Беломорские петроглифы

Петроглифы Онежского озера и Белого моря
Belomorsk petroglyphs00.jpg
Страна  Россия
Местоположение Карелия, побережье Белого моря
Беломорские петроглифы (Европа)
Точка
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 101741293440006

Беломо́рские петро́глифы — памятники древнего наскального искусства[1], расположены в Беломорском районе Карелии, на островах реки Выг, датируются IV—III тысячелетием до нашей эры[2]. От других петроглифов Северной Европы отличаются наличием динамичных, реалистично прорисованных бытовых и батальных сцен[3]. Главная тема петроглифов Беломорья — это человек, который охотится или участвует в коллективных мероприятиях, у него в руках оружие или орудие труда[4]. Также есть изображения лодок, лесных и морских животных, птиц[5].

Общие сведения

Одной из главных достопримечательностей Карелии являются Онежские и Беломорские петроглифы — уникальные наскальные рисунки древних художников, прекрасно сохранившиеся образцы первобытного искусства[4]. Появление наскального искусства в низовьях реки Выг не случайно. Именно здесь в прибрежной зоне находятся гладкие, горизонтальные или с небольшим наклоном к воде гранитные камни. Изображения на них выбивались, вероятно, при помощи кварцевых орудий[1].

Скалы были пригодны для создания на них изображений с момента выхода из воды (не позднее середины V тыс. до н. э.)[6]. Наиболее благоприятные для зарождения и развития наскального творчества условия в Беломорье возникли в IV—III тысячелетии до нашей эры, вероятнее всего, на несколько сотен лет позже, чем на восточном побережье Онежского озера. Затем оба очага наскального искусства функционировали параллельно (контактируя и влияя друг на друга) до конца климатической эпохи[1]. Примерно во второй четверти III тысячелетия до нашей эры петроглифическая традиция в низовье реки Выг на некоторое время, видимо, прерывается и во второй половине III тысячелетия до нашей эры после новой яркой вспышки наскального творчества, скорее всего, быстро угасла[7]. Общее время его существования — менее одного тысячелетия на развитом и позднем этапах неолита[4].

Belomorsk petroglyphs49.jpg

На сегодняшний день в низовьях реки ВыгБеломорском районе Карелии, в 6 км к юго-западу от города Беломорск[8]) выявлено около 3400 отдельных изображений. Они расположены на прибрежных гладких скалах больших и малых островов на высоте от 14 до 20 м над уровнем моря[1]. 11 групп наскальных рисунков имеют общую площадь около 7700 квадратных метров, причем только на одну группу «Петроглифы Залавруги» приходится 85 % этой площади[8]. Большая часть групп петроглифов расположена на четырёх крупных островах в низовьях реки Выг: Шойрукшин, Ерпин Пудас, Большой Малинин, большой Безымянный остров у порога Золотец. Другие три небольшие группы петроглифов находятся на маленьких островках ниже острова Ерпин Пуда[4].

Археологический комплекс, находящийся на островах, получил статус историко-культурного наследия с целью защиты уникальных археологических памятников федерального значения (петроглифов, стоянок древнего человека) и их природного окружения. В 2021 году по инициативе правительства Республики Карелия и при поддержке Министерства культуры России петроглифы были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО[4]. В целом, петроглифы Беломорья имеют высокую степень сохранности[1].

История изучения

История изучения беломорских петроглифов и древних стоянок в низовье реки Выг началась в 1926 году с момента открытия студентом-этнографом из Ленинграда А. М. Линевским петроглифов в низовье реки Выг (изображения группы «Бесовы следки» ему показал местный житель[4]) и исследований А. Я. Брюсовым в 19271929 годах неолитических поселений, расположенных рядом с наскальными изображениями, возникает идея об их взаимосвязи и хронологической близости. Во второй половине XX века, по мере открытия и изучения новых групп наскальных гравировок и древних поселений в Юго-Западном Беломорье, среди специалистов-археологов возникло понимание, что вследствие изменений в природноклиматических условиях Прибеломорья многие эти памятники функционировали не одновременно[6][9][10][11]. В сентябре 1936 года новые наскальные изображения были обнаружены экспедицией В. И. Равдоникаса на островах Большой Малинин (Старая Залавруга), Ерпин Пудас (2 пункта) и Шойрукшин (южная группа). Как отмечал сам В. И. Равдоникас, открытие большой группы петроглифов на центральной скале Залавруги имеет исключительное научное и художественное значение. Здесь, по его мнению, представлены в полном смысле шедевры неолитического искусства Северной Европы[4]. «Новую» Залавругу открыли на 27 лет позже, в 1963 году. Археологическая экспедиция под руководством Юрия Савватеева вскрыла слой почвы по соседству с ранее найденными рисунками и обнаружила ещё 26 групп петроглифов[12].

Период 19631972 годов был связан с комплексными работами исследователей из Карельского филиала Академии наук СССР. Археологическая экспедиция Института языка, литературы и истории под руководством Ю. А. Савватеева обнаружила и зафиксировала новые скопление петроглифов в низовьях реки Выг. Полевые исследования возобновились с 2000 года и продолжаются до настоящего времени. Под руководством Н. В. Лобановой проводились работы в рамках ряда международных проектов с коллегами из Кембриджа и Норвегии: «Документирование Беломорских петроглифов», «Сохранение и презентация петроглифов Залавруги (2007—2008)», осуществлены карельско-финский микропроект ТАСИС "Каменная книга Беломорья (2006), проект Российского гуманитарного научного фонда «Создание базы данных по петроглифам Северной Фенноскандии (2005—2007)», проект приграничного сотрудничества «Мост наскального искусства: связь времён (2013—2014)». В 2007 и 2008 годах карельскими исследователями были открыты новые группы, существенно увеличилось число фигур в известных группах, обнаружены новые сюжеты. В результате число петроглифов в Беломорье увеличилось на треть, но эта территория по-прежнему остается перспективным местом для поиска новых наскальных изображений. Общее количество опубликованных по данной тематике научных статей превышает 200. Наскальное искусство Карелии представлено также в художественной и научно-популярные литературе[4].

Все петроглифы в низовьях реки Выг расположены на больших и малых островах, но в 2019 году выявлено первое небольшое их скопление на материке у бывшего порога Шойрукша. Они отличаются самобытностью и разнообразием сюжетов, которые редко встречаются на аналогичных объектах Северной Фенноскандии[13].

Сюжет изображений

Самые первые петроглифы в Беломорье появляются на безымянных островках, на крупном острове Ерпин Пудас: чаще всего это одиночные изображения простых очертаний — лодки без пассажиров, олени, белухи, линейные лодки, напоминающие онежские образы, и лебеди с длинными шеями, каких много среди онежских петроглифов. Вершина и завершение наскального творчества отражена на крупнейшей в европейской части России группе петроглифов — на Залавруге. Основные сюжеты — охотничьи, отличающиеся развернутой повествовательностью, позитивной экспрессивностью и обилием мелких реалистических деталей (охотничьей экипировки, следов людей, животных, лыж и лыжных палок)[4]. Изображения чаще всего небольшие (20-40 см), в единичных случаях длиной почти 3 м (олени), но есть и очень маленькие — размером менее 1 см (следы животных и людей).

Марка с изображением беломорских петроглифов.

Особый интерес вызывают батальные сюжеты, сцены охоты на лесных зверей, птиц и морских животных с участием людей (то пеших, то лыжников, то гребцов в лодке), которые сражаются, охотятся, пляшут. Можно полагать, что в древности в этом месте находился долговременный и мощный центр духовной жизни приморского населения, где в тёплое время года происходили значимые для общества события[1].

Сравнивая в целом наскальное искусство Карелии, можно сказать, что беломорские петроглифы, в отличие от онежских, в значительно большей степени отражают реальность[5]. При изображении людей даже наблюдается попытка передать детали лица — нос, бороду — и головные уборы. Как и на Онежском озере, среди петроглифов Беломорья имеется один довольно крупный (почти метр в длину) образ человека («Беломорский Бес»), уникальный по своим характеристикам. У него мощное тело с горбатой спиной, по пять пальцев на руке и ноге, огромная ступня и гипертрофированный фаллос с более слабым рельефом, чем остальная фигура. Похоже, что эта часть тела добавлена позже. Чётко выделены черты лица, непонятный отросток на голове[3].

В Беломорском комплексе петроглифов преобладают изображения лодок (с экипажами на борту и без экипажей), лесных и морских животных (оленей, лосей, медведей, лисиц, китов, тюленей и моржей), реже птиц (гусей, лебедей). Многочисленны охотничьи сцены, которые имеют ярко выраженный реалистический характер[5]. Многочисленны изображения орудий труда и охотничьего снаряжения — луки, стрелы, копья, гарпуны, лыжи, лыжные палки, разнообразные следы животных и людей.

Belomorsk petroglyphs02.jpg

Главная тема петроглифов Беломорья — это человек, который очень активен и успешен в охоте. Он на лыжах, пешком, в лодке, охотится, участвует в коллективных ритуалах-шествиях, танцах, враждебных столкновениях. Обычно у него в руках орудие труда или оружие — лук со стрелами, копьё, иногда колчан со стрелами или заплечный мешок. Человеческие фигуры, как правило, профильные, небольших размеров и почти без фантастических черт, но у них подчеркнуто много мелких деталей — головные уборы (с перьями), выступающие нос и борода, часто показаны признаки пола — фаллосы или округлые животы у женщин.

Среди редких и необычных мотивов — деревья с сидящими на их вершинах птицами или животными (рысь), танцующие беременные женщины, олень со спиралью. В одном случае выбито русло реки, длинной и очень извилистой, с притоками и островом, вдоль этого русла показаны лодки с экипажами — своеобразное картографическое описание какой-то реальной или мифологической местности. Эта композиция и ряд других многофигурных сложных сцен говорят о развитом пространственном мышлении, образной памяти создателей петроглифов[4].

Залавруга

Петроглифы в урочище Залавруга расположены на западном берегу острова Большой Малинин. Залавруга (Старая и Новая) вместе образуют крупнейшее и одно из самых интересных скоплений наскальных изображений в Северной Европе[3]. Здесь зарегистрировано более двух тысяч выбивок на площади около 700 м². Безупречное качество исполнения, уровень художественной выразительности многих повествовательных сцен Старой и Новой Залавруги не имеют себе равных среди подобных памятников в мире. Вместе с тем они дают нам сведения, которые в археологических материалах неолитических памятников отсутствуют: объекты и приёмы охоты на лосей, оленей, медведей, птиц, белух и нерп, мелкие детали вооружения и быта, ритуальные предметы. Некоторые плоскостные фактуры приобретают трёхмерность. Таково профильное изображение мужчины с развёрнутым вполоборота туловищем, двумя ногами и рукой, касающейся лба, так называемый первобытный «мыслитель»[5].

В нескольких группах представлены изображения шествий людей с какими-то предметами в руках (напоминающими ритуальные жезлы с лосиными головами), показаны сцены враждебных столкновений (с убитыми и ранеными персонажами). Детализация проявляется и при попытке передать рельеф местности: изображены холмы и горки, топографические знаки, длинная извилистая река с островами, движение людей и животных с помощью следов, как бы огибающих горки[4].

На скалах Залавруги запечатлены очень динамичные батальные сцены, подобных которым нет в других беломорских группах и на других объектах наскального искусства Северной Фенноскандии[3]. После многих лет археологических раскопок эта территория превратилась в прекрасный музейный объект под открытым небом. Древними выбивками здесь заняты самые гладкие участки гранитных скал. Особенно сильно впечатляет их осмотр при косых лучах солнца, на закате или восходе.

Галерея

См. также

Литература

  • Савватеев Ю. А. Залавруга. Археологические памятники низовья реки Выг. Часть вторая. Стоянки. — Л.: Наука, 1977. — 323 с.
  • Савватеев Ю. А. Наскальные рисунки Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1984. — 216 с.
  • Савватеев А. Ю. Вечные письмена (наскальные изображения Карелии) — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2007. — 464 с.
  • Равдоникас В. И. Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря / Отв. ред. акад. И. И. Мещанинов. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.
  • Линевский А. М. Петроглифы Карелии. — Петрозаводск: Каргосиздат, 1939. — 192 с.
  • Савватеев Ю. А. Каменная летопись Карелии: Петроглифы Онежского озера и Белого моря / Худож. Д. М. Плаксин; Подготовка оригиналов наскальных рисунков к печати С. И. Зиначева и Д. М. Плаксина. — Петрозаводск: Карелия, 1990. — 120 с. — ISBN 5-7545-0316-4.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Лобанова Н. В. Петроглифы в низовьях реки Выг: проблемы хронологии и периодизации // Российская археология. — 2015. — № 4. — С. 16—33. — ISSN 0869-6063 ISSN: 0869-6063.
  2. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2. — Петрозаводск: ПетроПресс, 2009. — С. 366—367. — 462 с. — ISBN 978-5-8430-0125-4.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Лобанова Н. В. Антропоморфные образы в наскальном искусстве Северной Фенноскандии // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. — 2013. — № 4. — С. 3—15. — ISSN 1997-3217 ISSN: 1997-3217.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Вестник Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. — 2021. — 76 с. — ISBN 978–5–9909469–6–5.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Лобанова Н. В. Петроглифы Карелии в контексте их взаимосвязи с окружающим ландшафтом // Наследие и современность. — 2022. — Т. 5, № 4. — С. 406–425. — ISSN 2619-0214 ISSN: 2619-0214.
  6. 6,0 6,1 Жульников А. М. Стоянка святилище в контексте датирования и функционирования беломорских петроглифов // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. — 2021. — № 3. — С. 8—19. — ISSN 903.653(470.22).
  7. Жульников А. М. К вопросу о хронологии наскальных изображений Белого моря // Уральский исторический вестник. — 2010. — № 1(26). — С. 62—69. — ISSN 1728-9718 ISSN: 1728-9718.
  8. 8,0 8,1 Туюнен А. В., Тимофеева В. В. Карпечко А. Ю., Ткаченко Ю. Н., Карпин В. А., Петров Н. В. Рекреационные изменения компонентов лесных экосистем на примере объекта культурного наследия «Беломорские петроглифы» (Республика Карелия) // Известия вузов. Лесной журнал. — 2020. — № 5 (377). — С. 90—105. — ISSN 0536-1036 ISSN 0536-1036.
  9. Савватеев Ю. А. Залавруга. Археологические памятники низовья реки Выг. Часть первая. Петроглифы.. — Л.: Наука, 1970. — 450 с.
  10. Савватеев Ю. А. Залавруга. Археологические памятники низовья реки Выг. Часть вторая. Стоянки. — Л.: Наука, 1977. — 323 с.
  11. Савватеев Ю. А., Девятова Э. И., Лийва А. А . Опыт датировки наскальных изображений Белого моря // Советская археология. — 1978. — № 4. — С. 16–35.
  12. Фомина Е. Петроглифы. Республика (28-06-2019). Дата обращения: 23 июля 2023.
  13. Лобанова Н. В. Знаковые и символические образы в наскальном искусстве Карелии: классификация, проблемы интерпретации // Краткие сообщения Института археологии. — 2020. — № 260. — С. 195—208. — ISSN 0130-2620 ISSN: 0130-2620.

Ссылки