Аврелий Августин

Эта статья прошла проверку экспертом
Аврелий Августин
лат. Aurelius Augustinus
Святой Августин. Работа Филиппа де Шампаня, 1645 г.
Святой Августин. Работа Филиппа де Шампаня, 1645 г.
Дата рождения 13 ноября 354(0354-11-13)
Место рождения Тагаст, Нумидия, Римская империя, ныне Сук-Арас, Алжир
Дата смерти: 28 августа 430(0430-08-28) (75 лет)
Место смерти: Гиппон, Африка, Западная Римская империя
Почитается в православии, католичестве, англиканстве, лютеранстве
Главная святыня Сан Пьетро ин Чель д’Оро, Павия
День памяти в православии — 15 (28) июня; в католицизме и протестантизме — 28 августа
Покровитель пивовары; типографы; теологи
Атрибуты ребёнок; голубь; перо; ракушка, разбитое сердце

Авре́лий Августи́н Иппо́нийский (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis; 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия, Римская империя28 августа 430 год, Гиппон, Северная Африка, Западная Римская империя) — христианский богослов, философ, епископ Гиппона Царского (395–430), один из наиболее влиятельных отцов Церкви в святоотеческий период[1]. Его труды оказали существенное воздействие на развитие западной философии и христианской теологии[2][3]. Признан святым в Католической, Православной и Англиканской церквях. В католицизме почитается как Учитель Церкви и покровитель августинцев, богословов, печатников. Память совершается в католической[4] и лютеранской церквях 28 августа, в православной церкви — 15 июня по юлианскому календарю[5].

Биография

Ранние годы и образование

Родился 13 ноября 354 года в римской провинции Нумидия, в городе Тагаст (на территории современного Алжира)[5]. Его отец, Патриций, был мелким землевладельцем и членом муниципального управления, придерживался традиционных римских верований. Мать, Моника (впоследствии канонизированная как святая), воспитывала сына в христианской традиции, что в конечном счёте оказало значительное влияние на его духовное развитие[5]. Несмотря на ограниченные финансовые возможности семьи, Августин получил основательное образование. Начальное обучение прошёл в Тагасте, затем с 363 по 366 год изучал грамматику и риторику в Мадавре. В пятнадцатилетнем возрасте отправился в Карфаген[5], один из крупнейших культурных центров Римской Африки, где продолжил образование в области риторики. В Карфагене же познакомился с произведением Цицерона «Гортензий», которое пробудило в нем интерес к философии и поиску высшей истины[1].

В период обучения в Карфагене Августин вступил в незарегистрированные отношения с женщиной, от которой в 372 году родился сын Адиодат (в греческой традиции — Феодор). Духовные искания привели его к манихейству, дуалистическому религиозно-философскому учению персидского происхождения, которое привлекало его концепцией борьбы светлого и тёмного начал. Период увлечения манихейством продлился около десяти лет (приблизительно 373–382). Со временем, однако, он разочаровался в этом учении, особенно после встречи с манихейским епископом Фавстом, который не смог удовлетворить его философские запросы. После завершения образования Августин вернулся в Тагаст, где преподавал грамматику, но вскоре вновь перебрался в Карфаген, где занимался преподавательской деятельностью и изучением естественных наук, включая астрономию[1].

Христианское служение

В 383 году Августин переехал в Рим и затем в Медиолан (современный Милан), где получил должность ритора. Там он познакомился с епископом Амвросием Медиоланским, чьи проповеди произвели на него глубокое впечатление и способствовали пересмотру его отношения к христианству[5]. Кризисный момент наступил в 386 году, когда, переживая внутренний разлад, Августин услышал таинственный голос, призывавший его взять и читать Священное Писание. Открыв Послание к Римлянам (13:13-14), он воспринял это как божественное указание. Это событие привело к его обращению в христианство, и в 387 году, в возрасте тридцати трех лет, он принял крещение от Амвросия Медиоланского. Вскоре после этого скончалась его мать, Моника[1].

После её смерти Августин вернулся в Северную Африку. Продал семейное имущество и вырученные средства направил на нужды Церкви. В 391 году, находясь в Иппоне, был рукоположен в священники епископом Валерием. В 395 году Августин стал епископом-коадъютором, после смерти Валерия — епископом Иппонским. На этом посте активно занимался пастырской деятельностью, проповедовал, толковал Священное Писание и участвовал в полемике с современными ему еретическими движениями, такими как манихейство, донатизм и пелагианство. Его епископство пришлось на период упадка Западной Римской империи. Скончался 28 августа 430 года[5] во время осады Гиппона вандалами[1].

Вклад в богословие

Богословское наследие Августина обширно и многогранно. К числу его наиболее значительных работ относятся «Исповедь» (Confessiones) — автобиографическое произведение, описывающее его духовный путь; «О граде Божьем» (De Civitate Dei) — фундаментальный труд, посвященный философии истории и противопоставлению земного и божественного градов; «О Троице» (De Trinitate) — систематическое изложение тринитарного богословия; «Христианская наука» (De Doctrina Christiana) — работа по библейской герменевтике и церковному красноречию[2][3].

В полемике с пелагианами Августин разрабатывал учение о благодати, первородном грехе и предопределении, подчеркивая необходимость божественного содействия для спасения человека. Его позиция, однако, породила спорные интерпретации, которые впоследствии были развиты в протестантской доктрине предопределения. Другим дискуссионным аспектом его богословия является учение о Филиокве — исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, которое было отвергнуто Православной церковью[2][3].

Влияние

Несмотря на наличие спорных моментов в его наследии, влияние Августина на западную христианскую мысль трудно переоценить[5]. Его идеи оказали значительное воздействие на средневековую схоластику[1].

В период Реформации такие деятели, как Мартин Лютер и Жан Кальвин, апеллировали к его учению о благодати и предопределении. На Востоке его богословие встречало как критику (например, со стороны Иоанниса Романидиса), так и признание (со стороны Георгия Флоровского). Блаженный Августин упомянут в деяниях Пятого Вселенского собора среди святых отцов и учителей Церкви, православное учение которых принимается в качестве эталона[1].

Переводы

Русские переводы

Собрания сочинений:

Старые переводы:

  • «Книга о видении Христа» (или «Боговидная любовь») Августина переведена Карионом Истоминым с белорусского в 1687 году и поднесена царевне Софье[8].
  • Богословские размышления о благодати божией и о воле человеческой. — СПб., 1786. — 140 с.
  • О духе и письме / Пер. Н. Загоровского. — М., 1787. — 115 с.
  • Исповедания в 13 кн. / Пер. иеромон. Агапита. — М., 1787. — 571 с.
  • Христианская наука или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. — Киев, 1835. — 355 с.
  • О том, как оглашать людей необразованных. — СПб., 1844.
  • Неоднократно издавалась «Карманная Псалтирь» Августина[7][9].
  • Исповедь блаж. Августина. В 13 кн. (Новый перевод). — М., 1914. — 442 с[6].

Новые переводы:

Другие переводы

  • В серии «Loeb classical library» изданы «Исповедь» (т. 1-2, № 26-27), «Избранные письма» (т. 3, № 239), «О граде Божием» (т. 4-10, № 411—417).
  • В серии «Collection Budé» издана «Исповедь» в 2 томах[6].

Литература

Общие работы

  • Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в., Ч. 1. Миросозерцание Бл. Августина. — М., 1892.
  • Писарев Л. Учение блж. Августина, еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. — Каз., 1894.
  • Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина, т. I, ч. 1—2. — Сергиев Посад, 1916.
  • Герье В. Блаженный Августин. — М., 1910.
  • Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. — М.: Мысль, 1979. — С. 181—340.
  • История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
  • Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007.
  • Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. — М., 1999.
  • Марру А. И. Св. Августин и августинизм. — М., 1998.
  • Суини Майкл. Лекции по средневековой философии. — М., 2001.
  • Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. — М., 2003.
  • Troeltsch Е. Augustin, die Christliche Antike und das Mittelalter. — München — B., 1915.
  • Cayré F. Initiation a la philosophie de S. Augustin. — P., 1947.
  • Gilson É. Introduction à l'étude de Saint Augustin. — P., 1949.
  • Jaspers К. Platon. Augustin. Kant. Drei Grander des Philosophierens. — München, 1967.
  • Flasch K. Augustin: Einführung in sein Denken. — Stuttgart, 1980.
  • Клот. Der heil. Kirchenlehrer Augustin. — 2 Bds. — Aachen, 1840.
  • Биндеман. Der heilige Augustin. — B., 1844.
  • Пужула. Vie de St. Augustin (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нём. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847).
  • Дорнор. Augustin, sein theologisches System und seine religionsphilos. Anschauung. — B., 1873.
  • Августин: pro et contra. — СПб.: Издательство: РХГА, 2002. — 976 с. — («Русский путь»). — ISBN 5-88812-165-7.
  • Наследие блаженного Августина в патристическом и неопатристическом контексте. — М.: ПСТГУ, 2023. — ISBN 978-5-7429-1525-6

Онто-теология и гносеология

  • Ritier J. Mundus Intelligibilis. Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der Neuplatonischen Ontologie bei Augustinus. — Frankfurt am Main, 1937.
  • Chevalier I. S. Augustin et la pensée grecque. Les relations trinitaires. — Fribourg, 1940.
  • Falkenhahn W. Augustins Illuminationslehre im Lichte der jungsten Forschungen. — Köln, 1948.
  • Cayré F. La contemplation Augustinienne. — P., 1954.
  • Anderson J. F. St. Augustine and Being. A metaphysical essay. — La Haye, 1965.
  • Armstong A. H. Augustine and the Christian Platonism. — Villanova, 1967.
  • Wittmann L. Ascensus. Der Aufstieg zur Transzendenz in der Metaphysik Augustins. — Шаблон:Münch., 1980.
  • Bubacz B. St. Augustine’s theory of knowledge. — N. Y.—Toronto, 1981.

Антропология, психология, этика

  • Скворцов К. И. Августин Иппонийский как психолог. Киев, 1870. 247 стр.
  • Mausbach J. Die Ethik des heiligen Augustin, B2. Aufl., Freiburg, 1929
  • Nygren G. Das Prädestinationsproblem in der Theologie Augustins. Lund, 1956
  • Körner F. Das Sein und der Mensch. Die existentielle Seinsentdeckung des jungen Augustin. Freiburg-?-Münch., 1959
  • Stelzenberger J. Conscientia bei Augustinus. Paderborn, 1959
  • Berlinger R. Augustins dialogische Metaphysik. Fr./M., 1962
  • Mader J. Die Logische Struktur des personalen Denkens: Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. Wien, 1965
  • Maxsein A. Philosophia Cordis. Das Wesen der Personalität bei Augustinus. Salzburg, 1966
  • Schmaus M. Die psychologische Trinitätslehre des hl. Augustinus, 2 Aufl. Münster, 1927
  • O’Connell R. J. St. Augustine’s early Theory of Man. A. D. 386—391. Cambr. (Mass.), 1968
  • Stein W. Sapientia bei Augustinus. Bonn, 1968
  • Böhm S. La temporalité dans l’anthropologie augustinienne. P., 1984

Эсхатология и социология

  • Deane H. A. The political and social ideas of St. Augustine. N. Y.—L., 1963
  • Markus R. Saeculum: history and society in the theology of St. Augustine. Cambr., 1970
  • Schmidt E. A. Zeit und Geschichte bei Augustinus. Hdlb., 1985

Эстетика

  • Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984
  • Svoboda К. L’Esthétique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933

Традиция

  • Nygren A. Augustin und Luther. В., 1958
  • Smits L. Saint Augustin dans l’oeuvre de Jean Calvin, т. 1—2. Assen, 1957—58
  • Bern Ch. Érasme et Saint Augustin ou Influence de Saint Augustin sur l’humanisme d’Érasme. Gen., 1969
  • Sellier P. Pascal et Saint Augustin. P., 1970

Библиография

  • Andresen С. Bibliographia Augustiniana, 2 Aufl. Darmstadt, 1973
  • Miethe Т. L. Augustinian Bibliography, 1970—1980. Westport-L., 1982.

Общие работы

В кино

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Augustine of Hippo (англ.). Stanford Encyclopedia of Philosophy (25 сентября 2019). Дата обращения: 19 октября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия. Азбука.ру. Дата обращения: 19 октября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 О Троице. Азбука.ру. Дата обращения: 19 октября 2025.
  4. The Confessions (англ.). New Advent. Дата обращения: 19 октября 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 O'Donnell J. St. Augustine (англ.). Britannica (3 октября 2025). Дата обращения: 19 октября 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Книги Аврелия Августина. Книгогид. Дата обращения: 19 октября 2025.
  7. 7,0 7,1 Карманная Псалтирь Блаженного Августина // Избранные сочинения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Часть IV. — М.: В типографии Компании типографической, 1786. — С. 596—603. — 603 с.
  8. Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 3. — Ч. 2. — С. 150—151.
  9. Салахов А.Б. Учение Августина в духовном образовании Российской империи // Философические письма. Русско-европейский диалог : журнал. — 2023. — № 3. — С. 71, 77.
  10. Святой Августин (2009). Кино-Театр.Ру. Дата обращения: 19 октября 2025.
  11. Франко Неро. Кино-Театр.Ру. Дата обращения: 19 октября 2025.

Ссылки