Крещенские купания
Крещенские купания | |
---|---|
Креще́нские купа́ния — народная традиция купания в проруби или в открытых природных водоёмах («на Иордани»), распространённая у восточных и некоторых западных славян и приуроченная к празднику Крещения Господня (Богоявления), который в Русской православной церкви отмечается зимой, 19 января. Практикуется в России, Белоруссии, Украине и в некоторых других странах[1].
На водоёмах в этот праздник верующие по возможности устраивали подобие храма. Вода после окончания богослужения в храме считалась священной, ею наполняли сосуды и бережно хранили. И отдельно устраивались места для купания[2]
На Иордань всех Спаситель
Днесь прииде Искупитель.
Плещет пророк руками:
Веселитесь, Господь с вами!
Отец свыше возглашает,
Рожденного возвещает:
– Сей есть Сын Мой возлюбленный,
Во человека облеченный!Славянское песенное сказание
Предпосылки возникновения традиции
Крещение, как и другие церковные праздники, помимо собственно религиозного значения, за долгое время своего существования наполнилось народными традициями и обычаями. Большая часть из них, в том числе и крещенские купания, религиозно нейтральны, и призваны расширить содержание праздника в быту. Эта традиция не является церковным обрядом и не предписывается церковным уставом, но в тоже время богословы не запрещают верующим по собственной инициативе окунаться в прорубь, если этот поступок «совершается как некое религиозное усилие, которое самого человека соединяет с воспоминаниями о Иорданском крещении Спасителя»[3][4].
«Эти обычаи идут из языческих времен и к христианству имеют весьма далёкое отношение. Это как, к примеру, обычай печь блины на Масленицу. Необычно, вкусно, но, согласитесь, к вере это имеет лишь косвенное отношение. Ошибка многих людей в том, что они эти старинные русские традиции, с которыми Церковь не борется, поскольку они не противоречат вере, а являются умилительным порывом любящего Бога православного сердца, считают за что-то важное.»
— Священник Константин Пархоменко.
Практика купания в проруби зародилась в деревнях в XVIII-XIX веке. Предположительно люди стали совершать ритуальные крещенские купания проведя аналогию со входом Иисуса Христа в воды реки Иордан при принятие крещения от Иоанна Предтечи (Лк. 3:23; Ин. 1:28) [Библия, с. 1086, 1128]. На протяжении Святочной недели, которая длится с Рождества Христова до Крещения, время по народным обычаям проходило в потехах и баловстве. Не возбранялось в этот период гадать, рядиться в шутовские наряды, озорничать и пакостничать, например, заколотить ворота снаружи или раскидать дрова. Поэтому после Святок было принято совершать омовение в крещенской воде, считалось, что она поможет очиститься от совершённых на Святках грехов. Представители Русской православной церкви на проповедях обращают внимание на ошибочное значение этого ритуала. При троекратном погружении в прорубь в Крещение после освящения воды освобождение от грехов как такового не происходит[5][6][1]:
«Грех смывается покаянием. Только тот, кто раскаивается во грехе, то есть, во-первых, приходит на исповедь и, во-вторых, прилагает все силы, чтобы больше не грешить, получает прощение.»
История
В Древней Руси, в XVI-XVIII веках, по свидетельствам иностранных путешественников, в праздник, который назывался Водокрещи или Иордань многие мужчины окунались в прорубь, чтобы очиститься от грехов. Они окунались в прорубь для стирки белья ниже по течению от места, где происходило церковное водосвятие. В работе Долина Вячеслава главной причиной возникновения народной традиции окунаться в прорубь считается участие молодых парней в обряде изгнания нечистой силы, которая описывается так: «…толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била метлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом… Грешные и смелые люди считали своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле „Иордани“ и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряженья и маски»[2].
Такое же объяснение дано и в книге писателя Аполлона Коринфского «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» писал: «Крещенские морозы слывут самыми жестокими, и недаром: зима собирается об эту пору со всеми силами. Но, несмотря на стужу, с древних времён живёт в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, — чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто — „для здоровья“. Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле»[7].
Есть упоминание о крещенских купаниях относящееся к концу XIX века. В петрозаводской газете «Олонецкие губернские ведомости» от 10 января 1870 года сообщалось: «В праздник Крещения… был порядочный мороз. Благодаря ясной и тихой погоде собрание народа на церковной церемонии было очень большое. Много охотников после водосвятия купались в иордани, и между мужчинами была одна женщина, которая отправилась домой в одном сарафане и чулках, а остальную одежду несла под мышкою. Каждый год повторяются крещенские купания, несмотря ни на какой мороз, и обычай этот повсеместен в губернии. Наш народ так привык к этим своеобразным душам, что ему зимнее купание нипочём. Во всю зиму оно еженедельно повторяется в деревенских банях, обыкновенно строимых на берегу озер и рек. Напарившись вволю в высокой температуре бани, молодой и старый выходят спокойно на прорубь и окачиваются ледяной водой. Несчастных случаев от подобного окачивания, говорят не слышно, или, может быть, они ускользают от наблюдения»[8]. Но уже к началу XX века языческие традиции постепенно выходят из обихода, традиция крещенских купаний сохраняется, хотя и не с тем, чтобы очиститься от святочных грехов, по свидетельству истерических источников люди купались в проруби для здоровья и «от коросты».
В начале того же XX века в церковных книгах начинает встречаться осуждение народной традиции. Один из самых влиятельных трудов этого периода: «Настольная книга для священно-церковно-служителей» Сергея Булгаков (1913 год) содержит такую заметку о крещенских купаниях[9]:
«… В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Харбинский священник Николай Падерин в своих воспоминаниях рассказывает о крещенских купаниях православных людей, оказавшихся не по своей воле на чужой стороне, в проруби реки Сунгари в межвоенном Харбине (Китай):
«Ежегодно в праздник Крещения Господня в Благовещенский храм устремлялось почти всё православное население города. Отсюда в этот день после Божественной литургии на лёд реки Сунгари выходил объединённый крестный ход пяти ближайших церквей для совершения там Великого водосвятия. … Вот спускается с ледяной кафедры святитель и опускает святой Крест в прорубь реки Сунгари. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи… — звучат всем знакомые слова праздничного тропаря…. Те, кто стоит вдали и не слышит звуков песнопений, узнают по этому знаку о наступлении священного момента и истово крестятся… Несколько в стороне, в специально изготовленной проруби, десятки людей молодых и пожилых опускаются в освящённую воду с верой в её укрепляющее и исцеляющее болезни действие. Этот день считался поистине общегородским праздником и свидетельством православного торжества веры»[10].
Со становлением в России советской власти и гонения на церковь со стороны властей народная традиция крещенских купаний была практически забыта как проявление мракобесия. С 1941 по 1947 годы, на время Великой Отечественной войны отношение к церкви смягчается, а новых территориях строятся храмы, проводятся богослужения, возрождаются народные традиции, связанные с главными церковными праздниками, в том числе на Крещение Господне в проводится освящение воды и купание в купелях. Есть свидетельства, что в Саратове и других районах области власти оказывали помощь в проведении праздника Крещения. Сотрудники ОСВОДа для безопасного купания на Волге поставили в опасных местах предупредительные вехи. По просьбе священнослужителей они помогли сделать прорубь и крест изо льда. Милиционеры помогали верующим заходить в прорубь и выходить из неё, потом и сами искупались. В посёлке Саратовской области Дергачи в день праздника верующие организовали крестный ход на воду и купание в проруби на реке Алтата. Среди купающихся был и бригадир местного колхоза «Пятилетка в 4 года»[11].
В 1949 года началось резкое обострение государственно-церковных отношений, которое связывают с публикацией в газете «Правда» от 19 февраля фельетона Ивана Рябова под названием «Caратовская купель» о массовом купании на праздник Богоявления в Саратове. Так как со стороны официальной власти в этом году не было противодействия для проведения церковных обрядом, в крестных ходах в 1949 году участвовало большое количество людей: в Саратове — до 10 тысяч, в Вольске — до 5 тысяч, в Хвалынске — около 2 тысяч. Автор фельетона характеризует состоявшееся массовое крещенское купание верующих как «порнографическое действо», «глумление над людьми», «обряд, продиктованный идиотизмом старой жизни», в том числе были указаны имена и фамилии конкретных «жертв» обряда. Представители местных органов власти обвинялись в участии в «диком обряде»: «Как не совестно землякам Чернышевского идти на поводу у юродствующих кликуш и мракобесов, помогая им воскрешать дикие обряды времён язычества и бога Ярилы! … Граждане этого большого университетского, индустриального города возмущены тем, что произошло в церковный праздник на волжском льду»[12].
Саратовские события стали предметом широкого разбирательства на Секретариате ЦК ВКП (б) в начале февраля этого же года. В Саратов срочно был командирован заместитель председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Сергей Константинович Белышев. Им были составлены докладные записки в ЦК партии о положении Церкви в Саратовской области, о духовенстве Саратовской епархии, о работе уполномоченного Совета по делам РПЦ, которым на тот момент являлся П. В. Полубабкин. В предоставленных документах подчёркивалось, что религиозный обряд прошёл без нарушений существующего порядка. Но несмотря на попытки Сергея Белышева сгладить сложившуюся ситуацию, Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) усмотрели в «саратовском купании» яркий пример «церковного мракобесия». В результате чего ими было разработано и отправлено в ЦК антицерковное постановление «О массовом совершении религиозного обряда в день церковного праздника *крещения» в г. Caратове". На длительное время церковные праздники проводились в более, чем скромных условиях, водоосвящение и купания, если и проводились, то без огласки. Таким образом, за короткий срок Крещенския купания стали редким и полузабытым обрядом.
Однако с 1970-х годов набирает популярность система оздоровления Порфирия Иванова, основой которой являются постоянный контакт с природой и закаливание холодной водой. В 1982 году, после публикации статьи о нём в журнале «Огонёк», и изложения 12 советов по системе «Детка» моржевание становится очень популярным в СССР. И хотя купание в ледяной проруби в учении Порфирия Иванова не имеет связи с Крещением, но так или иначе в 2000-е годы возрождается интерес к религиозно мотивированным купаниям на праздник[13][14]
В газетах и исторической литературе повсеместно встречаются свидетельствующие о возрождении интереса к церкви и церковным обрядам. По данным пресс-службы МЧС в крещенских купаниях 2019 года приняли участие более 1,8 млн россиян. Причём эта цифра не включает в себя купания организованные жителями по своей инициативе в неотведённых для этого местах. Интернет-газета «Газета.Ru» с статье «Не вытащить из проруби» приводит слова священника Филиппа Пономарёва, который так объясняют это явление: «массово сигать в прорубь начали где-то в 1980-х, когда в стране возродился массовый интерес к церкви. Причём тогда это было нечто вроде диссидентского жеста: обошёл крестным ходом храм на Пасху, нырнул в иордань на Крещение — вроде как и показал фигу безбожному государству»[15][16].
С годами эта традиция становится только популярнее. В 2011 году среди опрошенных респондентов 80 % ответили, что никогда не участвовали в этом обряде, в 2018 году эта цифра уменьшилась до 73 %. В 2018 году хотели бы принять участие в крещенских купаниях 15 % опрошенных, в том числе: мужчины — 24 %, молодые люди от 25 до 34 лет — 21 %, жители средних и малых городов — по 20 %, женщины — 9 %. Среди категории граждан в возрасте 60 лет и старше был зафиксирован незначительный процент желающих — 6 %[17].
Пандемия, разразившаяся в 2020 году, внесла свои корректировки в процент желающих погрузиться в крещенскую купель. В 2022 году 14 % россиян планировали окунуться в прорубь[14]. При этом принять участие в крещенском купании планирует каждый четвертый среди молодежи 18-24 года (23 %), каждый пятый среди 25-34-летних россиян (20 %) и среди жителей сел (19 %). Не планируют делать этого 84 % респондентов[18].
В других странах
Крещенские купания проводятся и в других странах, где распространено православие: Турция, Болгария, Чехия, Израиль, Палестина, Кипр, Греция, Эстония, Белоруссия, Сербия[19]. В Грузии православные христиане 19 января купаются в водоемах. В Армении купается, как правило, только русскоязычное население. Для них священники освящают прорубь в месте под названием «Черкезское ущелье».
Есть свои особенность крещенских купаний в Болгарии. Крещение в этой стране называют Йордановден и отмечают 6 января, по новому стилю. Сначала к водоёму отправляются священники, они бросают в воду крест, а затем, с песнями и музыкой, массово входят в воду желающие очиститься от грехов. В основном участие в купаниях принимают только молодые мужчины. С крещенскими традициями у болгар связана примета: считается, что тот, кто найдёт крест, опущенный в воду священников, будет успешен и здоров целый год[20]. Аналогичная традиция существует и у сербов. 18 и 19 января они совершают заплыв по правому притоку Дуная — Саве, что больше напоминают спортивные состязания по плаванию. На праздник устраиваются средневековый турнир и угощения. В Сербии купания проводятся днём, а не поздним вечером или ночью, как в России.
На Крещение 2007 года купания впервые были проведены в столице Китая — Пекине. Для этого на центральном пруду Посольства Российской Федерации была вырезана прорубь, где ночью прихожане помолясь совершили крещенское купание[21].
В 2016 года в Крещенских купаниях, которые проходили в Астане (Казахстан) на реке Ишим вместе со славянскими народами, исповедующими православие, приняли участие коренные жители, исповедующие ислам. По сведениям газеты «Нур Казахстан», количество казахов, участвовавших в купании в проруби, превысило количество славян[22].
В январе 2016 года протоиерей Виталий Шинкарь рассказывал, что в монастырских и паломнических центрах Молдавии в этот висели объявления о купании в источниках, что по его словам свидетельствует о том, что «эта традиция начинает постепенно распространяться и за пределами России». Также он сообщает: «Однажды я видел, как на Афоне, у источника святого Афанасия остановился автобус русских паломников, и все мужчины побежали голышом окунаться. Мимо проходили греки, для которых всё происходящее, конечно, было серьёзным переживанием. А теперь, насмотревшись на русскую действительность, и у нас в Молдавии, и в других странах тоже начались все эти купания и окунания»[23].
Ранее в Вильнюсе также проводились традиционные купания. Возрождение традиции состоялось в 1990 году. Это был первый и последний крестный ход в столице после длительного перерыва Вот что пишет об этом «Вестник Православия» в Литве: «Светлы и торжественны лица у людей, собравшихся в Успенском соборе Вильнюса… Сегодня — день особенный — праздник Крещения Господня. К народу выходит епископ Виленский и Литовский Антоний, облаченный в золотисто-белые одежды. Он кратко приветствует молящихся и направляется к реке. Процессия выходит вслед за Владыкой и медленно движется к воде. Людской поток растягивается на добрый километр»[12].
В Британии и Финляндии хотя и есть традиция зимних купаний, но отношения к религии она не имеет. У финнов существует национальный чемпионат по плаванию при низких температурах. в Англии устраиваются рождественские купания в карнавальных костюмах: шапках Санты и эльфийских колпаках. Наиболее популярна эта традиция в графстве Девон.
Отношение к традиции и критика
Со стороны Русской православной церкви
Мнения священников в отношении к народной традиции крещенских купаний разделяются. Есть священники, которые нейтрально относятся к купаниям и сами принимают участие в этом мероприятии, хотя и уточняют, что погружение в крещенскую не освобождает от грехов. Они же оговаривают правила погружения в воду, согласно которым погружаются с головой три раза, осеняя себя крестом и со словами: «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святого Духа. Аминь»[1]. Другие представители Русской православной церкви воспринимают эту традицию негативно.
20 января 2011 года вышла статья епископа Домодедовского Евтихия (Курочкина), который в связи с распространением обычая дал развёрнутый комментарий по крещенским купаниям[24]:
- это неизбежный риск для здоровья;
- купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне;
- крещенское купание — это рассадник суеверия;
- крещенские купания для Русской православной церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении.
Профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов 16 января 2015 года отметил, что крещенские купания не имеют отношения к церковному уставу и к содержанию праздника Крещения Господня. Он отметил, что «если это совершается из спортивно-показательных побуждений, то это — род „моржевания“, который следует порекомендовать только людям, которые получили справку от врача и физически здоровы. Ни в коем случае не следует рекомендовать подобного рода практики людям, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения или имеют принципиальные проблемы со здоровьем»[3].
Встречались и случаи отказа священнослужителей благословлять паству на крещенские купания, так в 2017 года, в канун Крещения, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор (Исаев) осудил верующих своей епархии с центром в Димитровграде Ульяновской области намеревающихся искупаться в проруби. Эта традиция по его мнению опасна для жизни и никакого отношения к церковному празднику не имеет[25]:
«После того, как совершается великое освящение воды, начинается странное действо: люди раздеваются и начинают бросаться в прорубь. Ответственно заявляю: прощение грехов в холодной проруби, даже если это освящённая вода, никто ни при каких обстоятельствах не получает. Если бы это было так, я бы первый пошёл купаться в эту прорубь. Прощение грехов мы получаем от Господа при условии, что искренне раскаиваемся и меняем свою жизнь. А не то, что вот кто-то из вас залез в прорубь, а потом вылез из неё, да ещё и водки хряпнул по случаю того, что накупался. Какое прощение грехов? Простите меня конечно, но к Церкви этот обряд никакого отношения не имеет.»
— Диодор (Исаев), епископ Мелекесский и Чердаклинский, 18 января 2017 года.
Протоиерей Георгий Митрофанов 7 февраля 2017 года отрицательно высказался о крещенских купаниях: «для подавляющего большинства приходящих в храмы до сих пор внешнее ритуально-обрядовое благочестие, я бы даже сказал, благолепие, является альфой и омегой церковной жизни. Чего стоят, например, эти богословски бессмысленные и нравственно кощунственные крещенские купания. В рядах этих купальщиков кого только не найдёшь»[26].
Однако, не все богословы разделяют эту оценку народной традиции.19 января 2015 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём послании попросил священников относится к тому, что всё больше людей участвует в этом ритуале, без озлобленности и выразил мысль, что те, кто окунулись в крещенскую купель «не столько к традиции народной приобщились, не столько к обычаю предков, как к чему-то для них самих неведомому», вышли «другими, почувствовав силу Божественной благодати»[27]. В 2018 году епископ Кызыльский и Тувинский Феофан (Ким) вместе с главой Республики Тыва Шолбаном Кара-оолом приняли участие в купании и тоже нырнули в прорубь.
Отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразия — кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию. А нужно вырабатывать общую церковную позицию, и тогда, хотя бы внутри Церкви, мы сможем честно и единомысленно говорить о крещенских купаниях. А пока что у нас так: один сказал, что окунаться в прорубь хорошо, другой назвал купания великой русской традицией, третий — жидовско-масонской ересью, а четвёртый вообще во всем обвинил проклятую Америку"[23].
— Протоиерей Виталий Шинкарь
Со стороны врачей
Об опасности купания в ледяной воде в зимний период каждый год предупреждают население пресс-служба МЧС и врачи[28][29]:
«Если в воду окунуться мгновенно, может быть спазм сосудов всего тела, мышц, кожи, подкожной клетчатки. Из-за этого увеличивается циркуляция крови, и сердце просто-напросто может не справиться с этим потоком. И тогда случается беда в виде стенокардического приступа, инфаркта, инсульта, а у кого-то и остановка сердца может быть. В таких случаях снова завести сердце бывает очень тяжело…»
Врач-кардиолог Фаина Лобжанидзе предупреждает, что при погружении в ледяную воду, перепад температур может вызвать остановку сердца, в результате которой может наступить внезапная аритмогенная смерть. В этой ситуации случается либо «спазм голосовых связок, и человек задыхается, либо возникает опасная аритмия»[30].
Врачи предупреждают, что от погружения в прорубь могут обостриться хронические заболевания, в том числе это может повлечь такие проблемы как ОРВИ, простатит, воспалительные заболевания яичников или придатков, непроходимость труб, бесплодие у обоих полов, импотенцию[29], гломерулонефрит, гематурию и почечную недостаточность. К особой группе риска относятся дети, у которых очень тонкая жировая прослойка[31].
В литературе
В пятой главе романа-хроники «Соборяне» (1872), «Демикотонова книга протопопа Туберозова», Николой Лесков описывает купание в проруби помещицы Плодомасовой, происходящее 6 января (по старому стилю) 1838 года на праздник Крещения Господня[32]:
«7-е января. Госпожа Плодомасова вчера по водоосвящении прямо во всём, что на ней было, окунулась в прорубь. Удивился! Спросил, — всегда ли это бывает? Говорят: всегда, и это у неё называется „мовничать“. Экой закал предивный! Я бы, кажется, и жив от одной такой бани не остался».
— Николай Лесков. «Соборяне». 1872 год.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Максим Козлов. Крещенские купания . Азбука веры. Дата обращения: 3 октября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Долин В. А. Взаимодействие традиций и новаций в современном российском православии. — Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2022. — 165 с.
- ↑ 3,0 3,1 Максим Козлов. Козлов: крещенские купания не имеют отношения к церковному уставу . «РИА Новости» (16 января 2015 года). Дата обращения: 3 октября 2023.
- ↑ Мария Городова, Константин Завражин,Сергей Михеев. Священник: «Нельзя связывать купания в проруби с церковными обычаями». // «Российской газеты». — 2017. — 19 января.
- ↑ Богдан Полевой. Священник РПЦ напомнил что грехи не смываются в крещенской проруби . "Интерфакс" (15 января 2021). Дата обращения: 3 октября 2023.
- ↑ Пресс-конференция, посвящённая предстоящему празднику Крещения Господня . Московский патриархат РПЦ (16 января 2021). Дата обращения: 3 октября 2023.
- ↑ Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901.
- ↑ Петрозаводск. 300 лет истории. Документы и материалы. Т. 2. — Петрозаводск: Карелия, 2001.
- ↑ С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — 1913.
- ↑ Николай Падерин, священник. «В рассеянии» (опубликовано в альманахе «Альфа и омега», № 29, 2001 год) . АНО «Православие и мир» // pravmir.ru (25 июля 2012 года). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Я. Ю. Гусева. «Саратовская купель»: осложнение государственно-церковных отношений в СССР в конце 1940-х гг. // Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени : Сборник.
- ↑ 12,0 12,1 Николай Жуков. Почему запретили крестный ход // Литовский курьер : газета. — 24 января (т. 674, № 4).
- ↑ Соколов Ю. В. Трансформация крещенской обрядности в годы советской власти // Синергия наук. — 2019. — № 32. — С. 1319—1326.
- ↑ 14,0 14,1 Слово и культура без границ: аксиологический аспект. Сборник статей / отв. ред. О.П. Кормазина. — Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2022. — 370 с. — ISBN 978-5-7444-5268-1.
- ↑ Не вытащить из проруби. — Почему крещенские купания набирают популярность . // gazeta.ru (19 января 2017 года). Дата обращения: 1 октября 2023.
- ↑ Мнения священников. Окунаться ли в крещенскую прорубь? / Православие.Ru . pravoslavie.ru (18 января 2015). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Аналитический обзор. — Праздник Крещения: кто купаться в прорубь? Число россиян, когда-либо участвовавших в крещенских купаниях, растёт . Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) // wciom.ru (19 января 2018 года). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Крещение-2022 . ВЦИОМ. Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Вадим Шерстеникин Дарья Панкина. От русских прорубей до Средиземного моря: как в мире отметили Крещение Господне . KP.RU (19 января 2016). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ В каких странах Европы любят зимние купания . Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Крещенские купания прошли в столице Китая . Православие.ру (19 января 2007). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Лейла Темирханова. «Ну и что, что я мусульманин»: в Астане люди разных религий отметили Крещение нырянием в прорубь . nur.kz (20 января 2016 года). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ 23,0 23,1 Мария Строганова. В прорубь на Крещение? А зачем? . АНО «Православие и мир» // pravmir.ru (18 января 2016 года). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Евтихий, епископ Домодедовский. Почему я против крещенских купаний. // «Русская неделя» (pravoslavie.ru). — 2011. — 20 января.
- ↑ Сергей Болотов. Ульяновский епископ назвал крещенские купания балаганом. . «Ридус» (18 января 2017). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Протоиерей Георгий Митрофанов. Мы упустили созидание нашей Церкви . АНО «Православие и мир». pravmir.ru (7 февраля 2017 год). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Патриарх Кирилл раскритиковал воспринимающих крещенские купания как предрассудки . interfax.ru (19 января 2015 года). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Елизавета Викторова. Врач: крещенские купания опасны для здоровья. — Доктор медицинских наук, профессор Владимир Фокин рассказал в интервью «Общественному контролю», что происходит с организмом во время долгих новогодних праздников и почему после них смертельно опасно нырять в ледяную воду на Крещение . Сайт «Общественный контроль» // ok-inform.ru (17 января 2017 года). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ 29,0 29,1 Татьяна Рессина. Крещенские купания: вредно или полезно? . Официальный сайт газеты «Аргументы и факты» // aif.ru (18 января 2011 года). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Андрей Зобов. Несчастный случай или убийство: 20-летняя российская гандболистка погибла на чемпионате Европы . Официальный сайт газеты «Комсомольская правда» // stav.kp.ru (9 июля 2019 года). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Анна Золкина. Как пережить крещенские купания. Советы врача . Информационное агентство «Омск здесь» // omskzdes.ru (18 января 2019 года). Дата обращения: 4 октября 2023.
- ↑ Н. С. Лесков. Соборяне. Собрание сочинений в 12 т. . — М.: Правда, 1989.
Ссылки
- Ольга Костенко-Попова. Крещенские купания. Можно ли смыть грехи, окунаясь в прорубь? . Официальный сайт газеты «Аргументы и факты» // aif.ru (17 января 2015 года).
- Мария Городова. Крещенский сочельник: зачем лезть в прорубь и что делать со святой водой. — 18 января православные отмечают Крещенский сочельник. На самом деле «Крещенский сочельник» − народное название дня накануне праздника Крещения Господня. Интернет-портал «Российской газеты» // rg.ru (18 января 2020 года)
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |