Интеллект-карта
Интелле́кт-карта — графическое представление информации, полученной в результате обучения[1].
Интеллект-карта, известная также как диагра́мма связей, ассоциати́вная карта, мента́льная карта или карта мыслей (англ. Mind map) — метод структуризации и визуализации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.
Интеллект-карта строится в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, картинки, графики, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Один из инструментов управления личными знаниями для которого достаточно карандаша и бумаги[2].
В основе интеллект-карты всегда лежит главная задача, которая разбивается на ведущие идеи, направленные на её решение. Каждая ключевая мысль подразделяется на пункты, подпункты и далее. Пока перед вами не окажется полноценная структура предстоящих действий. В отличие от обычных последовательных списков, интеллект-карта дает возможность обозначить абсолютно все связи между составляющими главной задачи. В результате образуется логически прочная цепочка действий, подчинённых одной общей идее[3].
История возникновения
Основоположник теории интеллект-карт известный английский специалист по психологии обучения Бьюзен Тони. Окончив школу на двойки, он всерьез задумался над вопросом «Почему я хуже других?». Узнав, что человек использует всего 5 % головного мозга, он решил «заставить» свой мозг работать[4].
Идея метода очень проста:
информация структурируется не в привычном линейном виде, а в виде карты, в центре которой находится основное понятие, а от него в виде лучей отходят усвоенные понятия. Между лучами устанавливаются взаимосвязи. Графическое изображение информации имеет большое преимущество перед конспектом в том, что информацию можно располагать и комбинировать в любых формах, не привязываясь к логической последовательности и без опасения сделать текст конспекта бессмысленным[4].
Свойства интеллект-карты
Красота и эффективность этого инструмента мышления заключаются в его простоте. На бумаге это многоцветная диаграмма, представляющая информацию. При этом она максимально эффективно включает в работу кору головного мозга. Она активирует «целостное» мышление, задействуя как логическое левое, так и творческое правое полушария мозга[5].
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства[6]:
- наглядность;
- привлекательность;
- запоминаемость;
- своевременность;
- творчество;
- возможность пересмотра.
Преимущества интеллект-карты
Помимо того, что интеллект-карта предлагает полный обзор по конкретному вопросу и представляет собой эффективный визуальный инструмент по запоминанию информации, эта техника несёт с собой ряд других преимуществ[7].
- мышление (позволяет стимулировать творческое мышление, генерировать новые идеи и ассоциации, неординарно отображает мыслительный процесс);
- обучение (помогают в процессе обучения при конспектировании лекций и подготовке к экзаменам, с их помощью можно выделить и легко запомнить основные аспекты по любому вопросу);
- концентрация (помогает сфокусировать внимание на конкретной теме, что приводит к более эффективным решениям);
- организация (помогает планировать вечеринки, мероприятия, путешествия, семейные праздники и даже будущую жизнь);
- планирование (можно расставить приоритеты при планировании своего графика);
- коммуникация (поможет выделить основные пункты, требующие обсуждения, и не тратить время на пустые разговоры);
- публичные выступления (интеллект-карта наглядно представит всю необходимую информацию и поможет сделать ваши презентации и выступления чёткими, спокойными и динамичными);
- управление (является эффективным бизнес-инструментом, так как помогает создать повестку рабочей встречи, вести протокол и управлять её ходом. Она помогает держать под контролем все внутренние и внешние аспекты);
- обучение персонала (откажитесь от длинных инструкций и используйте интеллект-карты для планирования обучающих программ в доступной форме);
- ведение переговоров (позволит увидеть все доступные варианты, возможные стратегии и потенциальные результаты на одной странице и поможет добиться взаимовыгодного сотрудничества)[8].
Возможности интеллект-карты
Интеллект-карта предлагает самый простой и эффективный способ как поместить информацию в мозг, так и извлечь её оттуда, и связана с неотделимой частью человеческой природы. Учитывая, что интеллект-карта отражает как внутренние, так и внешние процессы, она относится и к тому, как человек мыслит с точки зрения структуры мозга, и к тому, как человек выражает свои мысли.
Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения[9]:
- адаптироваться к условиям ЕГЭ;
- задействовать оба полушария головного мозга;
- повышать работоспособность;
- формировать общеучебные умения и навыки;
- выявлять слабые места;
- учиться самостоятельно, развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность, обогащать словарный запас, повышать качество процесса обучения.
Алгоритм построения интеллект-карты
Хорошая интеллект-карта становится площадкой для творческого мозгового штурма на основе сочетания слов и изображений. Фактически интеллект-карта даёт даже больше: благодаря силе воображения и ассоциаций формируются идеальные условия для возникновения множества идей, а чем больше идей удается сгенерировать, тем выше их качество в целом. Техника создания интеллект-карт поможет вам расширить горизонт мышления, повысить точность, неординарность и свободу мышления.
Алгоритм построения интеллект-карты[10]:
- Берём лист бумаги, цветные карандаши, ручки или фломастеры.
- Кладём лист, в центре одним словом обозначаем основное понятие темы. Центральное понятие должно быть самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Используем не менее 3 цветов. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время.
- От центрального слова рисуем разные стороны лучи — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. Наш мозг в первую очередь воспринимает зрительную информацию, формирует ассоциации. Для того, чтобы вспомнить материал необходимо просто пробежаться по картинкам и в голове появится необходимые сведения.
- От каждого луча рисуем несколько более тонких лучиков — для уточнения понятий, конкретизации.
- Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками .
- Информация с интеллект-карты должна считываться по часовой стрелке.
- Экспериментируйте всегда, так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления оказывается результатом творчества кадета обучающегося. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.
Результат построения интеллект-карты
При выполнении интеллект-карт задействованы[11]:
- воображение;
- творческое и критическое мышление;
- все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая;
- результатом понимания, обучающимся учебного материала направлен не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей[12].
Литература
- Бершадская Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся / Е. А. Бершадская //Пед. технологии: проф. журн. для технологов образования. — 2009. — № 3. — С. 17-21.
- Бухбиндер В. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / В. А. Бухбиндер, С. В Калинина и др. — М. : Высшая школа, 1988. 373 с.
- Бьюзен Т. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М. :Росмэн, 2007. — 326 с.1. Мюллер Хорст (пер. нем. В. В. Мартыновой, М. М. Дрёмина), Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей, М., издательство «Омега-Л»,2007
- Т. и Б. Бьюзи, Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. — 304с.: ил.
- Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. — 336 с.: ил.
Примечания
- ↑ Рус Ю.С. Интеллект-карты как средство знакового представления учебной информации . 1 сентября. Дата обращения: 17 июля 2023.
- ↑ Mind map, или интеллект-карта: что это такое, как и где её создать? . LPgenerator. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Особенности составления интеллект-карты . Университет inSales. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ 4,0 4,1 Тони Бьюзен. Интеллект-карты . ООО «Манн, Иванов и Фербер». Дата обращения: 17 июля 2023.
- ↑ Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления . ООО «Манн, Иванов и Фербер». Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ А. Блинова. Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении . Москва. Дата обращения: 17 июля 2023.
- ↑ Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления . Манн, Иванов и Фербер. Дата обращения: 17 июля 2023.
- ↑ Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления . Манн, Иванов и Фербер.
- ↑ И.С. Драневская. Методика использования электронных интеллект-карт для контроля качества знаний . УГПУ. Дата обращения: 17 июля 2023.
- ↑ А. Абрамов. Интеллект-карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи . Москва. Дата обращения: 17 июля 2023.
- ↑ Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления . Манн, Иванов и Фербер. Дата обращения: 17 июля 2023.
- ↑ Зиновьева М.Е. Метод интеллект-карт в методике преподавания . Тамбов. Дата обращения: 2023--07-17.