Кубачинская обработка металла
| Кубачинская обработка металла | |
|---|---|
| Кубачинская обработка металла | |
| | |
| Общая информация | |
| Тип | металлообработка |
| Регион | Дагестан |
| Материал | золото, серебро, медь, драгоценные камни, древесина |
| Время появления | около 2000 лет назад |
Кубачинская обработка металла — традиционный художественный промысел в дагестанском ауле Кубачи[1]. Этот населённый пункт, чьё название с тюркского переводится, как «мастера оружия», на протяжении многих столетий является одним из крупнейших и самых знаменитых центров ювелирного дела и оружейного искусства на Кавказе[2]. Традиции кубачинских мастеров, или «зурганов», как они сами себя называют, отличаются устойчивостью и преемственностью поколений, передаваясь от отца к сыну на протяжении более тысячи лет. Особый феномен Кубачи заключается в синтезе ювелирного мастерства, орнаментального мышления и чувства формы, что в совокупности рождает произведения, в которых утилитарность предмета поднимается до уровня искусства[3]. Сегодня в ауле проживает около двух с половиной тысяч человек, из которых почти триста являются активными мастерами-ювелирами, хранителями и продолжателями древних традиций. Хотя историческим и духовным центром промысла неизменно остается сам аул, часть производственных мощностей и мастерских в настоящее время расположена и в других городах республики, включая её столицу — Махачкалу[4].
История
Древние времена и Российская империя
История кубачинского художественного металла уходит своими корнями в древние времена. Согласно данным археологических изысканий и анализам исторических хроник, первые серьёзные традиции обработки металла, заложившие основу будущего промысла, пришли на территорию нынешнего Дагестана с персидскими торговцами и мастерами примерно два тысячелетия назад. В персидских летописях, датируемых IV веком нашей эры, поселение упоминается под названием Зерихгеран, что в переводе означает «кольчужники» или «оружейники»[3], что прямо указывает на главный профиль деятельности его жителей в ту эпоху. Современное же название — Кубачи — имеет тюркское происхождение и несёт в себе тот же смысл, подчеркивая военно-прикладную специализацию аула[4].
Как отмечает в своем исследовании 2019 года Фатима Гаджалова с коллегами, бурное развитие металлообработки в регионе было во многом предопределено и стимулировано наличием доступного природного сырья, такого как древесина, глина, железная руда, и также выгодным географическим положением. Расположенный на перекрёстке важнейших торговых путей, связывающих Южный Кавказ, Ближний Восток, Среднюю Азию и Россию, Дагестан имел постоянный доступ не только к рынкам сбыта, но и к поставкам необходимых материалов, включая драгоценные металлы и камни, что было жизненно важно для развития ювелирного искусства и медного литья. Расцвет промысла пришелся на эпоху Средневековья, когда кубачинские клинки, доспехи и ювелирные украшения высоко ценились по всему Востоку[1]. В XIX веке слава о дагестанских мастерах достигла императорского двора в Санкт-Петербурге. Российские самодержцы и высшая аристократия стали постоянными заказчиками кубачинских умельцев, особенно ценя изысканно украшенные кинжалы и шашки. Известен исторический факт, что император Александр III преподнёс в дар британской королеве Виктории, набор великолепных ножей работы кубачинцев[4].
Советское время
С установлением советской власти частный промысел, каким он был веками, столкнулся с серьёзными вызовами. Новые власти с подозрением относились к любым формам частного предпринимательства, однако уникальный художественный потенциал кубачинцев не мог остаться незамеченным. Уже в 1923 году мастера из Кубачей приняли успешное участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, где их ювелирная экспозиция наглядно продемонстрировала не только жизнеспособность, но и большие перспективы развития художественных промыслов в новом, социалистическом государстве. Это событие стало переломным моментом. В 1924 году в ауле была основана первая официальная артель, которая объединила ремесленников. Помимо традиционных изделий — украшений и холодного оружия, — мастера начали активно осваивать выпуск новых, востребованных временем предметов: портсигаров, столового серебра, различных элементов сервировки[1].
Признанием государственной важности промысла стало решение правительства СССР в 1932 году выделить артели часть серебра из государственного резерва и присвоить ей статус экспортного кооператива, что открывало дорогу для поставок на зарубежные рынки. Мировое признание пришло к кубачинскому серебру в 1937 году, когда изделия местных мастеров завоевали высшую награду на Всемирной выставке в Париже. Этот успех имел прямое практическое последствие — для артели было построено новое, современное по тем временам здание. В последующие десятилетия предприятие, преобразованное из артели в фабрику, продолжила побеждать на международных выставках, завоевав в общей сложности 18 золотых и серебряных медалей на 12 престижных выставках по всему миру, включая Брюссель (1958), Монреаль (1967), Осаку (1970), Загреб (1981), а также Копенгаген и Дюссельдорф (1982). Следует отметить, что в середине XX века, в условиях дефицита драгоценных металлов, мастерам часто приходилось работать с мельхиором и другими недрагоценными сплавами, что, однако, не сказалось на высоком художественном уровне их работ. В 1960 году предприятие было реорганизовано. Высокое качество и художественная ценность продукции были отмечены на государственном уровне: в 1972 году ведущие мастера фабрики были удостоены Государственной премии имени Ильи Репина, в 1975 году само предприятие было награждено орденом Дружбы народов. В эпоху расцвета Советского Союза на фабрике трудилось около 800 человек и ежегодный объём перерабатываемого серебра достигал 3,5 тонн[1].
Современность
Сложный переходный период 1990-х годов, сопровождавшийся экономическим кризисом после распада СССР, больно ударил по всему ремесленному комплексу Дагестана. Фабрика в Кубачах была вынуждена коренным образом сократить масштабы своей деятельности. Несмотря на это, она до сих пор остается градообразующим предприятием и единственным действующим производством в ауле, сохраняющим свои технологические цепочки[3][5].
На фабрике сосредоточено оборудование для таких крупных и сложных операций, как плавка серебра, его прокатка в листы (ламинация) и придание заготовкам базовой формы. Далее заготовки распределяются по мастерам-надомникам, которые в своих личных мастерских, используя традиционные инструменты и методы, выполняют самую тонкую и творческую работу — гравировку, чернение, насечку, эмалирование. Лишь после этого почти готовые изделия возвращаются на фабрику для финальной полировки, сборки и контроля качества, завершая тем самым полный, многовековой цикл создания знаменитых кубачинских изделий[3][5].
Художественные особенности и техник
Ассортимент изделий кубачинских мастеров очень широк и многообразен, отражая как историческую эволюцию промысла, так и его способность адаптироваться к меняющимся запросам времени. Традиционно он делится на несколько крупных направлений. Безусловно, самым известным и исторически значимым является оружейное дело. Кубачинские мастера на протяжении веков ковали и богато украшали сабли, шашки, кинжалы, пистолеты и ружья, которые ценились не только как утилитарное оружие, но и как предметы роскоши, символ статуса и власти. Не менее значимо и ювелирное направление: мастера создавали и создают браслеты, серьги, подвески, пояса и другие элементы национального костюма. Третье крупное направление — это производство предметов быта и роскоши: всевозможных ларцов, шкатулок, сосудов, а также столового серебра — от роскошных самоваров и чайных наборов до изящных столовых приборов[1].
Художественный язык кубачинского серебра складывается из умелого владения целым комплексом сложных технических приёмов. Классическим и самым узнаваемым украшением является чернь (ниюэлло), представляющая собой сплав серебра, свинца, меди и серы, который втирается в глубокую гравировку на металле, а затем подвергается обжигу. В результате получается контрастный, бархатисто-чёрный рисунок на сверкающем серебряном фоне. Другим важнейшим элементом декора является глубокая гравировка с последующим золочением (таушировка золотом), когда узор вырезается на стали, и затем в него вбивается тончайшая золотая проволока. С конца XIX — начала XX века широкое распространение получила техника филиграни (скань), при которой ажурный орнамент создается из гладкой или свитой серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу[3]. С середины XX века арсенал художественных средств пополнился цветными эмалями и инкрустацией полудрагоценными камнями, среди которых особой любовью мастеров пользуется бирюза. Орнаментика Кубачи — это отдельный пласт культуры. Она строго канонизирована и состоит из устойчивых, веками отработанных мотивов, таких как «тутта» (ветка), «мархарай» (закрученная раковина), «исламский цветок» и множество других, каждый из которых несёт в себе символику, часто восходящую к доисламским верованиям[1].
Коллекции
Произведения кубачинских мастеров заняли своё место в коллекциях ведущих музеев мира, что является свидетельством их высокой художественной ценности. Так, лондонский Музей Виктории и Альберта хранит в своих фондах кубачинскую шашку с ножнами, датируемую примерно 1850 годом, и также изысканный пистолет работы кубачинских оружейников, созданный около 1840 года. Помимо этого, значительные коллекции кубачинского серебра представлены в таких музеях, как Государственный исторический музей в Москве, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже и Метрополитен-музей в Нью-Йорке[6][7].
Однако самым полным и системным собранием, безусловно, обладает местный Музей истории и культуры Кубачи, расположенный в самом ауле. Его фонды хранят уникальные реликвии, каждая из которых является страницей богатой истории промысла. Среди его экспонатов — по легенде, сабля самого Надир-шаха[8][9], могущественного правителя Персии в 1736—1747 годах, и также парадная серебряная ваза с портретными изображениями первых руководителей Советского государства, созданная в годы расцвета фабрики. Эти коллекции демонстрируют высокий уровень мастерства «зурганов»[4].
Литература
- Иванов А. А. Искусство Кубачи. [Альбом]. Л., 1976.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Кубачинский художественный комбинат. Кубачинский художественный комбинат (8 июня 2015). Дата обращения: 8 ноября 2025. Архивировано 8 ноября 2017.
- ↑ Астраханцева Т. Кубачинская обработка металла. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Кубачинское серебро: Искусство, рожденное в Стране гор. Kulturologia.Ru (21 ноября 2018). Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 История Кубачи. Barkalla.ru (2 июля 2013). Дата обращения: 8 ноября 2025. Архивировано 14 июня 2021.
- ↑ 5,0 5,1 Шиховец А. Серебряное кружево: как кубачинские мастера возрождают промысел предков. Наука.рф (2 сентября 2025). Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ Shasqa and sheath (англ.). Victoria and Albert Museum. Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ Pistol (англ.). Victoria and Albert Museum. Дата обращения: 8 ноября 2025.
- ↑ Калюков Е. МВД рассказало о задержании похитителей «шашки Надир-шаха» за €1 млн. РБК (31 августа 2017). Дата обращения: 8 ноября 2025. Подробнее на РБК: http://www.rbc.ru/society/31/08/2017/59a7f02f9a7947e0c7a52235 Архивировано 20 октября 2017.
- ↑ Варламова И. Грабитель раскаялся. Задержан рецидивист, похитивший сокровища Кубачей. Российская газета (7 сентября 2017). Дата обращения: 8 ноября 2025. Архивировано 16 ноября 2017.
См. также
- Кубачинский язык
- Загадка кубачинского браслета (фильм, 1982)
Ссылки
- Маммаев М. К вопросу о происхождении искусства Кубачи. Текст научной статьи по специальности «История и археология». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2016).
- Известные кубачинские мастера ювелирного дела, описание мастеров. Офицальный магазин Кубачи (21 сентября 2025).