Свияжский Успенский монастырь

Материал из «Знание.Вики»
Монастырь
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь
Sviyazhsk Uspensky Monastery 08-2016 img2.jpg
Страна  Россия
Село Свияжск
Конфессия Православие
Епархия Казанская
Тип мужской
Дата основания 1555 год[1]
Настоятель Игумен Симеон (Кулагин)
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
Assumption Cathedral and Monastery of the town-island of Sviyazhsk
(Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска)
Ссылка № 1525 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии ii, iv
Регион Европа и Северная Америка
Включение 2017 (41-я сессия)
Сайт http://sviyazhsk-monastery.ru/

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — действующий монастырь Казанской епархии Русской православной церкви, расположен на острове Свияжск в 30 км от Казани, уникальный и единственный в Поволжье шедевр русского храмостроения XVI века, входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится памятник в юго-западной части острова-града Свияжск.

История

История Успенского, или Богородице-Успенского монастыря, напрямую связана с историей образования самого Острова-града Свияжска, который сыграл огромную роль в подготовке и проведении операции по взятию Казани и, следовательно, всего Казанского ханства. После присоединения этой огромной территории, проповедующей исламскую религию, одной из основных задач завоевателей стало распространение здесь христианства. Поэтому строительство православных храмов и монастырей было одной из первоочередных задач московских священнослужителей, которые приезжали сюда с миссионерскими целями. После покорения Казани в городе была учреждена архиерейская кафедра, главой которой был назначен игумен Иосифо-Волоколамской обители Гурий. Вступив в Москве в сан Казанского архиепископа в феврале 1555 года, Гурий направляется на место назначения, взяв с собой своего ученика и будущего преемника Германа[2].

Богородицкий-Свияжский Успенский 1-го класса мужской монастырь — Казанской губернии, в городе Свияжске, основан около 1555 года святым Германом, впоследствии архиепископом Казанским[3]. Он же был его первым настоятелем.

За период деятельности архимандрита Германа на территории Успенского монастыря появились такие каменные сооружения как Успенский собор и Храм Николая Чудотворца. Много внимания Герман уделял решению хозяйственных вопросов. Он увеличивал монастырские земли не только в самом Свияжске, но даже в Казани организовал монастырское подворье, которое со временем преобразовалось в Иоанно-Предтеченский монастырь[2]

Возведение Успенского монастыря началось в тот же год, что и строительство Казанского кремля. Предполагают, что архитекторами были псковские мастера Постник Яковлев (тот самый, что строил храм Покрова на Рву) и Иван Ширяй. Основан же монастырь (юридически) был годом раньше, вместе с основанием самой Казанской епархии. Его основатель святитель Герман ныне причислен к лику святых и считается главным чудотворцем татарской земли[4]. Его цельбоносные мощи — главная святыня монастыря с 1592 года[5].

Высказывалось предположение, что свияжский храм выстроен тем самым Постником, который является автором храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. День освящения новопостроенного собора Успенского монастыря в Свияжске известен. Об этом свидетельствует надпись на храмовом антиминсе, который долгое время сохранялся в соборе, однако не дошёл до наших дней: «Лета 7069 месяца сентебря в 12 день на паметь святаго священномученика Автонома, при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и приосвящённом архиепископе нашем Гурие Казанском и Свияжском, священа бысть церкви сия во имя Пречистыя Богородица честнаго и славного Успения первым архимандритом тояж обители Германом и священным собором»[6].

В XVIII веке Свияжский Успенский монастырь представлял собой место, единственной сферой деятельности которого являлась миссионерская и просветительская работа на громадной территории Казанской епархии.

Монастырь был самым богатым и влиятельным из всех обителей Казанской епархии: уже в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень. В 1764 году, когда в силу вступила монастырская реформа Екатерины II, Успенскую обитель зачислили в первый класс — монастырь вошёл в 20 самых богатых и известных монастырей в стране. Вплоть до 1809 года он был единственным первоклассным монастырем в Казанской епархии. Несмотря на этот статус, у монастыря все-таки конфисковали церковные земли.

После секуляризации церковных земель монастырь хирел, а в 1918 году его вовсе закрыли, предварительно убив последнего настоятеля, епископа Амвросия. В монастыре организовали психиатрическую лечебницу, выведенную с территории лишь в 1994 году. Монастырь возродили в 1997 году, тогда же началась реставрация неплохо сохранившейся архитектуры[4].

В Успенском монастыре сохранился двухэтажный архимандритский корпус, построенный в XVII веке в русском теремном стиле. Здесь в 1829—1858 годах размещалось Свияжское духовное училище, переведенное в 1859 году в Казань. Кроме того, сохранились здание монастырского училища (XVIII в.) и братского корпуса. В восточной части этого здания помещалась церковь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского. В настоящее время эти здания возвращены монастырю.

Часть монастырского ансамбля принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск»[7].

В 2017 году Успенский собор был внесён в список Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор открыт для индивидуальных посетителей и туристических групп каждый день, с 9 до 17.30. Время нахождения внутри собора регламентировано по требованию ЮНЕСКО[8].

28 апреля 2019 года, в Христово Воскресение, Успенский собор был открыт после 10-летней реставрации. Сейчас его могут посетить все желающие[9].

Наиболее знаменитые настоятели монастыря

Архитектурные особенности

Строился Свияжский монастырь в формах псковско-новгородского стиля и псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, которых считают также авторами Благовещенского собора Казани и Покровского собора Москвы. Форма и структура его сохранившихся ниш напоминают церковь Спаса на Ильине (1374 г.) — один из величайших храмов Новгорода, отнесенный к памятникам архитектуры мирового значения. Когда-то каждый из четырёх фасадов свияжской и новгородской церквей был наверху треугольным. Кровля сходилась почти под прямым углом к вершине центральной ниши. Более низкие боковые ниши обозначали крутые скаты кровли. Барабан со своими узорами тоже почти полностью повторял аналогичный барабан Спаса на Ильине. Таким образом, можно было сказать, что почти 2 века на свияжской Круглой горе стояла буквально копия храма Спаса на Ильине, причем копия, значительно увеличенная[11].

Несмотря на переделки позднейшего времени, которые за четырехвековое существование претерпел собор, его типично псковский облик совершенно отчетливо выступает из-под наброшенного на него барочного наряда. Поставленный на подцерковье одноглавый храм Успения Богоматери, почти квадратный в плане, с четырьмя широко расставленными столбами, с полукруглыми центральной и двумя пониженными боковыми апсидами был покрыт пофронтонно на восемь скатов. Фасады его обработаны «по-псковски» четырьмя лопатками, стянутыми вверху лопастными арками. Бровки над узкими окнами большого барабана главы, нарядный пояс из бегунков, поребриков и полуциркульных арочек, украшающий верх барабана и апсид, арочные тяги на апсидах являются характерными мотивами орнаментации для псковской архитектуры.

В Успенском соборе, освященном в 1560 году, под покровом Матери Божией прекрасно сохранись фрески середины XVI века. В ХVII столетии с западной стороны к нему была пристроена трапезная: увеличивавшаяся монастырская братия нуждалась в новых пространствах. Ещё через несколько десятков лет, в середине ХVIII века, свою форму меняет глава храма, разбираются и восьмискатные покрытия сводов, место которых занимает четырёхскатная крыша. Над первоначальным барабаном появляется восьмигранник, его шлемовидное завершение заменяется сложным куполом в стиле украинского барокко. В верхней точке нового купола размещается маленькая луковичная главка, увенчанная крестом. Барокко оставило свой неизгладимый, легко узнаваемый след не только в куполе собора. Тогда же, в ХVIII веке, фасады храма со всех четырёх сторон дополняются барочными кокошниками, по три штуки над каждой стеной, а окна растёсываются и обрамляются барочными наличниками[12].

Примечания

  1. Богородицкий-Свияжский Успенский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. 2,0 2,1 © Путеводитель по России. Успенско-богородицкий мужской монастырь
  3. Богородицкий-Свияжский Успенский монастырь. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. 4,0 4,1 Российские древности: Свияжский Успенский монастырь
  5. Свияжск. Свияжский Успенский монастырь
  6. Свияжск. Богородице-Успенский монастырь
  7. 7,0 7,1 Казанские истории. Свято-Успенский мужской монастырь в Свияжске
  8. МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ОСТРОВ-ГРАД СВИЯЖСК». УСПЕНСКИЙ СОБОР И АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ — ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО
  9. Свияжский Успенский монастырь
  10. Православие в Татарстане. История Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря
  11. Рощектаев Андрей Владимирович История Свияжского Успенского монастыря
  12. Свияжск. Богородице-Успенский монастырь

Литература

  • Игумен Кирилл. Архитектурное значение храмов Свияжского Свято-Успенского мужского монастыря // Православный собеседник. — 2005. — Вып. 2(10). — С.222-236.
  • Рощектаев А. В. Монастыри Свияжска: [Богородице-Успенский мужской и Иоанно-Предтеченский женский монастыри : историческое издание]. — Казань : [б. и.], 2013. — 191 с.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!