Вавилонская башня

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Вавилонская башня. Художник Александр Михальчик

Вавило́нская ба́шня (ивр. מגדל בבל Мигдаль Бавель) (славянский перевод Библии использует — Вавилонское столпотворение) — башня, которой посвящено библейское повествование, изложенное в 11 главе книги Бытие́ (Быт. 11:1—9)[1][2][3] . Строительство и разрушение башни является одним из наиболее важных теологических сюжетов истории о древнейшем человечестве. Символически объясняет причины появления разнообразия языков мира, которое может быть соотнесено и с современным пониманием развития языков человечества. Повествование о Вавилонской башне является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса в целом[4].

Христианская традиция трактует образ Вавилонской башни как символ гордыни людей, которые уверены, что могут своими силами «достичь неба» и считают главной целью «сделать себе имя». Мораль — неизбежность наказания за самоуверенность и тщетность усилий человеческого разума, не освящённого Божественной благодатью. Противопоставлением Вавилонской башне является чудо основания Церкви, которая соединяет народы Духом Святым. Вавилонское столпотворение также является прообразом современной технократии[4].

Вавилонская башня — одна из самых известных историй в Библии. За многие века было сделано немало предположений в отношении происхождения повествования. Исследователи склоняются к тому, что исторически оно восходит к последним годам правления Первой династии Уруков в древнем Шумере[5].

Фразеологизм «вавилонское столпотворение» используют во многих языках. Часто применяют к обозначению большого скопления людей, суете или неразберихе[6]. Сама фраза несёт в себе память о том, как между людьми поселилось недопонимание, осуждает бессмысленные скопления народа[2]. А так же обозначает крайний беспорядок, путаницу, суматоху. Вавилонская башня — часто используется в литературе как образ очень высокого здания, строения[7].

Этимология

План Вавилона

Согласно Библии строительство башни осуществлялось в крупнейшем экономическом, политическом и религиозном центре древнего мира — в городе Вавилон. На языке жителей города — аккадском — он носил гордое имя баб-илу, дословно — «врата бога», а Библия связывает его с еврейским глаголом баляль, «смешивать»[8].

Город, стремившийся стать центром вселенной и вратами небесного мира. В нём сооружали громадные храмы-зиккураты, представлявшие из себя ступенчатые башни со святилищами на самом верху. Жрецы, поднимаясь к святилищам, как будто и в самом деле восходили до неба. Город, который стал великим смешением племён, языков и религий[8].

Вавилонское столпотворение — по-старославянски вытянутое в вышину сооружение называется столпом. Слово «столпотворение» пришло из славянского перевода Библии, его следует переводить как «творение столпа», «строительство башни»[2].

Легенда, повествование

Общепринятая версия

Ной. Мозаика в базилике Сан-Марко, Венеция

После смерти Ноя (в 2612 году от Сотворения мира), первыми спустились с гор три его сына со своими потомками, которых родители убедили не бояться нового Потопа. Спустившись с Армянского нагорья, люди нашли землю, которую назвали Сеннаар (по-еврейски, «Шинар», что предположительно стало названием местности — «Шумер»)[9].

Люди начали расселяться по равнине и строить первые города, Бог повелел им расселяться по всей Земле, обрабатывать большее количество пригодных для земледелия пространств, но они не послушались. Человек часто отвергает волю Создателя во имя своих замыслов, не понимая, что заповеди даны для блага его самого. Как писал Иосиф Флавий, к такому дерзкому ослушанию их побудил Немврод, внук Хама, сына Ноева. Он убеждал их не приписывать своего благоденствия Господу, а считать причиной благополучия свою собственную доблесть[9].

Моисей выделил этого сына Хуша среди родоначальников народов и племён потому, что его деяния определили судьбы человечества на многие тысячелетия. Даже внешне этот человек выделялся — вид его был ужасен, он был гигантом с чёрным лицом. А имя Нимрод означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель». В начале он завоевал себе славу как искусный зверолов благодаря кожаным ризам, которыми Бог облёк Адама. Ной сохранил их во время Потопа, а Хам похитил и передал сыну Хушу, а тот — Нимроду. Когда последний одевал эту одежду звери и птицы падали перед ним и он легко их ловил[9].

Нимрод. Базилика Сан-Марко. Венеция

Нимрод после основания государства и города Вавилон возгордился своими успехами и задумал создать всемирное государство с собой во главе. Вопреки воле Божией, который определил потомкам Хама быть рабами других за его проступки по отношению к Ною и семье. В знак своего могущества и в качестве центра всемирной власти Нимрод решил построить «башню до небес». Предприятие, таким образом противоречило божьему предначертанию. Но строительство велось, башня росла, обжигались кирпичи и изготавливалась земляная смола. Господь прознав о том, решил покарать строителей. Он смешал их единый язык так, что они перестали понимать друг друга и не могли продолжать строительство, а затем, и вовсе рассеялись по всей Земле[10].

Основной причиной для сооружения башни была идея «единства ради единства» и желание «сделать себе имя». Люди попытались создать цивилизацию без Бога, новый политический строй, основанный на идеологии самовозвышения. Поводом строительства было увековечивание «своего имени», дабы потешить свою тщеславие и гордость[11].

Отражение легенды в культурах народов мира

Сказание о вавилонском столпотворении и его последствиях, в той или иной мере, сохранилось и в преданиях других народов. Прежде всего у самих вавилонян, об этом можно судить по свидетельству двух греческих писателей — Полигистора и Абидена. Они черпали свои сведения о Вавилонии из туземных источников, один из которых передаёт вавилонское предание в форме весьма близкой к библейскому сказанию. Кроме этого после открытия подлинных вавилонских плит, которые находятся в Британском музее, и расшифровки клинописи на них стало возможным воспроизвести общий смысл текста. В котором говорится, что Вавилон склонился к греху, большие и малые в нём приступили к построению некой твердыни. Но Бог решил навести на них страх, сделал странным их язык и тем затруднил дальнейший успех дела. Отголоски того же предания сохранились у египтян, которые рассеяние народов приписывали возмущению нечестивых людей против богов. У греков, сохранявших предание об аккадах, возымевших некогда гордую мысль при посредстве великой башни проникнуть в жилище богов. И даже в Новом свете — у мексиканцев и разных индейских племён[10].

Исследования легенды, различия в толкованиях

Трудности перевода, толкований

Ветхий завет христианством полностью заимствован от иудаизма. Кто был его автором точно не известно, считается, что книги Ветхого Завета написаны были в период с XIII по II век до нашей эры. Предполагают, что изначально он был написан на двух языках — древнееврейском и арамейском, соответственно возможно существовали переводы с одного на другой. Уже эти книги были переведены на древнегреческий, а с него на более поздние языки. Написание в древних языках было непрерывным, без знаков препинания — это ещё одна трудность адекватных трактовок. Кроме этого, любой перевод на другой язык сложен в силу различий терминологии, а в исторических описаниях особенно. Это достаточные причины того, что современные тексты Ветхого Завета по смыслу могут сильно отличаться от изначальных источников. А если учесть личностное отношение переводчика и политико-идеологические влияния, которые всегда существовали, то и повествования могли кардинально отличаться от первоначально заложенного в них смысла[12].

Повествование о Вавилонской башне имеет много пробелов и недосказанностей. В этом смысле история напоминает другие описанные библейские события, в которых крайне мало повествовательных деталей. При этом сам рассказ достаточно чётко построен и продуман, повторяется практически дословно в любом переводе. Нет информации, что конкретно не так с городом и башней, почему это строительство обеспокоило Бога. От чего исходит угроза, если Бог определяет его как что-то угрожающее. С чем конкретно проблема с башней или с городом, и крайне сложно понять, что именно[5].

Особенности вопросов исследований

Библейские персонажи Ветхого Завета

Все люди, согласно повествованию, после Потопа были потомками Ноя и единым народом. Целью Потопа было очищение и порождение людей, которые были бы праведниками, как и Ной. Если люди были праведниками, то и цель строительства Вавилонской башни возможно была иной, чем собственное возвеличивание. Повествование утверждает, что строительство было остановлено высшей силой путем того, что Бог заставил строителей говорить на разных языках, что в общепринятой версии трактуется как объяснение появления разных языков на Земле[12].

Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим». Из этого языка началось формирование индоевропейских, алтайских, хамито-семитских и других языков. Последователями этой теории были такие учёные, как Владислав Маркович Иллич-Свитыч, Игорь Михайлович Дьяконов, Владимир Николаевич Топоров и Вячеслав Всеволодович Иванов[4].

Следствием стало не только появление разных языков, но и разных народов, и формирования разных государств с разным устройством. И, наконец, формирование современной человеческой цивилизации. Основным же следствием всего, что произошло были и остаются проблемы взаимопонимания[12].

По факту появление разных народов стало причиной появления и разных религий, о чём в Библии не сказано. Внутри основных мировых религий существует много различных течений, которые исключают взаимопонимание внутри самой религии, при наличии общих начал. Нет понимания того факта, в чём тогда выгода Бога от отсутствия взаимопонимания людей и появления иных религий[12].

В образе Вавилонской башни заложен большой смысл. Он волнует воображение и вызывает самые противоречивые чувства. С позитивной стороны, это стремление человека к общению, объединение усилий и совместное достижение целей. Развитие цивилизации, культуры, технологий, обеспечение безопасности жизни, надёжности, стабильности и известности. С другой стороны — моральное осуждение идолопоклонства, гордости, самонадеянности, расчёта на использование материальной силы и человеческих иллюзий. Продемонстрирована картина человеческих устремлений, направленных по ложному пути и приведших к хаосу. Действуя в начале как единое сообщество в результате люди оказались разделёнными. Картина недостроенной башни стала образом несбывшихся человеческих желаний и Божьего суда над иллюзиями о своих безграничных возможностях[13].

Местоположение башни

Башня Этеменанки

Реконструкция башни Этеменанки, основанная на книге Хансьорга Шмида

Библейский рассказ, с археологической точки зрения, исследовали достаточно часто. Целью было определить, какая из развалин башен наиболее соответствует по признакам Нимродовой[10]. Около города Гилла, который расположен на месте древнего Вавилона таких развалин несколько[14]. Ряд учёных-библеистов опираясь на легенду о Вавилонской башне и связывая её с традицией строительства в Древней Месопотамии высоких башен-храмов, называемых зиккуратами, предполагали, что это знаменитая башня Этеменанки (переводят как «дом, где сходятся небеса с землёю»). Она расположена именно на территории Вавилона. Неизвестно, когда именно осуществили первоначальное строительство, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до нашей эры)[1]. Есть предположение, что построено сооружение высотой с двадцатипятиэтажный дом было еще в XIX веке до нашей эры и изначально храм был построен в честь бога Мардука. Становление Древнего Вавилона сопровождали различные события, не всегда позитивные, возможно они и стали причинами, почему святилище то разрушалось, то вновь возводилось[15].

За время своего существования башня разрушалась и реконструировалась несколько раз[1]. В 689 году до нашей эры Вавилон вместе с зиккуратом Этеменанки был разрушен ассирийским царем. После этого башню реконструировали и вновь возвели[15]. После последней и самой крупной реконструкции фундамент башни достиг ширины 90 метров и такой же высоты. По проведённым подсчётам на её строительство пошло примерно восемьдесят пять миллионов кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где находился двухэтажный храм. Башня являлась частью храмового комплекса, который был расположен на берегу реки Евфрат. Археологами были найдены глиняные таблички, надписи на которых позволяют утверждать, что у каждой секции башни было своё особое значение, и ещё они дают информацию о тех религиозных ритуалах, которые отправлялись в данном храме[1]. В 331 году до нашей эры царь Александр Македонский приказал разобрать зиккурат и реконструировать его, но разобрать разобрали, а реконструировать не смогли, в итоге великий храм был разрушен[15].

Другие возможные прототипы

Но это мнение, не находящее себе подтверждения в авторитетных свидетельствах древних писателей, было оставлено, и мнения исследователей разделяются между двумя другими развалинами, имеющими гораздо больше права на отождествление с Вавилонской башней. Одна из этих развалин находится к северу от древнего Вавилона и доселе известна у местных арабов под именем Бабиль, а другая к юго-западу от него, на правом берегу Евфрата, и называется у арабов Бирс-Нимруд, то есть Башня Нимрода. Обе развалины грандиозны и показывают, что на построение этих сооружений затрачено большое количество строительного материала и было привлечено очень много людей. Особенно величественно из них последнее, и так как арабское название его прямо совпадает с библейским указанием на Нимрода, то большинство исследователей склоняются к отождествлению этой именно развалины с Вавилонской башней[14].

Отражение легенды и образа в литературе, искусстве, архитектуре

Библейские сюжеты, образы и идеи вплетены в повседневный язык народов, в их фольклор, легли в основу крылатых выражений, пословиц, поговорок. Нескончаема галерея художественных образов, навеянных Библией: «литературной Вселенной» назвал ее наш известный деятель культуры Сергей Сергеевич Аверинцев. Сюжет о строительстве Вавилонской башни столь многозначителен, что стал одним из символов судьбы человечества[16].

Примеры отражения образа в русской литературе

Чернышевский Н. Г. 1888 год

Во время посещения Лондона, в 1859 году Николай Гаврилович Чернышевский увидел Хрустальный дворец на Сайденгамском холме, построенный в 1851 году. Неизгладимые впечатления он отразил в описании чугунно-хрустально-алюминиевого дворца в романе «Что делать?» (глава «Четвертый сон Веры Павловны»). Дворец предстаёт не только как прообраз архитектуры будущего, но и как символ будущего социалистического общества. Видел этот дворец и Фёдор Михайлович Достоевский, в «Записках из подполья». Выступая против идей Чернышевского, Достоевский использует образ хрустального дворца как символ будущего устройства общества, которое убивает личность, лишает человека возможности выбора, подавляет его. При этом здание «всеобщего счастья», этот «хрустальный дворец» Достоевский ставит рядом с библейской Вавилонской башней[16].

В повести Андрея Платоновича Платонова «Котлован» землекопы роют котлован под «общепролетарский дом» — своего рода аналог вековой мечты человечества о счастливой и разумной жизни. Но вместо «новостроящегося мира» перед читателем возникает образ зияющей «черной дыры», способной проглотить всё мировое пространство. Котлован — это страшный символ духовного вакуума, который может возникнуть, если человек забудет самого себя, сольётся с массой. Котлован — это художественный образ, созданный писателем Платоновым, но был в истории нашей страны реальный котлован на месте снесённого Храма Христа Спасителя и непостроенного Дворца Советов[16].

В 1960 году Корней Иванович Чуковский задумал пересказ Библии для детей. Книгу назвал «Вавилонская башня и другие библейские истории». Для этой работы он собрал лучших переводчиков, и для маленьких читателей удалось сохранить простой стиль величественного подлинника. Через несколько лет пересказ Ветхого Завета был напечатан, но, по приказу властей, тираж уничтожили. Только многие десятилетия спустя эта книга увидела свет[17].

Архитектура

Храм Христа Спасителя

На месте Храма Христа Спасителя, который в 1931 году был уничтожен по приказу Иосифа Виссарионовича Сталина, было решено возвести «Вавилонскую башню» советской эпохи — гигантский Дворец Советов, венчать который должна была скульптура Владимира Ильича Ленина. Когда Советское правительство объявило конкурс, в нём приняли участие выдающиеся архитекторы со всего мира: Ле Корбюзье, Жолтовский, Веснин, Гамильтон и другие. Выиграл многоуровневый конкурс Борис Михайлович Иофан, его проект был утверждён в 1934 году[16].

По замыслу архитектора Дворец Советов должен был представлять многоярусную башню, похожую на древневавилонский зиккурат, высотой почти полкилометра (420 метров). Башня по проекту была лишь пьедесталом для стометровой статуи Ленина. Сталинские высотки были задуманы именно для того, чтобы поддержать в архитектурном пространстве глобальную вертикаль Дворца Советов. Эта идея так же принадлежит Борису Иофану[16].

Башню начали строить ударными темпами, возвели стальные конструкции, но потом отчего-то притормозили строительство. Во время войны конструкции вовсе демонтировали и отправили под Сталинград для сооружения защитных укреплений.

Долгие годы на месте храма зияла яма (котлован), потом — бассейн «Москва». Но Храм Христа Спасителя продолжал жить в сердцах людей как символ понесенных Россией в XX веке потерь. С 1994 года начинается история воссоздания Храма. Восстановление Храма Христа Спасителя — это и покаяние, и восстановление исторической справедливости[16].

Здание Европарламента в Страсбурге

Грандиозное Здание Европарламента было построено в 1999 году в виде гигантского крыла из стекла и стали, отражающегося в водах реки Иль. Венчает его 60-метровая круглая, нарочно недостроенная башня. Говорят, это намек архитекторов на знаменитую картину Питера Брейгеля «Вавилонская башня»[18]. Что касается внешнего облика здания, то кому-то кажется, что таким образом авторы пытались повторить силуэт римского Колизея, а кто-то видит в этом черты Вавилонской башни, как её изобразил Питер Брейгель на известной картине[19].

Изобразительное искусство

Средневековые иллюстраторы изображали Вавилонскую башню с несколькими гранями, показывая при этом изготовление кирпичей, труд каменщиков и работу подъёмных механизмов. Одной из ярких иллюстраций сюжета является мозаика Палатинской капеллы в Палермо (XII век). И изображение, использованное в немецкой книжной миниатюре из «Мировой хроники в стихах». А так же миниатюра нидерландского художника Герарда Хоренбота в «Бревиария Гримани» — иллюстрированной рукописной книге.

Башню-конус можно найти на гравюре середины XVI века французского художника Бернара Саломона. Примерно к этому времени относится и картина, предположительно написанная нидерландским художником Яном ван Скорелом, где Вавилонская башня, окруженная спиралью пандуса. Она возвышается над равниной, а справа видна река впадающая в море. Перед башней показана толпа, часть людей занята работой. А другие как будто спорят, обсуждают происходящее. Возможно, это образ того, что люди уже перестают понимать друг друга. Ближе к левому нижнему углу изображён человек большого роста, указывающий на башню (или на небеса). По мнению брейгелеведа Ларри Сильвера, это царь Нимрод, которого более поздние авторы упоминают как строителя Вавилонской башни[20].

Есть сведения о трёх «Вавилонских башнях», написанных Питером Брейгелем: самая ранняя, миниатюра на слоновой кости, до нашего времени не дошла, есть только упоминание о ней, а две других размещены в музеях Вены и Роттердама. Венская картина более известна, она подписана и датирована 1563 годом. Её часто называют «большой»[20].

Кино

Вавилонская башня (сериал 1998 год — 1999 год). Бразилия, жанр боевик, триллер, драма, мелодрама. Главный герой открывает торговый центр «Tropical Tower Shopping», прозванный в народе Вавилонской башней. Детище всей жизни, мечта, воплощенная в жизнь — Сезар еще не знает, что праздник превратится в трагедию, и кошмары прошлого ворвутся в его счастливую, налаженную жизнь, чтобы разрушить всё, что строилось с таким трудом[21].

Библия (1966 год) — кинокартина известного режиссера Джона Хьюстона и сценариста Витторио Боничелли представляет собой экранизацию Великой Книги, в которой показана история о Еве и Адаме, Авеле и Каине, спасения Ноя, строительства Вавилонской башни, а также о многом другом, известном и неизвестном как христианам, так и простым обывателям[22].

Список некоторых фильмов с использованием легенды о башне:

  • Метрополис (1927 год)
  • Ноев ковчег (1928 год)
  • Сказки 1001 ночи (1969 год)
  • Затерянные в подземелье (1999 год)
  • Разговорный фильм (2003 год)
  • Rune (2006 год)
  • Подношение (2016 год) и другие[23].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Ветхий Завет — Вавилонская башня. Искусствоед.ру. Дата обращения: 22 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Мария Знобищева. «Вавилонское столпотворение» - значение фразеологизма. На доступном (17 января 2021). Дата обращения: 23 июля 2024.
  3. Бытие, глава 11 (Быт.11) на русском языке - Ветхий Завет - Синодальный перевод Библии. Азбука веры. Дата обращения: 30 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Артур Спаринский. Вавилонская башня. Всемирная история (энциклопедия) (26 ноября 2021). Дата обращения: 22 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 Путаница вокруг Вавилонской башни наконец решена, или В чём секрет знаменитой Библейской истории. Культурология. Дата обращения: 22 июля 2024.
  6. "Нашли фундамент": где на самом деле построили Вавилонскую башню. РИА Новости (5 июня 2021). Дата обращения: 22 июля 2024.
  7. Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: ACT, 2008. — С. 19, 660. — 878 с. — ISBN 978-5-17-049014-1.
  8. 8,0 8,1 Андрей Десницкий. Вавилонская башня. Православный журнал «Фома». Дата обращения: 23 июля 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 Иерей Даниил Сысоев. Часть седьмая. Вавилонская башня, Летопись начала. Азбука веры. Дата обращения: 24 июля 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 Лопухин А. П. Вавилонское столпотворение, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Азбука веры. Дата обращения: 23 июля 2024.
  11. Андрей Солодков. Падение вавилонской цивилизации. Православие.Ru (19 февраля 2017). Дата обращения: 30 июля 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Александр Бутюгин. Иной взгляд на миф о Вавилонской башне. Проза.ру. Дата обращения: 23 июля 2024.
  13. Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. Вавилонская башня. Словарь библейских образов. Азбука веры. Дата обращения: 30 июля 2024.
  14. 14,0 14,1 Вавилонское столпотворение. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Дата обращения: 23 июля 2024.
  15. 15,0 15,1 15,2 Вавилонская башня: что на ее месте сейчас, где ее строили и почему она рухнула — мнение ученых. Techinsider.ru (10 ноября 2023). Дата обращения: 23 июля 2024.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 Рожановская Н. И. Легенда о Вавилонской башне в русской литературе и архитектуре: материал к интегрированному уроку литературы и мировой художественной культуры. Открытый урок. 1 сентября (3 февраля 2005). Дата обращения: 30 июля 2024.
  17. Чуковский К. И. Вавилонская башня и другие библейские истории. URSS (издательская группа). Дата обращения: 31 июля 2024.
  18. Здание Европарламента и Дворец Европы - Страсбург, Эльзас.. Рамблер. Путешествия. Дата обращения: 30 июля 2024.
  19. Европейский парламент в Страсбурге, Франция. Travelfotokor.ru. Дата обращения: 30 июля 2024.
  20. 20,0 20,1 «Вавилонская башня» Брейгеля: как понимать эту «библейскую» картину и какие символы в ней скрыты. Православный журнал «Фома» (27 октября 2021). Дата обращения: 30 июля 2024.
  21. Вавилонская башня (сериал). Кинопоиск. Дата обращения: 30 июля 2024.
  22. Библия - фильм 1966 года - описание, актеры, отзывы. КиноHавигатор. Дата обращения: 30 июля 2024.
  23. Кинопоиск — Все фильмы планеты. Кинопоиск. Дата обращения: 30 июля 2024.

Ссылки

Вавилонская башня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!