между ними. Покрытие кровли — по крупным кокошникам, имитирующим закомары, более мелкие кокошники обеспечивают переход к барабану. Внутреннее пространство церкви делится двумя сравнительно тонкими четырёхгранными столпами, между которыми расположена невысокая каменная алтарная преграда. На верхние части столбов опираются разгрузочные арки. Центральный коробовый свод прорезан световым барабаном на парусах, а угловые части перекрыты оригинальными ступенчатыми сводами псковского типа. Единственным украшением стен служат узкие пояса прямоугольных ниш и порёбрика — типичный декоративный мотив северного и московского зодчества XVI века[8].

По монастырским описям XVII века значится, что подле надвратной церкви была приделана каменная часовня с четырьмя окнами, в которых висели колокола. На часовне были установлены часы колесные, с боем. Возможно, что их перенесли с Соборной колокольни. В 17291730 годах часовня была переделана в небольшую шатровую колокольню. Сохранился четверик с четырьмя окнами, на него был надстроен восьмерик звона с шатром. В 1914 году на шатровой колокольне висел один вестовой колокол весом 52 пуда, отлитый мастером Чартышниковым из старой колокольной меди в 1876 году[10].

Реставрация в 1990-х годах вернула церкви предполагаемый первоначальный вид. В 1991 году в Надвратной церкви Вознесения Господня возобновилась Богослужебная жизнь монастыря.

Церковь Всех Святых

Церковь Всех Святых

На северной стороне от Спасского собора находится так называемая больничная церковь, замыкающая с востока двухэтажное здание братских келий. Одноэтажная, одноглавая церковь сооружена в 1731 году и освящена в честь Трёх Святителей (вместо разобранной соборной церкви-колокольни) — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Поскольку раньше церковь примыкала к больнице, находившейся в здании братских келий, её называли «больничной». В 1846 году церковь была перестроена и освящена в честь Всех святых[10].

Екатерининская церковь

Екатерининская церковь

Между Введенской и Успенской церквями расположена небольшая одноэтажная, одноглавая каменная церковь во имя святой великомученицы Екатерины и святого равноапостольного великого князя Владимира. Церковь построена в 1830 году вологодским помещиком Владимиром Волоцким над могилами его родственников, погребённых в этом месте. В 1890 году Волоцкий устроил внизу под церковью склеп[13].

Небольшое здание церкви построено в стиле ампир в виде ротонды с четырьмя неравными портиками. На стене ротонды, обращённой к Успенской церкви, находится витраж в виде креста. На стенах внутри церкви частично сохранились росписи.

Между Спасским собором и Екатерининской церковью находятся остатки монастырского некрополя, где хоронили лиц духовного и мирского звания. из духовных лиц на монастырском кладбище захоронены, в частности[13]:

— митрополит Сарский и Подонский Иона, живший с 1624 года в монастыре на покое и скончавшийся 29 марта 1627 года;

— архиепископ Вологодский и Белозерский Симон, живший с 1684 года в монастыре на покое и скончавшийся 29 апреля 1685 года;

— архимандрит Дионисий Анненский, живший с 1863 года в монастыре на покое и скончавшийся в 1868 году в первый день Пасхи в алтаре Спасского собора во время утрени.

Из наиболее известных лиц мирского звания погребены: бывший вологодский губернатор А. С. Нарышкин, скончавшийся в 1797 году; сестра легендарного полководца Александра Васильевича Суворова — Олешева (урождённая Суворова) Мария Васильевна, скончавшаяся в 1800 году; известный русский поэт К. Н. Батюшков, скончавшийся в 1855 году. Здесь же погребены многие лица из известных вологодских дворянских фамилий: Анненковых, Румянцевых, Суворовых и других[13].

Успенская церковь

Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря

На территории монастыря находится старейшая сохранившаяся в России шатровая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы (первая половина XVI века). Она перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1962 году из закрытого Александро-Куштского монастыря, находившегося близ села Устья на берегу реки Кушты, в трёх километрах от Кубенского озера[2]. Церковь — древнейший памятник деревянного шатрового зодчества на Русском Севере. Успенская церковь отреставрирована и освобождена от поздней тесовой обшивки в 1966 году по проекту архитектора Б. В. Гнедовского[16].

Александро-Куштский монастырь был основан около 1420 года монахом Спасо-Каменного монастыря Александром на берегу реки Кушты недалеко от Кубенского озера. Успенская церковь была древнейшим соборным храмом монастыря. Она была построена вскоре после пожара 1519 года, уничтожившего прежние строения монастыря. Облик Успенской церкви динамично устремлён ввысь. Над крестообразным объёмом в центре возвышается больших размеров восьмерик, имеющий расширение в верхней части, именуемой «повалом». Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой. Боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха (отдельных деревянных дощечек), покрывающего шатёр и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатистым коричневым тоном бревен[9]. Архитектурные детали церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо цельный и пропорциональный объём.

Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (первая четверть XVI века), является объектом культурного наследия федерального значения.

Хозяйственные постройки

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1645 году в Спасо-Прилуцком монастыре взамен сожжённых литовцами деревянных келий с трапезной был построен одноэтажный каменный корпус монашеских келий с братской трапезной. Для постройки пригласили каменщиков из Спасо-Ярославского монастыря: Иван Сергеев сын, по прозвищу Сено, и Тит Иванов сын, по прозвищу Балаш. Со временем в Прилуцкой слободе из подмастерьев вышли каменщики-мастера, и у жителей Прилук специальность каменщика стала семейной, переходя из поколения в поколение[9].

Древненастоятельские кельи — это каменное двухэтажное здание, перекрытое кирпичными сводами. На втором этаже находились настоятельские жилые палаты, на первом — погреба. Северный фасад настоятельских покоев обращен к выходу в собор. Жилые настоятельские кельи соединяются с Введенской церковью крытым переходом. В 1718 году западнее Надвратной церкви построено каменное здание сушила, которое вскоре перестроили в двухэтажный корпус зимних настоятельских келий. Позднее там устроили гостиницу для приезжающих. В 1720 году восточнее Надвратной церкви построен двухэтажный каменный келарский корпус, в котором позднее были устроены монастырские кладовые. Вдоль северной стены тянется жилой братский корпус, заканчивающийся на востоке церковью Всех святых. Братский корпус строился в XVIIXVIII веках, в нём находятся монашеские кельи.

В настоящее время монастырь ведёт хозяйственную деятельность, обеспечивая себя. В обители есть свечная мастерская, просфорня, пекарня и другие хозяйственные постройки.

Стены и башни

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь окружала с трех сторон деревянная ограда. Каменными были главные ворота, Надвратная церковь и часть примыкающей к ним стены. Это явилось одной из причин разорения монастыря в 16121619 годах. В 16441656 годах построены мощные каменные крепостные стены протяжённостью около 950 метров, высота — 7,5 метра, толщина — 2 метра[17]. Возведены стены по всем правилам строительства крепости середины XVII века. В плане крепостные стены монастыря имеют конфигурацию неправильного четырёхугольника, на углах которого сооружены шестнадцатигранные башни, соединённые между собой высокими крепостными стенами. Северная стена с главными каменными воротами и Надвратной церковью возведена раньше, в XVI веке. На западной стене построена прямоугольная Водяная башня с воротами к реке Вологде. Со стороны реки Вологды перед западной стеной устроен земляной вал для предотвращения затопления обители. В южной стене устроены третьи, малые ворота, которые в настоящее время заложены кирпичной кладкой[2].

Угловые башни выступают из плоскости стен для возможности организовывать круговую оборону. В наружных стенах башен поярусно устроены бойницы с машикулями (навесными бойницами). Внутри угловых башен посредине проходят каменные столбы, которые являются одновременно опорами стропил шатра и основанием для смотровых вышек. По балкам перекрытий был настлан деревянный пол, между ярусами устроены деревянные лестницы. В северной и южной угловых башнях в каменных столбах были устроены поярусно внутренние помещения, так называемые «каменные мешки» для хранения пушек, ядер, пороха. Пушек было 30, ядер — более 150,22 фунта пуль и дроби[10].

На монастырских стенах в два яруса расположены бойницы. Стены имеют устройства для ведения нижнего и верхнего боев. С внутренней стороны монастыря вдоль всех стен на каменных арках или на утолщении стены устроена площадка верхнего боя, которая служит ходом вокруг стен. Стена и круговой ход имеют общее деревянное или железное покрытие.


Святыни

В нижнем этаже Спасского собора помещаются главные святыни монастыря:

Значение

Со дня основания местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины. Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века[9].

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шёл в поход на Казань в 1503 году. После похода великий князь украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы[10].

Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям. В монастыре супруги молились о даровании им наследника — будущего первого русского царя Ивана Грозного.

Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывают его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). В настоящее время крест хранится в Вологодском музее[10].

Изюминка обители — практически полное соответствие первоначальному облику. Несмотря на перипетии культовых сооружений в Советский период истории Спасо-Прилуцкому монастырю удалось сохранить исторический ансамбль и стиль. Это привлекает в монастырь поклонников древнерусской культуры и делает важным паломническим центром, поскольку в Спасском соборе находится православная святыня — мощи Димитрия Прилуцкого, прославленного русского святого и небесного покровителя Вологды. Спасо-Прилуцкий монастырь является памятником федерального значения.

Исторические личности

В 1528 году великий московский князь Василий III с супругой Еленой Глинской молились в Спасо-Прилуцком монастыре о даровании сына. Их сын, Иоанн IV в 1545 году посетил обитель и Спасский собор.

В 1800 году в обители погребена Олешева (урождённая Суворова) Мария Васильевна — сестра легендарного полководца Александра Васильевича Суворова.

На территории обители находится могила известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (17871855). Поэзия и проза Батюшкова оказали большое влияние на последующее развитие русской литературы, подготовив во многом творчество Александра Сергеевича Пушкина[18]. Константин Батюшков, бывавший у Пушкиных, оказал влияние на становление литературных интересов юного Пушкина[19].

В 1913 году по железной дороге на богомолье в Прилуки приезжала Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы Александры Фёдоровны, вдова Великого князя Сергея Александровича, убитого в 1905 году.

В 1992 году монастырь посетил патриарх Алексий II.

Примечание

  1. Прп. Димитрий Прилуцкий | Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской епархиальный монастырь города Вологды. Дата обращения: 30 апреля 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Вологодские россыпи - Спасо-Прилуцкий монастырь. Дата обращения: 17 апреля 2023.
  3. 3,0 3,1 Климат Вологды. Дата обращения: 30 апреля 2023.
  4. 4,0 4,1 Климат Вологодской области. Дата обращения: 30 апреля 2023.
  5. преподобный Епифаний Премудрый. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского. — по изданию 1646 года.
  6. Житие преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца. — Вологда: "Технологическая школа бизнеса", 1996. — ISBN 5-86073-023-3.
  7. 7,0 7,1 Житие преподобного Димитрия Прилуцкого. Дата обращения: 30 апреля 2023.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 Спасо-Прилуцкий монастырь — Большой Справочник. Что такое Спасо-Прилуцкий монастырь. Дата обращения: 30 апреля 2023.
  9. 9,00 9,01 9,02 9,03 9,04 9,05 9,06 9,07 9,08 9,09 9,10 https://monasterium.ru/monastyri/monastery/spaso-prilutskiy-dimitriev-muzhskoy-monastyr-g-vologdy/. Дата обращения: 30 апреля 2023.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь г. Вологды | Официальный сайт Вологодской митрополии. Дата обращения: 30 апреля 2023.
  11. Суворов Н.И. Несколько новых любопытных сведений о третьем разорении Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря в начале XVII столетия // Вологодские губернские ведомости : газета. — 1863. — 23 февраль (№ 8).
  12. Степанченко Д. Возрождается первозданная красота // Красный Север : газета. — 1959. — 21 июнь.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 Савваитов, Павел Иванович. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. — Вологда: Типография Вологодского Губернского Правления, 1902.
  14. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь: село Прилуки близ Вологды // https://www.booksite.ru/civk/2_st-307.html. — Москва, 2001. — С. 393—397.
  15. Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь Вологодской епархии. — Вологда: Коммерч. комп., 2002.
  16. Лисицын В. Вологодский областной краеведческий музей. Архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря. — Вологда: РИО Упрполиграфиздата, 1981.
  17. Низовский А. Спасо-Прилуцкий монастырь // Православные храмы и монастыри. — Москва, 2005. — С. 311—313.
  18. Юрченко Татьяна Генриховна. Батюшков Константин Николаевич. Большая российская энциклопедия (15 июля 2022 г. в 15:47 (GMT+3)). Дата обращения: 22 апреля 2023.
  19. Ивинский Дмитрий Павлович. Пушкин Александр Сергеевич. Большая российская энциклопедия (30 мая 2022 г. в 12:28 (GMT+3)). Дата обращения: 22 апреля 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!