Веб-квест

Эта статья прошла проверку экспертом
Веб-квест
Internet-problems.svg
Разработчик идеи Берни Додж
Жанр основные компоненты: интернет-ресурс, развитие критического мышления, проектная деятельность

Ве́б-кве́ст — форма обучения, которая использует интернет-ресурсы для создания интерактивных заданий, направленных на развитие критического мышления, исследовательских навыков и сотрудничества среди обучающихся. Метод разработан в конце 1990-х годов, когда интернет начал активно внедряться в образовательный процесс. Веб-квесты предоставляют учащимся возможность работать над проектами, исследуя информацию, анализируя её и представляя результаты своей работы в различных форматах[1].

История возникновения

Концепция веб-квеста как педагогической технологии была предложена Берни Доджем, профессором образовательных технологий в Государственном университете Сан-Диего (США). Исходным тезисом для разработки этого подхода стало наблюдение за недостаточным уровнем вовлечённости обучающихся, характерным для традиционных методик. Веб-квесты в данном контексте рассматривались как средство преодоления указанного недостатка посредством создания заданий, требующих самостоятельного поиска, критического осмысления и синтеза информации. С момента своего появления методика получила широкое распространение в образовательной среде различных стран мира[1].

Среди тех, кто разделял идеи Берни Доджа и способствовал развитию технологии веб-квестов, следует отметить Тома Марча, его коллегу по Государственному университету Сан-Диего. Берни Додж и Том Марч стали первопроходцами в разработке веб-квестов как особой формы учебного задания, заложив основы их теоретического и практического применения[2].

Структура веб-квеста

Веб-квест, как элемент задания для Перевернутого класса

Веб-квест обычно состоит из нескольких ключевых компонентов[3]:

Введение

В этом разделе учащиеся получают общее представление о теме задания и его целях. Введение должно быть увлекательным и мотивировать их к дальнейшей работе. Введение в веб-квесте служит начальной точкой погружения участников в предстоящую деятельность. Оно формирует первоначальное представление о тематике и задаче, вызывая интерес и вовлечённость[2].

Основная цель: создать атмосферу, привлечь внимание и подготовить учащихся к активной роли исследователей. Как правило, включает интригующий сюжет, яркий образ или захватывающий факт, который мотивирует на дальнейшее участие[2].

Задача

Чётко формулируется, что именно должны сделать обучающиеся. Задача должна быть достаточно сложной, чтобы требовать глубокого исследования и анализа информации, но при этом выполнимой[1].

Основная задача веб-квеста определяет конечную цель, которую ученик должен достигнуть в ходе выполнения задания. Хорошо сформулированная задача направляет весь процесс и делает обучение осмысленным. Хорошая задача предполагает наличие реальных жизненных ситуаций, значимых вопросов и возможность творчества[1][1].

Основные характеристики задачи[1]:

Процесс

В этом разделе описываются шаги, которые обучающиеся должны предпринять для выполнения задания. Обычно процесс включает в себя использование различных интернет-ресурсов, таких как статьи, видео и интерактивные платформы[1].

Процесс организуется поэтапно, помогая обучающимся ориентироваться в последовательности действий и распределяя нагрузку равномерно. Ключевое требование: простота и прозрачность этапов, исключающая запутанность и двусмысленность. В зависимости от возраста и опыта может включать подсказки, вспомогательные материалы и инструменты[1].

Ресурсы

Веб-квесты предоставляют ссылки на полезные интернет-ресурсы, которые помогут в исследовании. Это могут быть как учебные статьи, так и интерактивные приложения, списки проверенных и релевантных ресурсов, используемых для выполнения задания. Ресурсы включают тексты, иллюстрации, карты, базы данных и другие цифровые материалы. Предоставляемые ресурсы способствуют глубокому пониманию предмета и поддержанию интереса к процессу[1].

Требования к ресурсам[1]:

  • надёжность;
  • авторитетность;
  • удобство навигации;
  • совместимость с технологическими возможностями обучающихся.

Оценка

В этом разделе описываются критерии, по которым будет оцениваться работа. Оценка может быть как количественной, так и качественной, включая саморефлексию и обратную связь от преподавателя. Компонент оценивает усилия учащихся и полученный ими результат. Система оценивания веб-квеста должна быть прозрачной и справедливой, обеспечивая обратную связь и мотивируя учащихся улучшать свои навыки. Методы оценки разнообразны: от тестов и эссе до групповых обсуждений и презентаций[4].

Критерии оценки[4]:

  • глубина понимания;
  • точность исполнения;
  • креативность решений;
  • сотрудничество и коммуникативные навыки.

Е. И. Багузина писала[4]:

Веб-квесты — это не только инновационный метод обучения и контроля полученных знаний преподавателем, но и новый метод получения (или, точнее сказать, «добывания») знаний студентами, то есть отказ от насильственного навязывания готовых ответов.

Заключение

В заключении подводятся итоги работы над веб-квестом, обсуждаются полученные знания и навыки, а также возможные пути дальнейшего изучения темы. Заключительная часть веб-квеста фиксирует достигнутые результаты и создаёт условия для рефлексивного осмысления полученного опыта. Итоги включают анализ успехов и трудностей, а также рекомендации для будущих исследований по предмету. Завершение должно поощрять дальнейшее исследование и поддерживать устойчивый интерес к предмету, по которому проходил веб-квест[2].

Дополнительные материалы

Дополнительные ресурсы предоставляют возможность глубокого изучения темы и продолжения учебной деятельности вне основного курса. Включают справочную литературу, мультимедийные материалы, дополнительные задания и проекты. Дополнительные материалы служат источником вдохновения и идей для дальнейшей работы[4].

Классификация веб-квестов

Существует разнообразная классификация веб-квестов[2][5].

По длительности выполнения[2][5]:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

По предметному содержанию[2][5]:

  • монопроекты;
  • межпредметные веб-квесты;

По построению сюжета[2][5]:

  • линейные (участники последовательно, шаг за шагом, выполняют задания в заранее определённой последовательности);
  • кольцевые (участники проходят по одному маршруту исследования, но стартовые точки у них различны);
  • штурмовые (участники сами определяют пути решения проблемной задачи).

Преимущества веб-квестов

Веб-квесты обладают множеством преимуществ, которые делают их эффективным инструментом обучения[4]:

  1. Развитие критического мышления: обучающиеся учатся не просто находить информацию, но и анализировать, сопоставлять и делать выводы на основе собранных данных.
  2. Сотрудничество: веб-квесты часто требуют работы в группах, что способствует развитию навыков командной работы коммуникации.
  3. Актуальность: использование современных интернет-ресурсов делает обучение более актуальным и интересным для учащихся, которые привыкли к цифровой среде.
  4. Гибкость: веб-квесты могут быть адаптированы под различные уровни подготовки и интересы учащихся, что позволяет каждому найти что-то для себя.
  5. Автономия: учащиеся имеют возможность самостоятельно управлять своим обучением, выбирая, какие ресурсы использовать и как организовать свою работу.

Применение веб-квестов в образовании

Веб-квесты могут быть использованы в различных образовательных контекстах[3]:

  • Школы: учителя могут создавать веб-квесты для изучения различных предметов, таких как история, биология, литература и другие. Например, учащиеся могут исследовать исторические события, анализируя различные источники информации.
  • Университеты: в высшем образовании веб-квесты могут использоваться для более глубокого изучения тем, требующих критического анализа и исследования.
  • Онлайн-курсы: веб-квесты идеально подходят для онлайн-обучения, где слушатели могут работать над заданиями в своем темпе, используя доступные интернет-ресурсы.

Заключение

Веб-квесты представляют собой инновационный подход к обучению, который использует возможности интернета для создания интерактивных и увлекательных заданий. Они способствуют развитию критического мышления, навыков сотрудничества и самостоятельности у учащихся. В условиях современного образовательного процесса веб-квесты становятся все более популярными и востребованными, открывая новые горизонты для обучения и исследования[2].

Использование веб-квестов даёт широкие возможности для педагогов и организаторов учебного процесса, предоставляя разнообразные методики работы с аудиторией, содействуя активному познанию и творческому росту. Выбор вида веб-квеста зависит от специфики учебного заведения, возрастных особенностей учащихся и поставленных образовательных целей[4].

Е. И. Багузина писала[4]:

Безусловно, составление хорошего веб-квеста требует времени и высокого профессионализма. Однако, разработав серию веб-квестов к определенному курсу, преподаватель сможет использовать ее в последующие годы, не только экономя время, но и сделав процесс обучения и контроля увлекательным и современным.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Митина К. В., Чундерова К. А., Гребнева Д. М. Веб-квест как технология в учебном процессе // Наука и перспективы : журнал. — 2023. — Январь (№ 1). — С. 33—40.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Языкова А. В. Социально-гуманитарный веб-квест как инструмент формирования soft skills // Школьные технологии : журнал. — 2020. — Февраль (№ 2). — С. 66—73.
  3. 3,0 3,1 Тарасова Н. В. Веб-квест как форма организации самостоятельной работы студентов // Теоретические и практические предпосылки подготовки полилингвальных специалистов в УВО : сб. науч. ст. по материалам VIII Междунар. науч.-практ. онлайн-семинара (вебинара) : сборник научных статей. — 2022. — 14 апреля. — С. 60—63.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Багузина Е. И. Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика : журнал. — 2010. — Январь (№ 1). — С. 12.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Харунжева Е. В., Козлова Ю. Д. Потенциал использования образовательных веб-квестов в процессе обучения // Педагогическое искусство : журнал. — 2021. — Январь (№ 1). — С. 20—29.