Кобрин, Владимир Михайлович
Владимир Михайлович Кобрин | |
---|---|
| |
Дата рождения | 8 марта 1942 |
Место рождения | Москва, СССР |
Дата смерти | 7 декабря 1999 (57 лет) |
Место смерти | Москва, Россия |
Гражданство |
СССР→ Россия |
Профессия | сценарист, режиссёр, художник |
Направление |
учебное, научно-популярное, авангардное, документальное кино |
IMDb | nm8121930 |
Влади́мир Миха́йлович Ко́брин (8 марта 1942 года, Москва, СССР — 7 декабря 1999 года, Москва, Россия) — советский и российский сценарист, режиссёр, художник.
«Творческое наследие Кобрина — одна из загадок современного кинематографа. На Западе Кобрина называли концептуалистом, основателем русского авангарда в научном кино. Он отнесся холодно и к славе, и к равнодушию соотечественников. Даже его коллег пугали сложный экранный мир и дерзкая, парадоксальная мысль режиссёра. Единомышленников находилось немного. Попытки серьёзных исследований творчества Кобрина замечены уже после его смерти. Он был художником, теоретиком и мастеровым. И слава Богу. Ведь ему предстояло разработать, создать эстетику, язык и технологию кино, которое впоследствии назовут „кобринским“.»
— Вступление к книге «Владимир Кобрин. Светящийся след.»
Биография
Родился 8 марта 1942 года в Москве. Окончив школу, устроился на работу станочником на Московский завод экспериментальной киноаппаратуры[1]. Затем стал механиком на «Центрнаучфильме».
В 1961 году поступил во ВГИК на кинооператорский факультет, мастерская Бориса Волчека.
С 1962 по 1965 годы служил в армии.
Окончил ВГИК в 1968 году по специальности «кинооператор». Работал на московской киностудии «Центрнаучфильм».
Продолжил работу на «Центрнаучфильме» оператором (одна из первых работ «Русские обрядовые игры», 1974 года[2]). На студии заинтересовался сложной съёмочной техникой, изобретал приспособления для специальных съемок, самостоятельно научился снимать через микроскоп[1].
С 1977 г. — режиссёр, художник, сценарист. Поставил в общей сложности примерно 40 картин (20 из них — образовательные — по химии, физике, биологии).
С 1989 г. практикует совмещение традиционной кинотехнологии с экспериментальной компьютерной обработкой изображения.
В 1990 году вёл мастерскую режиссуры кино и компьютерной графики во ВГИКе.
В том же году создал «Kobrin Screen Studio». Собрал коллектив единомышленников, называемый «Kobrin Screen Studio», состоящий из коллег и студентов, обладающий оригинальной технологической структурой.
В 1994-95 гг. создал около 40-ка видеокомпьютерных эссе в рамках программы «Век кино» на 1-ом канале телевидения.
В 1994-95 гг. создал серию полиэкранных видеокомпьютерных фильмов для Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
Вёл мастерские режиссуры кино и компьютерной графики во ВГИКе и на Курсах повышения квалификации ГОСКИНО России.
С 1997 года создавал фильмы на мощностях киностудии, обустроенной собственными силами в двух принадлежащих режиссёру квартирах, соединённых между собой.
В 1997 г. получил приглашение от кинотеки Гарвардского Университета прочесть лекции на материале собственных фильмов. Регулярно получал приглашения европейских киношкол (Кельн, Потсдам, Копенгаген etc).
В 1998 г. прошли специальные ретроспективы фильмов В. Кобрина на кинофестивалях в Пезаро (Италия) и Монреале.
Умер скоропостижно 7 декабря 1999 года в Москве.
Фильмография
№ | Год | название фильма | хроном | о фильме | жанр | студия | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1974 | Поющие дирижёры | О кафедре хорового дирижирования Московской консерватории | оператор[3] | документальный | ЦНФ | |
2 | 1974 | Русский народный театр ч.1. Обрядовые игры[4] | 0:37:55 | Старинные обряды народов. Места съемки: Белоруссия, Литва, Грузия, Молдавия, Брянская, Белгородская и Архангельская области[4] | оператор | документальный | ЦНФ |
3 | 1976 | Русский народный театр[5] ч.2. | 0:34:49 | Места съемки: Брянская, Калужская, Архангельская, Новгородская области, Ленинградский театр юного зрителя, Кукольный театр И. А. Зайцева, Московский кукольный театр[5] | оператор | документальный | ЦНФ |
4 | 1976 | Русский народный театр ч.3. Народная драма. Опыт реконструкции[6] | 0:37:43 | Вертеп — народный кукольный театр, персонажи Рождественской драмы, фрагмент вертепной драмы «Смерть царя Ирода» в белорусском и русском вертепе. Места съемки: Горьковская область[6] | оператор | документальный | ЦНФ |
5 | 1977 | Явление радиоактивности[7] | 0:19:43 | Картина, с которой начинал свою режиссёрскую карьеру Владимир Кобрин, повествует о явлении радиоактивности, рентгеновских лучах, строении атомного ядра, изотопах, первых ядерных реакциях, ядерной энергии и опасностях ядерной войны[7][8] | режиссёр | научно-популярный, учебный, киноавангард |
ЦНФ |
6 | 1978 | Механическая обработка полупроводниковых материалов | режиссёр соавтор |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ | ||
7 | 1978 | Полупроводники ч.1[9][10] | 0:09:52 | Рассматриваются вопросы зонных представлений физики полупроводников. Природа электропроводимости твёрдых тел раскрывается с помощью физического эксперимента. В фильме имеются поясняющие мультфильмы | режиссёр соавтор |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
8 | 1979 | Полупроводники ч.2[9][10] | 0:09:32 | Рассматриваются вопросы зонных представлений физики полупроводников. Природа электропроводимости твёрдых тел раскрывается с помощью физического эксперимента. В фильме имеются поясняющие мультфильмы | режиссёр соавтор |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
9 | 1979 | Технология производства полупроводниковых приборов[11] |
0:19:53 | режиссёр соавтор |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ | |
10 | 1980 | Физические основы квантовой теории[12] | 0:27:17 | Вдохновленный поп-артом и кинетизмом режиссёр рисует образы движения света, элементарных частиц, рассказывая об истории развития квантовой теории, о гипотезе Макса Планка, взаимодействии классической теории света и квантовой теории, закономерности в атомных спектрах, эффекте Комптона, модели атома Томпсона и атомного ядра Резерфорда, гипотезе де Бройля, «волнах-призраках», принципе неопределенности, уравнении Шредингера, рисовании светом, о том, как зародился кинематограф[8] | режиссёр | научно-популярный, учебный, киноавангард |
ЦНФ |
11 | 1981 | Механика как наука[13] | 0:16:02 | Фильм кратко рассказывает о развитии механики как науки от древних времен до наших дней. Для иллюстрации экспериментов и описания принципов работы основных механических законов использованы механические модели, фотографии, коллажи, комбинированные съемки и мультипликация[13] | режиссёр | научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
12 | 1982 | Предмет и задачи биофизики[14] | 0:09:34 | Учебный фильм в занимательной форме раскрывает становление некоторых идей биофизики в историческом, методологическом и философском аспектах. Что было в начале — яйцо или курица? Чем отличается живое и мертвое, человек и камень? Показан единый механизм живого, общие принципы управления живыми системами, закономерности эволюции биосферы, вида, организма[14] | режиссёр соавтор |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
13 | 1983 | Особенности кинетики биологических процессов[15] 2 части |
0:19:16 | Рассматриваются математические модели в биологии. Показаны: движение механической собаки, кинетика деления клетки в компьютерной игре, кинетические структуры. Кинетика объясняется с помощью игры, придуманной математикой. Рассматриваются понятия вырождения и стационарной пульсации, взаимодействие структур с высшей средой и модель жизни, решённая в компьютерной игре. А также другие игровые модели природы и модели численности видов в природе. Ч. 2 — Продолжение темы в системе изобразительного ряда и стилистики[15] | режиссёр | научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
14 | 1984 | Высокомолекулярные соединения[16] | 0:18:50 | Часть 1 — Эпизоды: атом Дюма, смысл соединений макромолекулы, полимерные цепи, полимеры, формальдегиды, полиацетилены, органика, синтез, этилен, связи цепи радикалов, развитие реакции, полиэтилен, полимеризация, поликонденсация, фенол, формальдегид, бензольное кольцо Часть 2 — Эпизоды: превращение одного вещества в другое, свойства и применение полимеров, гомополимеры, сополимеры, управление конечными свойствами, генная инженерия на неживом уровне, термостойкость, термопласты, резина — эбонит, химия полимеров, полупроводниковые свойства |
режиссёр | научно-популярный[16], учебный |
ЦНФ |
15 | 1985 | Регуляция биологических процессов[17] | 0:20:00 | В фильме показаны общие принципы организации и саморегуляции живых систем. Самопроизвольное возникновение структур, информации на пути возникновения жизни. Модель жизни, выраженная языком математики[17] | режиссёр | научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
16 | 1986 | Термодинамика биологических процессов[18] 2 части |
0:17:23 | В образной форме демонстрирует основные законы и положения этой отрасли биофизики. Каждая клетка и весь живой организм в целом являются открытыми системами, и лишь в отдельных частях клетки имеются условия для существования закрытых и изолированных систем. Процессы, протекающие в биосистемах, как и в любых других системах, необратимы (неравновесны), то есть при переходе системы из одного состояния в другое обратный переход в начальное состояние невозможен без дополнительного притока энергии извне. В фильме раскрыт вопрос о взаимосвязи между термодинамикой и биологией: термодинамика и энтропия[18] | режиссёр сценарист |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
17 | 1986 | Молекулярная биофизика[19] | 0:18:43 | Вопросы молекулярной биофизики рассматриваются с помощью ассоциаций — цирка, игры в регби и т. д. «… И все здесь — кишит, кипит, снует, переползает, плавится, телам не писаны правила гравитации, тесны рамки биологических видов, а из законов физики признается лишь теория относительности — металл реет, воздух тверд, волны, вскипая у берега, мчат… назад, тая у сферичного горизонта, огонь — животворно рождает предметы, тут же начинающие сами собой скакать и двигаться… Материя здесь словно из каприза принимает на миг ту или иную случайную форму…» (Олег Ковалев)[19] | режиссёр сценарист |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
18 | 1987 | Перенос электрона в биологических системах[20] | 0:19:06 | В биологических системах множество функционально значимых процессов происходит за счет реакций переноса электрона, например, дыхание и фотосинтез, а это есть есть не что иное, как окислительно-восстановительная реакция. Перенос электрона в белках с точки зрения физики является одним из простейших функционально значимых процессов. В фильме рассматривается, каким образом происходит переход от структурно-неорганизованных химических превращений, например, в растворах, к согласованным последовательным стадиям, свойственным биологическим системам[20] | режиссёр сценарист |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
19 | 1987 | Биофизика ферментативных процессов[21] | 0:17:30 | Фильм — попытка выделить законы развития и взаимодействия живого мира в масштабах от молекулы до социальных структур[21] | режиссёр сценарист |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
20 | 1987 | Транспорт веществ через биологические мембраны[22] | 0:19:55 | Мультипликационный фильм о том как живёт клетка. Живое здесь обретает сходство с каким-то механическим спектаклем. «Актеры» послушно исполняют роли, а природа направляет их действия к одной, ей известной, цели[22]. «…В этом фильме идёт речь о том, что любые сложные системы не жизнеспособны, если они лишены свободы самоорганизации. В зрительный ряд введены портреты Мао Цзэдуна, Гитлера и Сталина — людей, пытавшихся создать чудовищные человеческие муравейники. Этот пример абсолютно вписывался в биофизический контекст фильма, тем более что никаких политических комментариев к картине не было…» (оператор М. Камионский)[23] | режиссёр сценарист |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
21 | 1988 | Первичные фотобиологические процессы[24] | 0:18:27 | «Название может ввести в замешательство зрителя, который ожидает научный рассказ о химическом процессе фотосинтеза. Кобрин выливает на нас бесконечный поток образов популярной культуры — аэробика, дикторы национального телевидения и выступления Майкла Джексона. Через критику общества потребления режиссёр заставляет обратить внимание на первичный смысл существования человека, научиться чувствовать то, что мы пытаемся постичь „холодным разумом и железной логикой“[8] | режиссёр сценарист |
научно-популярный, учебный, киноавангард |
ЦНФ |
22 | 1988 | Биопотенциалы[25][26] | 0:27:47 | Фильм — попытка философского взгляда на проблему добра и зла в рамках некоторых определений биологической физики[26]»…Поразительно трогающая, поразительно запоминающаяся абсурдность, почти на грани помешательства. Абсолютный алогизм… Но завораживающий и трогающий, пронзительно поэтичный. Особая текстура, музыкальность, какая-то постоянная неожиданность. Изломленность, заостренность, угловатость, милость, нежность… Как магнит дикой силы, вторгающийся в твое жизненное поле, влекущий настолько сильно, что ты неминуемо ему подчиняешься и идешь навстречу…" (Сергей Кротов)[27] | режиссёр сценарист |
научно-популярный, учебный |
ЦНФ |
23 | 1989 | Самоорганизация биологических систем[28] | «С помощью ярких визуальных и лингвистических образов раскрываются понятия синергетики, шизофазии и самоорганизации систем. Картина происходящего, в которой пациент перемещается по больнице, попадает на операционный стол, обедает в лифте, ползает завернутым в мешок, а затем играет с доктором в карты и бильярд, наряду с закадровым текстом помогает не столько понять содержание научной составляющей, сколько осознать и представить её. Философское прочтение идей взаимосвязи прошлого — настоящего — будущего, непредсказуемости жизни, поиска границ порядка и хаоса передается с помощью монотонного монолога, который накладывается на речь традиционного советского докладчика с рассказом об очередном пятилетнем плане или прерывается оговорками самого автора»[8] | режиссёр сценарист |
научно-популярный, учебный, киноавангард |
ЦНФ | |
24 | 1989 | Homo Paradoksum Гомо Парадоксум[29] |
0:17:21 | Философское эссе по поводу амбиций человека (с биологической точки зрения) глазами инопланетян. «…Да, мы произошли от обезьяны и во многом ею же и остались. Да, мы разумны только в известных пределах и с помощью этого своего разума рубим, так сказать, сук… В фильме это сказано довольно насмешливо и зло… Все те же символы, мифологемы, привести которые к понятию можно, лишь подробно выписывая из всяческих энциклопедий древнейшие архетипические их значения. Но в фильме „Гомо парадоксум“ мифологемы и символы оказываются включенными в какой-то новый ритм… Музыки? Пляски? А может быть, ритуального действа?…» (режиссёр и педагог ВГИКа Ольга Горностаева)[30] | режиссёр соавтор |
научно-популярный, учебный, киноавангард |
ЦНФ |
25 | 1989 | Present Continuous Презент континиус[31][32] ч.1 |
0:09:17 | Гипотетическая история гибели человечества ч.1. На всей земле не осталось никого и ничего, кроме разрушенных домов, время от времени стреляющего оружия, устройств неизвестного назначения, предметов быта и фотографий. Погас последний огонек надежды, вместо привычного мира повсюду царит запустение. Философское эссе о временной взаимозависимости жизни и смерти на земле в контексте социальных процессов новейшей истории. Использованы мультипликация, комбинированные и ускоренные съемки[31] | режиссёр сценарист |
ЦНФ | |
26 | 1989 | Present Continuous Презент континиус[31][32] ч.2 |
0:09:09 | Гипотетическая история гибели человечества ч.2. Пустой мир, лишенный жизни. Разрушенные дома, природные пейзажи, хаос из остатков прежней деятельности человека. За кадром звучат рассуждения о прошлом и будущем, о жизни и смерти, о физической природе времени. В какой-то момент время оборачивается вспять, начинается обратный отсчет. Использованы мультипликация, комбинированные и ускоренные съемки[31] | режиссёр сценарист |
ЦНФ | |
27 | 1989 | Present Continuous Презент континиус[31][32] ч.3 |
0:06:34 | Гипотетическая история гибели человечества ч.3. Будущее мира остается неопределенным, но в то же самое время предрешено. Время людей подошло к концу, по всей земле останутся разбросанными следы уничтожившей саму себя цивилизации — разрушенные дома, горы мусора и тонны оружия, навечно обреченного держать под прицелом мертвые города. Смысловое измерение — противостояние жизни и смерти. Смерть при этом ассоциируется с механическим и рациональным. Использованы мультипликация, комбинированные и ускоренные съемки[31] | режиссёр сценарист |
ЦНФ | |
1990 | Не верь, не бойся, не проси… | 2:36:00 | Об одном из первых русских (постсоветских) предпринимателей Артеме Тарасове[33] | художник-постановщик | документальный | ЦНФ | |
28 | 1990 | Последний сон Анатолия Васильевича[34] | 0:42:54, | Фильм в метафорической форме демонстрирует модель самопожирания в условиях замкнутой духовной системы. «…Герой фильма — собирательный образ такого уголовного сознания, в котором мы все пребываем. Все до единого. Мы же с детства живем так или иначе в блатной среде. Уровень блата — это уже кому как повезло. Но вот это сознание уголовное, уголовное право, вернее, уголовное бесправие, блатное мышление, блатная мораль, блатной язык, иерархия ценностей, по сути, тоже блатная — вот это все, применительно к нашей ситуации, мы назвали „Анатолием Васильевичем“. Хотя Анатолий Васильевич не блатной человек, несомненно. Человек, который поразил нас и честностью, и трудолюбием. Причем огромным трудолюбием…» (Владимир Кобрин)[35]. | режиссёр соавтор |
научно-популярный, документальный, киноавангард |
ЦНФ |
29 | 1990 | Homo Paradoksum-2 / Гомо Парадоксум-2[36] |
0:16:45 | Фильм в форме гротеска отражает представление о нормах жизни и морали тоталитарного общества. "Слова в фильме произносятся душевно-больными людьми, но полностью отдать себе отчёт в этом мы не можем, настолько текст их речей узнаваем, если не буквально, то по смыслу: его мы читаем в газетах, слышим с телеэкранов / «В фильме „Гомо Парадоксум-2“ снова произошло соприкосновение с миром душевнобольных. Снимали мы его в интерьерах той же гостиницы, что и „Самоорганизацию…“ Володя снова задействовал нас со Славой Бузковым в качестве основных персонажей. Но это был совершенно иной фильм — как бы новый виток спирали. В фильме „Гомо Парадоксум — 1“ Кобрин рассказал о парадоксальности человечества как биологического вида, в этой же картине он говорил о безумии „Гомо Совектикуса“ — чудовища, выросшего на одной шестой части нашей планеты» (оператор Михаил Камионский) | режиссёр |
научно-популярный | ЦНФ |
30 | 1991 | Homo Paradoksum-3 // Гомо Парадоксум-3 |
«…Кинематограф, которым я занимаюсь, можно назвать психоделическим кукольным действом, персонажи которого — живые и неживые — ведут себя по законам некоего космического театра. Пусть это не покажется заумью или претензией на глубокомысленность. Художник, по-моему, — это тот человек, который призван замкнуть собой пространство между землей и космосом. Иначе ему не следует называться художником. Поэтому я вижу задачу режиссёра в том, чтобы протереть зеркало, в которое смотрится человек и человечество в целом, и показать, что этот мир, этот „спектакль“ без Бога, то есть без той точки, куда сходятся все наши кукольные нити, бессмыслен и не достоин ни симпатии, ни сожаления. Эту идею я пытаюсь осуществить всю жизнь. Пока в наибольшей степени она выражена в фильме „Гомо парадоксум 3“…» (Владимир Кобрин) | режиссёр сценарист |
научно-популярный | ЦНФ | |
31 | 1991 | 991=ТУТ | «…Главная тема — это само время, принужденное отхлынуть валом, в постоянном сокращении движений и событий текущее от малейшего дуновения ветра, проходящего по пейзажу, чтобы затем немедленно отступить в ничто. Главный персонаж, человек-обезьяна с лицом, повернутым на плечах, проходящий по биологически очерченному пути (брак, работа, развлечения, диктат закона), преодолевает невыразительный сценарий сверхчеловеческого движения, сдерживаемого только духовным ничтожеством измерительных приборов, его окружающих. Мы оказываемся присутствующими в измерении, скачущем от сюрреальности до инфра-реальности, где сама конкретность реального мира, её ощущение существования расплавляются в постоянной трансформации, принимая вид сенсорного обмана, преходящего миража времени…» (Серафимо Мури)[37] | режиссёр соавтор |
|||
32 | 1992 | Шаги в никуда[38] | 0:17:20 | Фильм посвящен этической свободе выбора между злом и добром, теме абсурдности бытия, психических аномалий, обострившихся в современном мире | режиссёр сценарист |
ЦНФ | |
33 | 1993 | Групповой портрет в натюрморте | Зритель погружается в атмосферу полумрака, сквозь которую пробиваются мерцания телеэкранов, мониторов, звуки электронных приборов, аудиопроигрывателей, поезда. Музыкальное сопровождение, в котором перемешаны различные шумы от машин, голоса и звучание инструментов, усиливает напряжение и таинственность происходящего. Кобрин выдвигает здесь гипотезу «поднадзорности» реального мира, представляя все те приборы, которые были созданы для помощи человеку в его повседневной деятельности, в качестве посредников между параллельными мирами[8] | режиссёр сценарист |
киноавангард | ||
34 | 1993 | Первый апокриф | режиссёр сценарист |
||||
35 | 1994 | Future Continuous | режиссёр сценарист |
ЦНФ | |||
36 | 1994 | Гомо футурис[39] | 0:15:57 | Кино-компьютерный фильм делает попытку метафорической визуализации проблем «верха» и «низа». | режиссёр сценарист |
ЦНФ | |
37 | 1994 | Серое время | 0:14:17 | О кризисе кино через сто лет после его рождения | режиссёр сценарист |
режиссёр | ЦНФ |
38 | 1995 | Третья реальность-1[40] | 0:08:48 | Фильм посвящён онтологическим проблемам адаптации человеческого духа в ментальном мире[40]. «… режиссёр бомбардирует зрителя рядом „зеркальных“ образов, эшерианских композиций и других головокружительных изображений промежуточной и потребительской цивилизации, передаваемых нам самым настоящим взрывом зрительной вселенной…» (Бруни ди Марино) | режиссёр сценарист |
научно-популярный | ЦНФ |
39 | 1996 | Третья реальность-2[40] | 0:08:47 | Фильм посвящён онтологическим проблемам адаптации человеческого духа в ментальном мире[40]."… режиссёр бомбардирует зрителя рядом «зеркальных» образов, эшерианских композиций и других головокружительных изображений промежуточной и потребительской цивилизации, передаваемых нам самым настоящим взрывом зрительной вселенной…" (Бруни ди Марино) | режиссёр сценарист |
научно-популярный | ЦНФ |
40 | 1997 | Абсолютно из ничего | «…В его последних произведениях, таких как „Абсолютно из ничего“ или „Сон пляшущих человечков“, графический компьютер выполняет задание по созданию невозможных пространств и многомерных восприимчивых опытов, абсурдных и эшерианских, где несовместимые миры и формы жизни бесконечно раскрываются друг другу. Мрачная ирония вьется в этих умозрительных сооружениях, обостряющих процесс разделения, имплозии в себе самой материи, которая с помощью предыдущих аналоговых технологий ещё встречала исходное сопротивление предмета, предназначенного к разложению…» (Серафимо Мури) «Это постскриптум к фильму „Гомо парадоксум“ — по смыслу полная ему противоположность». (Олег Ковалев) |
режиссёр соавтор |
научно-популярный | ЦНФ | |
41 | 1997 | KrotoSkobrismus | режиссёр сценарист |
||||
42 | 1998 | Сон пляшущих человечков | «Посвящение Василию Налимову, последнему тамплиеру России. В фильме появляются и исчезают некие легкоопознаваемые символические знаки, вполне уместные для мистицизма тамплиеров: знаки зодиака, крест, звезда, звезда Давида, полумесяц, свастика, но и инь — ян и т. д. Знаки эти, конечно, обладают огромной смысловой энергией…» (киновед Михаил Ямпольский) | режиссёр соавтор |
научно-популярный | ||
43 | 1999 | GraviDance | Последняя работа режиссёра, своего рода квинтэссенция тех идей, которые волновали Кобрина в последнее десятилетие его жизни. Гравитация, движение, полет, космос, преодоление законов природы, бездуховность и непреходящие ценности, познание мира и себя самого, коты и Jingle bells в исполнении собак — вся эта цепочка визуальных символов иллюстрирует полный цикл жизни человека и обличает абсурдность материальной культуры общества потребления[8] | режиссёр сценарист |
киноавангард |
Награды
- 1989 — КФ образовательного кино в Казани (Гран-при, фильм «Биопотенциалы»);
- 1989 — ВКФ неигрового кино в Воронеже (Спец. приз жюри за лучший научно-популярный фильм, Приз жюри критиков «Уникум», фильм «Present Continuous»);
- 1991 — КФ «Нестыдное кино» в Заречном (Спец. приз жюри, фильм «Последний сон Анатолия Васильевича»);
- 1993 — ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (Приз «За творческий поиск в области научно-популярного кино», фильм «Шаги в никуда»);
- 1994 — Премия «Ника» (За лучший научно-популярный фильм, фильм «Групповой портрет в натюрморте»);
- 1994 — Премия «Познание» «за просветительскую работу, ставшую достоянием мировой науки и культуры»;
- 1997 — Специальный приз спонсора фестиваля независимого кино «Стык» («Абсолютно из ничего», «Сон пляшущих человечков»);
- 1998 — ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (Спец. приз жюри, фильм «Абсолютно из ничего»);
- 1999 — Приз фестиваля мировоззренческого кино «Традиционные ценности — новое поколение» 10-11.12.99 г. («Абсолютно из ничего»).
С падением «железного занавеса» к призам советских и социалистических фестивалей и конкурсов регулярно добавляются приглашения и участие в Гамбургском, Кёльнском, Утрехтском, Штутгартском фестивалях неигрового кино, фестивали в Тампере, Оберхаузене, Оснабрюке, Лондоне, Париже и др.
В апреле 2000 года «Фестиваль мировоззренческого кино»[41] учредил премию памяти Владимира Кобрина.
В октябре 2022 года в фойе киностудии «Ленфильм» была организована выставка «Абсолютно из ничего», посвященная 80-летию режиссёра. В рамках выставки проходила конференция «Кинематограф Владимира Кобрина: контексты и смыслы». В журнале «Сеанс» от 19.09.22 была опубликована статья «Абсолютно из ничего — К выставке Владимира Кобрина»:
Есть режиссёры, к фильмам которых трудно подступиться. Владимир Михайлович Кобрин — один из них. Его фильмы завораживают, но не поддаются пересказу; образы впечатываются в память, но сопротивляются однозначной интерпретации; любые описания кинематографа Кобрина кажутся недостаточными. Кобрина называют «пионером компьютерной анимации», причисляют к позднесоветскому авангарду и к экспериментальному кино, с его именем связывают развитие и переосмысление традиции научно-популярного фильма в СССР. …"мастер", как называли его ученики, — Кобрин был малоизвестен и знаменит одновременно. Его фильмы показывали по телевизору и в учебных аудиториях, они привлекали внимание, но казались малопонятными… Кино Владимира Кобрина — это целый мир, населенный людьми и механизмами, вещами и формами, каждая из которых пребывает в постоянном движении, проживает свое время, реагируя на меняющуюся действительность вокруг. Мы назвали эту выставку «Абсолютно из ничего» — так называется один из фильмов Владимира Кобрина, а ещё из этой точки «ничего», точки зеро, кажется, как раз и стоит начинать знакомство с миром этого режиссёра, предельно самобытным и ни на что не похожим. Ничего не знать, ничего не ждать, приготовиться не понимать и удивляться. Так, абсолютно из ничего, состоится встреча чувствительного зрителя и Владимира Кобрина.
— Карина Караева, журнал «Сеанс» от 19.09.22,
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Горностаева О. Уникум // Искусство кино. — 1997. — № 12, стр.59-73
- ↑ Николай Широкий: «Я не хочу, чтобы было много маленьких кобринов» » KATABASIA: Эзотерритория психоккультуры . Дата обращения: 15 июля 2022.
- ↑ Кино-Театр. РУ Владимир Кобрин
- ↑ 4,0 4,1 Архив net-film. Док. фильм № 50943. «Русский народный театр. Часть первая. Обрядовые игры»
- ↑ 5,0 5,1 Архив net-film. Док. фильм № 50942. Русский народный театр . Часть вторая.
- ↑ 6,0 6,1 Архив net-film. Док. фильм № 50944. Русский народный театр. Часть третья. Народная драма. Опыт реконструкции
- ↑ 7,0 7,1 Архив net-film. Док. фильм № 52075. «Явление радиоактивности»
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 «Авангард в научном кино: 6 фильмов Владимира Кобрина» (автор Наталия Орехова)
- ↑ 9,0 9,1 Фильм «Полупроводники» (1978)
- ↑ 10,0 10,1 Архив net-film. Док. фильм № 52300. Полупроводники
- ↑ Архив net-film. Док. фильм № 51711. Технология производства полупроводниковых приборов
- ↑ Архив net-film. Док. фильм № 52100. Физические основы квантовой теории
- ↑ 13,0 13,1 Архив net-film. Док. фильм № 56869 Механика как наука
- ↑ 14,0 14,1 Архив net-film. Док. фильм № 35458. Предмет и задачи биофизики
- ↑ 15,0 15,1 Архив net-film. Док. фильм № 52099. «Особенности кинетики биологических процессов»
- ↑ 16,0 16,1 Архив net-film. Док. фильм № 51537. Высокомолекулярные соединения
- ↑ 17,0 17,1 Архив net-film. Док. фильм № 51713. Регуляция биологических процессов
- ↑ 18,0 18,1 Архив net-film. Док. фильм № 52101. Термодинамика биологических процессов
- ↑ 19,0 19,1 Архив net-film. Док. фильм № 51610. Молекулярная биофизика
- ↑ 20,0 20,1 Архив net-film. Док. фильм № 51612. Перенос электрона в биологических системах
- ↑ 21,0 21,1 Архив net-film. Док. фильм № 51613. Биофизика ферментативных процессов
- ↑ 22,0 22,1 Архив net-film. Док. фильм № 51609. Транспорт веществ через биологические мембраны
- ↑ Интернет-архив Wayback Machine Владимир Кобрин
- ↑ Архив net-film. Док. фильм № 51611. Первичные фотобиологические процессы
- ↑ Архив net-film. Док. фильм № 36005. Биопотенциалы
- ↑ 26,0 26,1 Архив net-film. Док. фильм № 36005. Биопотенциалы
- ↑ Интернет-архив Wayback Machine Биопотенциалы
- ↑ Архив net-film. Док. фильм № 51710. Самоорганизация биологических систем
- ↑ Архив net-film. Док. фильм № 36912.Гомо Парадоксум
- ↑ Интернет-архив Wayback Machine «Homo Paradoksum»
- ↑ 31,0 31,1 31,2 31,3 31,4 31,5 Архив net-film. Док. фильм № 38710. Презент континиус
- ↑ 32,0 32,1 32,2 Интернет-архив Wayback Machine Present Continuous
- ↑ СССР, Ппрмстройбанк/видеофильм Не верь, не бойся, не проси…| Энциклопедия KM.RU
- ↑ Архив net-film. Док. фильм № 52566, 5 частей, Последний сон Анатолия Васильевича.(1990)
- ↑ Документальное кино СССР. Владимир Кобрин (Часть пятая) — другое кино, № 901547963
- ↑ Архив net-film. Док. фильм № 36911, 2 части Гомо — парадоксум два
- ↑ Интернет-архив Wayback Machine «991=ТУТ»
- ↑ Архив net-film. Док. фильм № 35196, 2 части Шаги в никуда
- ↑ Архив net-film. Док. фильм № 52073, 2 части Гомо футурис
- ↑ 40,0 40,1 40,2 40,3 Архив net-film. Док. фильм № 48907. Третья реальность
- ↑ Фестиваль мировоззренческого кино — Мир фестивалей
Литература
- Кобрин… Светящийся след / Сценарии, раскадровки / сост.: Андрей Герасимов [и др.]; Ирина Ракитина — ред. — Нижний Новгород : Фонд Юрия Норштейна Дятловы горы, 2005. — 170 с. : ил. ; 24 см
- Владимир Кобрин / Воспоминания, интервью, письмаISBN 5-902914-01-9. / сост. А. Герасимов, М. Камионский, А. Романенко. — Нижний Новгород: МПК-сервис, 2005. — 512 с. —
Ссылки
- Сайт о Владимире Кобрине
- Фильмография
- Коллекция фильмов Владимира Кобрина
- Владимир Кобрин в Энциклопедии отечественного кино
- Киноархив net-film
- Практическая магия кинематографа (Лена Ермакова) / Проза.ру
- «Свобода или смерть» (Иван Чувиляев о предстоящей ретроспективе Владимира Кобрина на к/ф «Послание к человеку-2015»)
- Экспериментальное научное кино Владимира Кобрина (2016)
Телепередачи
- «Владимир Кобрин» на YouTube (из телецикла «Острова», 2001 год)
- «Владимир Кобрин. Светящийся след…» на YouTube (из телецикла «Острова», 2012 год)
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 8 марта
- Родившиеся в 1942 году
- Родившиеся в Москве
- Умершие 7 декабря
- Умершие в 1999 году
- Умершие в Москве
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Все статьи
- Кинорежиссёры России
- Режиссёры документального кино России
- Режиссёры научно-популярного кино России
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN