Онежские петроглифы

Петроглифы Онежского озера и Белого моря
Страна  Россия
Местоположение Карелия, побережье Онежского озера
Онежские петроглифы (Европа)
Точка
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 101741293440006

Оне́жские петро́глифы — памятники наскального изобразительного творчества (петроглифы) неолитической культуры[1] на восточном побережье Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Датируются рубежом V—IV тысячелетия до нашей эры[2] — III тысячелетиями до нашей эры[3]. Основные изображения — птицы, знаки, лесные животные, лодки, антропоморфные мотивы[4]. В отличие от беломорских петроглифов, среди онежских рисунков почти нет сложных сюжетных изображений[5].

Общие сведения

На Севере Евразии известно множество памятников наскального искусства с характерными для каждого региона стилистическими приёмами и набором мотивов[5]. Одной из главных достопримечательностей Карелии являются Онежские и Беломорские петроглифы — уникальные наскальные рисунки древних художников, прекрасно сохранившиеся образцы первобытного искусства[4]. Создавались они носителями неолитической культуры с V — первой четверти IV тысячелетия до нашей эры до середины III тысячелетиями до нашей эры, когда скалы c изображениями погрузились под воду на несколько сотен лет[1]. Общее время создания петроглифов — менее одного тысячелетия в рамках ранней, развитой и поздней фаз эпохи неолита[4]. Несмотря на различия в мотивах и в стиле, заметно сходство онежских петроглифов с наскальными рисунками других памятников на северо-востоке Фенноскандии. Это указывает на общую мировоззренческую основу и на существование контактов среди населения этого края[5].

Место, где найдены онежские петроглифы.

Скопления петроглифов Онежского озера протянулись вдоль 20-километрового участка его восточного берега от устья реки Водлы на юг до Гурьих островов (основные места: скалы полуострова Бесов Нос, Кочковнаволок, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, Карецкий Нос, остров Гурий)[5] В настоящее время на Онежском озере известно 25 групп наскальных полотен с 1226 изображениями, расположенных на 17 мысах и 6 островах[4]. Ещё 92 были вывезены в Эрмитаж и в Карельский краеведческий музей, то есть общее их количество превышает 1300[5].

Петроглифы представляют собой силуэтные или контурные выбивки, сделанные при помощи каменного инструмента на глубину 1-3 мм на гладких пологих участках далеко выступающих в воду прибрежных гранитных скал Онежского озера, возраст которых более трёх миллиардов лет. Размеры изображений варьируются от нескольких сантиметров до 2-4 метров, но чаще всего 20-30 см. Находятся они на высоте примерно 1 м над поверхностью воды, только на полуострове Кочковнаволок их местоположение превышает уровень озера на 2-2,5 м[4]. Наскальные рисунки Карелии располагаются под открытым небом. Что необычно, ведь художества древних людей обычно находят в пещерах. По всей видимости, изображения носили ритуальный характер: посещались древними жителями лишь по особым случаям. Поэтому карельские петроглифы нередко называют «храмом под открытым небом»[6], или «Онежским святилищем».

В 2021 году петроглифы были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальные образцы первобытного монументального изобразительного творчества, которые относятся к числу важнейших древних культурно-исторических достопримечательностей Северной Европы. В целом степень сохранности Онежских петроглифов достаточно высокая[4].

Основные сюжеты

Петроглифы полуострова Бесов нос.

Онежские петроглифы разнообразны по размеру (66 % из них меньше 25 см, 23 % — от 25 до 50 см, 11 % превышает 50 см. Самая крупная из них — фигура Великой Лебеди, 4,1 м, высеченная на Лебедином Носу[5]), по тематике и по составу изображений. Они часто сложные, порождённые фантазией и своеобразными местными традициями. Выделяются пять главных мотивов: птицы, знаки, лесные животные, лодки, антропоморфные мотивы[4]. Среди онежских рисунков почти целиком отсутствуют сложные нарративные сцены[5].

Птицы

Несмотря на то что первобытные люди сталкивались со множеством живых и неодушевлённых объектов, прототипами для петроглифов были выбраны лишь немногие. Больше всего изображений (44 %) водоплавающей птицы, особенно лебедя[5]. Это необычная особенность Онежского наскального комплекса. Подобного предпочтения нет в наскальном искусстве Евразии[4].

Больше всего их изображений лебедей в устье реки Водлы на полуострове Кочковнаволок. Они силуэтные, контурные, со странными дугами внутри туловища, часто с невероятно длинными шеями. Встречаются лебеди-гиганты, но есть и маленькие фигурки, размером всего в несколько сантиметров. Представлены выводки лебедей и уток, символизирующих плодородие. Попадаются также изображения, совмещающие особенности водоплавающей птицы и черты антропоморфных существ[5]. Возможно, лебеди для древних обитателей восточного побережья Онежского озера ассоциировались с тотемными первопредками. Люди часто видели этих птиц, прилетавших сюда для выведения потомства[4].

Знаки

Солярные и лунарные символы

Второй по популярности сюжет — таинственные и разнообразные диски и полумесяцы, силуэтные либо контурные, часто дополненные мелкими деталями. Их принято называть «солярными и лунарными знаками». Из более чем 1300 онежских петроглифов к знакам солнца и луны относится примерно 160 рисунков[2]. Эти изображения исследователи признают ключевыми для расшифровки смысла петроглифов[7]. Отростки, отходящие от дисков, рассматриваются как лучи. Также есть контурные или силуэтные круги без отростков и знаков в виде серпа или полудиска. На острове Большой Гурий запечатлён необычный символ — в форме неправильного овала, разделённого на две части зигзагообразной линией, как китайский символ «инь янь»[4].

По ряду признаков лунарные и солярные символы относят к числу наиболее ранних петроглифов на онежском святилище. Предполагают, что само святилище на Онежском озере первоначально возникло как место, удобное для наблюдения за заходами и восходами Луны и Солнца в соответствии с их суточными, месячными и годовыми циклами, что позволяло вести счёт времени[2].

Жезлы

Кроме астроморфных символов, среди петроглифов Онежского озера существуют и иные знаковые изображения, напоминающие ожерелье, неправильный круг или подковообразный предмет. Всего таких изображений около 3 % от общего количества петроглифов[5]. Самыми многочисленными из них являются так называемые жезлы с треугольным завершением на одном конце и отходящим в сторону от стержня отростком в виде маленькой лосиной головы. Иногда они имеют кольцо на другом конце. Есть также иные варианты жезлов — в виде прямого или изогнутого стержня с лосиной головой на одном конце или изображение, называемое «весло», с загнутым противоположным концом, что напоминает шею и голову лебедя. Есть изображение человека, который держит в руках жезлы с треугольными основаниями. Вероятно, они являлись магическими предметами, использовавшимися для определённых целей при проведении ритуалов на скалах древним населением Севера Европы[4].

Антропоморфные фигуры

В Онежском наскальном святилище немало антропоморфных образов (7 % всех изображений), показанных анфас или в профиль, небольших по размерам. Антропоморфы очень разнообразны. Наряду с полностью изображенными фигурами, есть множество таких, у которых некоторые части тела (пальцы, руки, голова) отсутствуют. В некоторых случаях обозначены половые признаки — фаллос или груди[5].

«Онежский бес». Крест и христианские атрибуты появились не ранее XVI века, вероятно, с целью борьбы с язычеством[8].

Самое знаменитое антропоморфное изображение онежских петроглифов — «Онежский бес» длиной почти 2,5 м. Вокруг естественной трещины в граните вырезано изображение антропоморфного существа, в народе названного бесом. У него большая квадратная голова, на которой схематично изображены глаза, нос и рот. Туловище массивное, вытянутое, по сторонам раскинуты руки с растопыренными пальцами. Ноги широко расставлены и согнуты в коленях. Предполагают, что трещина, которая делит беса пополам, стала объектом культа задолго до появления этого персонажа. Возможно, охотники, жившие на онежских берегах, приносили в этом месте жертвы своим богам, сливая в трещину, которая уходит вглубь скалы и соединяется с водами озера, кровь жертвенных животных[9].

Другая, относительно крупная человеческая фигура на полуострове Кочковнаволок названа первооткрывателями из Эстонии «Шальской Венерой». Излюбленная поза многих изображений людей напоминает движения в танце — правая рука поднята, левая опущена вниз, реже наоборот, или иногда обе руки подняты, что выглядит как ритуал поклонения. В ряде случаев у них круглые контурные головы, что может отражать их связь с солярным культом[4].

Животные

Животные послужили прототипами 12 % изображений. Прежде всего это копытные — лоси или олени, гораздо реже — медведи, лисицы и бобры. Среди очень редких — выдры, змеи, рыбы, морские животные (белухи). Иногда животные имеют фантастический облик — угловатое туловище, огромную голову, длинный хвост. Все они без рогов, включая лосиные головы. Чаще всего изображения животных встречаются на мысах Карецкий Нос, Пери Нос и в северном скоплении Бесова Носа. На мысе Пери Нос и на Бесовом Носе имеются единичные сцены охоты на лосей и медведей, а также китобойного промысла (беломорское влияние)[5][4].

Лодки

Довольно часто встречаются изображения в виде лодок — около 7 %. В большинстве случаев лодки имеют зооморфное украшение в виде лосиной головы в носовой части. Половина рисунков дополнена вертикальными черточками, которыми обозначен экипаж на борту. Обычно их 3-5, но бывает и до 20. Такого типа изображения лодок распространены в Бесовоносовском регионе[5].

Исследования петроглифов

Первые группы наскальных рисунков Онежского озера (на мысах Пери Нос и Бесов Нос) были открыты геологом из Санкт-Петербурга Константином Гревингком, в 1848 году совершал геогностическое путешествие по Олонецкой губернии[10]. После значительного перерыва важной вехой стали работы экспедиций под руководством шведского археолога Густава Халльстрёма в 1910 и 1914 годах. Вместе с коллегами М. Беркиттом (Университет Кембриджа) и Б. Шниттгером (Университет Стокгольма) он за два полевых сезона сфотографировал и скопировал 412 фигур. Первая мировая война помешала завершить эти успешно начатые исследования. Неопубликованные материалы Г. Халльстрема (планы, схемы, копии петроглифов) до сих пор хранятся в архиве Университета Умео.

1930-е годы оказались очень плодотворными для изучения петроглифов Онежского озера: выявлено и опубликовано свыше 400 отдельных фигур, отработана скандинавская методика копирования на кальку, позволявшая фиксировать сравнительно большие участки скал с древними выбивками. Именно тогда обозначились основные направления и методология научно-исследовательской работы по этой проблематике. В советский период (1928—1991) Онежские петроглифы посещали и целенаправленно изучали археологи А. М. Линевский, А. Я. Брюсов, В. И. Равдоникас, Ю. А. Савватеев, А. Д. Столяр, этнограф К. Д. Лаушкин, искусствовед Р. Б. Климов, Эстонское общество любителей наскального искусства (председатель В. Пойкалайнен). Все они внесли свой весомый вклад в документирование и популяризацию Онежской «каменной книги». Систематически и целенаправленно археологические исследования на территории онежских петроглифов стали проводиться с 1997 года, они дополнялись изысканиями естественнонаучного характера. С 1997 года и до сегодняшнего дня Онежские петроглифы целенаправленно изучались Н. В. Лобановой (Карельский научный центр Российской академии наук) совместно с коллегами из Норвегии (Риксантикварен, музей Тромсе). С конца 1990-х и до 2008 года работа на территории Онежских петроглифов осуществлялась сотрудниками Карельского научного центра рамках нескольких отечественных и совместных с зарубежными коллегами проектов: карельско-норвежский проект «Сохранение наскального искусства Карелии (1997—2002)», проект НИОКР «Разработка методики защиты памятников наскального искусства Карелии от негативного природного и антропогенного воздействия (2013)». В 2012—2013 годы Институтом языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН также проводились спасательные раскопки древних стоянок, расположенных вблизи Онежских петроглифов, культурный слой которых был частично разрушен в результате сильного урагана в 2010 году[4].

См. также

Литература

  1. Равдоникас В. И. Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря / Отв. ред. акад. И. И. Мещанинов. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.
  2. Линевский А. М. Петроглифы Карелии. — Петрозаводск: Каргосиздат, 1939. — 192 с.
  3. Савватеев Ю. А. Каменная летопись Карелии: Петроглифы Онежского озера и Белого моря / Худож. Д. М. Плаксин; Подготовка оригиналов наскальных рисунков к печати С. И. Зиначева и Д. М. Плаксина. — Петрозаводск: Карелия, 1990. — 120 с. — ISBN 5-7545-0316-4.
  4. Савватеев Ю. А. Наскальные рисунки Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1984. — 216 с.
  5. Савватеев А. Ю. Вечные письмена (наскальные изображения Карелии) — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2007. — 464 с.
  6. Лобанова Н. В. Петроглифы Онежского озера. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. — 440 с. — ISBN 978-5-91244-042-7.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Лобанова Н. В. К вопросу о хронологии и периодизации наскальных изображений Онежского озера // Российская археология. — 2014. — № 3. — С. 98–110. — ISSN 0869-6063 ISSN: 0869-6063.
  2. 2,0 2,1 2,2 Потёмкина Т. М. Знаки луны и солнца в наскальных рисунках Онежского святилища // Уральский исторический вестник. — 2010. — № 1(26). — С. 77—91. — ISSN 1728-9718 ISSN: 1728-9718.
  3. Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2. — Петрозаводск: ПетроПресс, 2009. — С. 366—367. — 462 с. — ISBN 978-5-8430-0125-4.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 Вестник Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. — 2021. — 76 с. — ISBN 978–5–9909469–6–5.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 В. Пойкалайнен. Онежские наскальные изображения // Уральский исторический вестник. — 2010. — № 1(26). — С. 70—76. — ISSN 1728-9718 ISSN: 1728-9718.
  6. «Библия каменного века»: петроглифы Карелии Источник: https://travelask.ru/blog/posts/15942-bibliya-kamennogo-veka-petroglify-karelii. Дата обращения: 22 июля 2023.
  7. Лобанова Н. В. Знаковые и символические образы в наскальном искусстве Карелии: классификация, проблемы интерпретации // Краткие сообщения Института археологии. — 2020. — № 260. — С. 195—208. — ISSN 0130-2620 ISSN: 0130-2620.
  8. Лобанова Н. В. Петроглифы Карелии в контексте их взаимосвязи с окружающим ландшафтом // Наследие и современность. — 2022. — Т. 5, № 4. — С. 406–425. — ISSN 2619-0214 ISSN: 2619-0214.
  9. Власенко А. Карельские петроглифы. Альманах "Наследие" (19.04.2023). Дата обращения: 22 июля 2023.
  10. Археология Карелии / Ответственные редакторы М.Г.Косменко, С.И.Кочкуркина. — Петрозаводск, 1996. — 414 с.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!