Особая экономическая зона (Россия)
Особая экономическая зона в России (ОЭЗ)— это специально выделенные территории Российской Федерации, на которых государство предоставляет особый правовой статус и экономические преференции для стимулирования инвестиций в ключевые отрасли экономики. ОЭЗ создаются с целью привлечения как российских, так и зарубежных инвесторов, способствуя развитию высокотехнологичных производств, модернизации инфраструктуры, увеличению экспорта и созданию новых рабочих мест[1].
Функционирование и создание таких зон регламентируется Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В рамках данного закона предусмотрены различные формы поддержки бизнеса, включая налоговые льготы, снижение таможенных пошлин, упрощенные административные процедуры и доступ к развитой инфраструктуре. Благодаря этим преимуществам резиденты ОЭЗ получают возможность минимизировать издержки и ускорить реализацию своих проектов[2].
На территории России действует несколько типов особых экономических зон: промышленно-производственные, ориентированные на создание и развитие современных промышленных предприятий; технико-внедренческие, способствующие разработке и внедрению инновационных технологий; туристско-рекреационные, предназначенные для развития туризма и санаторно-курортного комплекса; а также портовые, обеспечивающие развитие транспортной логистики и международной торговли. Эти зоны играют важную роль в стимулировании экономического роста, привлечении инвестиций и повышении конкурентоспособности России на мировом рынке.
В Российской Федерации действуют несколько особых экономических зон, условия функционирования которых регулируются отдельными федеральными законами. Свободная экономическая зона «Янтарь» была создана в 1991 году на территории Калининградской области. В настоящее время её деятельность регулируется Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года. Аналогичный статус имеет особая экономическая зона в Магаданской области, условия функционирования которой определены Федеральным законом № 104-ФЗ от 31 мая 1999 года[3][4].
Кроме того, с 1 января 2015 года на территории Республики Крым и города Севастополя действует свободная экономическая зона, установленная на срок 25 лет с возможностью продления. Её правовой режим предусматривает специальные условия налогообложения, особенности государственного контроля, а также порядок въезда и функционирования хозяйствующих субъектов в пределах зоны.
На начало апреля 2025 года в России действует 53 Особых экономических зоны, из них[5]:
- 34 промышленно-производственные,
- 7 технико-внедренческих,
- 10 туристско-рекреационных,
- 2 портовые.
Общая информация
Особые экономические зоны (ОЭЗ) представляют собой специализированные территории, на которых создан благоприятный режим для ведения предпринимательской деятельности. Эти зоны обеспечены современной инфраструктурой, полностью соответствующей требованиям бизнеса и производства. Их основное предназначение — стимулирование инвестиций, развитие высокотехнологичных отраслей и привлечение зарубежных компаний для локализации производства в России[6].
Функционирование особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этот закон определяет порядок создания, функционирования и прекращения деятельности ОЭЗ, а также устанавливает льготные условия для резидентов, способствующие привлечению инвестиций и развитию приоритетных отраслей экономики.
Создание ОЭЗ осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, которое принимается после рассмотрения заявки, подготавливаемой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта федерации. Заявка должна содержать обоснование целесообразности создания ОЭЗ, оценку экономического потенциала территории, план развития и перечень ключевых отраслей, которые будут поддерживаться в рамках зоны. Важным этапом является анализ перспективных направлений деятельности, включая возможности экспорта, уровень инфраструктурной обеспеченности и ожидаемый объём привлеченных инвестиций[7].
Срок действия ОЭЗ составляет 49 лет. В течение этого времени на её территории действует особый правовой режим, включающий налоговые и таможенные льготы, упрощенные административные процедуры и меры государственной поддержки. Важной особенностью законодательства является запрет на создание филиалов и представительств резидентов ОЭЗ за пределами её территории. Это требование направлено на предотвращение необоснованного использования льготного режима и обеспечение концентрации экономической активности исключительно в границах зоны[8].
Для эффективного функционирования ОЭЗ разрабатываются специальные механизмы управления, включающие участие государственных и частных структур. Управляющие компании ОЭЗ координируют деятельность резидентов, предоставляют им консультативную и организационную поддержку, содействуют взаимодействию с органами власти и контролируют соблюдение условий работы в рамках особого режима. Также государство осуществляет мониторинг эффективности функционирования ОЭЗ, оценивая динамику инвестиций, темпы создания рабочих мест и степень развития инфраструктуры[9].
ОЭЗ создаются для развития различных направлений экономики, включая обрабатывающую и высокотехнологичную промышленность, туризм, санаторно-курортную сферу, транспортную и портовую инфраструктуру. Кроме того, они способствуют разработке и коммерциализации инновационных технологий, а также выпуску новых видов продукции. Таким образом, особые экономические зоны играют значимую роль в формировании инвестиционной привлекательности регионов и модернизации экономики страны[10].
За 19 лет работы ОЭЗ в России зарегистрировано 1208 резидентов, из которых более 109 компаний с участием иностранного капитала из 33 стран. За эти годы общий объём заявленных инвестиций составил порядка 6,3 трлн рублей, вложенных инвестиций — более 1,8 трлн рублей, было создано более 83 тысяч рабочих мест (заявлено к созданию 155 тысяч рабочих мест), уплачено порядка 465 млрд рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов.
Промышленные ОЭЗ
Особые экономические зоны промышленно-производственного типа предназначены для стимулирования развития производства, переработки товаров, а также для реализации продукции, произведенной в таких зонах. Кроме того, они поддерживают технико-внедренческую деятельность, которая направлена на внедрение новых технологий и инноваций в производство. Такой подход позволяет не только улучшить производственные процессы, но и способствует развитию новых направлений в промышленности, науки и технологий. Деятельность в ОЭЗ ППТ регулируется и контролируется соответствующими органами, а также экспертным советом, который может принимать решения о возможности реализации технико-внедренческих проектов в рамках этих зон[11].
Согласно установленным нормам, общая площадь ОЭЗ ППТ не может превышать 40 квадратных километров. Это ограничение направлено на эффективное использование территорий и создание инфраструктуры, которая могла бы эффективно поддерживать промышленное производство и переработку товаров, минимизируя при этом возможное негативное воздействие на окружающую среду. Важно отметить, что на территории таких зон запрещено размещение жилых домов, что подтверждает их промышленно-экономическую направленность[12].
ОЭЗ ППТ создаются преимущественно в тех регионах, которые обладают высоким уровнем экономического развития. Это позволяет привлекать крупные инвестиции, создавать новые рабочие места и обеспечивать устойчивое развитие промышленности. В таких зонах возможен режим свободной таможенной зоны, что предоставляет дополнительные льготы для резидентов, включая облегченные условия для импорта и экспорта товаров, а также различные налоговые преференции. Всё это в комплексе способствует повышению конкурентоспособности продукции, производимой в таких ОЭЗ, на внутреннем и внешнем рынках[13].
Список
- «Алабуга», Татарстан
- «Калуга», Калужская область
- «Липецк», Липецкая область
- «Лотос», Астраханская область
- «Моглино», Псковская область
- «Орел», Орловская область
- «Ступино Квадрат», Московская область
- «Титановая долина», Свердловская область
- «Тольятти», Самарская область
- «Узловая», Тульская область
- «Центр», Воронежская область
- «Кашира», Московская область
- «Грозный», Чечня
- «Кулибин», Нижегородская область
- «Алга», Башкортостан
- «Доброград-1», Владимирская область
- «Максимиха», Московская область
- «Авангард», Омская область
- «Красноярская технологическая долина», Красноярский край
- «Новгородская», Новгородская область
- «Иваново», Ивановская область
- «Оренбуржье», Оренбургская область
- «Стабна», Смоленская область
- «Третий полюс», Курская область
- «Усть-Луга», Ленинградская область
- «Пермь», Пермский край
- «Кузбасс», Кемеровская область
- «Химпром», Волгоградская область
- «Новочебоксарск», Чувашия
- «Владимир», Владимирская область
- «Нягань» Ханты-Мансийский АО
- «Эммаусс», Тверская область
- «Система», Мордовия
- «Ростовская», Ростовская область[14]
Инновационные ОЭЗ
Особые экономические зоны технико-внедренческого типа создаются с целью стимулирования инновационной деятельности, направленной на производство и реализацию научно-технической продукции, а также на внедрение таких технологий в массовую промышленность. В рамках этих зон осуществляется создание и тестирование опытных партий продукции, разработка и совершенствование программного обеспечения, а также другие виды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. ОЭЗ ТВТ поддерживают инновационные процессы, способствующие развитию передовых технологий, которые затем могут быть внедрены в промышленное производство[15].
В этих зонах допускается также осуществление промышленно-производственной деятельности, однако это возможно только по решению экспертного совета, который оценивает соответствие производственных процессов целям зоны и их инновационную направленность. Зоны технико-внедренческого типа создаются в крупнейших научно-образовательных центрах, которые уже обладают сильными научными традициями, развитыми исследовательскими школами и высококвалифицированными специалистами. Эти территории признаны научным сообществом, что создает уникальные условия для реализации сложных и высокотехнологичных проектов[16].
Особое внимание уделяется территориальному расположению таких ОЭЗ. Они создаются в тех регионах, где научные и образовательные учреждения имеют историческую репутацию и значительный вклад в развитие науки и технологий. Важно отметить, что на территории ОЭЗ ТВТ запрещено размещение жилых домов, поскольку эти зоны ориентированы на научную и производственную деятельность, что исключает жилищное строительство. Кроме того, на таких территориях может применяться режим свободной таможенной зоны, что дает резидентам дополнительные льготы в виде облегченных условий для ввоза и вывоза товаров, а также налоговых преференций[17].
Список
- «Дубна», Московская область
- «Иннополис», Татарстан
- «Исток», Московская область
- «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург
- "Технополис «Москва», Москва
- «Томск», Томск
- «Алмаз», Саратовская область
Туристические ОЭЗ
Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа создаются с целью развития туристической отрасли на определённых территориях Российской Федерации. Эти зоны предназначены для стимулирования туристических услуг, включая строительство объектов туристической инфраструктуры, таких как гостиницы, санаториев, курортов и других рекреационных объектов. В рамках ОЭЗ ТРТ осуществляется деятельность, непосредственно связанная с развитием туристического сектора, что способствует улучшению качества обслуживания и привлечению туристов в соответствующие регионы[18].
Целями создания туристско-рекреационных зон являются повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, а также организация лечения и профилактики заболеваний. В таких зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Это создает возможности для создания специализированных курортных комплексов, ориентированных на восстановление здоровья и отдых граждан[19].
Законодательные акты о создании туристско-рекреационных зон были приняты Государственной Думой России 19 мая 2006 года. Эти законы способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата в России, развитию конкурентоспособного туристского продукта, а также переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития. Туристско-рекреационные зоны имеют несколько отличий от других типов особых экономических зон[20].
Во-первых, ОЭЗ ТРТ могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований. На момент их создания на таких территориях могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан или юридических лиц. Во-вторых, в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и другие объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную. В-третьих, земельные участки в таких зонах могут относиться к землям особо охраняемых природных территорий.[21]
Эти особенности создают уникальные условия для комплексного развития туристической инфраструктуры, сохранения природных ресурсов и внедрения инновационных методов в туристической и рекреационной сфере.
Список
- «Байкальская гавань», Бурятия
- «Бирюзовая катунь», Алтайский край
- «Ворота Байкала», Иркутская область
- «Завидово», Тверская область
- «Эльбрус», Кабардино-Балкария
- «Архыз», Карачаево-Черкесия
- «Матлас», Дагестан
- «Армхи», Ингушетия
- «Цори», Ингушетия
- «Ведучи», Чечня
- «Мамисон», Северная Осетия
Портовые ОЭЗ
Портовые особые экономические зоны расположены в непосредственной близости от ключевых международных транзитных коридоров, что обеспечивает стратегически выгодное положение для развития портово-логистической инфраструктуры. Это местоположение позволяет эффективно интегрировать эти зоны в глобальные цепочки поставок и получать доступ к растущему рынку портовых и логистических услуг. Портовые зоны способствуют активному развитию транспортной и логистической деятельности как на Дальнем Востоке России, так и в центральных районах страны, обеспечивая значительные возможности для торговли и обмена товарами с зарубежными странами[22].
Портовые особые экономические зоны создаются сроком на 49 лет. На июль 2022 года в России действуют две такие зоны — в Ульяновске и Оле. Ульяновск-Восточный, расположенный на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный», отличается особой привлекательностью для бизнеса, благодаря своей близости к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это открывает возможности для реализации проектов, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и переоборудованием воздушных судов, что делает эту зону важным элементом развития авиационной отрасли[23].
В 2020 году в Лиманском районе Астраханской области была создана ещё одна портовая особая экономическая зона, расположенная на базе порта Оля. Эта зона ориентирована на развитие логистического потенциала и улучшение инфраструктуры морских перевозок, что способствует укреплению позиций России на международной транспортной арене[24].
Ранее существовали портовые ОЭЗ в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, а также в Мурманске и Кольском районе Мурманской области. Развитие портово-логистических зон в этих регионах направлено на создание современного многофункционального портового и судоремонтного комплекса, который использует выгодное географическое расположение и существующую инфраструктуру. Эти зоны стали важным элементом стратегического развития морского транспорта, судоремонта и других сопредельных отраслей.
2 октября 2010 года было подписано постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». Постановление вступило в силу 26 октября 2010 года и предусматривало строительство контейнерного терминала, модернизацию действующих портовых мощностей, а также строительство новых объектов для приёма, перевалки и погрузки насыпных и наливных грузов. Важной частью проекта была сборка буровых установок, что сыграло ключевую роль в освоении шельфовых месторождений нефти и газа. В рамках ПОЭЗ «Мурманск» инвесторы могли рассчитывать на налоговые и таможенные льготы, а также подключение к необходимой инфраструктуре. При этом гарантировалась неизменность налоговых льгот на весь срок существования особой экономической зоны.
Однако в 2016 году было принято решение о прекращении существования портовых ОЭЗ в Хабаровском крае и Мурманской области. Этот шаг стал результатом изменения экономической и инвестиционной ситуации в данных регионах, а также необходимости оптимизации существующих инфраструктурных проектов[23].
Список
- «Ульяновск», Ульяновская область
- «Оля», Астраханская область[23]
Примечания
- ↑ Территории с особым статусом: что значит ОЭЗ для развития регионов . РБК+ (18 августа 2023). Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10.01.2006 N 16-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области" от 31.05.1999 N 104-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Оксана, Мухорьянова В России появятся три новые особые экономические зоны (неопр.). wsem.ru (14 марта 2025). Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Особые экономические зоны | Министерство экономического развития Российской Федерации . www.economy.gov.ru. Дата обращения: 2 апреля 2025. Архивировано 2 апреля 2022 года.
- ↑ Виталий Алтабаев: «Новые ОЭЗ будут создавать по отраслевому принципу» . РБК (29 сентября 2023). Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Госдума приняла закон о продлении срока действия особых экономических зон - ТАСС . TACC. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ О позиции РСПП по развитию особых экономических зон . rspp.ru. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН . КиберЛенинка. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России . КиберЛенинка. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ ОЭЗ промышленно-производственного типа | Министерство экономического развития Российской Федерации . www.economy.gov.ru. Дата обращения: 2 апреля 2025. Архивировано 5 января 2022 года.
- ↑ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ . КиберЛенинка. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Промышленно-производственные особые экономические зоны \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА КАК ФОРМА ТРАНСФЕРА ИННОВАЦИЙ . КиберЛенинка. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . КиберЛенинка. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ И ИХ ПЕРСПЕКТИВЫ . КиберЛенинка. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ ОЭЗ туристско-рекреационного типа | Министерство экономического развития Российской Федерации . www.economy.gov.ru. Дата обращения: 2 апреля 2025. Архивировано 30 января 2025 года.
- ↑ Забайкальский край как особая экономическая зона туристского природопользования . КиберЛенинка. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа России: современный этап развития . КиберЛенинка. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 448-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" . Российская газета (07-08-2023).
- ↑ Перспективы развития портовых особых экономических зон . КиберЛенинка. Дата обращения: 2 апреля 2025.
- ↑ Перейти обратно: 23,0 23,1 23,2 Портовые ОЭЗ . оэз.рф (13-12-2023).
- ↑ Создание и перспективы развития портовой экономической зоны в Астраханском регионе . КиберЛенинка. Дата обращения: 2 апреля 2025.