Аврелий Августин
| Аврелий Августин | |
|---|---|
| лат. Aurelius Augustinus | |
| Святой Августин. Работа Филиппа де Шампаня, 1645 г. | |
| Дата рождения | 13 ноября 354 |
| Место рождения | Тагаст, Нумидия, Римская империя, ныне Сук-Арас, Алжир |
| Дата смерти: | 28 августа 430 (75 лет) |
| Место смерти: | Гиппон, Африка, Западная Римская империя |
| Почитается | в православии, католичестве, англиканстве, лютеранстве |
| Главная святыня | Сан Пьетро ин Чель д’Оро, Павия |
| День памяти | в православии — 15 (28) июня; в католицизме и протестантизме — 28 августа |
| Покровитель | пивовары; типографы; теологи |
| Атрибуты | ребёнок; голубь; перо; ракушка, разбитое сердце |
Авре́лий Августи́н Иппо́нийский (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis; 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия, Римская империя — 28 августа 430 год, Гиппон, Северная Африка, Западная Римская империя) — христианский богослов, философ, епископ Гиппона Царского (395–430), один из наиболее влиятельных отцов Церкви в святоотеческий период[1]. Его труды оказали существенное воздействие на развитие западной философии и христианской теологии[2][3]. Признан святым в Католической, Православной и Англиканской церквях. В католицизме почитается как Учитель Церкви и покровитель августинцев, богословов, печатников. Память совершается в католической[4] и лютеранской церквях 28 августа, в православной церкви — 15 июня по юлианскому календарю[5].
Биография
Ранние годы и образование
Родился 13 ноября 354 года в римской провинции Нумидия, в городе Тагаст (на территории современного Алжира)[5]. Его отец, Патриций, был мелким землевладельцем и членом муниципального управления, придерживался традиционных римских верований. Мать, Моника (впоследствии канонизированная как святая), воспитывала сына в христианской традиции, что в конечном счёте оказало значительное влияние на его духовное развитие[5]. Несмотря на ограниченные финансовые возможности семьи, Августин получил основательное образование. Начальное обучение прошёл в Тагасте, затем с 363 по 366 год изучал грамматику и риторику в Мадавре. В пятнадцатилетнем возрасте отправился в Карфаген[5], один из крупнейших культурных центров Римской Африки, где продолжил образование в области риторики. В Карфагене же познакомился с произведением Цицерона «Гортензий», которое пробудило в нем интерес к философии и поиску высшей истины[1].
В период обучения в Карфагене Августин вступил в незарегистрированные отношения с женщиной, от которой в 372 году родился сын Адиодат (в греческой традиции — Феодор). Духовные искания привели его к манихейству, дуалистическому религиозно-философскому учению персидского происхождения, которое привлекало его концепцией борьбы светлого и тёмного начал. Период увлечения манихейством продлился около десяти лет (приблизительно 373–382). Со временем, однако, он разочаровался в этом учении, особенно после встречи с манихейским епископом Фавстом, который не смог удовлетворить его философские запросы. После завершения образования Августин вернулся в Тагаст, где преподавал грамматику, но вскоре вновь перебрался в Карфаген, где занимался преподавательской деятельностью и изучением естественных наук, включая астрономию[1].
Христианское служение
В 383 году Августин переехал в Рим и затем в Медиолан (современный Милан), где получил должность ритора. Там он познакомился с епископом Амвросием Медиоланским, чьи проповеди произвели на него глубокое впечатление и способствовали пересмотру его отношения к христианству[5]. Кризисный момент наступил в 386 году, когда, переживая внутренний разлад, Августин услышал таинственный голос, призывавший его взять и читать Священное Писание. Открыв Послание к Римлянам (13:13-14), он воспринял это как божественное указание. Это событие привело к его обращению в христианство, и в 387 году, в возрасте тридцати трех лет, он принял крещение от Амвросия Медиоланского. Вскоре после этого скончалась его мать, Моника[1].
После её смерти Августин вернулся в Северную Африку. Продал семейное имущество и вырученные средства направил на нужды Церкви. В 391 году, находясь в Иппоне, был рукоположен в священники епископом Валерием. В 395 году Августин стал епископом-коадъютором, после смерти Валерия — епископом Иппонским. На этом посте активно занимался пастырской деятельностью, проповедовал, толковал Священное Писание и участвовал в полемике с современными ему еретическими движениями, такими как манихейство, донатизм и пелагианство. Его епископство пришлось на период упадка Западной Римской империи. Скончался 28 августа 430 года[5] во время осады Гиппона вандалами[1].
Вклад в богословие
Богословское наследие Августина обширно и многогранно. К числу его наиболее значительных работ относятся «Исповедь» (Confessiones) — автобиографическое произведение, описывающее его духовный путь; «О граде Божьем» (De Civitate Dei) — фундаментальный труд, посвященный философии истории и противопоставлению земного и божественного градов; «О Троице» (De Trinitate) — систематическое изложение тринитарного богословия; «Христианская наука» (De Doctrina Christiana) — работа по библейской герменевтике и церковному красноречию[2][3].
В полемике с пелагианами Августин разрабатывал учение о благодати, первородном грехе и предопределении, подчеркивая необходимость божественного содействия для спасения человека. Его позиция, однако, породила спорные интерпретации, которые впоследствии были развиты в протестантской доктрине предопределения. Другим дискуссионным аспектом его богословия является учение о Филиокве — исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, которое было отвергнуто Православной церковью[2][3].
Влияние
Несмотря на наличие спорных моментов в его наследии, влияние Августина на западную христианскую мысль трудно переоценить[5]. Его идеи оказали значительное воздействие на средневековую схоластику[1].
В период Реформации такие деятели, как Мартин Лютер и Жан Кальвин, апеллировали к его учению о благодати и предопределении. На Востоке его богословие встречало как критику (например, со стороны Иоанниса Романидиса), так и признание (со стороны Георгия Флоровского). Блаженный Августин упомянут в деяниях Пятого Вселенского собора среди святых отцов и учителей Церкви, православное учение которых принимается в качестве эталона[1].
Переводы
Русские переводы
Собрания сочинений:
- Августин. Избранные сочинения. В 4 ч. — М., 1786.
- Ч. 1. О Граде Божьем. — Кн. 1-5. — 509 с[6].
- Ч. 2. О Граде Божьем. — Кн. 6-12. — 375 с.
- Ч. 3. О Граде Божьем. — Кн. 13-18. — 496 с.
- Ч. 4. О Граде Божьем. — Кн. 19-22. Святые и душеспасительные размышления. Книга единобеседований души с Богом. Ручная книжка. Карманная псалтирь[7].
- Августин. Творения / Пер. Киевской духовной академии (1879—1908, в 11 ч.).
- переиздание этого перевода в 4 т.: Сост. С. И. Еремеева. — СПб.: Алетейя — К.: Уцимм-пресс, 1998.
- Т. 1. Об истинной религии. — 752 с. (включает сочинения: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «О количестве души», «Об учителе», «Монологи», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «Исповедь»)
- Т. 2. Теологические трактаты. — 768 с. (включает сочинения: «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», «О согласии евангелистов», «О книге Бытия»)
- Т. 3. О граде Божием. — Кн. 1-13. — 600 с.
- Т. 4. О граде Божием. — Кн. 14-22. — 592 с.
- переиздание этого перевода в 4 т.: Сост. С. И. Еремеева. — СПб.: Алетейя — К.: Уцимм-пресс, 1998.
Старые переводы:
- «Книга о видении Христа» (или «Боговидная любовь») Августина переведена Карионом Истоминым с белорусского в 1687 году и поднесена царевне Софье[8].
- Богословские размышления о благодати божией и о воле человеческой. — СПб., 1786. — 140 с.
- О духе и письме / Пер. Н. Загоровского. — М., 1787. — 115 с.
- Исповедания в 13 кн. / Пер. иеромон. Агапита. — М., 1787. — 571 с.
- Христианская наука или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. — Киев, 1835. — 355 с.
- О том, как оглашать людей необразованных. — СПб., 1844.
- Неоднократно издавалась «Карманная Псалтирь» Августина[7][9].
- Исповедь блаж. Августина. В 13 кн. (Новый перевод). — М., 1914. — 442 с[6].
Новые переводы:
- Об обучении оглашаемых / Пер. М. Е. Сергеенко // Богословские труды. — 1976. — № 15.
- О благодати и свободном произволении / Пер. О. Е. Нестеровой // Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987.
- Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит. статья А. А. Столярова. — М.: «Ренессанс», СП ИВО — СиД, 1991. — 488 с. — (Памятники религиозно-философской мысли). — 50 000 экз. — ISBN 5-7664-0472-7.
- Толкование на псалом 125 / Пер. С. А. Степанцова // Альфа и Омега. — 1997. — № 2 (13). — С. 52-75.
- О природе блага против манихеев. Против ниспровергателей Закона и Пророков. Против послания манихея по имени Фундамент / Пер. О. Е. Нестеровой. Об учителе / Пер. В. В. Бибихина // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. — М., 1998. — С. 147—208.
- Письмо CCLVIII (к Марциану) // Богословский сборник. — 1999. — № 4.
- Блаженный Августин. Против академиков / Пер. и комм. О. В. Головой. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. — 192 с.
- Письмо XVIII к Целестину. — М., 2000.
- О предопределении святых Первая книга к Просперу и Иларию / Пер. И. Мамсурова. — М.: Путь, 2000[6].
- Рассуждение в 4-й день празднеств / Пер. С. А. Степанцова // Богословский сборник. — 2000. — № 5.
- О свободе воли. Кн. II / Пер. М. Ермаковой, А. Шарниной. О христианском учении / Пер. С. Неретиной. // Антология средневековой мысли. В 2 т. — Т. 1. — СПб.: РХГИ, 2001. — С. 19-112.
- Августин. Слово о разорении города Рима / Пер. С. А. Степанцова. // Вестник древней истории. — 2001. — № 2[6].
- Августин. О Троице / Пер. А. А. Тащиана. — Краснодар: Глагол, 2004. — 416 с. — (Серия «Патристика. Тексты и исследования»)[6].
- Августин. Проповеди. // Вестник древней истории. — 2007. — № 3.
- Св. Августин, епископ Гиппонский. Проповедь 81 / Пер. С. А. Степанцова. // Вестник древней истории. — 2009. — № 1. — С. 260—267.
- Озерский П. С., Степанцов С. А. Блаженный Августин. Проповедь «О Символе веры к оглашаемым» // Вестник Свято-Филаретовского института. — 2023. — Вып. 47. — С. 181—206.
Другие переводы
- В серии «Loeb classical library» изданы «Исповедь» (т. 1-2, № 26-27), «Избранные письма» (т. 3, № 239), «О граде Божием» (т. 4-10, № 411—417).
- В серии «Collection Budé» издана «Исповедь» в 2 томах[6].
Литература
Общие работы
- Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в., Ч. 1. Миросозерцание Бл. Августина. — М., 1892.
- Писарев Л. Учение блж. Августина, еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. — Каз., 1894.
- Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина, т. I, ч. 1—2. — Сергиев Посад, 1916.
- Герье В. Блаженный Августин. — М., 1910.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. — М.: Мысль, 1979. — С. 181—340.
- История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
- Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007.
- Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. — М., 1999.
- Марру А. И. Св. Августин и августинизм. — М., 1998.
- Суини Майкл. Лекции по средневековой философии. — М., 2001.
- Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. — М., 2003.
- Troeltsch Е. Augustin, die Christliche Antike und das Mittelalter. — München — B., 1915.
- Cayré F. Initiation a la philosophie de S. Augustin. — P., 1947.
- Gilson É. Introduction à l'étude de Saint Augustin. — P., 1949.
- Jaspers К. Platon. Augustin. Kant. Drei Grander des Philosophierens. — München, 1967.
- Flasch K. Augustin: Einführung in sein Denken. — Stuttgart, 1980.
- Клот. Der heil. Kirchenlehrer Augustin. — 2 Bds. — Aachen, 1840.
- Биндеман. Der heilige Augustin. — B., 1844.
- Пужула. Vie de St. Augustin (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нём. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847).
- Дорнор. Augustin, sein theologisches System und seine religionsphilos. Anschauung. — B., 1873.
- Августин: pro et contra. — СПб.: Издательство: РХГА, 2002. — 976 с. — («Русский путь»). — ISBN 5-88812-165-7.
- Наследие блаженного Августина в патристическом и неопатристическом контексте. — М.: ПСТГУ, 2023. — ISBN 978-5-7429-1525-6
Онто-теология и гносеология
- Ritier J. Mundus Intelligibilis. Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der Neuplatonischen Ontologie bei Augustinus. — Frankfurt am Main, 1937.
- Chevalier I. S. Augustin et la pensée grecque. Les relations trinitaires. — Fribourg, 1940.
- Falkenhahn W. Augustins Illuminationslehre im Lichte der jungsten Forschungen. — Köln, 1948.
- Cayré F. La contemplation Augustinienne. — P., 1954.
- Anderson J. F. St. Augustine and Being. A metaphysical essay. — La Haye, 1965.
- Armstong A. H. Augustine and the Christian Platonism. — Villanova, 1967.
- Wittmann L. Ascensus. Der Aufstieg zur Transzendenz in der Metaphysik Augustins. — Шаблон:Münch., 1980.
- Bubacz B. St. Augustine’s theory of knowledge. — N. Y.—Toronto, 1981.
Антропология, психология, этика
- Скворцов К. И. Августин Иппонийский как психолог. Киев, 1870. 247 стр.
- Mausbach J. Die Ethik des heiligen Augustin, B2. Aufl., Freiburg, 1929
- Nygren G. Das Prädestinationsproblem in der Theologie Augustins. Lund, 1956
- Körner F. Das Sein und der Mensch. Die existentielle Seinsentdeckung des jungen Augustin. Freiburg-?-Münch., 1959
- Stelzenberger J. Conscientia bei Augustinus. Paderborn, 1959
- Berlinger R. Augustins dialogische Metaphysik. Fr./M., 1962
- Mader J. Die Logische Struktur des personalen Denkens: Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. Wien, 1965
- Maxsein A. Philosophia Cordis. Das Wesen der Personalität bei Augustinus. Salzburg, 1966
- Schmaus M. Die psychologische Trinitätslehre des hl. Augustinus, 2 Aufl. Münster, 1927
- O’Connell R. J. St. Augustine’s early Theory of Man. A. D. 386—391. Cambr. (Mass.), 1968
- Stein W. Sapientia bei Augustinus. Bonn, 1968
- Böhm S. La temporalité dans l’anthropologie augustinienne. P., 1984
Эсхатология и социология
- Deane H. A. The political and social ideas of St. Augustine. N. Y.—L., 1963
- Markus R. Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine. Cambr., 1970
- Schmidt E. A. Zeit und Geschichte bei Augustinus. Hdlb., 1985
Эстетика
- Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984
- Svoboda К. L’Esthétique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933
Традиция
- Nygren A. Augustin und Luther. В., 1958
- Smits L. Saint Augustin dans l’oeuvre de Jean Calvin, т. 1—2. Assen, 1957—58
- Bern Ch. Érasme et Saint Augustin ou Influence de Saint Augustin sur l’humanisme d’Érasme. Gen., 1969
- Sellier P. Pascal et Saint Augustin. P., 1970
Библиография
- Andresen С. Bibliographia Augustiniana, 2 Aufl. Darmstadt, 1973
- Miethe Т. L. Augustinian Bibliography, 1970—1980. Westport-L., 1982.
Общие работы
- . — ISBN 978-0-582-36467-7.
- . — ISBN 978-1-57910-918-9.
- . — ISBN 978-1-56731-014-6.
- . — ISBN 978-0-300-10598-8.
- . — ISBN 978-0758613486.
- . — ISBN 978-0-687-17183-5.
- . — ISBN 978-0-19-537204-5.
- . — ISBN 978-0-14-102189-8.
В кино
- «Святой Августин» (итал. Sant'Agostino) — телефильм, снятый итальянским режиссёром Кристианом Дюгеем[10]. В главной роли Аврелия Августина снялся актёр Франко Неро[11].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Augustine of Hippo (англ.). Stanford Encyclopedia of Philosophy (25 сентября 2019). Дата обращения: 19 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия. Азбука.ру. Дата обращения: 19 октября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 О Троице. Азбука.ру. Дата обращения: 19 октября 2025.
- ↑ The Confessions (англ.). New Advent. Дата обращения: 19 октября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 O'Donnell J. St. Augustine (англ.). Britannica (3 октября 2025). Дата обращения: 19 октября 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Книги Аврелия Августина. Книгогид. Дата обращения: 19 октября 2025.
- ↑ 7,0 7,1 Карманная Псалтирь Блаженного Августина // Избранные сочинения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Часть IV. — М.: В типографии Компании типографической, 1786. — С. 596—603. — 603 с.
- ↑ Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 3. — Ч. 2. — С. 150—151.
- ↑ Салахов А.Б. Учение Августина в духовном образовании Российской империи // Философические письма. Русско-европейский диалог : журнал. — 2023. — № 3. — С. 71, 77.
- ↑ Святой Августин (2009). Кино-Театр.Ру. Дата обращения: 19 октября 2025.
- ↑ Франко Неро. Кино-Театр.Ру. Дата обращения: 19 октября 2025.
Ссылки
- Рузиев Х. Каримова А. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2023).
- Уколова В. Время и история на исходе империи: аврелий Августин Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение». Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (2013).
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 13 ноября
- Родившиеся в 354 году
- Родившиеся в Алжире
- Умершие 28 августа
- Умершие в 430 году
- Умершие в Аннабе
- Отцы Церкви
- Учители Церкви
- Церковные политики
- Философы V века
- Политические философы
- Христианские философы Древнего Рима
- Латинские философы
- Латинские эпистолографы
- Персоналии:Этика
- Эстетики
- Проповедники
- Святые Единой Церкви
- Святые Африки
- Святые Нумидии
- Христианские святые V века
- Православные блаженные
- Патристика
- Античные писатели, чьи труды дошли до нашего времени
- Древнеримские писатели
- Волюнтаристы
- Персоналии:Христианский антииудаизм
- Христианский неоплатонизм
- Септуагинта
- Персонажи «Божественной комедии»
- Проверенная статья
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN