Культурное наследие народов Российской Федерации Федерального значения рег. № 101741293440006
Оне́жские петро́глифы — памятники наскального изобразительного творчества (петроглифы) неолитической культуры[1] на восточном побережье Онежского озера в Пудожском районеКарелии. Датируются рубежом V—IV тысячелетия до нашей эры[2] — III тысячелетиями до нашей эры[3]. Основные изображения — птицы, знаки, лесные животные, лодки, антропоморфные мотивы[4]. В отличие от беломорских петроглифов, среди онежских рисунков почти нет сложных сюжетных изображений[5].
Общие сведения
На Севере Евразии известно множество памятников наскального искусства с характерными для каждого региона стилистическими приёмами и набором мотивов[5]. Одной из главных достопримечательностей Карелии являются Онежские и Беломорские петроглифы — уникальные наскальные рисунки древних художников, прекрасно сохранившиеся образцы первобытного искусства[4]. Создавались они носителями неолитической культуры с V — первой четверти IV тысячелетия до нашей эры до середины III тысячелетиями до нашей эры, когда скалы c изображениями погрузились под воду на несколько сотен лет[1]. Общее время создания петроглифов — менее одного тысячелетия в рамках ранней, развитой и поздней фаз эпохи неолита[4]. Несмотря на различия в мотивах и в стиле, заметно сходство онежских петроглифов с наскальными рисунками других памятников на северо-востоке Фенноскандии. Это указывает на общую мировоззренческую основу и на существование контактов среди населения этого края[5].
Петроглифы представляют собой силуэтные или контурные выбивки, сделанные при помощи каменного инструмента на глубину 1-3 мм на гладких пологих участках далеко выступающих в воду прибрежных гранитных скал Онежского озера, возраст которых более трёх миллиардов лет. Размеры изображений варьируются от нескольких сантиметров до 2-4 метров, но чаще всего 20-30 см. Находятся они на высоте примерно 1 м над поверхностью воды, только на полуострове Кочковнаволок их местоположение превышает уровень озера на 2-2,5 м[4]. Наскальные рисунки Карелии располагаются под открытым небом. Что необычно, ведь художества древних людей обычно находят в пещерах. По всей видимости, изображения носили ритуальный характер: посещались древними жителями лишь по особым случаям. Поэтому карельские петроглифы нередко называют «храмом под открытым небом»[6], или «Онежским святилищем».
В 2021 годупетроглифы были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальные образцы первобытного монументального изобразительного творчества, которые относятся к числу важнейших древних культурно-исторических достопримечательностей Северной Европы. В целом степень сохранности Онежских петроглифов достаточно высокая[4].
Основные сюжеты
Петроглифы полуострова Бесов нос.
Онежские петроглифы разнообразны по размеру (66 % из них меньше 25 см, 23 % — от 25 до 50 см, 11 % превышает 50 см. Самая крупная из них — фигура Великой Лебеди, 4,1 м, высеченная на Лебедином Носу[5]), по тематике и по составу изображений. Они часто сложные, порождённые фантазией и своеобразными местными традициями. Выделяются пять главных мотивов: птицы, знаки, лесные животные, лодки, антропоморфные мотивы[4]. Среди онежских рисунков почти целиком отсутствуют сложные нарративные сцены[5].
Птицы
Несмотря на то что первобытные люди сталкивались со множеством живых и неодушевлённых объектов, прототипами для петроглифов были выбраны лишь немногие. Больше всего изображений (44 %) водоплавающей птицы, особенно лебедя[5]. Это необычная особенность Онежского наскального комплекса. Подобного предпочтения нет в наскальном искусстве Евразии[4].
Больше всего их изображений лебедей в устье реки Водлы на полуострове Кочковнаволок. Они силуэтные, контурные, со странными дугами внутри туловища, часто с невероятно длинными шеями. Встречаются лебеди-гиганты, но есть и маленькие фигурки, размером всего в несколько сантиметров. Представлены выводки лебедей и уток, символизирующих плодородие. Попадаются также изображения, совмещающие особенности водоплавающей птицы и черты антропоморфных существ[5]. Возможно, лебеди для древних обитателей восточного побережья Онежского озера ассоциировались с тотемными первопредками. Люди часто видели этих птиц, прилетавших сюда для выведения потомства[4].
Знаки
Солярные и лунарные символы
Второй по популярности сюжет — таинственные и разнообразные диски и полумесяцы, силуэтные либо контурные, часто дополненные мелкими деталями. Их принято называть «солярными и лунарными знаками». Из более чем 1300 онежских петроглифов к знакам солнца и луны относится примерно 160 рисунков[2]. Эти изображения исследователи признают ключевыми для расшифровки смысла петроглифов[7]. Отростки, отходящие от дисков, рассматриваются как лучи. Также есть контурные или силуэтные круги без отростков и знаков в виде серпа или полудиска. На острове Большой Гурий запечатлён необычный символ — в форме неправильного овала, разделённого на две части зигзагообразной линией, как китайский символ «инь янь»[4].
По ряду признаков лунарные и солярные символы относят к числу наиболее ранних петроглифов на онежском святилище. Предполагают, что само святилище на Онежском озере первоначально возникло как место, удобное для наблюдения за заходами и восходами Луны и Солнца в соответствии с их суточными, месячными и годовыми циклами, что позволяло вести счёт времени[2].
Жезлы
Кроме астроморфных символов, среди петроглифовОнежского озера существуют и иные знаковые изображения, напоминающие ожерелье, неправильный круг или подковообразный предмет. Всего таких изображений около 3 % от общего количества петроглифов[5]. Самыми многочисленными из них являются так называемые жезлы с треугольным завершением на одном конце и отходящим в сторону от стержня отростком в виде маленькой лосиной головы. Иногда они имеют кольцо на другом конце. Есть также иные варианты жезлов — в виде прямого или изогнутого стержня с лосиной головой на одном конце или изображение, называемое «весло», с загнутым противоположным концом, что напоминает шею и голову лебедя. Есть изображение человека, который держит в руках жезлы с треугольными основаниями. Вероятно, они являлись магическими предметами, использовавшимися для определённых целей при проведении ритуалов на скалах древним населением Севера Европы[4].
Антропоморфные фигуры
В Онежском наскальном святилище немало антропоморфных образов (7 % всех изображений), показанных анфас или в профиль, небольших по размерам. Антропоморфы очень разнообразны. Наряду с полностью изображенными фигурами, есть множество таких, у которых некоторые части тела (пальцы, руки, голова) отсутствуют. В некоторых случаях обозначены половые признаки — фаллос или груди[5].
«Онежский бес». Крест и христианские атрибуты появились не ранее XVI века, вероятно, с целью борьбы с язычеством[8].
Самое знаменитое антропоморфное изображение онежских петроглифов — «Онежский бес» длиной почти 2,5 м. Вокруг естественной трещины в граните вырезано изображение антропоморфного существа, в народе названного бесом. У него большая квадратная голова, на которой схематично изображены глаза, нос и рот. Туловище массивное, вытянутое, по сторонам раскинуты руки с растопыренными пальцами. Ноги широко расставлены и согнуты в коленях. Предполагают, что трещина, которая делит беса пополам, стала объектом культа задолго до появления этого персонажа. Возможно, охотники, жившие на онежских берегах, приносили в этом месте жертвы своим богам, сливая в трещину, которая уходит вглубь скалы и соединяется с водами озера, кровь жертвенных животных[9].
Другая, относительно крупная человеческая фигура на полуострове Кочковнаволок названа первооткрывателями из Эстонии «Шальской Венерой». Излюбленная поза многих изображений людей напоминает движения в танце — правая рука поднята, левая опущена вниз, реже наоборот, или иногда обе руки подняты, что выглядит как ритуал поклонения. В ряде случаев у них круглые контурные головы, что может отражать их связь с солярным культом[4].
Животные
Животные послужили прототипами 12 % изображений. Прежде всего это копытные — лоси или олени, гораздо реже — медведи, лисицы и бобры. Среди очень редких — выдры, змеи, рыбы, морские животные (белухи). Иногда животные имеют фантастический облик — угловатое туловище, огромную голову, длинный хвост. Все они без рогов, включая лосиные головы. Чаще всего изображения животных встречаются на мысах Карецкий Нос, Пери Нос и в северном скоплении Бесова Носа. На мысе Пери Нос и на Бесовом Носе имеются единичные сцены охоты на лосей и медведей, а также китобойного промысла (беломорское влияние)[5][4].
Лодки
Довольно часто встречаются изображения в виде лодок — около 7 %. В большинстве случаев лодки имеют зооморфное украшение в виде лосиной головы в носовой части. Половина рисунков дополнена вертикальными черточками, которыми обозначен экипаж на борту. Обычно их 3-5, но бывает и до 20. Такого типа изображения лодок распространены в Бесовоносовском регионе[5].
Онежские петроглифы в Карельском краеведческом музее.
1930-е годы оказались очень плодотворными для изучения петроглифов Онежского озера: выявлено и опубликовано свыше 400 отдельных фигур, отработана скандинавская методика копирования на кальку, позволявшая фиксировать сравнительно большие участки скал с древними выбивками. Именно тогда обозначились основные направления и методология научно-исследовательской работы по этой проблематике. В советский период (1928—1991) Онежские петроглифы посещали и целенаправленно изучали археологи А. М. Линевский, А. Я. Брюсов, В. И. Равдоникас, Ю. А. Савватеев, А. Д. Столяр, этнограф К. Д. Лаушкин, искусствовед Р. Б. Климов, Эстонское общество любителей наскального искусства (председатель В. Пойкалайнен). Все они внесли свой весомый вклад в документирование и популяризацию Онежской «каменной книги». Систематически и целенаправленно археологические исследования на территории онежских петроглифов стали проводиться с 1997 года, они дополнялись изысканиями естественнонаучного характера. С 1997 года и до сегодняшнего дня Онежские петроглифы целенаправленно изучались Н. В. Лобановой (Карельский научный центр Российской академии наук) совместно с коллегами из Норвегии (Риксантикварен, музей Тромсе). С конца 1990-х и до 2008 года работа на территории Онежских петроглифов осуществлялась сотрудниками Карельского научного центра рамках нескольких отечественных и совместных с зарубежными коллегами проектов: карельско-норвежский проект «Сохранение наскального искусства Карелии (1997—2002)», проект НИОКР «Разработка методики защиты памятников наскального искусства Карелии от негативного природного и антропогенного воздействия (2013)». В 2012—2013 годы Институтом языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН также проводились спасательные раскопки древних стоянок, расположенных вблизи Онежских петроглифов, культурный слой которых был частично разрушен в результате сильного урагана в 2010 году[4].
Равдоникас В. И. Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря / Отв. ред. акад. И. И. Мещанинов. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.
Линевский А. М. Петроглифы Карелии. — Петрозаводск: Каргосиздат, 1939. — 192 с.
Савватеев Ю. А. Каменная летопись Карелии: Петроглифы Онежского озера и Белого моря / Худож. Д. М. Плаксин; Подготовка оригиналов наскальных рисунков к печати С. И. Зиначева и Д. М. Плаксина. — Петрозаводск: Карелия, 1990. — 120 с. — ISBN 5-7545-0316-4.
Савватеев Ю. А. Наскальные рисунки Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1984. — 216 с.
Савватеев А. Ю. Вечные письмена (наскальные изображения Карелии) — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2007. — 464 с.
Лобанова Н. В. Петроглифы Онежского озера. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. — 440 с. — ISBN 978-5-91244-042-7.
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!