Полански, Роман
Роман Полански | |||
---|---|---|---|
польск. Roman Polański | |||
Полански в 2023 году | |||
Имя при рождении | Раймунд Роман Тьерри Либлинг | ||
Дата рождения | 18 августа 1933 (91 год) | ||
Место рождения | Париж, Франция | ||
Профессия | кинорежиссёр, кинопродюсер, актёр, сценарист | ||
Карьера | 1953 — н. в. | ||
Награды |
|
||
IMDb | 0000591 ID 0000591 |
Рома́н Пола́нски (англ. Roman Polanski, польск. Roman Polański; имя при рождении — Ра́ймунд Роман Тьерри Ли́блинг (польск. Rajmund Roman Thierry Liebling);(род. 18 августа 1933, Париж, Франция) — польско-французский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и киноактёр. Один из самых известных и противоречивых режиссёров современного кинематографа. Его работы охватывают широкий спектр жанров и стилистик, от психологических триллеров до исторических драм. Полански стал культовой фигурой в киноиндустрии, сочетая элементы экзистенциализма, вызывая у зрителей сильные эмоции и размышления о жизни и смерти[1][2].
Биография
Роман Поланский родился 18 августа 1933 года в Париже в еврейской семье. Его детство было омрачено Второй мировой войной: семья была вынуждена скрываться от нацистов, что во многом повлияло на его восприятие мира. После войны Поланский вновь начал изучать кино и вскоре переехал в Польшу, где снял несколько короткометражных фильмов. Однако его международная карьера началась, когда он переехал в Великобританию[3].
Его родители, польско-еврейского происхождения, мигрировали из Парижа в Краков в 1937 году. С началом Второй мировой войны их семья оказалась в Краковском гетто, где мать и бабушка Поланского погибли в концентрационном лагере Освенцим, а дядя — в Бухенвальде. Роман, однако, смог выжить, скрываясь и живя под другими именами в приёмных семьях[4].
После войны Поланский начал свою карьеру в кино, работа над которой началась в Польше. Его первый полнометражный фильм «Нож в воде» (1962 год) принёс ему международное признание, получив номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Это отметило начало его творческого пути[5].
В 1960-х годах он переехал в Великобританию, где снял ряд значимых фильмов, включая «Отвращение» (1965 год). В 1968 году Поланский переселился в США, где создаёт «Ребёнка Розмари» — культовый фильм ужасов, который получил широкое признание и принёс ему номинацию на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий[6].
Личная жизнь Поланского была заполнена трагедиями и драмами. Кульминацией этих событий стала жестокая смерть его беременной жены, актрисы Шэрон Тейт, которая была убита членами «семьи Мэнсона» в 1969 году. Это событие глубоко потрясло режиссёра и оставило неизгладимый след в его творчестве и жизни[7].
В 1977 году Поланского обвинили в изнасиловании 13-летней девочки, что привело к его бегству из США в Лондон, а позже во Францию. Этот скандал и последующее международное преследование сделали его фигурой не только в кино, но и в общественных дискуссиях о преступлениях и наказаниях[8].
Поланский снял 22 полнометражных фильма, среди которых выделяются не только триллеры и драмы, но и работы, исследующие темы насилия, смерти и вуайеризма. Он получил множество наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 2002 году, «Золотого медведя» и «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале в 1966 году, «Оскар» за лучший сценарий, а также другие престижные награды, такие как «Сезар» и «Золотой глобус». Жизнь и творчество Романа Поланского представляют собой сложную ткань, переплетение исторических событий, личных трагедий и художественного гения, что делает его одним из самых противоречивых и интересных режиссёров современности[9][10].
Карьера
Начало актёрской карьеры
Роман Полански прошёл интересный и многогранный путь в начале своей карьеры. В 1948 году, когда он познакомился с Марией Билизанкой, это положило начало его театральной карьере в Кракове. Важными вехами этого пути стали его роли в труппе «Весола Громадка» и выступления в Национальном театре юных зрителей, где он играл в спектаклях, ставших для него знаковыми. Его работа в театре не только расширила его артистический опыт, но и обеспечила признание на культурной сцене Польши. Роль Зака в «Фарфурке королевы Боны» принесла ему первый успех, который он закрепил, исполнив роль пастуха Вани в «Сыне полка»[11].
Несмотря на его исключение из Государственной средней школы изящных искусств, Поланский продолжал развивать свои художественные навыки, что в конечном итоге привело к его дебюту в кино в 1953 году. Эпизодическая роль в фильме «Три повести» стала первым шагом к более серьёзным достижениям в киноиндустрии. Он стал важной точкой в его карьере, где ему встретились ключевые фигуры польского кинематографа, таких как Анджей Вайда[5].
Поланский стремился изучить каждую деталь производственного процесса и активно участвовал во всех аспектах создания фильма, что подтверждает его характер, полный амбиций и любознательности. Его старания были отмечены и оценены Вайдой, который высоко ценил его ум и стремление к профессиональному росту[12].
В дальнейшем, играя в фильме «Поколение», он не только укрепил свои актёрские навыки, но и принял решение перейти к режиссуре. Это решение было ключевым моментом в его жизни, так как Поланский осознал, что хочет не только играть на сцене, но и управлять процессом создания искусства. Поступление в Государственную киношколу в Лодзи открыло для него двери к миру кино, где он смог развить свои таланты и взгляды на киноискусство в более глубоких и творческих аспектах[5].
Учёба в Лодзинской киношколе и короткометражные фильмы
Учёба Романа Полански в Лодзинской киношколе оказала значительное влияние на его дальнейшую карьеру и творческое становление. Лодзинская киношкола, основанная в 1948 году, стала настоящим оазисом свободы и местом, где студенты могли изучать как советское, так и зарубежное кино. Полански, как и другие учащиеся, был погружён в мир классических фильмов, что были недоступны в польских кинотеатрах — таких как фильмы Орсона Уэллса и Акиры Куросавы[13].
Здесь он не только осваивал теорию, но и активно налаживал знакомства с будущими коллекциями античного искусства и искусством кино, которые оказали влияние на его творчество, что в дальнейшем помогло ему установить связи как в Польше, так и за её пределами. Будучи частью академической среды, Полански уже тогда начал осознавать важность обращения к темам насилия, убийства и вуайеризма, которые стали основой его будущих фильмов.
Первый короткометражный фильм Полански, «Велосипед» не сохранился, следом последовали другие короткометражки, которые уже демонстрировали его умение затрагивать напряжённые социальные и психологические темы. Например, в таких фильмах как «Убийство» и «Зубастая улыбка» он продолжал плести сложную сеть, в которой пересекаются темы насилия и человеческой природы[14].
Важнейшим моментом в его студенческой карьере стал фильм «Двое со шкафом», который принёс ему признание и первые награды на кинофестивалях. Этот фильм стал знаковым в его карьере и открыл новые горизонты для его будущих работ. Полански удалось не только создать запоминающиеся образы, но и задавать вопросы, которые касались основ уникальности человеческого существования[15].
Фильмы «Лампа» и «Когда падают ангелы», выпущенные вскоре после «Двух со шкафом», отражали его интерес к экспериментам с формой и содержанием. В то время как «Лампа» тематически более лёгкая, «Когда падают ангелы» показывает серьёзную социальную проблему, касающуюся жизни женщин в обществе. Это противоречие стало одной из особенностей его стиля — сочетание гротеска с глубиной содержания.
Несмотря на то, что Полански не получил диплома из-за отсутствия диссертации, он не остановился на этом и продолжил развивать свои навыки. Работая ассистентом у Анджея Мунка и погружаясь в французское кино, он продолжал укреплять свою идентичность как режиссёра. Его опыт в киношколе и его ранние работы стали основой для его дальнейшего международного успеха, после которого он стал одним из самых влиятельных и спорных режиссёров своего времени.
Первые работы режиссёра
Роман Полански оказался в эпицентре кинематографической жизни после выхода его дебютного полнометражного фильма «Нож в воде», который оставил заметный след в истории польского и мирового кино. Снятый в 1962 году, фильм стал символом новой волны и был отмечен как первый фильм польского режиссёра, удостоенный номинации на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Эта номинация открыла для Полански двери на международную сцену, даже несмотря на критику, с которой столкнулся фильм в Польше.
Параллельно с успехом «Ножа в воде» Полански начал карьеру во Франции, сотрудничая со сценаристом Жераром Браком. Их работа над новеллой для фильма-антологии «Самые прекрасные мошенничества в мире» привлекла внимание критиков и помогла Полански завести новые знакомства в кинематографической среде. Затем последовал проект «Отвращение», который стал значительным успехом и принёс Полански международное признание. Критики отметили оригинальность его подхода и яркую операторскую работу, что сделало его имя известным среди туристов и кинокритиков.
Фильм «Тупик», снятый следом за «Отвращением», подтвердил статус Полански как талантливого режиссёра. Это психологическое произведение об отношениях и насилии, насыщенное абсурдистскими мотивами, расширило границы его творчества. Полански активно работал над образом успешного режиссёра, создавая вокруг себя ауру загадочности и привлекая внимание СМИ.
После ряда успешных проектов Полански создал сатирическую комедию «Бал вампиров». В этом фильме он пародировал традиционные фильмы ужасов, одновременно исследуя различные аспекты жанра. Участие в этом проекте начинающей актрисы Шэрон Тейт не только дало фильму дополнительный интерес, но и стало началом их отношений. Однако несмотря на первоначальные трудности с прокатом в США, художественная версия фильма нашла одобрение в Европе.
Таким образом, в начале 1970-х годов Полански образовал себя как оригинальный и нестандартный режиссёр, которому удавалось сочетать глубокий психоаналитический подход с элементами комедии и триллера, что и определило его дальнейшую карьеру. К тому времени он уже стал знаковой фигурой, а его фильмы — предметом изучения и обсуждения как с точки зрения практики, так и теории кино[14].
Работа в Америке (1968 год — 1976 год)
В 1968 году Роман Полански, вдобавок к Рут Тейт и Кшиштофу Комеде, переехал в Голливуд, где начал сотрудничество с продюсером Робертом Эвансом. Именно он предложил Поланскому ознакомиться с романом ужасов «Ребёнок Розмари» авторства Айры Левина. Творение так впечатлило режиссёра, что он решил собственноручно написать сценарий. В центре сюжета одноимённого фильма, появившегося в 1968 году, находится Розмари Вудхаус, роль которой исполнила Миа Фэрроу. Она и её муж Гай, сыгранный Джоном Кассаветисом, переезжают в старый дом, где знакомятся с новой семьёй соседей — Костеветами, которых великолепно сыграли бродвейские звёзды Рут Гордон и Сидни Блэкмер. В процессе беременности Розмари начинают преследовать зловещие видения и странные события. Вскоре она осознаёт, что её муж и соседи являются поклонниками Сатаны.
«Ребёнок Розмари» снискал славу настоящего шедевра жанра ужасов, посвящённого теме сатанизма. Фильм также становится объектом анализа в рамках феминистской критики и часто отмечается как один из лучших ужасов, где повествование ведётся от лица женщины. После премьеры как критики, так и зрители единогласно оценили фильм положительно. Он спас студию Paramount от банкротства и сделал Мию Фэрроу и Романа Полански настоящими звёздами. Отличительной чертой фильма стал саундтрек, который напоминал колыбельную мелодию. Это была последняя работа Кшиштофа Комеды с Полански и предпоследний его саундтрек для кино. Фильм стал самым кассовым ощущением в карьере Полански, собрав в 35-40 раз больше своего бюджета, который составил 2,3 миллиона долларов. Позже Миа Фэрроу отметила, что Полански — это «смелый и талантливый человек, очень важный для мировой культуры».
20 января 1968 года Роман Полански и Шэрон Тейт связали себя узами брака. В тот же год Полански был приглашён в жюри 21-го Каннского кинофестиваля, однако фестиваль был прерван в мае 1968 года из-за масштабных событий, и награды так и не были вручены. Режиссёр также написал сценарий к фильму «День на пляже» (1970), который позже сам спродюсировал. Работа марокканского режиссёра Симона Хесера, снятая в Дании, не снискала успеха и показана только на нескольких кинофестивалях и в ограниченном прокате. В том же году Полански создал сценарий двух эротических эпизодов для спектакля «О, Калькутта!» Кеннета Тайнена, но из-за бюджетных ограничений этот сценарий так и остался неиспользованным.
В феврале 1969 года Полански сыграл небольшую роль пьянчужки в фильме «Чудотворец» Джозефа Макграта. В марте он вместе со сценаристом Иваном Моффатом начал писать сценарий о жизни знаменитого музыканта Паганини, но вскоре покинул этот проект, чтобы заняться фильмом «Смерть Доннера». Сценарий основывался на реальных событиях, связанных с ранними поселенцами, ставшими жертвами каннибалов. К апрелю Роман прекратил работу и над этим проектом, согласившись стать режиссёром фильма о дельфинах-убийцах «День дельфина».
Давней мечтой Романа Полански было экранизировать пьесу великого Уильяма Шекспира. Во время одного из лыжных катаний он вновь вспомнил о своей мечте и вдохновился идеей создания фильма по «Макбету». Сценарий к картине режиссёр разрабатывал в сотрудничестве с Кеннетом Тайненом. Однако ни одна из крупных студий долгое время не была заинтересована в проекте. В результате финансирование в размере полутора миллионов долларов предоставил Хью Хефнер, после чего компания Columbia согласилась стать дистрибьютором фильма и добавила к бюджету ещё 925 тысяч долларов. Съёмки начались в первой неделе октября 1970 года в живописном национальном парке Сноудония в Уэльсе, а интерьеры были созданы на студии в Шеппертоне. Завершение съёмок произошло в апреле 1971 года, а монтаж и озвучивание фильма заняли ещё девять месяцев.
«Макбет» (1971) был воспринят некоторыми критиками как фильм, изобилующий «жестокими и мотивированными насилием сценами», отражающими «холодную и варварскую атмосферу шекспировской пьесы». В то же время, анализируя содержание фильма, некоторые издания провели параллели с личной жизнью Полански. Кевин Лайонс отмечал, что это «мощный фильм, пропитанный ненавистью и бурными чувствами, нечто вроде акта экзорцизма». По его мнению, ужасающие события 8 августа 1969 года придали фильму креативной силы, превосходящей оригинальные строки Шекспира. Тем не менее, многие критики высоко оценили Полански за создание «мрачной и захватывающей атмосферы», выдающуюся проработку деталей и умение нагнетать «ощущение нарастающего ужаса». В конечном счёте, Национальный совет кинокритиков США признал «Макбета» Полански лучшим фильмом года.
В 1972 году Роман Полански действительно снял «Что?» — фильм, который стал своего рода экспериментом в жанре абсурдистской комедии. Сюжет вращается вокруг Нэнси, американки, которая ищет приключения и находит их в пансионе, населённом эксцентричными персонажами. Фильм был воспринят довольно неоднозначно. Критики указывали на то, что Полански, вместо того чтобы создать что-то новое, привык повторять концепции, которые он уже затрагивал в своей предыдущей работе «Тупик». Эта повторяемость получала особенно резкую оценку в свете того, что «Что?» использовал традиционные комедийные условности, что сделало его менее оригинальным и свежим.
После завершения работы над фильмом «Что?», Роман Полански переключился на амбициозный проект «Китайский квартал», который стал одним из самых значительных произведений в его карьере. Сценарий, написанный Робертом Тауном, восходит к реальным событиям, связанным с коррупцией в Лос-Анджелесе начала XX века. В центре сюжета — частный детектив Дж. Дж. Гиттес, роль которого исполнил Джек Николсон. Его герой предоставляет зрителю возможность погрузиться в мир теней и интриг, связанных с водоснабжением города и алчностью властей.
В 2010 году «Китайский квартал» был признан лучшим фильмом всех времён в опросе читателей газеты The Guardian, что говорит о его долговечности и влиянии на другие произведения в жанре нео-нуар и драматическом кино. Полански удалось создать картину, которая в полной мере отразила сложность человеческой натуры и мрак системы, оставаясь актуальной для многих поколений зрителей.
После успешной работы над «Китайским кварталом» Роман Полански действительно решил разнообразить свою творческую деятельность, занявшись оперным режиссированием. Его постановка оперы Альбана Берга «Лулу» на фестивале искусств в Сполето стала значительным событием и была высоко оценена зрителями. Полански проявил себя как универсальный режиссёр, способный работать не только в кино, но и на театральной сцене.
С возвращением к кинематографу, Полански с энтузиазмом взялся за адаптацию романа Ролана Топора «Призрачный жилец», который в итоге получил название «Жилец». В этом фильме он снова возвращается к своему любимому мотиву ощущения паранойи и изоляции. Главный герой, Трелковский, становится персонажем с глубокими психологическими проблемами, которые усиливаются под давлением общества. Этот фильм стал логическим продолжением его предыдущих работ, таких как «Отвращение» и «Ребёнок Розмари», которые также исследовали темы личного и социального безумия.
В 1970-е годы Полански продолжал развивать свою карьеру, сочетая разные области искусства, оставляя след в истории как в кино, так и в опере. Это время стало периодом его утончённого художества и глубоких размышлений о природе человека и обществе[13].
Англо-французский период: конец XX века (1977 год — 1999 год)
После возвращения в США в начале 1977 года Полански планировал подать заявление на грин-карту. Однако 11 марта 1977 года Романа Полански задержала полиция по обвинению в изнасиловании тринадцатилетней Саманты Гейли накануне вечером. 24 марта окружной прокурор Роджер Гансон предъявил ему обвинение. Изначально Полански отрицал свою вину. Во время судебного разбирательства режиссёр и его адвокат предложили мировое соглашение, в соответствии с которым Полански признал бы себя виновным только в самом лёгком из пунктов обвинения, судья же намеревался посадить Полански в тюрьму. После судебного процесса режиссёр покинул страну до вынесения приговора, дальнейшая карьера в США оказалась невозможной. Стремительное падение Полански в глазах общественности немедленно отразилось и на его положении в киноиндустрии. Руководство студии Columbia прислало ему уведомление, что «больше не нуждается в его услугах» режиссёра «Первого смертного греха».
Несмотря на скандал вокруг дела Гейли, Полански с помощью французского режиссёра Клода Берри решил экранизировать роман Томаса Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей». В 1978 году он начал работу над сценарием вместе с Жераром Браком и Джоном Браунджоном. Фильм вышел в 1979 году и снимался на севере Франции. Сюжет следует романной линии и исследует тему общественного отвержения, что имеет автобиографический контекст для режиссёра. Главную роль сыграла 17-летняя Настасья Кински, которую Полански выбрал за её сходство с Шэрон Тейт.
Процесс съёмок был сложным: часто шли дожди, а декорации строились в натуральную величину. В процессе работы умер оператор Джеффри Ансворт. Прокат в США и Великобритании помог избежать финансовых потерь, несмотря на негативные отзывы французских критиков. «Тэсс» получила три премии «Оскар», два «Золотых глобуса» и три «Сезара». Фильм признан одним из самых лучших исторических фильмов.
В 1981 году Полански вернулся в Польшу, чтобы поставить пьесу «Амадей», но после объявления военного положения не смог продолжить творческую деятельность. В 1983 году он начал писать автобиографическую книгу и познакомился с будущей женой Эммануэль Сенье. В 1986 году Полански снял фильм «Пираты», над которым работал с 1974 года. Фильм стал приключенческой комедией про капитана Реда и его помощника Лягушонка. Съёмки проходили в Тунисе и Париже. Однако «Пираты» не оправдали ожиданий, оказавшись неудачными как с художественной, так и с коммерческой точки зрения.
В ноябре 1989 года Полански получил предложение адаптировать роман Булгакова «Мастер и Маргарита», но работа над сценарием была остановлена. В 1991 году Полански был председателем жюри Каннского кинофестиваля и вручил «Золотую пальмовую ветвь» фильму «Бартон Финк» братьев Коэнов, что вызвало споры из-за других наград, которые получил фильм. Осенью того же года он снялся в триллере «Назад в СССР».
В 1992 году Роман Полански, вдохновлённый успехом «Рокового влечения», решил изменить стиль своих фильмов и согласился экранизировать роман Паскаля Брюкнера «Горькая луна». Совместно с сценаристом Мартином Брак они обновили сюжет и временные рамки, добавив элементы, отличные от оригинала. Фильм рассказывает о паре, которая во время морского круиза знакомится с писателем Оскаром и его молодой женой Мими. При выходе на экран фильм вызвал разноречивые отзывы: одни критики находили в нём автобиографические черты Поланского, другие — осуждали сценарий. «Горькая луна» приобрела культовый статус, несмотря на негативные оценки.
В 1993 году Полански сыграл в фильме Джузеппе Торнаторе «Чистая формальность» роль детектива. В 1994 году он адаптировал пьесу Ариэля Дорфмана «Смерть и девушка» для кино, получив высокие оценки за психологическую напряжённость и мрачную атмосферу[14].
Англо-французский период: начало XXI века (2000 год — 2010 год)
После выхода фильма «Девятые врата» Роман Полански решил взять новую творческую направленность. Осенью 1999 года он прочитал автобиографию Владислава Шпильмана, композитора, пережившего немецкое вторжение в Польшу. Это вдохновило его снять военную драму «Пианист» (2002) по сценарию Рональда Харвуда. Фильм, в котором Эдриен Броуди сыграл главную роль, получил множество наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале и «Оскар» в трёх категориях. При бюджете в 35 миллионов долларов, «Пианист» собрал в прокате 120 миллионов, став триумфом позднего творчества Полански.
После этого успеха режиссёр вернулся в Польшу и сыграл в фильме Анджея Вайды «Месть» (2002). В 2003 году Полански поставил спектакль «Гедда Габлер» в Париже, который также получил положительные отзывы. В 2004 году, по совету жены, он начал работу над экранизацией «Оливера Твиста», завершив её в 2005 году. Хотя фильм был встречен критикой как «слишком консервативный», писатель Джон Ирвинг высоко оценил эту адаптацию. Производственные затраты составили около 60 миллионов долларов, а прокатные сборы — 42,5 миллиона.
В 2006 году Полански поставил пьесу «Сомнение» в парижском театре, а в 2007 году снял эпизод для киноальманаха «У каждого своё кино» и сыграл в комедии «Час пик 3». Также планировалась экранизация романа Роберта Харриса «Помпеи», сценарий к которому был написан специально для Полански, но проект был отменён в сентябре 2007 года из-за организационных проблем[13].
После 2010 года
Роман Полански продолжает оставаться одной из самых противоречивых фигур в киноиндустрии. Его работы после «Призрака» в 2010 году демонстрируют как творческий потенциал, так и сложные отношения с общественностью из-за его прошлого.
- «Призрак» (2010 год)
Фильм «Призрак» стал не только коммерчески успешным, но и был удостоен множества наград. Полански получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале и множество наград Европейской киноакадемии. Критики отметили его мастерство в создании напряжённой атмосферы и глубокий подтекст, связанный с политикой и моралью. Юэн Макгрегор и Пирс Броснан великолепно сыграли свои роли, что создало прочный фундамент для основного сюжета — исследования власти и манипуляции.
- «Резня» (2011 год)
Следующий проект Поланского, «Резня», по пьесе Ясмины Реза, также стал важным событием. Хотя мнения о фильме разделились, актёрский состав, включая Кейт Уинслет и Кристофа Вальца, был в восторге от работы с Полански, подчёркивая его творческий подход и уникальную атмосферу, которую он создавал на съёмках.
Короткометражный фильм «Терапия» (2012 год)
Этот проект был снят для бренда Prada и продемонстрировал способность Поланского работать в рамках короткого формата, сохраняя свой характерный стиль. Фильм был высоко оценен на Каннском кинофестивале.
- «Венера в мехах» (2013 год)
«Венера в мехах», основанный на романе Леопольда фон Захер-Мазоха, оказался успешным как у критиков, так и у зрителей. Полански погружает зрителей в сложные взаимоотношения между мужчинами и женщинами, что сделало фильм актуальным и обсуждаемым.
- «Основано на реальных событиях» (2017 год)
Этот фильм, основанный на романе Дельфины де Виган, получил смешанные отзывы. Несмотря на высокую операторскую работу, некоторые критики сочли его слабым по сюжету, и это вызвало разнообразные мнения среди зрителей.
- «Офицер и шпион» (2019 год)
Премьера этого фильма на Венецианском кинофестивале привлекла много внимания и вызвала полемику. Тема дела Дрейфуса оказалась актуальной, однако промоматериалы и параллели с личной историей Полански вызывали критику.
Личная жизнь
Начав свои первые серьёзные отношения в 1949 году с Кристиной Клодко, Полански оказался в мире юношеской влюблённости, что в дальнейшем стало важной частью его творческой сферы. Очарование маленькой, но грациозной девушки в тот момент занимало его мысли и стало источником вдохновения для многих его будущих работ. Расставание с Клодко спустя год положило начало его поискам более глубоких отношений, которые часто отражали его внутренние переживания.
Следующая значимая связь — с Ханкой Ломницкой, сокурсницей по художественной школе. Эта история закончилась разочарованием для Полански, что также могло стать своего рода катализатором для его творческой работы в будущем.
Их динамика отношений сочетала страсть и свободу: постоянные расставания и воссоединения стали кардинальным этапом в жизни молодого режиссёра, что отобразилось в его хрониках о любви и страсти к жизни и искусству. Свингерские наклонности в их отношениях позволяли обоим чувствовать себя свободно, избегая запретов, что, по мнению многих биографов, также формировало взгляды
Брак Романа Полански и Барбары Квятковской начался в 1959 году после знакомства во время съёмок фильма. Несмотря на совместную творческую деятельность, их отношения испортились из-за подозрений Полански о неверности жены. После фотографии Квятковской с другим режиссёром, она подтвердила свои чувства к нему, что привело к разрыву. В итоге Барбара подала на развод, который завершился в 1962 году.
Роман Полански и Шэрон Тейт познакомились на съёмках фильма «Бал вампиров», и 20 января 1968 года поженились в Челси. Свидетелями на свадьбе были Джин Гутовски и личный врач Поланского Тони Гринберг, а подружкой невесты — Барбара Перкинс. Пара переехала в Лос-Анджелес, где Тейт вскоре узнала о своей беременности. Однако, во время её беременности у Поланского были краткосрочные романы с другими актрисами.
Трагедия произошла 8 августа 1969 года, когда последователи секты Чарльза Мэнсона ворвались в дом супругов в Беверли-Хиллз. Шэрон Тейт и её друзья были жестоко убиты, и женщина, находившаяся на восьмом месяце беременности, потеряла жизнь вместе с будущим сыном, которому уже было дано имя Пол Ричард.
После этой ужасной потери Полански испытал длительный нервный срыв. Он также столкнулся с обвинениями со стороны прессы, что усугубляло его горе. Режиссёр неоднократно говорил, что чувство вины за своё отсутствие в ту ночь стало одной из самых тяжёлых эмоциональных нош в его жизни. В своей автобиографии он описал смерть Шэрон как «единственный переломный момент», который сильно изменил его миропонимание, превратив оптимизм в глубокий пессимизм и неудовлетворённость. Полански также выразил недовольство по поводу того, как пресса освещала трагедию, подчёркивая отсутствие сочувствия к жертвам и их семьям.
Роман Полански и Эмманюэль Сенье действительно стали одной из самых запоминающихся пар в мире кино. Их отношения начались в 1984 году, когда Сенье, тогда начинающая актриса, пришла на прослушивание у Поланского. Несмотря на то что она изначально была настроена скептически, полагая, что режиссёр может быть заинтересован только в её внешности, её быстро привлекла его личность и уважение к ней.
Полански был впечатлён её красотой и талантом. Он отмечал, что Сенье как «настоящая француженка» обладает хладнокровием и шармом, что добавляло ей привлекательности. Вскоре после начала отношений они поженились 30 августа 1989 года. В этом браке у них родилось двое детей: Моргана и Элвис. Полански и Сенье вместе участвовали в различных мероприятиях, включая Каннский кинофестиваль. Они были не просто супругами, но и творческими партнёрами, что подчёркивало их глубокую связь и взаимное уважение. За время их совместной жизни они создали крепкую семью и оставили заметный след в киноиндустрии.
20 февраля 1977 года Роман Полански познакомился с тринадцатилетней моделью Самантой Джейн Гейли во время фотосессии для журнала Vogue Hommes. 11 марта Поланского задержали по подозрению в изнасиловании, а 24 марта были выдвинуты обвинения по шести пунктам, в том числе изнасилование и предоставление несовершеннолетнему запрещённых веществ. Полански не признал себя виновным. В ходе судебного разбирательства он предложил мировое соглашение, но под давлением общественности судья намеревался отправить его в тюрьму. 16 декабря 1977 года Полански попал в тюрьму для психиатрического обследования. После того как Роман Полански провёл в тюрьме несколько недель, он был освобождён под условием
В 1978 году, накануне завершения судебного разбирательства, Полански покинул Соединённые Штаты, уехав в Европу. Его решение связано с риском быть осуждённым, поскольку судья давал понять, что собирается назначить ему лишение свободы. С тех пор он проживает в различных странах, включая Францию, и продолжает свою карьеру как режиссёр.
Несмотря на его успехи в кино, дело о сексуальном насилии и его побег от правосудия продолжают преследовать Полански. Он неоднократно становился предметом споров и обсуждений, его работы подвергались критике, и некоторые коллеги по индустрии призывали к бойкоту его фильмов[15].
Награды
Роман Полански стал лауреатом множества наград, в том числе в 1999 году, когда Французская академия изящных искусств избрала его своим пожизненным членом. В 2010 году, когда Полански получил награду «Платиновые львы» на 36-м Фестивале польских художественных фильмов в Гдыне, его заслуги вызвали протесты со стороны христианско-консервативных кругов. Активные призывы к бойкоту фестиваля, инициированные представителями этих групп, стали явным отражением споров вокруг его репутации. Художественный руководитель фестиваля, Михал Хациньский, заявил, что при рассмотрении награды учитывались только художественные достижения, и подтвердил, что Полански является мастером мирового кинематографа. Тем не менее, режиссёр решил не приезжать за наградой, подчёркивая сложность своей позиции в обществе и ценности, которые его творчество представляет для разных слоёв населения.
Это событие затронуло вопросы о том, как искусство и нравственные нормы могут пересекаться, и как общественные взгляды могут влиять на признание и чествование творцов. Полански остаётся одной из самых противоречивых фигур в мировом кино, и его достижения и скандалы продолжают вызывать бурные обсуждения[15].
Фильмография
Год | Название | Оригинальное название | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1953 | Три повести | Trzy opowiesci | актёр (Genek 'The Little') | художественный фильм |
1954 | Поколение | Pokolenie, 1954 | актёр (Мундек) | художественный фильм |
1955 | Велосипед | Rower | режиссёр, сценарист, актёр | короткометражный фильм |
1955 | Три старта | Trzy starty | актёр (брат Баси) | художественный фильм |
1955 | Волшебный велосипед | Zaczarowany rower | актёр (Adas) | художественный фильм |
1955 | — | Godzina bez slonca | актёр | короткометражный фильм |
1955 | Убийство | Morderstwo | режиссёр, сценарист | короткометражный фильм |
1956 | Конец ночи | Koniec nocy | актёр (Little One) | художественный фильм |
1956 | Затонувшие корабли | Wraki | актёр (Romek) | художественный фильм |
1957 | Испортим вечеринку | Rozbijemy zabawe… | режиссёр, сценарист | короткометражный фильм |
1957 | Усмешка до зубов | Usmiech zebiczny | режиссёр, сценарист | короткометражный фильм |
1958 | Что скажет жена? | Co rekne zena? | актёр (Dancer) | художественный фильм |
1958 | С отвагой | Con bravura | актёр (Kolednik) | короткометражный фильм |
1958 | Двое со шкафом | Dwaj ludzie z szafa | режиссёр, сценарист | короткометражный фильм |
1959 | Когда падают ангелы | Gdy spadaja anioly | режиссёр, сценарист, актёр (Old woman) | короткометражный фильм |
1959 | Лётна | Lotna | актёр (Musician) | художественный фильм |
1959 | До свидания, до завтра | Do widzenia do jutra… | актёр (Ромек) | художественный фильм |
1959 | Лампа | Lampa | режиссёр, сценарист | короткометражный фильм |
1960 | Невинные чародеи | Niewinni czarodzieje | актёр (Dudzio, контрабасист) | художественный фильм |
1960 | Осторожно, йети! | Ostroznie, Yeti! | актёр (водитель) | художественный фильм |
1961 | Самсон | Samson | актёр | художественный фильм |
1961 | Толстый и худой | Le gros et le maigre | режиссёр, сценарист | короткометражный фильм |
1962 | Нож в воде | Nóz w wodzie | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
1962 | Млекопитающие | Ssaki | режиссёр, сценарист | короткометражный фильм |
1963 | Любовная история | Love Story | сценарист | сериал, 1963—1974 |
1964 | Вам нравятся женщины? | Aimez-vous les femmes? | сценарист | художественный фильм |
1964 | Самые прекрасные мошенничества в мире | Les plus belles escroqueries du monde | режиссёр, сценарист | киноальманах |
1965 | Отвращение | Repulsion | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
1966 | Тупик | Cul-de-sac | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
1967 | Бал вампиров | Dance of the Vampires | режиссёр, сценарист, актёр (Alfred) | художественный фильм |
1968 | Ребёнок Розмари | Rosemary’s Baby | режиссёр | художественный фильм |
1968 | — | La fille d’en face | сценарист | художественный фильм |
1969 | Волшебный христианин (Чудотворец) | The Magic Christian | актёр (пьяница) | художественный фильм |
1970 | — | Aquarius | актёр | документальный сериал, 1970—1977 |
1971 | Лодка на траве | Le bateau sur l’herbe | сценарист | художественный фильм |
1971 | Макбет | The Tragedy of Macbeth | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
1972 | День чемпиона | Weekend of a Champion | режиссёр | художественный фильм |
1972 | День на пляже | A Day at the Beach | сценарист | художественный фильм |
1972 | Что? | Che? | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
1974 | Китайский квартал | Chinatown | режиссёр, сценарист, актёр (человек с ножом) | художественный фильм |
1976 | Жилец | Le locataire | режиссёр, сценарист, актёр (Trelkovsky) | художественный фильм |
1979 | Тэсс | Tess | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
1982 | Чехарда | Chassé-croisé | актёр | художественный фильм |
1986 | Пираты | Pirates | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
1987 | Неукротимый | Frantic | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
1989 | В ожидании Годо | En attendant Godot | актёр (Lucky) | художественный фильм |
1991 | Снова в СССР | Back in the U.S.S.R. | актёр (Kurilov) | художественный фильм |
1991 | Короли рекламы | The Kings of Ads | режиссёр | альманах телевизионной рекламы |
1992 | Горькая луна | Bitter Moon | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
1993 | — | Roman Polanski’s Vanity Fair Commercial | режиссёр | — |
1994 | Простая формальность (Чистая формальность) | Una pura formalità | актёр (комиссар) | художественный фильм |
1994 | Коварство славы | Grosse fatigue | актёр (Роман Полански) | художественный фильм |
1994 | Смерть и девушка | Death and the Maiden | режиссёр | художественный фильм |
1994 | — | Chico Hamilton: Dancing to a Different Drummer | актёр | документальный фильм |
1996 | — | Vasco Rossi: Gli Angeli | режиссёр | видео |
1999 | Девятые врата | The Ninth Gate | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
1999 | Парижане | Parisienne People by Roman Polanski | режиссёр | видео |
2000 | Посвящается Альфреду Лепети | Hommage à Alfred Lepetit | актёр | короткометражный фильм |
2002 | Пианист | The Pianist | режиссёр | художественный фильм |
2002 | Месть | Zemsta | актёр (Иосиф Папкин) | художественный фильм |
2005 | Оливер Твист | Oliver Twist | режиссёр | художественный фильм |
2005 | — | Le Court Des Grands | режиссёр | видео |
2007 | У каждого своё кино | Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s'éteint et que le film commence | режиссёр | киноальманах |
2008 | Тихий хаос | Caos calmo | актёр (Steiner) | художественный фильм |
2009 | Призрак | The Ghost Writer | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
2009 | Жадность, новый аромат от Франческо Веццоли | Greed, a New Fragrance by Francesco Vezzoli | режиссёр | видео |
2011 | Резня | Carnage | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
2012 | Терапия | A Therapy | режиссёр, сценарист | короткометражный фильм |
2012 | — | Remembering 'Rosemary’s Baby' | актёр (играет себя) | документальное видео |
2013 | Венера в мехах | La Vénus à la fourrure | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
2017 | — | Captain Jokes Parrot’s Disaster of the Caribbean | сценарист | — |
2017 | Основано на реальных событиях | D’après une histoire vraie | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
2019 | Офицер и шпион | J’accuse | режиссёр, сценарист | художественный фильм |
2023 | Отель «Палас» | The Palace | режиссёр, сценарист | художественный фильм[16] |
Тематика и стиль
Фильмы Романа Поланского часто исследуют темы страха, одиночества и потери контроля. Его работы отличаются мастерским использованием света и теней, создающих атмосферу интриги и напряжения.
«Изгоняющий дьявола» (1973 год) стал культовым фильмом не только благодаря ужасным сценам, но и глубокой психологической проработке персонажей. Поланский показывает, как в борьбе с злом люди могут стать жертвами своих страхов. В «Скрипке Ротшильда» (1971 год) поднимаются вопросы о человеческой природе, предательстве и верности. Личная жизнь Поланского также была полна волнений и трагедий. В 1969 году его беременная жена, актриса Шэрон Тейт, была убита членами секты «Семья» под руководством Чарльза Мэнсона. Этот ужасный инцидент глубоко травмировал Поланского и оказал значительное влияние на его творчество.
Дополнительно его преследовали скандалы, связанные с обвинениями в сексуальных преступлениях, что привело к его бегству из США в 1978 году. Поланский продолжал работать за границей, снимая такие фильмы, как «Скрижали Судьбы» (2002 год) и «Возраст неопределённости» (2017 год)[16].
Влияние на современное кино
Работы Романа Поланского продолжают вдохновлять новых режиссёров. Его способность поднимать острые социальные и философские вопросы, а также создавать незабываемую атмосферу, делает его важной частью изучения киноискусства. Поланский остаётся значимой фигурой, вокруг которой до сих пор ведутся дебаты о роли искусства и морали в обществе.
Таким образом, жизненный путь Поланского — это история о гениальности и трагедии, о влиянии и преодолении. Каждый его фильм представляет собой не просто развлечение, а глубокое размышление о человеческой природе и её тёмных сторонах[15].
Литература
- На русском
- Бискинд П. Беспечные ездоки, бешеные быки / Пер. с англ. С. Арбузова. — М.: АСТ, 2007. — 640 с. — ISBN 978-5-17-044733-6.
- Зельвенский С. Поланский. — СПб.: Сеанс, 2021. — 356 с. — ISBN 978-5-6046135-1-1.
- Лурселль Ж. Ребёнок Розмари = Rosemary's Baby // Авторская энциклопедия фильмов. — СПб.: Rosebud Publishing, 2009. — Т. 2. — 1032 с. — ISBN 978-5-904175-02-3.
- Плахов А. Роман Поланский // Режиссёры настоящего: в 2 т. — СПб.: Сеанс, 2008. — Т. 1. Визионеры и мегаломаны. — С. 254—277. — 312 с. — (Дом кино). — ISBN 978-5-901586-24-2.
- Сэндфорд К. Роман Полански. Биография. — М.: РИПОЛ Классик, 2012. — 576 с. — ISBN 978-5-386-05072-6.
- Черненко, М. Полянський Роман // Режиссёрская энциклопедия. Кино Европы / Ответственный редактор Г. Компаниченко. — М.: Научно-исследовательский институт киноискусства, 2002. — С. 134. — ISBN 5-85646-077-4.
- На английском
- Ain-Krupa J. Roman Polanski: A Life in Exile. — Praeger Publishers, 2010. — 179 p. — ISBN 978-0313377808.
- Armstrong R. & Charity T. The Rough Guide to Film. — Rough Guides , 2007. — 672 p. — ISBN 978-1843534082.
- Gibson D. C. Serial Murder and Media Circuses. — Greenwood Press, 2006. — 233 p. — ISBN 9780275990640.
- Horsley J. The Secret Life of Movies: Schizophrenic and Shamanic Journeys in American Cinema. — McFarland, 2009. — 299 p. — ISBN 978-0786444236.
- Polanski R. Roman. — William Morrow & Co, 1984. — 461 p. — ISBN 978-0688026219.
- Thomson D. The New Biographical Dictionary of Film. — Alfred A. Knopf , 2002. — 963 p. — ISBN 978-0375411281.
- Sarris A. The St. James Film Directors Encyclopedia. — Visible Ink Press , 1998. — 692 p. — ISBN 978-1578590285.
- На польском
- Greenberg J. Roman Polański. Portret mistrza. — Warszawa, 2013. — P. 288. — ISBN 978-83-7881-944-8.
- Jazdon M. Zagłada miasta. Warszawa w „Pianiście” Romana Polańskiego. — Images, 2013. — P. 77—95.
- Kochańczyk J. Roman Polański i jego sztuka przetrwania. — e-bookowo, 2012. — ISBN 978-836-308-028-0.
- Schneider S. J. 501 reżyserów filmowych. — MWK, 2007. — ISBN 9788361065241.
- Stachówna G. Roman Polański i jego filmy. — Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 1994. — ISBN 83-01-11300-6.
- Werner P. Polański. Biografia. — Poznań, 2013. — ISBN 978-83-7818-533-8.
- Zamochnikoff F. & Bonnotte S. Polański. Na rozdrożu światów. — Cyklady, 2006. — ISBN 83-60279-10-1.
Примечания
- ↑ Роман Полански . kino.mail.ru. Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Кино для начинающих: 5 фильмов для знакомства с Романом Полански . Рамблер (7 февраля 2023). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Биография Романа Полански . РИА новости (18 августа 2013). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Роман Полански вспоминает ужасы Холокоста своего детства в новом фильме . stmegi.com (3 июня 2021). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Превратности судьбы: почему жизнь Романа Полански драматичнее его фильмов . ТАСС (18 августа 2023). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Роман Полански . kino-teatr.ru (3 августа 2023). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Киреева А. Роман Полански и Шэрон Тейт: трагическая история любви . grazia.ru (17 августа 2023). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Девочка и режиссёр. Как Полански спасался от ареста за секс с тринадцатилетней . life.ru (1 февраля 2017). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ 7 фильмов Романа Полански: вы хотите об этом поговорить? . РИА новости (18 августа 2013). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Роман Полански . kinorium.com. Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Булдаков, Олег. Полански Р. . ТАСС. Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ Страх, безумие и тёмные стороны человеческой натуры: режиссёрский стиль Романа Полански . kudago.com. Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Роман Поланский: как начать смотреть его фильмы . arzamas.academy (4 октября 2021). Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Короткометражные фильмы Романа Полански . Форум на кинопоиске. Дата обращения: 9 сентября 2024.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 Зельвенский С. Роман Поланский. Творческая биография. — Бомбора. — ISBN 978-5-04-200226-7.
- ↑ 16,0 16,1 Роман Полански. «Дитя Гетто и звезда Голливуда:Польская тоска и Американская дьяволиада» . kino-teatr.ru (4 сентября 2010). Дата обращения: 9 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с модулем Hatnote с красной ссылкой
- Знание.Вики:Страницы с модулем ФИО со ссылкой на другую статью
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 18 августа
- Родившиеся в 1933 году
- Родившиеся в Париже
- Кинорежиссёры по алфавиту
- Кинорежиссёры Польши
- Кинорежиссёры Франции
- Кинорежиссёры XX века
- Кинорежиссёры XXI века
- Кинопродюсеры по алфавиту
- Кинопродюсеры Польши
- Кинопродюсеры Франции
- Кинопродюсеры XX века
- Кинопродюсеры XXI века
- Актёры по алфавиту
- Актёры Польши
- Актёры Франции
- Актёры XX века
- Актёры XXI века
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы Польши
- Сценаристы Франции
- Сценаристы XX века
- Сценаристы XXI века
- Командоры французского ордена Искусств и литературы
- Награждённые золотой медалью «За заслуги в культуре Gloria Artis»
- Лауреаты премии «Серебряный медведь»
- Лауреаты премии BAFTA
- Лауреаты премии «Сезар»
- Лауреаты премии «Золотой орёл»
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Роман Полански
- Выпускники Киношколы в Лодзи
- Лауреаты European Film Awards
- Лауреаты премии «Давид ди Донателло»
- Лауреаты премии «Оскар» за лучшую режиссуру
- Лауреаты премии «Золотой глобус» за лучшую режиссёрскую работу
- Выжившие в Холокосте
- Узники Краковского гетто
- Почётные граждане Лодзи
- Лауреаты премии Echo Klassik
- Кинорежиссёры фильмов ужасов
- Почётные доктора Высшей школы кино, телевидения и театра в Лодзи
- Почётные доктора университета Сапиенца