Кобрин, Владимир Михайлович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Михайлович Кобрин
Кобрин, Владимир Михайлович.jpeg
Дата рождения 8 марта 1942(1942-03-08)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 7 декабря 1999(1999-12-07) (57 лет)
Место смерти Москва, Россия
Гражданство Флаг СССРСССР
Флаг России Россия
Профессия сценарист, режиссёр, художник
Направление учебное,
научно-популярное,
авангардное,
документальное кино
IMDb nm8121930

Влади́мир Миха́йлович Ко́брин (8 марта 1942 года, Москва, СССР — 7 декабря 1999 года, Москва, Россия) — советский и российский сценарист, режиссёр, художник.

«Творческое наследие Кобрина — одна из загадок современного кинематографа. На Западе Кобрина называли концептуалистом, основателем русского авангарда в научном кино. Он отнесся холодно и к славе, и к равнодушию соотечественников. Даже его коллег пугали сложный экранный мир и дерзкая, парадоксальная мысль режиссёра. Единомышленников находилось немного. Попытки серьёзных исследований творчества Кобрина замечены уже после его смерти. Он был художником, теоретиком и мастеровым. И слава Богу. Ведь ему предстояло разработать, создать эстетику, язык и технологию кино, которое впоследствии назовут „кобринским“.»

Вступление к книге «Владимир Кобрин. Светящийся след.»

Биография

Родился 8 марта 1942 года в Москве. Окончив школу, устроился на работу станочником на Московский завод экспериментальной киноаппаратуры[1]. Затем стал механиком на «Центрнаучфильме».

В 1961 году поступил во ВГИК на кинооператорский факультет, мастерская Бориса Волчека.

С 1962 по 1965 годы служил в армии.

Окончил ВГИК в 1968 году по специальности «кинооператор». Работал на московской киностудии «Центрнаучфильм».

Продолжил работу на «Центрнаучфильме» оператором (одна из первых работ «Русские обрядовые игры», 1974 года[2]). На студии заинтересовался сложной съёмочной техникой, изобретал приспособления для специальных съемок, самостоятельно научился снимать через микроскоп[1].

С 1977 г. — режиссёр, художник, сценарист. Поставил в общей сложности примерно 40 картин (20 из них — образовательные — по химии, физике, биологии).

С 1989 г. практикует совмещение традиционной кинотехнологии с экспериментальной компьютерной обработкой изображения.

В 1990 году вёл мастерскую режиссуры кино и компьютерной графики во ВГИКе.

В том же году создал «Kobrin Screen Studio». Собрал коллектив единомышленников, называемый «Kobrin Screen Studio», состоящий из коллег и студентов, обладающий оригинальной технологической структурой.

В 1994-95 гг. создал около 40-ка видеокомпьютерных эссе в рамках программы «Век кино» на 1-ом канале телевидения.

В 1994-95 гг. создал серию полиэкранных видеокомпьютерных фильмов для Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Вёл мастерские режиссуры кино и компьютерной графики во ВГИКе и на Курсах повышения квалификации ГОСКИНО России.

С 1997 года создавал фильмы на мощностях киностудии, обустроенной собственными силами в двух принадлежащих режиссёру квартирах, соединённых между собой.

В 1997 г. получил приглашение от кинотеки Гарвардского Университета прочесть лекции на материале собственных фильмов. Регулярно получал приглашения европейских киношкол (Кельн, Потсдам, Копенгаген etc).

В 1998 г. прошли специальные ретроспективы фильмов В. Кобрина на кинофестивалях в Пезаро (Италия) и Монреале.

Умер скоропостижно 7 декабря 1999 года в Москве.

Фильмография

Год название фильма хроном о фильме жанр студия
1 1974 Поющие дирижёры О кафедре хорового дирижирования Московской консерватории оператор[3] документальный ЦНФ
2 1974 Русский народный театр ч.1. Обрядовые игры[4] 0:37:55 Старинные обряды народов. Места съемки: Белоруссия, Литва, Грузия, Молдавия, Брянская, Белгородская и Архангельская области[4] оператор документальный ЦНФ
3 1976 Русский народный театр[5] ч.2. 0:34:49 Места съемки: Брянская, Калужская, Архангельская, Новгородская области, Ленинградский театр юного зрителя, Кукольный театр И. А. Зайцева, Московский кукольный театр[5] оператор документальный ЦНФ
4 1976 Русский народный театр ч.3. Народная драма. Опыт реконструкции[6] 0:37:43 Вертеп — народный кукольный театр, персонажи Рождественской драмы, фрагмент вертепной драмы «Смерть царя Ирода» в белорусском и русском вертепе. Места съемки: Горьковская область[6] оператор документальный ЦНФ
5 1977 Явление радиоактивности[7] 0:19:43 Картина, с которой начинал свою режиссёрскую карьеру Владимир Кобрин, повествует о явлении радиоактивности, рентгеновских лучах, строении атомного ядра, изотопах, первых ядерных реакциях, ядерной энергии и опасностях ядерной войны[7][8] режиссёр научно-популярный,
учебный,
киноавангард
ЦНФ
6 1978 Механическая обработка полупроводниковых материалов режиссёр
соавтор
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
7 1978 Полупроводники ч.1[9][10] 0:09:52 Рассматриваются вопросы зонных представлений физики полупроводников. Природа электропроводимости твёрдых тел раскрывается с помощью физического эксперимента. В фильме имеются поясняющие мультфильмы режиссёр
соавтор
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
8 1979 Полупроводники ч.2[9][10] 0:09:32 Рассматриваются вопросы зонных представлений физики полупроводников. Природа электропроводимости твёрдых тел раскрывается с помощью физического эксперимента. В фильме имеются поясняющие мультфильмы режиссёр
соавтор
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
9 1979 Технология производства
полупроводниковых приборов[11]
0:19:53 режиссёр
соавтор
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
10 1980 Физические основы квантовой теории[12] 0:27:17 Вдохновленный поп-артом и кинетизмом режиссёр рисует образы движения света, элементарных частиц, рассказывая об истории развития квантовой теории, о гипотезе Макса Планка, взаимодействии классической теории света и квантовой теории, закономерности в атомных спектрах, эффекте Комптона, модели атома Томпсона и атомного ядра Резерфорда, гипотезе де Бройля, «волнах-призраках», принципе неопределенности, уравнении Шредингера, рисовании светом, о том, как зародился кинематограф[8] режиссёр научно-популярный,
учебный,
киноавангард
ЦНФ
11 1981 Механика как наука[13] 0:16:02 Фильм кратко рассказывает о развитии механики как науки от древних времен до наших дней. Для иллюстрации экспериментов и описания принципов работы основных механических законов использованы механические модели, фотографии, коллажи, комбинированные съемки и мультипликация[13] режиссёр научно-популярный,
учебный
ЦНФ
12 1982 Предмет и задачи биофизики[14] 0:09:34 Учебный фильм в занимательной форме раскрывает становление некоторых идей биофизики в историческом, методологическом и философском аспектах. Что было в начале — яйцо или курица? Чем отличается живое и мертвое, человек и камень? Показан единый механизм живого, общие принципы управления живыми системами, закономерности эволюции биосферы, вида, организма[14] режиссёр
соавтор
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
13 1983 Особенности кинетики биологических процессов[15]
2 части
0:19:16 Рассматриваются математические модели в биологии. Показаны: движение механической собаки, кинетика деления клетки в компьютерной игре, кинетические структуры. Кинетика объясняется с помощью игры, придуманной математикой. Рассматриваются понятия вырождения и стационарной пульсации, взаимодействие структур с высшей средой и модель жизни, решённая в компьютерной игре. А также другие игровые модели природы и модели численности видов в природе. Ч. 2 — Продолжение темы в системе изобразительного ряда и стилистики[15] режиссёр научно-популярный,
учебный
ЦНФ
14 1984 Высокомолекулярные соединения[16] 0:18:50 Часть 1 — Эпизоды: атом Дюма, смысл соединений макромолекулы, полимерные цепи, полимеры, формальдегиды, полиацетилены, органика, синтез, этилен, связи цепи радикалов, развитие реакции, полиэтилен, полимеризация, поликонденсация, фенол, формальдегид, бензольное кольцо
Часть 2 — Эпизоды: превращение одного вещества в другое, свойства и применение полимеров, гомополимеры, сополимеры, управление конечными свойствами, генная инженерия на неживом уровне, термостойкость, термопласты, резина — эбонит, химия полимеров, полупроводниковые свойства
режиссёр научно-популярный[16],
учебный
ЦНФ
15 1985 Регуляция биологических процессов[17] 0:20:00 В фильме показаны общие принципы организации и саморегуляции живых систем. Самопроизвольное возникновение структур, информации на пути возникновения жизни. Модель жизни, выраженная языком математики[17] режиссёр научно-популярный,
учебный
ЦНФ
16 1986 Термодинамика биологических процессов[18]
2 части
0:17:23 В образной форме демонстрирует основные законы и положения этой отрасли биофизики. Каждая клетка и весь живой организм в целом являются открытыми системами, и лишь в отдельных частях клетки имеются условия для существования закрытых и изолированных систем. Процессы, протекающие в биосистемах, как и в любых других системах, необратимы (неравновесны), то есть при переходе системы из одного состояния в другое обратный переход в начальное состояние невозможен без дополнительного притока энергии извне. В фильме раскрыт вопрос о взаимосвязи между термодинамикой и биологией: термодинамика и энтропия[18] режиссёр
сценарист
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
17 1986 Молекулярная биофизика[19] 0:18:43 Вопросы молекулярной биофизики рассматриваются с помощью ассоциаций — цирка, игры в регби и т. д. «… И все здесь — кишит, кипит, снует, переползает, плавится, телам не писаны правила гравитации, тесны рамки биологических видов, а из законов физики признается лишь теория относительности — металл реет, воздух тверд, волны, вскипая у берега, мчат… назад, тая у сферичного горизонта, огонь — животворно рождает предметы, тут же начинающие сами собой скакать и двигаться… Материя здесь словно из каприза принимает на миг ту или иную случайную форму…» (Олег Ковалев)[19] режиссёр
сценарист
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
18 1987 Перенос электрона в биологических системах[20] 0:19:06 В биологических системах множество функционально значимых процессов происходит за счет реакций переноса электрона, например, дыхание и фотосинтез, а это есть есть не что иное, как окислительно-восстановительная реакция. Перенос электрона в белках с точки зрения физики является одним из простейших функционально значимых процессов. В фильме рассматривается, каким образом происходит переход от структурно-неорганизованных химических превращений, например, в растворах, к согласованным последовательным стадиям, свойственным биологическим системам[20] режиссёр
сценарист
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
19 1987 Биофизика ферментативных процессов[21] 0:17:30 Фильм — попытка выделить законы развития и взаимодействия живого мира в масштабах от молекулы до социальных структур[21] режиссёр
сценарист
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
20 1987 Транспорт веществ через биологические мембраны[22] 0:19:55 Мультипликационный фильм о том как живёт клетка. Живое здесь обретает сходство с каким-то механическим спектаклем. «Актеры» послушно исполняют роли, а природа направляет их действия к одной, ей известной, цели[22]. «…В этом фильме идёт речь о том, что любые сложные системы не жизнеспособны, если они лишены свободы самоорганизации. В зрительный ряд введены портреты Мао Цзэдуна, Гитлера и Сталина — людей, пытавшихся создать чудовищные человеческие муравейники. Этот пример абсолютно вписывался в биофизический контекст фильма, тем более что никаких политических комментариев к картине не было…» (оператор М. Камионский)[23] режиссёр
сценарист
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
21 1988 Первичные фотобиологические процессы[24] 0:18:27 «Название может ввести в замешательство зрителя, который ожидает научный рассказ о химическом процессе фотосинтеза. Кобрин выливает на нас бесконечный поток образов популярной культуры — аэробика, дикторы национального телевидения и выступления Майкла Джексона. Через критику общества потребления режиссёр заставляет обратить внимание на первичный смысл существования человека, научиться чувствовать то, что мы пытаемся постичь „холодным разумом и железной логикой“[8] режиссёр
сценарист
научно-популярный,
учебный,
киноавангард
ЦНФ
22 1988 Биопотенциалы[25][26] 0:27:47 Фильм — попытка философского взгляда на проблему добра и зла в рамках некоторых определений биологической физики[26]»…Поразительно трогающая, поразительно запоминающаяся абсурдность, почти на грани помешательства. Абсолютный алогизм… Но завораживающий и трогающий, пронзительно поэтичный. Особая текстура, музыкальность, какая-то постоянная неожиданность. Изломленность, заостренность, угловатость, милость, нежность… Как магнит дикой силы, вторгающийся в твое жизненное поле, влекущий настолько сильно, что ты неминуемо ему подчиняешься и идешь навстречу…" (Сергей Кротов)[27] режиссёр
сценарист
научно-популярный,
учебный
ЦНФ
23 1989 Самоорганизация биологических систем[28] «С помощью ярких визуальных и лингвистических образов раскрываются понятия синергетики, шизофазии и самоорганизации систем. Картина происходящего, в которой пациент перемещается по больнице, попадает на операционный стол, обедает в лифте, ползает завернутым в мешок, а затем играет с доктором в карты и бильярд, наряду с закадровым текстом помогает не столько понять содержание научной составляющей, сколько осознать и представить её. Философское прочтение идей взаимосвязи прошлого — настоящего — будущего, непредсказуемости жизни, поиска границ порядка и хаоса передается с помощью монотонного монолога, который накладывается на речь традиционного советского докладчика с рассказом об очередном пятилетнем плане или прерывается оговорками самого автора»[8] режиссёр
сценарист
научно-популярный,
учебный,
киноавангард
ЦНФ
24 1989 Homo Paradoksum
Гомо Парадоксум[29]
0:17:21 Философское эссе по поводу амбиций человека (с биологической точки зрения) глазами инопланетян. «…Да, мы произошли от обезьяны и во многом ею же и остались. Да, мы разумны только в известных пределах и с помощью этого своего разума рубим, так сказать, сук… В фильме это сказано довольно насмешливо и зло… Все те же символы, мифологемы, привести которые к понятию можно, лишь подробно выписывая из всяческих энциклопедий древнейшие архетипические их значения. Но в фильме „Гомо парадоксум“ мифологемы и символы оказываются включенными в какой-то новый ритм… Музыки? Пляски? А может быть, ритуального действа?…» (режиссёр и педагог ВГИКа Ольга Горностаева)[30] режиссёр
соавтор
научно-популярный,
учебный,
киноавангард
ЦНФ
25 1989 Present Continuous
Презент континиус[31][32]
ч.1
0:09:17 Гипотетическая история гибели человечества ч.1. На всей земле не осталось никого и ничего, кроме разрушенных домов, время от времени стреляющего оружия, устройств неизвестного назначения, предметов быта и фотографий. Погас последний огонек надежды, вместо привычного мира повсюду царит запустение. Философское эссе о временной взаимозависимости жизни и смерти на земле в контексте социальных процессов новейшей истории. Использованы мультипликация, комбинированные и ускоренные съемки[31] режиссёр
сценарист
ЦНФ
26 1989 Present Continuous
Презент континиус[31][32]
ч.2
0:09:09 Гипотетическая история гибели человечества ч.2. Пустой мир, лишенный жизни. Разрушенные дома, природные пейзажи, хаос из остатков прежней деятельности человека. За кадром звучат рассуждения о прошлом и будущем, о жизни и смерти, о физической природе времени. В какой-то момент время оборачивается вспять, начинается обратный отсчет. Использованы мультипликация, комбинированные и ускоренные съемки[31] режиссёр
сценарист
ЦНФ
27 1989 Present Continuous
Презент континиус[31][32]
ч.3
0:06:34 Гипотетическая история гибели человечества ч.3. Будущее мира остается неопределенным, но в то же самое время предрешено. Время людей подошло к концу, по всей земле останутся разбросанными следы уничтожившей саму себя цивилизации — разрушенные дома, горы мусора и тонны оружия, навечно обреченного держать под прицелом мертвые города. Смысловое измерение — противостояние жизни и смерти. Смерть при этом ассоциируется с механическим и рациональным. Использованы мультипликация, комбинированные и ускоренные съемки[31] режиссёр
сценарист
ЦНФ
1990 Не верь, не бойся, не проси… 2:36:00 Об одном из первых русских (постсоветских) предпринимателей Артеме Тарасове[33] художник-постановщик документальный ЦНФ
28 1990 Последний сон Анатолия Васильевича[34] 0:42:54, Фильм в метафорической форме демонстрирует модель самопожирания в условиях замкнутой духовной системы. «…Герой фильма — собирательный образ такого уголовного сознания, в котором мы все пребываем. Все до единого. Мы же с детства живем так или иначе в блатной среде. Уровень блата — это уже кому как повезло. Но вот это сознание уголовное, уголовное право, вернее, уголовное бесправие, блатное мышление, блатная мораль, блатной язык, иерархия ценностей, по сути, тоже блатная — вот это все, применительно к нашей ситуации, мы назвали „Анатолием Васильевичем“. Хотя Анатолий Васильевич не блатной человек, несомненно. Человек, который поразил нас и честностью, и трудолюбием. Причем огромным трудолюбием…» (Владимир Кобрин)[35]. режиссёр
соавтор
научно-популярный,
документальный,
киноавангард
ЦНФ
29 1990 Homo Paradoksum-2 /
Гомо Парадоксум-2[36]
0:16:45 Фильм в форме гротеска отражает представление о нормах жизни и морали тоталитарного общества. "Слова в фильме произносятся душевно-больными людьми, но полностью отдать себе отчёт в этом мы не можем, настолько текст их речей узнаваем, если не буквально, то по смыслу: его мы читаем в газетах, слышим с телеэкранов / «В фильме „Гомо Парадоксум-2“ снова произошло соприкосновение с миром душевнобольных. Снимали мы его в интерьерах той же гостиницы, что и „Самоорганизацию…“ Володя снова задействовал нас со Славой Бузковым в качестве основных персонажей. Но это был совершенно иной фильм — как бы новый виток спирали. В фильме „Гомо Парадоксум — 1“ Кобрин рассказал о парадоксальности человечества как биологического вида, в этой же картине он говорил о безумии „Гомо Совектикуса“ — чудовища, выросшего на одной шестой части нашей планеты» (оператор Михаил Камионский) режиссёр
научно-популярный ЦНФ
30 1991 Homo Paradoksum-3 //
Гомо Парадоксум-3
«…Кинематограф, которым я занимаюсь, можно назвать психоделическим кукольным действом, персонажи которого — живые и неживые — ведут себя по законам некоего космического театра. Пусть это не покажется заумью или претензией на глубокомысленность. Художник, по-моему, — это тот человек, который призван замкнуть собой пространство между землей и космосом. Иначе ему не следует называться художником. Поэтому я вижу задачу режиссёра в том, чтобы протереть зеркало, в которое смотрится человек и человечество в целом, и показать, что этот мир, этот „спектакль“ без Бога, то есть без той точки, куда сходятся все наши кукольные нити, бессмыслен и не достоин ни симпатии, ни сожаления. Эту идею я пытаюсь осуществить всю жизнь. Пока в наибольшей степени она выражена в фильме „Гомо парадоксум 3“…» (Владимир Кобрин) режиссёр
сценарист
научно-популярный ЦНФ
31 1991 991=ТУТ «…Главная тема — это само время, принужденное отхлынуть валом, в постоянном сокращении движений и событий текущее от малейшего дуновения ветра, проходящего по пейзажу, чтобы затем немедленно отступить в ничто. Главный персонаж, человек-обезьяна с лицом, повернутым на плечах, проходящий по биологически очерченному пути (брак, работа, развлечения, диктат закона), преодолевает невыразительный сценарий сверхчеловеческого движения, сдерживаемого только духовным ничтожеством измерительных приборов, его окружающих. Мы оказываемся присутствующими в измерении, скачущем от сюрреальности до инфра-реальности, где сама конкретность реального мира, её ощущение существования расплавляются в постоянной трансформации, принимая вид сенсорного обмана, преходящего миража времени…» (Серафимо Мури)[37] режиссёр
соавтор
32 1992 Шаги в никуда[38] 0:17:20 Фильм посвящен этической свободе выбора между злом и добром, теме абсурдности бытия, психических аномалий, обострившихся в современном мире режиссёр
сценарист
ЦНФ
33 1993 Групповой портрет в натюрморте Зритель погружается в атмосферу полумрака, сквозь которую пробиваются мерцания телеэкранов, мониторов, звуки электронных приборов, аудиопроигрывателей, поезда. Музыкальное сопровождение, в котором перемешаны различные шумы от машин, голоса и звучание инструментов, усиливает напряжение и таинственность происходящего. Кобрин выдвигает здесь гипотезу «поднадзорности» реального мира, представляя все те приборы, которые были созданы для помощи человеку в его повседневной деятельности, в качестве посредников между параллельными мирами[8] режиссёр
сценарист
киноавангард
34 1993 Первый апокриф режиссёр
сценарист
35 1994 Future Continuous режиссёр
сценарист
ЦНФ
36 1994 Гомо футурис[39] 0:15:57 Кино-компьютерный фильм делает попытку метафорической визуализации проблем «верха» и «низа». режиссёр
сценарист
ЦНФ
37 1994 Серое время 0:14:17 О кризисе кино через сто лет после его рождения режиссёр
сценарист
режиссёр ЦНФ
38 1995 Третья реальность-1[40] 0:08:48 Фильм посвящён онтологическим проблемам адаптации человеческого духа в ментальном мире[40]. «… режиссёр бомбардирует зрителя рядом „зеркальных“ образов, эшерианских композиций и других головокружительных изображений промежуточной и потребительской цивилизации, передаваемых нам самым настоящим взрывом зрительной вселенной…» (Бруни ди Марино) режиссёр
сценарист
научно-популярный ЦНФ
39 1996 Третья реальность-2[40] 0:08:47 Фильм посвящён онтологическим проблемам адаптации человеческого духа в ментальном мире[40]."… режиссёр бомбардирует зрителя рядом «зеркальных» образов, эшерианских композиций и других головокружительных изображений промежуточной и потребительской цивилизации, передаваемых нам самым настоящим взрывом зрительной вселенной…" (Бруни ди Марино) режиссёр
сценарист
научно-популярный ЦНФ
40 1997 Абсолютно из ничего «…В его последних произведениях, таких как „Абсолютно из ничего“ или „Сон пляшущих человечков“, графический компьютер выполняет задание по созданию невозможных пространств и многомерных восприимчивых опытов, абсурдных и эшерианских, где несовместимые миры и формы жизни бесконечно раскрываются друг другу. Мрачная ирония вьется в этих умозрительных сооружениях, обостряющих процесс разделения, имплозии в себе самой материи, которая с помощью предыдущих аналоговых технологий ещё встречала исходное сопротивление предмета, предназначенного к разложению…» (Серафимо Мури)
«Это постскриптум к фильму „Гомо парадоксум“ — по смыслу полная ему противоположность». (Олег Ковалев)
режиссёр
соавтор
научно-популярный ЦНФ
41 1997 KrotoSkobrismus режиссёр
сценарист
42 1998 Сон пляшущих человечков «Посвящение Василию Налимову, последнему тамплиеру России. В фильме появляются и исчезают некие легкоопознаваемые символические знаки, вполне уместные для мистицизма тамплиеров: знаки зодиака, крест, звезда, звезда Давида, полумесяц, свастика, но и инь — ян и т. д. Знаки эти, конечно, обладают огромной смысловой энергией…» (киновед Михаил Ямпольский) режиссёр
соавтор
научно-популярный
43 1999 GraviDance Последняя работа режиссёра, своего рода квинтэссенция тех идей, которые волновали Кобрина в последнее десятилетие его жизни. Гравитация, движение, полет, космос, преодоление законов природы, бездуховность и непреходящие ценности, познание мира и себя самого, коты и Jingle bells в исполнении собак — вся эта цепочка визуальных символов иллюстрирует полный цикл жизни человека и обличает абсурдность материальной культуры общества потребления[8] режиссёр
сценарист
киноавангард

Награды

  • 1989 — КФ образовательного кино в Казани (Гран-при, фильм «Биопотенциалы»);
  • 1989 — ВКФ неигрового кино в Воронеже (Спец. приз жюри за лучший научно-популярный фильм, Приз жюри критиков «Уникум», фильм «Present Continuous»);
  • 1991 — КФ «Нестыдное кино» в Заречном (Спец. приз жюри, фильм «Последний сон Анатолия Васильевича»);
  • 1993 — ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (Приз «За творческий поиск в области научно-популярного кино», фильм «Шаги в никуда»);
  • 1994 — Премия «Ника» (За лучший научно-популярный фильм, фильм «Групповой портрет в натюрморте»);
  • 1994 — Премия «Познание» «за просветительскую работу, ставшую достоянием мировой науки и культуры»;
  • 1997 — Специальный приз спонсора фестиваля независимого кино «Стык» («Абсолютно из ничего», «Сон пляшущих человечков»);
  • 1998 — ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (Спец. приз жюри, фильм «Абсолютно из ничего»);
  • 1999 — Приз фестиваля мировоззренческого кино «Традиционные ценности — новое поколение» 10-11.12.99 г. («Абсолютно из ничего»).

С падением «железного занавеса» к призам советских и социалистических фестивалей и конкурсов регулярно добавляются приглашения и участие в Гамбургском, Кёльнском, Утрехтском, Штутгартском фестивалях неигрового кино, фестивали в Тампере, Оберхаузене, Оснабрюке, Лондоне, Париже и др.

В апреле 2000 года «Фестиваль мировоззренческого кино»[41] учредил премию памяти Владимира Кобрина.

В октябре 2022 года в фойе киностудии «Ленфильм» была организована выставка «Абсолютно из ничего», посвященная 80-летию режиссёра. В рамках выставки проходила конференция «Кинематограф Владимира Кобрина: контексты и смыслы». В журнале «Сеанс» от 19.09.22 была опубликована статья «Абсолютно из ничего — К выставке Владимира Кобрина»:

Есть режиссёры, к фильмам которых трудно подступиться. Владимир Михайлович Кобрин — один из них. Его фильмы завораживают, но не поддаются пересказу; образы впечатываются в память, но сопротивляются однозначной интерпретации; любые описания кинематографа Кобрина кажутся недостаточными. Кобрина называют «пионером компьютерной анимации», причисляют к позднесоветскому авангарду и к экспериментальному кино, с его именем связывают развитие и переосмысление традиции научно-популярного фильма в СССР. …"мастер", как называли его ученики, — Кобрин был малоизвестен и знаменит одновременно. Его фильмы показывали по телевизору и в учебных аудиториях, они привлекали внимание, но казались малопонятными… Кино Владимира Кобрина — это целый мир, населенный людьми и механизмами, вещами и формами, каждая из которых пребывает в постоянном движении, проживает свое время, реагируя на меняющуюся действительность вокруг. Мы назвали эту выставку «Абсолютно из ничего» — так называется один из фильмов Владимира Кобрина, а ещё из этой точки «ничего», точки зеро, кажется, как раз и стоит начинать знакомство с миром этого режиссёра, предельно самобытным и ни на что не похожим. Ничего не знать, ничего не ждать, приготовиться не понимать и удивляться. Так, абсолютно из ничего, состоится встреча чувствительного зрителя и Владимира Кобрина.

Карина Караева, журнал «Сеанс» от 19.09.22,

Примечания

  1. 1,0 1,1 Горностаева О. Уникум // Искусство кино. — 1997. — № 12, стр.59-73
  2. Николай Широкий: «Я не хочу, чтобы было много маленьких кобринов» » KATABASIA: Эзотерритория психоккультуры. Дата обращения: 15 июля 2022.
  3. Кино-Театр. РУ Владимир Кобрин
  4. 4,0 4,1 Архив net-film. Док. фильм № 50943. «Русский народный театр. Часть первая. Обрядовые игры»
  5. 5,0 5,1 Архив net-film. Док. фильм № 50942. Русский народный театр . Часть вторая.
  6. 6,0 6,1 Архив net-film. Док. фильм № 50944. Русский народный театр. Часть третья. Народная драма. Опыт реконструкции
  7. 7,0 7,1 Архив net-film. Док. фильм № 52075. «Явление радиоактивности»
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 «Авангард в научном кино: 6 фильмов Владимира Кобрина» (автор Наталия Орехова)
  9. 9,0 9,1 Фильм «Полупроводники» (1978)
  10. 10,0 10,1 Архив net-film. Док. фильм № 52300. Полупроводники
  11. Архив net-film. Док. фильм № 51711. Технология производства полупроводниковых приборов
  12. Архив net-film. Док. фильм № 52100. Физические основы квантовой теории
  13. 13,0 13,1 Архив net-film. Док. фильм № 56869 Механика как наука
  14. 14,0 14,1 Архив net-film. Док. фильм № 35458. Предмет и задачи биофизики
  15. 15,0 15,1 Архив net-film. Док. фильм № 52099. «Особенности кинетики биологических процессов»
  16. 16,0 16,1 Архив net-film. Док. фильм № 51537. Высокомолекулярные соединения
  17. 17,0 17,1 Архив net-film. Док. фильм № 51713. Регуляция биологических процессов
  18. 18,0 18,1 Архив net-film. Док. фильм № 52101. Термодинамика биологических процессов
  19. 19,0 19,1 Архив net-film. Док. фильм № 51610. Молекулярная биофизика
  20. 20,0 20,1 Архив net-film. Док. фильм № 51612. Перенос электрона в биологических системах
  21. 21,0 21,1 Архив net-film. Док. фильм № 51613. Биофизика ферментативных процессов
  22. 22,0 22,1 Архив net-film. Док. фильм № 51609. Транспорт веществ через биологические мембраны
  23. Интернет-архив Wayback Machine Владимир Кобрин
  24. Архив net-film. Док. фильм № 51611. Первичные фотобиологические процессы
  25. Архив net-film. Док. фильм № 36005. Биопотенциалы
  26. 26,0 26,1 Архив net-film. Док. фильм № 36005. Биопотенциалы
  27. Интернет-архив Wayback Machine Биопотенциалы
  28. Архив net-film. Док. фильм № 51710. Самоорганизация биологических систем
  29. Архив net-film. Док. фильм № 36912.Гомо Парадоксум
  30. Интернет-архив Wayback Machine «Homo Paradoksum»
  31. 31,0 31,1 31,2 31,3 31,4 31,5 Архив net-film. Док. фильм № 38710. Презент континиус
  32. 32,0 32,1 32,2 Интернет-архив Wayback Machine Present Continuous
  33. СССР, Ппрмстройбанк/видеофильм Не верь, не бойся, не проси…| Энциклопедия KM.RU
  34. Архив net-film. Док. фильм № 52566, 5 частей, Последний сон Анатолия Васильевича.(1990)
  35. Документальное кино СССР. Владимир Кобрин (Часть пятая) — другое кино, № 901547963
  36. Архив net-film. Док. фильм № 36911, 2 части Гомо — парадоксум два
  37. Интернет-архив Wayback Machine «991=ТУТ»
  38. Архив net-film. Док. фильм № 35196, 2 части Шаги в никуда
  39. Архив net-film. Док. фильм № 52073, 2 части Гомо футурис
  40. 40,0 40,1 40,2 40,3 Архив net-film. Док. фильм № 48907. Третья реальность
  41. Фестиваль мировоззренческого кино — Мир фестивалей

Литература

  • Кобрин… Светящийся след / Сценарии, раскадровки / сост.: Андрей Герасимов [и др.]; Ирина Ракитина — ред. — Нижний Новгород : Фонд Юрия Норштейна Дятловы горы, 2005. — 170 с. : ил. ; 24 см
  • Владимир Кобрин / Воспоминания, интервью, письма / сост. А. Герасимов, М. Камионский, А. Романенко. — Нижний Новгород: МПК-сервис, 2005. — 512 с. — ISBN 5-902914-01-9.

Ссылки

Телепередачи

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!