Четыре всадника Апокалипсиса
Четыре всадника Апокалипсиса | |
---|---|
Толкование имени |
Всадник на белом коне: Болезнь/Завоеватель Всадник на рыжем коне: Война/Раздор Всадник на вороном коне: Голод Всадник на бледном коне: Смерть |
Упоминания | Откр. 6:1-8 |
Связанные понятия | Апокалипсис, Книга Жизни |
Связанные события | Второе пришествие Иисуса Христа, Судный день |
Связанные персонажи | Агнец Божий, Четыре апокалиптических существа, Иоанн Богослов |
Атрибуты | лук и венец, меч, хлебная мера, коса жнеца |
Четыре всадника Апокалипсиса — персонажи встречающиеся в рассказе о Судном дне — шестая глава Откровения, записанная Иоанном Богословом в период его изгнания на острове Патмос, которые символизируют различные формы бедствий и страданий. Их появление предвещает разрушение Земли и гибель человечества. Являются носителями первых четырёх печатей[1].
Первый всадник, восседающий на белом коне — Чума, его также называют Завоевателем. Он приносит эпидемии и пандемии. Второй всадник — Война (так же встречается название Раздор) на рыжем коне. Он олицетворяет конфликты и войны. Третий всадник — Голод, едет на вороном коне, несёт с собой нехватку пищи, голод и страдания. Четвертый всадник — Смерть, едет на бледном коне[2]. Всадники появляются строго друг за другом, и каждый связан с открытием очередной одной из семи печатей книги Откровения.
Всадники
Каждый всадник появляется после снятия Иисусом Христом, который у Иоанна Богослова фигурирует как Агнец, что связано с жертвенностью этой роли, печатей с Божественного Писания. Под самым же вскрытием печатей следует понимать исполнение Божественных определений Сыном Божиим[3]. При снятии первой печати Иоанн видит выступающим белого коня и его всадника. Он характеризует этого и последующих всадников кратко, общими чертами, главное внимание обращая нa коней. Поэтому при трактовке всадников принято учитывать образ коня, на котором он появляется, и его масть[2].
Всадник на белом коне
И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
Белый цвет коня, в зависимости от интерпретации всадника, олицетворяет движение духовное, чистое по своим целям и средствам, но может рассматриваться и как лжеправедность. Другое имя — Завоеватель всадник получил в силу того, что первым является роду человеческому.
Праведность
Во II веке появилась версия, связывающая всадника с Иисусом Христом. Римский богослов, епископ Лиона — Ириней Лионский утверждал, что как всадник управляет конём, так и Иисус Христос управлял апостолами и их преемниками в распространении Евангелия. По этой причине первый всадник является в венце и называется победоносным[4]. Победоносный вид всадника объясняется успехом, которым сопровождалась христианская проповедь[5]. Эту трактовку поддержало большинство богословов и в качестве доказательства правоты, ссылались на последующее появление Христа на белом коне как Слово Божие в Откровении, глава 19. Кроме того, в Новом Завете, в Евангелии от Марка указано, что распространение Евангелия может предварять и предвещать приближение апокалипсиса[6]. При такой интерпретации белый цвет лошади видится символом праведности и чистоты.
Противники этой идеи обращают внимание на ряд нестыковок. А именно: главы 6 и 19 в книге Откровения написаны по-разному, например в главе 19 Иисус имеет множество венцов, в то время как всадник из главы 6 Откровения только один. Отсюда следует, что всадник из 6 главы не тот же самый, что в 19 главе, и следовательно, не является Иисусом Христом, который к тому же, будучи Агнцем, открывающем семь печатей, вряд ли способен одновременно быть одной из высвобождаемой им сил[6]. Поэтому часть богословов склоняется к версии, что явление первого всадника — это Святой Дух. А белый конь — слово, посланное в мир со Святым Духом, что подтверждается словами Господа: «И проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»[7].
Лжеправедность
Есть и другая версия интерпретирующая первого всадника, как проявление лжеправедности. Её наиболее известным сторонником является пастор и лидер баптистской церкви Уильям Грэм. Он предположил, что первый всадник является Антихристом и символизирует раздор и ложь, а лук в его руках подтверждает враждебность. К тому же, исходя из того, что остальные всадники Апокалипсиса являются воплощением зла и разрушительных сил природы, можно сделать вывод, что и первый всадник олицетворение зла[6][1]. В лютеранском разъяснении всадник связан с гражданской войной и внутренним раздором.
Всадник на рыжем коне
Рыжий конь и всадник держащий меч — это будущие войны в которых погрязнет человечество. Согласно Евангелию: Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; и будет большое землетрясение.
И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
Второй всадник известен под именами Война, Раздор или Брань. Цвет его коня в разных переводах может отличаться — красный, «пламенно» красный или рыжий. Так или иначе этот цвет традиционно связывают с войной и пролитой кровью. На враждебность указывает и меч в руках всадника.
Архиепископ Андрей Кесарийский, трактует его как апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями, так как это учение нарушило мир мира. В доказательство он приводит слова Христа: «Не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф. 10:34). А красный цвет коня означает пролитую мучениками кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «сидящему на нём дано взять мир с земли» указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных[8].
Всадник на вороном коне
Третий всадник выезжает на чёрном коне, цвет которого означает обозначает голод и связанные с ним страдания. Это отсылка к словам Господа: "и будет голод по местам".
И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
Вот всех трактовках Священного Писания этот всадник олицетворяет голод, а чёрный цвет коня рассматривается, как символ смерти. У всадника в руках мера, то есть весы, которые связаны с необходимостью деления хлеба при массовом голоде[9].
Хиникс, который упоминается в тексте Откровения, является мерой сыпучих продуктов и по подсчётам Августа Бёка он приблизительно равен объёму в 1,08 литра. Однако Франсуа Жан и Якоб Хофтейзер называют другую цифру - 1,14 литра[10]. Именно такая мера полагалась рабу в день, считалось, что столько пшеницы достаточно для скромного пропитания одного человека. Известно, что атлеты в древних Афинах употребляли в день хлеба на два с половиной хеника, а афинским заключённым в Сиракузах полагалось в день по полхеника (и многие узники умирали от голода). В Евангелиях денарий неоднократно упоминается как денежная единица — в 300 денариев оценивается стоимость одного флакона дорогого масла (Мк. 14:5). В другом месте говорится о 200 динариях (Ин. 6:7), которых недостаточно, чтобы накормить 5000 человек хлебом за один раз. В 1 денарий оценивается суточный труд сезонного неквалифицированного рабочего на уборке винограда (Мф. 20:13). Таким образом, вероятно речь идёт о том, что с приближением Апокалипсиса самая необходимая еда сильно вздорожает и зарабатываемой платы за день будет хватать лишь на минимальное пропитание на этот же день и не более того.
При появлении чёрного всадника Иоанн Богослов впервые слышит слышит голос одного из четырёх животных, обращённый не к нему, а ко всаднику. Он говорит про цены на ячмень и пшеницу, и ставит запрет на уничтожение елея и вина. Другими словами, при явлении Третьего всадника цены на зерно и хлеб резко возрастают, но не меняются на вина и елея. Есть несколько версий, трактующих это замечание. Одна из них предполагает, что с появлением всадника должна наступить засуха, так как засуху зерновые культуры переносят хуже, чем оливковые деревья и виноградные кустарники[6].Есть и более широкое трактования, связанное с тем, что при изобилии предметов роскоши начнётся голод из-за исчерпывания продуктов первой необходимости, таких как хлеб. Также, сохранение вина и елея может символизировать сохранение верующих христиан, использующих вино и елей для причащения[11].
Чёрный конь может также означать плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Весы есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарий, быть может, означает чувственный голод. В переносном смысле мера пшеницы, оцениваемая динарием, означает всех законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий[12]. Три меры ячменя могут быть теми, кто по недостатку мужества покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние[12].
Всадник на бледном коне
Бледный же конь и на нем всадник, которому имя «смерть»109; И эти бедствия — будущие смерти и болезни — среди прочих110 предсказал Господь. Когда говорит: и ад следовал за ним111, имеет в виду пожирание многих нечестивых душ (devoratio animarum multarum impiarum).
И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Четвёртый и последний всадник именуется Смертью. Среди всех всадников, этот — единственный, чьё имя присутствует непосредственно в тексте. Тем не менее, его называют и по-другому: «Чума», «Мор»[13], основываясь на различных переводах Библии (например Иерусалимская библия). Так же, в отличие от остальных всадников, не описывается, несёт ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад. Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу или меч.
Цвет лошади последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς) в Койне, что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зелёный» и «изжелта-зелёный»[9]. Этот цвет олицетворяет бледность трупа[11][14]. Под этот цвет могут также подходить и реальные масти, например, мышастая.
В некоторых переводах значится не дана ему власть, а дана им власть, что можно интерпретировать двояко: либо дана им — это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; богословы здесь расходятся во мнениях[15].
Трактовки
Патристика
Андрей Кесарийский
Общее видение Андрея Кесарийского даёт следующую трактовку всадникам: снятие первой печати — это посольство в мире св. Апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов Евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвлённых и получили венец за то, что истиной победили начальника тьмы — вот что символизирует собою «конь бел» и «седяй на нём» с луком в руках.
Снятие второй печати и появление рыжего коня, сидящему на котором «дано бысть взяти мир от земли», обозначает возбуждение неверных против верующих, когда евангельской проповедью нарушился мир во исполнение слов Христовых: «Не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф. 10:34), и когда кровью исповедников и мучеников за Христа обильно была полита земля. «Рыжий конь» — есть знак или пролития крови, или же сердечной ревности пострадавших за Христа.
Снятие третьей печати и появление вслед за тем вороного коня со всадником, имевшим «мерило в руке своей», обозначает отпадение от Христа не имеющих твёрдой веры в Него. Чёрный цвет коня символизирует «плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений». «Мера пшеницы за динар» означает законно подвизавшихся и тщательно сохранивших данный им Божественный образ; «три меры ячменя» — это те, которые, подобно скотам, по недостатку мужества, покорились гонителям из боязни, но после покаялись и слезами омыли осквернённый образ; «и елея и вина не вреди» означает, что не следует из-за страха отвергать Христово врачевание, оставлять без него уязвлённых и «впадших» в разбойники, но приносить им «вино утешения» и «елей сострадания».
Снятие четвёртой печати и появление бледного коня со всадником, имя которому смерть, означает проявление гнева Божия в отмщение за грешников — это различные бедствия последних времён, предсказанные Христом Спасителем (Мф. 24:6—7)[12].
Претеристская точка зрения
Многие современные учёные и богословы рассматривают Откровение Иоанна Богослова с претеристской точки зрения, рассуждая, что его пророчества и видения относятся только к первому веку в христианской истории[9]. Так, в первые века христианства, в первом всаднике, сидящем на белом коне, толкователи признавали парфянского царя Вологеза I, который в 62 году н. э. принудил римскую армию к капитуляции. Второй всадник был связан с британским восстанием 61 года, в котором погибло до 150 000 человек, или с войнами того же времени в Германии, или со смутами в Палестине. Третьему всаднику соответствовал голод 62 года в Армении и в Палестине; четвёртому — эпидемии 61 года в Азии и Ефесе; пятой печати — Нероновы гонения на христиан[16].
В этих суждениях Завоеватель, всадник на белом коне, иногда рассматривается как символ парфянских войск: Всадник несёт лук, а парфянская империя в те времена как раз славилась своими конными лучниками[11][9]. Парфянцев же в свою очередь часто ассоциировали с белыми всадниками[11]. Некоторые учёные даже указывают конкретно на Вологеза I, парфянского шаха, который вступал в схватки с Римской империей, и даже выиграл одну значимую битву в 62 н. э.[11][9]
Исторический контекст мог также повлиять и на образ Голода, чёрного всадника. В 92 н. э. римский император Домициан пытался обуздать чересчур активное распространение виноградника, при этом стимулируя распространение зерновых, на что последовала бурная реакция протеста со стороны населения, в связи с чем он отказался от задуманного. Цель Голода истощить запасы ячменя и пшена, не трогая вино и елей, вполне может быть иллюстрацией вышеописанного события[9][14].
Красный всадник, призванный забрать мир с земли, мог олицетворять внутригосударственные раздоры, бушевавшие во времена написания Откровения. Междоусобные конфликты бушевали в Римской империи в I веке н. э. и за небольшое время до него[11][9].
Другие точки зрения в христианстве
В каждом веке христианские богословы видят новые трактовки как всадников, так и Откровения в целом. Те, кто считает, что Откровение описывает современность, трактуют всадников по их цветам, используемым в современной истории[17]. Красный, к примеру, часто приписывают коммунизму, чёрный — символ капитализма, зелёный же относят к появлению ислама. Пастырь Ирвин Бакстер Мл., основатель Пастырства Конца времён, поддерживает такую трактовку[18].
Некоторые приравнивают четырёх всадников к ангелам четырёх ветров[19]. (См. Михаил, Гавриил, Рафаил, и Уриил, эти архангелы часто ассоциируются с четырьмя сторонами света).
Мормоны
Согласно теории мормонов (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней), каждая из открываемых в Откровении семи печатей символизирует конкретный тысячелетний промежуток времени[20][21]. Появление первого всадника, Завоевателя, появляющегося после снятия первой печати, ассоциируется с периодом 4000—3000 годов до н. э.[20] Он олицетворяет пророчество Еноха, который, по мнению мормонов, основал праведный город Зион[22] примерно в тот период времени. В этой интерпретации, однако, белый всадник есть добро, а его «завоевание» рассматривается как победа морали, нежели победа в войне[20]. Второй всадник представляет времена самого Ноя (3000—2000 гг. до н. э.); третий всадник — эра Авраама (2000—1000 гг. до н. э.); четвёртый всадник — с 1000 г. до н. э. и до рождения Иисуса Христа[20]. Как и во многих других трактовках, последние три всадника олицетворяют Войну, Голод и Смерть соответственно. Мормоны утверждают, что соответствующие катастрофы как раз бушевали в приписанные всадникам периоды истории[20].
Свидетели Иеговы
Согласно свидетелям Иеговы[23], видение о четырёх апокалиптических всадниках исполняется с 1914[24] года до уничтожения этой системы вещей. Это согласуется с Откр. 1:1,10, где говорится, что события, описываемые в книге Откровение, происходят во «дне Господа». Первый всадник — Иисус Христос, которому был дан венец, символизирующий, что он начал править на небе как Царь (Дан. 7:13,14). Остальные три всадника символизируют войны (красный или рыжий), голод (вороной), болезни, эпидемии и другие причины преждевременной смерти (бледный). В подтверждение этому Свидетели Иеговы приводят параллель между видением о четырёх всадниках и признаками присутствия Христа и последних дней, о которых говорится в Евангелии от Луки (Лк. 21) и от Матфея (Мф. 24).
Другие упоминания в религиозной литературе и мифологии
Захария также видел четырёх коней[25]. Их он называет «четырьмя духами небес, которые когда-то стояли перед самим Владыкой всей земли». Отличия коней Захарии от тех из Откровения в том, что их цвета, похоже, ничего не обозначают и не символизируют; кроме того, кони у Захарии исполняют роль, скорее, часовых, чем сил разрушения и страшного суда[26].
Кроме того, летающие божественные всадники присутствуют в мифологиях, как Иудейской, так и языческой[14].
См. также образ мифологических коней в спартанской ритуальной поэзии (у Алкмана)[27]
Упоминание и цитирование в художественных произведениях
- Ф. М. Достоевский, «Идиот»: «Я же в толковании Апокалипсиса силён и толкую пятнадцатый год. Согласилась со мной, что мы при третьем коне, вороном, и при всаднике, имеющем меру в руке своей, так как всё в нынешний век на мере и на договоре, и все люди своего только права и ищут: „мера пшеницы за динарий и три меры ячменя за динарий“… да ещё дух свободный и сердце чистое, и тело здравое, и все дары божии при этом хотят сохранить. Но на едином праве не сохранят, и за сим последует конь бледный и тот, коему имя Смерть, а за ним уже ад… Об этом, сходясь, и толкуем, и — сильно подействовало».
- Гравюра Альбрехта Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» была показана в фильме «Иваново детство» (1962).
- Борис Савинков. Конь бледный. — Ницца, 1913.. В основе сюжета — реальные события: убийство Каляевым (под руководством Савинкова) великого князя Сергея Александровича. Событиям придана сильная апокалиптическая окраска (заданная названием), проводится психологический анализ обобщённого типа террориста, близкого к «сильному человеку» (Ницше), но отравленного рефлексией; стилистика книги отражает влияние модернизма.
- Борис Савинков. Конь вороной. — Париж, 1923.
- В 2003 году Юрий Шабельников создал работу «Present?», представляющую собой шелкографическое изображение обработанной особым образом с помощью графических редакторов цифровой копии гравюры Альбрехта Дюрера «Четыре Всадника Апокалипсиса»[28].
- Практически во всех романах Терри Пратчетта о Плоском мире появляется (как эпизодически, так и в роли главного персонажа) Смерть, входящий в число Всадников Абокралипсиса[29] (очевидная аллюзия на всадников Апокалипсиса). В совместном романе Нила Геймана и Терри Пратчетта «Добрые предзнаменования» так же фигурируют всадники Апокалипсиса, передвигающиеся на мотоциклах.
- В 2004 году Карен Шахназаров снял фильм «Всадник по имени Смерть» по мотивам книг Савинкова «Воспоминания террориста» и «Конь бледный».
- Фильм «Брод» (1987), реж. А. Добровольский. Находясь в запертой квартире в оккупированном фашистами городе, герои фильма, мальчики десяти и пяти лет, рассматривают альбом с гравюрами Альбрехта Дюрера. Однажды они рисуют красные звёзды на чёрно-белых всадниках. Изображение «Четырёх всадников Апокалипсиса» используется на постере фильма.
- Детективная повесть Агаты Кристи «Вилла „Белый конь“» (правильно переводить «Конь бледный» — англ. The Pale Horse).
- В серии компьютерных игр Darksiders: «Darksiders», «Darksiders II», «Darksiders III», «Darksiders Genesis», Всадники Апокалипсиса являются главными действующими лицами. Всадниками здесь являются Война, Смерть, Ярость (вместо привычного Голода) и Раздор.
- В серии компьютерных игр The Binding of Isaac Всадники являются игровыми боссами[30].
- В игре World of Warcraft существуют 4 игровых босса в подземелье «Наксрамас», являющиеся неприкрытой отсылкой к Всадникам апокалипсиса[31].
- В сериале «Зачарованные» сёстры какое-то время боролись с Четырьмя всадниками.
- В 5 сезоне сериала «Сверхъестественное» по очереди появляются Всадники. Во 2-й серии «О Боже, и вы тоже!» («Good God, Y’All») на красном авто — Война, в 14-й «Мой кровавый Валентин» («My Bloody Valentine») — Голод. В конце 19-й серии появляется Чума. Смерть как Всадник будет присутствовать в сериале до 10 сезона, серии «Сторож брату своему», он передвигается на бледном Cadillac Series 62 Convertible 1959 года с номерным знаком «BUH*BAY», что переводится как «Прощай»[32].
- В 6 сезоне сериала «Волчонок».
- В сериале «Сонная Лощина».
- В 6 сезоне сериала «Декстер»
- В книге Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» над рабочим местом у главного героя висит гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса». При этом один из всадников был убран с изображения, чтобы рабочее место «стало продолжением метафоры».
- Возможно, Четверо всадников Апокалипсиса стали прототипом четырёх богов Хаоса: Кхорна, Нургла, Тзинча и Слаанеш из серии игр «Warhammer Fantasy» и «Warhammer 40000».
- Четыре всадника апокалипсиса были персонифицированы в романе С. В. Лукьяненко «Дневной дозор» в виде разнонациональных людей:
Один азиат — это будет конь рыж, другой негр — это конь чёрен, третий европеец — конь бел, ну и один, к примеру, скандинав — конь блед…
- Американская писательница Лора Таласса сделала Чуму персонажем романтического фэнтези: героиня романа «Чума» (англ. Pestilence, 2018) влюбляется в всадника, опустошающего Соединённые Штаты Америки[33].
- Серия романов, каждый из которых посвящён отдельно взятому всаднику: Лариса Йон — серия «Всадники Апокалипсиса».
- В книге и сериале «Благие знамения».
- Название фильма «Иди и смотри».
- В 4 сезоне сериала «Отбросы».
- Серия комиксов East of West.
- В игре Total War: Attila, при начале игры, в стартовом ролике цитируется Откр. 6:3-4.
- В игре «Клуб Романтики» в истории «Секрет Небес 2».
- В манге «Человек-бензопила» Демон-завоевание (Всадник Завоевания) является одним из ключевых персонажей и объектом романтического интереса главного героя. Остальные три Всадника также существуют во вселенной манги и появляются там.
- В одной из серий мультсериала «Настоящие охотники за привидениями» Жанин случайно выпускает Всадников из старинной книги, в которую их в десятом веке заключил святой. Охотникам приходится лететь в Грецию за печатью этого святого, поскольку их собственные ловушки удержать Всадников неспособны.
Музыка
- Aphrodite's Child — «The Four Horsemen» (1971)
- Metallica — «The Four Horsemen» (1983)
- Rammstein — «Der Meister» (1995)
- Johnny Cash — «The Mаn Comes Around» (2002)
- АлисА — «Всадники» (2003)
- Scooter — «The Leading Horse» (2005)
- Megadeth — «Blessed Are the Dead» (2007)
- Von Thronstahl — «The Four Horsemen of the Apoсalypse» (2007)
- Yngwie Malmsteen — «The Four Horsemen (Of The Apocalypse)» (2008)
- Judas Priest — композиции «The Four Horsemen», «War», «Pestilence and Plague», «Death» из альбома «Nostradamus» (2008)
- Rotting Christ — «The Four Horsemen» (2016)
- Chelsea Grin — Four Horsemen
- ПШО ПроРок — Всадники Апокалипсиса
- Мартиэль — «Бешеная квадрига»
- Тони Раут — «Б. В. Г.С» альбом «SUSPENSE» (2016)
- Manowar — «Revelation (Death`s Angel)» (1983)
- Gorillaz — «Rhinestone Eyes» альбом «Plastic Beach» (2010)
- Face — «Четвёртый всадник» альбом «Пути Неисповедимы»
- The Clash — Four Horsemen
- 1349 — Riders of Apocalypse
- Heaven — «Antichrist 666», «War», «Hunger», «Death», все из альбома «Глава Шестая (Откровение)» (2012)
- Алиса — «Всадники» (2005)
- W.A.S.P. — альбом Babylon (2009)
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Кристина Залозная. Четыре всадника Апокалипсиса . Дата обращения: 17 ноября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Небольсин Антон, Сысоев Тихон. 10 символов Апокалипсиса: что они означают? // Фома : журнал. — 2020. — 5 марта.
- ↑ Архиепископ Аверкий (Таушев). Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.
- ↑ Четыре всадника Апокалипсиса: кого они символизируют на самом деле . Кирилица.ру (17 июня 2022). Дата обращения: 22 ноября 2023.
- ↑ Александр Павлович Лопухин. Толковая Библия. Толкование на книгу Апокалипсис.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Beale, Gregory K. . The Book of Revelation: A commentary on the Greek text. — Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1998. — 375 с. — ISBN 080282174X.
- ↑ Викторин Петавийский. Толкование на Апокалипсис (полный перевод всех глав) . Азбука веры. Дата обращения: 23 ноября 2023.
- ↑ Андрей Кесарийский. Толкование на апокалипсис Святого Андрея, архиепископа Кесарийского. — М., 1999.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 Morris, Leon. The Book of Revelation (Tyndale New Testament commentaries) (англ.). — 2nd. — Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company , 1987. — P. 100—105. — ISBN 0-8028-0273-7.
- ↑ Jean, Charles-François; Hoftijzer, Jacob. Dictionnaire des inscriptions sémitiques de l’Ouest. — Leiden : E.J. Brill, 1965. — P. 23.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Beale, Gregory K. (1998). The Book of Revelation: A commentary on the Greek text. Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company. pp. 375. ISBN 0-8028-2174-X.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Толкование на апокалипсис Святого Андрея, архиепископа Кесарийского. — М., 1999.
- ↑ BBC — h2g2 — The Four Horsemen of the Apocalypse
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Case, Shirley Jackson. The revelation of John: a historical interpretation. University of Chicago Press, 1919. 261—263. [1]
- ↑ .Beale, Gregory K. The Book of Revelation: A commentary on the Greek text (англ.). — Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company , 1998. — P. 375. — ISBN 080282174X.
- ↑ Толкование Апокалипсиса Св. Иоанна Богослова
- ↑ Humphries, Paul D. A Dragon This Way Comes (неопр.). — Mustang, Oklahoma: Tate Publishing , 2005. — С. 13—85. — ISBN 1-59886-06-1-5.
- ↑ Baxter, Irvin Arafat and Jerusalem: The Palestinian Perspective (недоступная ссылка). Endtime Ministries. Дата обращения: 5 декабря 2006. Архивировано 16 марта 2006 года.
- ↑ Robert Smith. Apocalypse (неопр.). — 1998.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 Church Educational System. «55 — The Kingdoms of This World Are Become the Kingdoms of Our Lord.» The Life and Teachings of Jesus and His Apostles. Second Edition, Revised. Salt Lake City, UT: Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, 1979. [2]
- ↑ Draper, Richard D. Opening the Seven Seals: The Visions of John the Revelator (англ.). — Deseret Book , 1991. — P. 62—68. — ISBN 0-87579-547-1.
- ↑ Moses 7:19 Selections from the Book of Moses Chapter 7 (December 1830).
- ↑ «Откровение: его грандиозный апогей близок!», Watchtower Bible and Tract Society, 2002, с. 89.
- ↑ «Чему на самом деле учит Библия?», Watchtower Bible and Tract Society, 2005, с. 215. ссылкаАрхивная копия от 23 февраля 2014 на Wayback Machine.
- ↑ «И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те [были] горы медные. В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные.» (Зах. 6:1–3)
- ↑ Mounce, Robert H. The Book of Revelation (New International Commentary on the New Testament). Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1997. 140 [3]
- ↑ См.: Зайков А. В. Скифский конь в спартанской ритуальной поэзии // Античная древность и средние века. Екатеринбург: Уральский гос. университет, 1998. Вып. 29. С. 29-44.
- ↑ Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с SONY: Каталог. — М.: Imageland Public Relations, 2003. — 152 с.
- ↑ Terry Pratchett (Терри Пратчетт). Sourcery (Посох и шляпа). — Victor Gollancz in association with Colin Smythe, 1988. — 276 с.
- ↑ Всадники Апокалипсиса . The Binding of Isaac вики. Дата обращения: 9 ноября 2022.
- ↑ Азеротские «возвращенцы» с того света. Четыре всадника . pikabu.ru. Пикабу. Дата обращения: 9 ноября 2022.
- ↑ Смерть . Сверхъестественное Wiki. Дата обращения: 7 февраля 2019.
- ↑ Laura Thalassa. Pestilence (The Four Horsemen, Volume 1). ISBN 1-986665-81-X / 978-1-986665-81-0 (USA edition)
Ссылки
- Знание.Вики:Статьи с некорректным использованием шаблонов:Книга (указан неверный код языка)
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Знание.Вики:Страницы с постфиксом в шаблоне Библия
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Другие значения: указана несуществующая страница
- Персонажи по алфавиту
- Персонажи Откровения
- Христианская мифология
- Понятия и термины в Библии