Лунный календарь
| Календарь | |||
|---|---|---|---|
| Список календарей: | |||
| Армелина · Армянские: древнеармянский, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Восточнославянский · Вьетнамский · Гильбурда · Григорианский · Грузинский · Дариский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийские: древнеиндийский, единый · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Киргизский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический: юлианский, григорианский · Римский · Румийский · Рунический · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайские: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский |
Лу́нный календа́рь ― календарь по системе счисления времени, в основе которой лежит синодический месяц, то есть период смены фаз Луны, таких как новолуние и полнолуние[1]. Этот принцип фундаментально отличает его от солнечного календаря, ориентированного на продолжительность тропического года, и от лунно-солнечного календаря, где месяцы, основанные на лунных циклах, синхронизируются с солнечным годом за счёт механизмов интеркаляции, например, добавления тринадцатого, високосного месяца[2].
Описание и история
Наиболее распространённым в современном мире примером чисто лунного календаря является Исламский календарь, используемый для религиозных целей в мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия и Иран. Определение начала месяца в разных календарных системах варьируется: одни, как традиционный Исламский календарь, полагаются на фактическое наблюдение молодого серпа Луны после новолуния, другие, как современный Еврейский календарь или Китайский календарь[1], применяют сложные астрономические расчёты для определения момента новолуния в определённом часовом поясе, например, в Иерусалиме или Пекине. Средняя продолжительность синодического месяца составляет приблизительно 29,53 суток. В связи с этим в большинстве лунных календарей продолжительность месяцев чередуется между 29 и 30 днями, чтобы компенсировать дробную часть. Двенадцать таких месяцев образуют лунный год, длящийся около 354,367 суток, что примерно на 11 дней короче тропического года. Без компенсации этого расхождения, как это происходит в лунно-солнечных календарях[3], даты лунного календаря относительно сезонов постепенно смещаются, совершая полный цикл через все времена года за период примерно в 33-34 лунных года. Это хорошо видно на примере мусульманских праздников, таких как Рамадан, которые выпадают на разные сезоны в разные годы[2].
Лунный календарь, являющийся одним из древнейших и наиболее простых календарей, основанный на наблюдениях за движением Луны, появился в Месопотамии[4]. Его истоки можно найти в третьем тысячелетии до нашей эры в городах-государствах древних шумеров, на территории современного Ирака. Шумерский календарь включал 12 месяцев, каждый из которых соответствовал циклу изменений лунного диска от новолуния до новолуния, что составляло примерно 29,5 суток. Таким образом, общий годовой цикл в этом календаре насчитывал 354 дня. Однако лунный год был короче солнечного, что приводило к несоответствию между календарём и сменой сезонов. Поскольку длина солнечного года тогда ещё не была точно известна, в календарь иногда добавлялся дополнительный тринадцатый месяц для корректировки. В каждом шумерском городе существовал свой уникальный календарь, и местное население самостоятельно решало задачу измерения времени[5].
Гипотезы о раннем использовании лунных циклов для счёта времени выдвигаются многими исследователями. Согласно мнению некоторых учёных, регулярные астрономические наблюдения за Луной могли вестись ещё охотниками-собирателями эпохи верхнего палеолита. Американский историк Сэмюэл Мэйси в своих работах датирует первые попытки применения Луны как меры времени периодом 28 000 — 30 000 лет назад[6]. Эти ранние системы, вероятно, были прародителями более сложных календарей, появившихся с развитием земледелия и письменности в древних цивилизациях Месопотамии и Древнего Египта, где лунные циклы сочетались с солнечными[2].
Начало лунного месяца
Главным различием между различными календарными традициями является определение момента начала месяца. В исламском календаре месяц начинается с визуального обнаружения серпа молодой Луны после захода Солнца. Этот метод, зависящий от погодных условий и географического положения наблюдателя, порождает различия в датировках между странами[2].
Напротив, в лунно-солнечных календарях, таких как еврейский календарь[1], используется вычисляемое астрономическое новолуние, или неомения. В Китае астрономические расчёты также легли в основу официального календаря. Существует и альтернативный подход, применяемый в некоторых вариантах индуистского календаря[1], где месяц начинается на следующий день после полнолуния. Таким образом, календарные системы демонстрируют различные философские и практические подходы к решению одной и той же задачи[2].
Продолжительность лунного месяца
Фактическая длина синодического месяца непостоянна из-за эллиптичности лунной орбиты и других астрономических факторов, таких как возмущения от гравитационного поля Земли и Солнца. Наблюдаемые вариации, накладывающиеся на погрешности наблюдений и метеоусловия, побудили к созданию алгоритмических, или табличных, календарей. Наиболее известным из них является Табличный исламский календарь, разработанный мусульманскими астрономами в VIII веке, в эпоху расцвета Аббасидского халифата. Этот календарь основан на 30-летнем цикле, внутри которого 19 лет являются обычными (по 354 дня) и 11 — високосными (по 355 дней). Високосные дни добавляются по определённой схеме для согласования календаря со средним значением лунного месяца[2].
Долгосрочная точность этой системы оценивается как один день ошибки за примерно 2500 солнечных лет, однако в краткосрочной перспективе расхождение с реальными астрономическими событиями может достигать одного-двух дней. Несмотря на это, табличная форма широко используется для предварительных планирований, в то время как официальные религиозные даты часто утверждаются на основе непосредственных наблюдений. Развитие таких вычислительных методов стало важным этапом в истории астрономии и точных наук в целом, связанным с деятельностью учёных Ближнего Востока того периода[2].
Литература
- Селешников С. И. История календаря и хронология. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1970. — 224 с. — 11 000 экз.
- Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
- Календарь // Православная энциклопедия. — М., 2000-. — 752 с.
- Jacobs J., Adler C, The history of calendar — Jewish Encyclopedia
- Adler C., Friedländer M, Calendar — Jewish Encyclopedia
- Календарь // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Неделя // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Суббота // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- Календарь — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 История возникновения календарей: от Луны до григорианской реформы. Arcanum.. Дата обращения: 4 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Жаров В. (Лунные календари), Попов В. (Календари в первобытном обществе). Календарь. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 4 ноября 2025.
- ↑ Пчелов Е., Шустова Ю. Календарь. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».. Дата обращения: 4 ноября 2025.
- ↑ История лунного календаря. Лунный календарь. Дата обращения: 4 ноября 2025.
- ↑ Лунный календарь. Аргументы и Факты (26 марта 2004). Дата обращения: 4 ноября 2025.
- ↑ adminv15. Глава 10. Луна и первобытный счет времени. История и хронология. Дата обращения: 4 ноября 2025.
Ссылки
- Ушницкий В. Лунный и православный календари якутов Текст научной статьи по специальности «История и археология». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2017). Дата обращения: 4 ноября 2025.
- Цзя Хуэйминь. Лунный календарь и знаки зодиака в повседневной культуре Китая Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2016). Дата обращения: 4 ноября 2025.</ref>
- adminv15. Глава 10. Луна и первобытный счет времени. История и хронология. Дата обращения: 4 ноября 2025.