Святочные гадания
Святочные гадания — гадания традиционные для славянских народов, которые длились в течении двух недель зимних праздников: с Рождественского сочельника и по Крещение, которое приходится на 19 января.
Период между праздниками Рождества Христова, который по новому стилю отмечается 7 января, и Крещением Господним называется Святками. На Руси это время считалось самым подходящим для гадания, так как славяне верили, что в пору, близкую к зимнему солнцестоянию, размывается граница между миром людей и миром духов, а нечисть, которая в это время бродила по земле, могла приоткрыть завесу будущего[1][2].
В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения. После прихода христианства гадание, под видом ворожбы, стало преследоваться церковниками, и сам ритуал гадания сохранился в народе в силу привычки как народная забава[3].
Для гадания выбирали такое место, которое считалось притягательным для нечистых сил — чертей, леших, водяных. Чаще всего это были перекрестки дорог, лес, река или колодец. В домах у славян также были места, считавшиеся обителями домашних духов — печь, баня и хлев[4].
Характерные черты
Святочные гадания встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Или занимаются поздно вечером или ночью, в то время, когда, как принято считать, нечисть более активна[3].
Поскольку, по народным представлениям, угадывание будущего происходило при посредничестве духов и нечистой силы, этот ритуал считался опасным и нечистым. Церковь так же не поощряет эту традицию, согласно православным канонам святочные обряды несут в себе греховность. В Священном Писании любые формы гадания, колдовства, магии считаются мерзостью и строжайше запрещены, и те, кто «сочетают обман с безумием, предсказывая счастье, судьбу, родословие и множество подобных вещей…» подлежат временному отлучению от Причастия[5][2][6].
Гадания на Святках считались скорее девичьей традицией, самым распространённым вопросом в разных видах гаданий был вопрос о замужестве. Этой тематике посвящена большая часть гаданий. Часто ритуал сопровождался особыми гадальными песнями[7].
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.Василий Жуковский, баллада «Светлана»
Самым подходящим временем для гадания считались ночи накануне Рождества, Старого Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) и Крещения[1]. Ещё одним днём, хорошо подходящим для гаданий, считается 17 января (по старому стилю — 4 января) — народный праздник Феклистов день. В народной культуре существуют поговорки, о силе гадания в этот день: «Святой Феклист гадать речист», «Красно гадает — никто по самую смерть не разгадает!». Суеверие «на Феклиста зашивать в ладанку чертополох-траву» и носить её на шее, у креста — для ограждения от всякой «притки-порчи»[8].
Виды гаданий
Несмотря на многообразие видов святочных гаданий, их можно поделить на три типа в зависимости от запроса гадающего:
- об урожае;
- о судьбе членов семьи;
- о замужестве или женитьбе.
Сохранились словесные формулы, распространённые в севернорусских ритуалах, которыми девушки призывали нечисть явиться и открыть будущее: «Дедушка-домовой, покажи мне будущего мужа!», «Лешие лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чём моя судьба?» или «Черти, лешие, бесы, дьяволы, приходите ворожить!»[6]
Гадание об урожае
Урожайность играла важную роль в жизни крестьян, поэтому одной из ключевых тем гаданий была тема урожайности. Например, 1 января после утренней службы было принято выходить на перекресток, чертить на земле или снегу крест. Гадающий припадал ухом к кресту, если он слышал, как едет гружёная телега, считалось урожай будет хорошим. Звук пустой телеги или запряжённой лошади сулил неурожай. Также ложились на землю и прислушивались на току — в месте, где молотят хлеб: стук означал смерть, звон — свадьбу, а молотьба — богатство.
В Святки пучки колосьев разных злаков увязывали в маленькие снопы и выносили на ночь на улицу. Утром смотрели, какой сноп покроется инеем, считалось, что именно этот злак в грядущем году даст хороший урожай. Для предсказания погоды, очищали сверху двенадцать луковиц, насыпали на каждую соль и клали рядком на ночь на печь. На какой по счету луковице соль наутро была самой сырой — такой по счёту месяц обещал быть дождливым[1].
Важной частью фольклорного пласта были приметы, посвящённые предсказанию погоды и урожая. Например, если на Крещение рыба «ходит стаями», то пчёлы будут хорошо роиться. Синее небо в крещенский полдень обещало богатый урожай. Хорошей приметой считалась морозная погода на Новый год, а тёплый и бесснежный сулил неурожай.
Гадание о замужестве
Наиболее известным девичьим гаданием на суженного-ряженного было гадание с зеркалами. Этот ритуал был описан в произведениях русских классиков — в балладе «Светлана» Василия Жуковского и в романе «Евгений Онегин» Александра Пушкина. При этом гадании на накрытый стол ставили два зеркала, так, чтобы одно отражалось в другом и создавало, уходящий в глубину зеркала, коридор из отражений. В свете зажжённой свечи девушки пытались увидеть в зеркале суженого, которого «приглашали на ужин». Зеркало могло быть и одно.
Ещё одним распространённым способом гадания, который так же можно найти в романе Пушкина, было гадание по воску. Девушки топили воск, напевая при этом подблюдные песни:
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!»...Александр Пушкин, «Евгений Онегин»
Существовали и более простые способы узнать будущее. Примета гласила: «В какую сторону о Святках звезда упадет, когда на неё смотрит девушка, в той стороне и суженый её живёт». На вечерних посиделках перед каждым гостем насыпали овёс, запускали петуха и смотрели, к кому он пойдет клевать зерно. «Выбранный» петухом должен был сыграть свадьбу в новом году. В Новый год девушки подметали под столом, и та, что выметала из-под стола зерно, должна была вскоре выйти замуж[1].
Отдельно можно выделить гадания, в которых девушки призывали суженого ряженого явиться им во сне. Таких способов существовало немало. В одном из них девушки плели из прутиков мостик и на ночь оставляли его в изголовье перед сном, приговаривая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведёт меня через мост». С этой же целью иногда клали под подушку колодец из спичек или небольшое зеркало со словами: «Суженый, ряженый, дай мне воды испить»[1].
Гадания о судьбе членов семьи
В славянской семье у каждого домочадца была своя ложка. В святки по ним гадали о благополучии человека в грядущем году. В чашу с кутьёй (крупяной кашей на меду и изюме) клали ложки углублением вверх. Накрывали миску пирогом или круглым хлебом, а сверху скатертью. Если на следующий день оказывалось, что чья-то ложка под грузом перевернулась, это сулило её владельцу скорую смерть. Ещё одним способом узнать о здоровье членов семьи было гадание на замёрзшую воду. Для этого в ложки наливали воду и выставляли на ночь на мороз. Наутро смотрели: если вода замерзала ямой, это также сулило смерть хозяину ложки, а лёд бугорком или пузырьками, наоборот, обещал долголетие[1].
Вечером под Рождество шли подслушивать к окнам чужих домов. Особенно хорошим предзнаменованием считалось услышать молитву. Услышать ругань — к беспокойному году, плач — к болезни. Делали предсказания, исходя из того, мужчину услышали или женщину, старика или молодого, весёлый был разговор или тягостный. Также ходили «подслушивать» ночью к дверям запертой церкви. Если в тишине казалось, что поют заупокойную — это сулило смерть, а венчальную — свадьбу[3].
Были гадания для того, чтобы определить каким выдастся год для гадающего. Например, девушки, собравшись вместе, брали четыре блюда, в которые одна из них, не участвующая в гадании, кладёт: в одно блюдо уголь, в другое — кусок глины от печи, в третье — щётку и, в четвертое — кольцо. Блюда закрывались платками и запевалась песня «Уж я золото хороню»[7]. После чего девушки наугад выбирали себе блюдо.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Екатерина Гудкова. Святочные гадания . «Культура.РФ». Дата обращения: 6 января 2023.
- ↑ 2,0 2,1 От традиции к современности: какие гадания приняты на Рождество, Святки и Крещение . ИА «Уральский меридиан» (06 января 2024). Дата обращения: 8 января 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М., 1990.
- ↑ Баркова А. Л. Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин. — М.: МИФ, 2023. — 248 с. — ISBN 978-5-00195-043-1.
- ↑ Иеромонах Иов. Вопросы священнику . Православие.ру (10 января 2006). Дата обращения: 8 января 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Гадание / Под общ. ред. Н. И. Толстого. — М.: Междунар. отношения, 1995—2014. — С. 369. — ISBN 5-7133-0703-4.
- ↑ 7,0 7,1 Обрядовая поэзия / Сост. В. И. Жекулиной, А. Н. Розова. — М.: Современник, 1989. — 735 с. — ISBN 5-270-00110-1.
- ↑ Коринфский А. А. Народная Русь / Отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2013. — 944 с. — ISBN 978-5-4261-0023-7.
Литература
- Борисов С. Б. Мир русского девичества. 70-90 годы XX века. — М.: Ладомир, 2002. — 352 с. — (Русская потаённая литература). — ISBN 5-86218-418-X.
- Гадание / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 482—486. — ISBN 5-7133-0704-2.
- Гадание // Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респект, 1996. — 560 с. — ISBN 5-7345-0063-1.
- История русской культуры / подготовка текста Татьяны Ямпольской. — М.: Эксмо, 2007. — 830 с.
- Корепова К. Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья. — СПб.: Тропа Троянова, 2009. — 479 с. — (Русская этнография). — ISBN 978-5-89798-068-0.
- Криничная Н. А. Домашний дух и святочные гадания. — Карелский науч. центр РАН, Ин-т языка,лит-ры и истории, 1993.
- Мадлевская Е. Л. Святочные гадания . Русские праздники и обряды. Российский этнографический музей.
- Максимов, С. В. Новый год; Святки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
- Можаровский, А. Святочные песни, игры и гадания Казанской губернии. Приложение к протоколам Общества Естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете. — Казань: Лито-и тип. К. А. Тилли, 1873
- Народный календарь Кемеровской области / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Е. И. Лутовинова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 204 с.
- Русский народный свадебный обряд: исследования и материалы / Под редакцией К. В. Чистова и Т. А. Бернштам. — М.: Наука, 1978. — 277 с.
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. Русское народное чернокнижье. — СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
- Тамбовский фольклор: хрестоматия: учеб. пособие для студ. вузов. Т. 1 / сост. А. М. Кальницкая. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. — 115 с.
- Терещенко А. В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1848. — Т. 7. Святки, масленица. — 348 с.
- Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева; ред. Б. Н. Путилов. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 342 с.
- Григорьев С. Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана»
Ссылки
- Святочные гадания в Селивановском районе Владимирской области
- Святочные гадания с песнями «Илею» в Кировской области
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |