Четыре всадника Апокалипсиса

Материал из «Знание.Вики»
Четыре всадника Апокалипсиса
Худ. Виктор Васнецов «Воины Апокалипсиса» (1887). Холст, масло. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия.px
Толкование имени Всадник на белом коне: Болезнь/Завоеватель
Всадник на рыжем коне: Война/Раздор
Всадник на вороном коне: Голод
Всадник на бледном коне: Смерть
Упоминания Откр. 6:1-8
Связанные понятия Апокалипсис, Книга Жизни
Связанные события Второе пришествие Иисуса Христа, Судный день
Связанные персонажи Агнец Божий, Четыре апокалиптических существа, Иоанн Богослов
Атрибуты лук и венец, меч, хлебная мера, коса жнеца

Четыре всадника Апокалипсиса — персонажи встречающиеся в рассказе о Судном дне — шестая глава Откровения, записанная Иоанном Богословом в период его изгнания на острове Патмос, которые символизируют различные формы бедствий и страданий. Их появление предвещает разрушение Земли и гибель человечества. Являются носителями первых четырёх печатей[1].

Первый всадник, восседающий на белом коне — Чума, его также называют Завоевателем. Он приносит эпидемии и пандемии. Второй всадник — Война (так же встречается название Раздор) на рыжем коне. Он олицетворяет конфликты и войны. Третий всадник — Голод, едет на вороном коне, несёт с собой нехватку пищи, голод и страдания. Четвертый всадник — Смерть, едет на бледном коне[2]. Всадники появляются строго друг за другом, и каждый связан с открытием очередной одной из семи печатей книги Откровения.

Всадники

Каждый всадник появляется после снятия Иисусом Христом, который у Иоанна Богослова фигурирует как Агнец, что связано с жертвенностью этой роли, печатей с Божественного Писания. Под самым же вскрытием печатей следует понимать исполнение Божественных определений Сыном Божиим[3]. При снятии первой печати Иоанн видит выступающим белого коня и его всадника. Он характеризует этого и последующих всадников кратко, общими чертами, главное внимание обращая нa коней. Поэтому при трактовке всадников принято учитывать образ коня, на котором он появляется, и его масть[2].

Всадник на белом коне

Первый всадник, изображённый в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020)

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Белый цвет коня, в зависимости от интерпретации всадника, олицетворяет движение духовное, чистое по своим целям и средствам, но может рассматриваться и как лжеправедность. Другое имя — Завоеватель всадник получил в силу того, что первым является роду человеческому.

Праведность

Во II веке появилась версия, связывающая всадника с Иисусом Христом. Римский богослов, епископ Лиона — Ириней Лионский утверждал, что как всадник управляет конём, так и Иисус Христос управлял апостолами и их преемниками в распространении Евангелия. По этой причине первый всадник является в венце и называется победоносным[4]. Победоносный вид всадника объясняется успехом, которым сопровождалась христианская проповедь[5]. Эту трактовку поддержало большинство богословов и в качестве доказательства правоты, ссылались на последующее появление Христа на белом коне как Слово Божие в Откровении, глава 19. Кроме того, в Новом Завете, в Евангелии от Марка указано, что распространение Евангелия может предварять и предвещать приближение апокалипсиса[6]. При такой интерпретации белый цвет лошади видится символом праведности и чистоты.

Противники этой идеи обращают внимание на ряд нестыковок. А именно: главы 6 и 19 в книге Откровения написаны по-разному, например в главе 19 Иисус имеет множество венцов, в то время как всадник из главы 6 Откровения только один. Отсюда следует, что всадник из 6 главы не тот же самый, что в 19 главе, и следовательно, не является Иисусом Христом, который к тому же, будучи Агнцем, открывающем семь печатей, вряд ли способен одновременно быть одной из высвобождаемой им сил[6]. Поэтому часть богословов склоняется к версии, что явление первого всадника — это Святой Дух. А белый конь — слово, посланное в мир со Святым Духом, что подтверждается словами Господа: «И проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»[7].

Всадники Апокалипсиса. Василий Корень, 1696 г.

Лжеправедность

Есть и другая версия интерпретирующая первого всадника, как проявление лжеправедности. Её наиболее известным сторонником является пастор и лидер баптистской церкви Уильям Грэм. Он предположил, что первый всадник является Антихристом и символизирует раздор и ложь, а лук в его руках подтверждает враждебность. К тому же, исходя из того, что остальные всадники Апокалипсиса являются воплощением зла и разрушительных сил природы, можно сделать вывод, что и первый всадник олицетворение зла[6][1]. В лютеранском разъяснении всадник связан с гражданской войной и внутренним раздором.

Альбрехт Дюрер
Четыре всадника Апокалипсиса (1497—1498)
Гравюра на дереве
Художественный музей. Карлсруэ. Германия

Всадник на рыжем коне

Второй всадник, изображённый на рукописи XIII века

Рыжий конь и всадник держащий меч — это будущие войны в которых погрязнет человечество. Согласно Евангелию: Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; и будет большое землетрясение.

И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Второй всадник известен под именами Война, Раздор или Брань. Цвет его коня в разных переводах может отличаться — красный, «пламенно» красный или рыжий. Так или иначе этот цвет традиционно связывают с войной и пролитой кровью. На враждебность указывает и меч в руках всадника.

Архиепископ Андрей Кесарийский, трактует его как апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями, так как это учение нарушило мир мира. В доказательство он приводит слова Христа: «Не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф. 10:34). А красный цвет коня означает пролитую мучениками кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «сидящему на нём дано взять мир с земли» указывают на премудрую волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных[8].

Всадник на вороном коне

Третий всадник выезжает на чёрном коне, цвет которого означает обозначает голод и связанные с ним страдания. Это отсылка к словам Господа: "и будет голод по местам".

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Вот всех трактовках Священного Писания этот всадник олицетворяет голод, а чёрный цвет коня рассматривается, как символ смерти. У всадника в руках мера, то есть весы, которые связаны с необходимостью деления хлеба при массовом голоде[9].

Хиникс, который упоминается в тексте Откровения, является мерой сыпучих продуктов и по подсчётам Августа Бёка он приблизительно равен объёму в 1,08 литра. Однако Франсуа Жан и Якоб Хофтейзер называют другую цифру - 1,14 литра[10]. Именно такая мера полагалась рабу в день, считалось, что столько пшеницы достаточно для скромного пропитания одного человека. Известно, что атлеты в древних Афинах употребляли в день хлеба на два с половиной хеника, а афинским заключённым в Сиракузах полагалось в день по полхеника (и многие узники умирали от голода). В Евангелиях денарий неоднократно упоминается как денежная единица — в 300 денариев оценивается стоимость одного флакона дорогого масла (Мк. 14:5). В другом месте говорится о 200 динариях (Ин. 6:7), которых недостаточно, чтобы накормить 5000 человек хлебом за один раз. В 1 денарий оценивается суточный труд сезонного неквалифицированного рабочего на уборке винограда (Мф. 20:13). Таким образом, вероятно речь идёт о том, что с приближением Апокалипсиса самая необходимая еда сильно вздорожает и зарабатываемой платы за день будет хватать лишь на минимальное пропитание на этот же день и не более того.

При появлении чёрного всадника Иоанн Богослов впервые слышит слышит голос одного из четырёх животных, обращённый не к нему, а ко всаднику. Он говорит про цены на ячмень и пшеницу, и ставит запрет на уничтожение елея и вина. Другими словами, при явлении Третьего всадника цены на зерно и хлеб резко возрастают, но не меняются на вина и елея. Есть несколько версий, трактующих это замечание. Одна из них предполагает, что с появлением всадника должна наступить засуха, так как засуху зерновые культуры переносят хуже, чем оливковые деревья и виноградные кустарники[6].Есть и более широкое трактования, связанное с тем, что при изобилии предметов роскоши начнётся голод из-за исчерпывания продуктов первой необходимости, таких как хлеб. Также, сохранение вина и елея может символизировать сохранение верующих христиан, использующих вино и елей для причащения[11].

Чёрный конь может также означать плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Весы есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарий, быть может, означает чувственный голод. В переносном смысле мера пшеницы, оцениваемая динарием, означает всех законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий[12]. Три меры ячменя могут быть теми, кто по недостатку мужества покорились гонителям из-за страха, но потом принесли покаяние[12].

Всадник на бледном коне

Четвёртый всадник, изображённый в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020)

Бледный же конь и на нем всадник, которому имя «смерть»109; И эти бедствия — будущие смерти и болезни — среди прочих110 предсказал Господь. Когда говорит: и ад следовал за ним111, имеет в виду пожирание многих нечестивых душ (devoratio animarum multarum impiarum).

И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Четвёртый и последний всадник именуется Смертью. Среди всех всадников, этот — единственный, чьё имя присутствует непосредственно в тексте. Тем не менее, его называют и по-другому: «Чума», «Мор»[13], основываясь на различных переводах Библии (например Иерусалимская библия). Так же, в отличие от остальных всадников, не описывается, несёт ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад. Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу или меч.

Цвет лошади последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς) в Койне, что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зелёный» и «изжелта-зелёный»[9]. Этот цвет олицетворяет бледность трупа[11][14]. Под этот цвет могут также подходить и реальные масти, например, мышастая.

В некоторых переводах значится не дана ему власть, а дана им власть, что можно интерпретировать двояко: либо дана им — это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; богословы здесь расходятся во мнениях[15].

Трактовки

Патристика

Андрей Кесарийский

Общее видение Андрея Кесарийского даёт следующую трактовку всадникам: снятие первой печати — это посольство в мире св. Апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов Евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвлённых и получили венец за то, что истиной победили начальника тьмы — вот что символизирует собою «конь бел» и «седяй на нём» с луком в руках.

Снятие второй печати и появление рыжего коня, сидящему на котором «дано бысть взяти мир от земли», обозначает возбуждение неверных против верующих, когда евангельской проповедью нарушился мир во исполнение слов Христовых: «Не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф. 10:34), и когда кровью исповедников и мучеников за Христа обильно была полита земля. «Рыжий конь» — есть знак или пролития крови, или же сердечной ревности пострадавших за Христа.

Снятие третьей печати и появление вслед за тем вороного коня со всадником, имевшим «мерило в руке своей», обозначает отпадение от Христа не имеющих твёрдой веры в Него. Чёрный цвет коня символизирует «плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений». «Мера пшеницы за динар» означает законно подвизавшихся и тщательно сохранивших данный им Божественный образ; «три меры ячменя» — это те, которые, подобно скотам, по недостатку мужества, покорились гонителям из боязни, но после покаялись и слезами омыли осквернённый образ; «и елея и вина не вреди» означает, что не следует из-за страха отвергать Христово врачевание, оставлять без него уязвлённых и «впадших» в разбойники, но приносить им «вино утешения» и «елей сострадания».

Снятие четвёртой печати и появление бледного коня со всадником, имя которому смерть, означает проявление гнева Божия в отмщение за грешников — это различные бедствия последних времён, предсказанные Христом Спасителем (Мф. 24:6—7)[12].

Претеристская точка зрения

Многие современные учёные и богословы рассматривают Откровение Иоанна Богослова с претеристской точки зрения, рассуждая, что его пророчества и видения относятся только к первому веку в христианской истории[9]. Так, в первые века христианства, в первом всаднике, сидящем на белом коне, толкователи признавали парфянского царя Вологеза I, который в 62 году н. э. принудил римскую армию к капитуляции. Второй всадник был связан с британским восстанием 61 года, в котором погибло до 150 000 человек, или с войнами того же времени в Германии, или со смутами в Палестине. Третьему всаднику соответствовал голод 62 года в Армении и в Палестине; четвёртому — эпидемии 61 года в Азии и Ефесе; пятой печати — Нероновы гонения на христиан[16].

В этих суждениях Завоеватель, всадник на белом коне, иногда рассматривается как символ парфянских войск: Всадник несёт лук, а парфянская империя в те времена как раз славилась своими конными лучниками[11][9]. Парфянцев же в свою очередь часто ассоциировали с белыми всадниками[11]. Некоторые учёные даже указывают конкретно на Вологеза I, парфянского шаха, который вступал в схватки с Римской империей, и даже выиграл одну значимую битву в 62 н. э.[11][9]

Исторический контекст мог также повлиять и на образ Голода, чёрного всадника. В 92 н. э. римский император Домициан пытался обуздать чересчур активное распространение виноградника, при этом стимулируя распространение зерновых, на что последовала бурная реакция протеста со стороны населения, в связи с чем он отказался от задуманного. Цель Голода истощить запасы ячменя и пшена, не трогая вино и елей, вполне может быть иллюстрацией вышеописанного события[9][14].

Красный всадник, призванный забрать мир с земли, мог олицетворять внутригосударственные раздоры, бушевавшие во времена написания Откровения. Междоусобные конфликты бушевали в Римской империи в I веке н. э. и за небольшое время до него[11][9].

Другие точки зрения в христианстве

В каждом веке христианские богословы видят новые трактовки как всадников, так и Откровения в целом. Те, кто считает, что Откровение описывает современность, трактуют всадников по их цветам, используемым в современной истории[17]. Красный, к примеру, часто приписывают коммунизму, чёрный — символ капитализма, зелёный же относят к появлению ислама. Пастырь Ирвин Бакстер Мл., основатель Пастырства Конца времён, поддерживает такую трактовку[18].

Некоторые приравнивают четырёх всадников к ангелам четырёх ветров[19]. (См. Михаил, Гавриил, Рафаил, и Уриил, эти архангелы часто ассоциируются с четырьмя сторонами света).

Мормоны

Согласно теории мормонов (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней), каждая из открываемых в Откровении семи печатей символизирует конкретный тысячелетний промежуток времени[20][21]. Появление первого всадника, Завоевателя, появляющегося после снятия первой печати, ассоциируется с периодом 4000—3000 годов до н. э.[20] Он олицетворяет пророчество Еноха, который, по мнению мормонов, основал праведный город Зион[22] примерно в тот период времени. В этой интерпретации, однако, белый всадник есть добро, а его «завоевание» рассматривается как победа морали, нежели победа в войне[20]. Второй всадник представляет времена самого Ноя (3000—2000 гг. до н. э.); третий всадник — эра Авраама (2000—1000 гг. до н. э.); четвёртый всадник — с 1000 г. до н. э. и до рождения Иисуса Христа[20]. Как и во многих других трактовках, последние три всадника олицетворяют Войну, Голод и Смерть соответственно. Мормоны утверждают, что соответствующие катастрофы как раз бушевали в приписанные всадникам периоды истории[20].

Свидетели Иеговы

Согласно свидетелям Иеговы[23], видение о четырёх апокалиптических всадниках исполняется с 1914[24] года до уничтожения этой системы вещей. Это согласуется с Откр. 1:1,10, где говорится, что события, описываемые в книге Откровение, происходят во «дне Господа». Первый всадник — Иисус Христос, которому был дан венец, символизирующий, что он начал править на небе как Царь (Дан. 7:13,14). Остальные три всадника символизируют войны (красный или рыжий), голод (вороной), болезни, эпидемии и другие причины преждевременной смерти (бледный). В подтверждение этому Свидетели Иеговы приводят параллель между видением о четырёх всадниках и признаками присутствия Христа и последних дней, о которых говорится в Евангелии от Луки (Лк. 21) и от Матфея (Мф. 24).

Другие упоминания в религиозной литературе и мифологии

Захария также видел четырёх коней[25]. Их он называет «четырьмя духами небес, которые когда-то стояли перед самим Владыкой всей земли». Отличия коней Захарии от тех из Откровения в том, что их цвета, похоже, ничего не обозначают и не символизируют; кроме того, кони у Захарии исполняют роль, скорее, часовых, чем сил разрушения и страшного суда[26].

Кроме того, летающие божественные всадники присутствуют в мифологиях, как Иудейской, так и языческой[14].

См. также образ мифологических коней в спартанской ритуальной поэзии (у Алкмана)[27]

Упоминание и цитирование в художественных произведениях

  • Ф. М. Достоевский, «Идиот»: «Я же в толковании Апокалипсиса силён и толкую пятнадцатый год. Согласилась со мной, что мы при третьем коне, вороном, и при всаднике, имеющем меру в руке своей, так как всё в нынешний век на мере и на договоре, и все люди своего только права и ищут: „мера пшеницы за динарий и три меры ячменя за динарий“… да ещё дух свободный и сердце чистое, и тело здравое, и все дары божии при этом хотят сохранить. Но на едином праве не сохранят, и за сим последует конь бледный и тот, коему имя Смерть, а за ним уже ад… Об этом, сходясь, и толкуем, и — сильно подействовало».
  • Гравюра Альбрехта Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» была показана в фильме «Иваново детство» (1962).
  • Борис Савинков. Конь бледный. — Ницца, 1913.. В основе сюжета — реальные события: убийство Каляевым (под руководством Савинкова) великого князя Сергея Александровича. Событиям придана сильная апокалиптическая окраска (заданная названием), проводится психологический анализ обобщённого типа террориста, близкого к «сильному человеку» (Ницше), но отравленного рефлексией; стилистика книги отражает влияние модернизма.
  • Борис Савинков. Конь вороной. — Париж, 1923.
  • В 2003 году Юрий Шабельников создал работу «Present?», представляющую собой шелкографическое изображение обработанной особым образом с помощью графических редакторов цифровой копии гравюры Альбрехта Дюрера «Четыре Всадника Апокалипсиса»[28].
  • Практически во всех романах Терри Пратчетта о Плоском мире появляется (как эпизодически, так и в роли главного персонажа) Смерть, входящий в число Всадников Абокралипсиса[29] (очевидная аллюзия на всадников Апокалипсиса). В совместном романе Нила Геймана и Терри Пратчетта «Добрые предзнаменования» так же фигурируют всадники Апокалипсиса, передвигающиеся на мотоциклах.
  • В 2004 году Карен Шахназаров снял фильм «Всадник по имени Смерть» по мотивам книг Савинкова «Воспоминания террориста» и «Конь бледный».
  • Фильм «Брод» (1987), реж. А. Добровольский. Находясь в запертой квартире в оккупированном фашистами городе, герои фильма, мальчики десяти и пяти лет, рассматривают альбом с гравюрами Альбрехта Дюрера. Однажды они рисуют красные звёзды на чёрно-белых всадниках. Изображение «Четырёх всадников Апокалипсиса» используется на постере фильма.
  • Детективная повесть Агаты Кристи «Вилла „Белый конь“» (правильно переводить «Конь бледный» — англ. The Pale Horse).
  • В серии компьютерных игр Darksiders: «Darksiders», «Darksiders II», «Darksiders III», «Darksiders Genesis», Всадники Апокалипсиса являются главными действующими лицами. Всадниками здесь являются Война, Смерть, Ярость (вместо привычного Голода) и Раздор.
  • В серии компьютерных игр The Binding of Isaac Всадники являются игровыми боссами[30].
  • В игре World of Warcraft существуют 4 игровых босса в подземелье «Наксрамас», являющиеся неприкрытой отсылкой к Всадникам апокалипсиса[31].
  • В сериале «Зачарованные» сёстры какое-то время боролись с Четырьмя всадниками.
  • В 5 сезоне сериала «Сверхъестественное» по очереди появляются Всадники. Во 2-й серии «О Боже, и вы тоже!» («Good God, Y’All») на красном авто — Война, в 14-й «Мой кровавый Валентин» («My Bloody Valentine») — Голод. В конце 19-й серии появляется Чума. Смерть как Всадник будет присутствовать в сериале до 10 сезона, серии «Сторож брату своему», он передвигается на бледном Cadillac Series 62 Convertible 1959 года с номерным знаком «BUH*BAY», что переводится как «Прощай»[32].
  • В 6 сезоне сериала «Волчонок».
  • В сериале «Сонная Лощина».
  • В 6 сезоне сериала «Декстер»
  • В книге Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» над рабочим местом у главного героя висит гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса». При этом один из всадников был убран с изображения, чтобы рабочее место «стало продолжением метафоры».
  • Возможно, Четверо всадников Апокалипсиса стали прототипом четырёх богов Хаоса: Кхорна, Нургла, Тзинча и Слаанеш из серии игр «Warhammer Fantasy» и «Warhammer 40000».
  • Четыре всадника апокалипсиса были персонифицированы в романе С. В. Лукьяненко «Дневной дозор» в виде разнонациональных людей:

Один азиат — это будет конь рыж, другой негр — это конь чёрен, третий европеец — конь бел, ну и один, к примеру, скандинав — конь блед…

  • Американская писательница Лора Таласса сделала Чуму персонажем романтического фэнтези: героиня романа «Чума» (англ. Pestilence, 2018) влюбляется в всадника, опустошающего Соединённые Штаты Америки[33].
  • Серия романов, каждый из которых посвящён отдельно взятому всаднику: Лариса Йон — серия «Всадники Апокалипсиса».
  • В книге и сериале «Благие знамения».
  • Название фильма «Иди и смотри».
  • В 4 сезоне сериала «Отбросы».
  • Серия комиксов East of West.
  • В игре Total War: Attila, при начале игры, в стартовом ролике цитируется Откр. 6:3-4.
  • В игре «Клуб Романтики» в истории «Секрет Небес 2».
  • В манге «Человек-бензопила» Демон-завоевание (Всадник Завоевания) является одним из ключевых персонажей и объектом романтического интереса главного героя. Остальные три Всадника также существуют во вселенной манги и появляются там.
  • В одной из серий мультсериала «Настоящие охотники за привидениями» Жанин случайно выпускает Всадников из старинной книги, в которую их в десятом веке заключил святой. Охотникам приходится лететь в Грецию за печатью этого святого, поскольку их собственные ловушки удержать Всадников неспособны.

Музыка

  • Aphrodite's Child — «The Four Horsemen» (1971)
  • Metallica — «The Four Horsemen» (1983)
  • Rammstein — «Der Meister» (1995)
  • Johnny Cash — «The Mаn Comes Around» (2002)
  • АлисА — «Всадники» (2003)
  • Scooter — «The Leading Horse» (2005)
  • Megadeth — «Blessed Are the Dead» (2007)
  • Von Thronstahl — «The Four Horsemen of the Apoсalypse» (2007)
  • Yngwie Malmsteen — «The Four Horsemen (Of The Apocalypse)» (2008)
  • Judas Priest — композиции «The Four Horsemen», «War», «Pestilence and Plague», «Death» из альбома «Nostradamus» (2008)
  • Rotting Christ — «The Four Horsemen» (2016)
  • Chelsea Grin — Four Horsemen
  • ПШО ПроРок — Всадники Апокалипсиса
  • Мартиэль — «Бешеная квадрига»
  • Тони Раут — «Б. В. Г.С» альбом «SUSPENSE» (2016)
  • Manowar — «Revelation (Death`s Angel)» (1983)
  • Gorillaz — «Rhinestone Eyes» альбом «Plastic Beach» (2010)
  • Face — «Четвёртый всадник» альбом «Пути Неисповедимы»
  • The Clash — Four Horsemen
  • 1349 — Riders of Apocalypse
  • Heaven — «Antichrist 666», «War», «Hunger», «Death», все из альбома «Глава Шестая (Откровение)» (2012)
  • Алиса — «Всадники» (2005)
  • W.A.S.P. — альбом Babylon (2009)

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кристина Залозная. Четыре всадника Апокалипсиса. Дата обращения: 17 ноября 2023.
  2. 2,0 2,1 Небольсин Антон, Сысоев Тихон. 10 символов Апокалипсиса: что они означают? // Фома : журнал. — 2020. — 5 марта.
  3. Архиепископ Аверкий (Таушев). Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.
  4. Четыре всадника Апокалипсиса: кого они символизируют на самом деле. Кирилица.ру (17 июня 2022). Дата обращения: 22 ноября 2023.
  5. Александр Павлович Лопухин. Толковая Библия. Толкование на книгу Апокалипсис.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Beale, Gregory K.  . The Book of Revelation: A commentary on the Greek text. — Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1998. — 375 с. — ISBN 080282174X.
  7. Викторин Петавийский. Толкование на Апокалипсис (полный перевод всех глав). Азбука веры. Дата обращения: 23 ноября 2023.
  8. Андрей Кесарийский. Толкование на апокалипсис Святого Андрея, архиепископа Кесарийского. — М., 1999.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 Morris, Leon. The Book of Revelation (Tyndale New Testament commentaries) (англ.). — 2nd. — Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company[en], 1987. — P. 100—105. — ISBN 0-8028-0273-7.
  10. Jean, Charles-François; Hoftijzer, Jacob. Dictionnaire des inscriptions sémitiques de l’Ouest. — Leiden : E.J. Brill, 1965. — P. 23.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Beale, Gregory K. (1998). The Book of Revelation: A commentary on the Greek text. Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company. pp. 375. ISBN 0-8028-2174-X.
  12. 12,0 12,1 12,2 Толкование на апокалипсис Святого Андрея, архиепископа Кесарийского. — М., 1999.
  13. BBC — h2g2 — The Four Horsemen of the Apocalypse
  14. 14,0 14,1 14,2 Case, Shirley Jackson. The revelation of John: a historical interpretation. University of Chicago Press, 1919. 261—263. [1]
  15. .Beale, Gregory K. The Book of Revelation: A commentary on the Greek text (англ.). — Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company[en], 1998. — P. 375. — ISBN 080282174X.
  16. Толкование Апокалипсиса Св. Иоанна Богослова
  17. Humphries, Paul D. A Dragon This Way Comes (неопр.). — Mustang, Oklahoma: Tate Publishing[en], 2005. — С. 13—85. — ISBN 1-59886-06-1-5.
  18. Baxter, Irvin Arafat and Jerusalem: The Palestinian Perspective (недоступная ссылка). Endtime Ministries. Дата обращения: 5 декабря 2006. Архивировано 16 марта 2006 года.
  19. Robert Smith. Apocalypse (неопр.). — 1998.
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 Church Educational System. «55 — The Kingdoms of This World Are Become the Kingdoms of Our Lord.» The Life and Teachings of Jesus and His Apostles. Second Edition, Revised. Salt Lake City, UT: Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, 1979. [2]
  21. Draper, Richard D. Opening the Seven Seals: The Visions of John the Revelator (англ.). — Deseret Book[en], 1991. — P. 62—68. — ISBN 0-87579-547-1.
  22. Moses 7:19 Selections from the Book of Moses Chapter 7 (December 1830).
  23. «Откровение: его грандиозный апогей близок!», Watchtower Bible and Tract Society, 2002, с. 89.
  24. «Чему на самом деле учит Библия?», Watchtower Bible and Tract Society, 2005, с. 215. ссылкаАрхивная копия от 23 февраля 2014 на Wayback Machine.
  25. «И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те [были] горы медные. В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные.» (Зах. 6:1–3)
  26. Mounce, Robert H. The Book of Revelation (New International Commentary on the New Testament). Grand Rapids, Michigan: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1997. 140 [3]
  27. См.: Зайков А. В. Скифский конь в спартанской ритуальной поэзии // Античная древность и средние века. Екатеринбург: Уральский гос. университет, 1998. Вып. 29. С. 29-44.
  28. Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с SONY: Каталог. — М.: Imageland Public Relations, 2003. — 152 с.
  29. Terry Pratchett (Терри Пратчетт). Sourcery (Посох и шляпа). — Victor Gollancz in association with Colin Smythe, 1988. — 276 с.
  30. Всадники Апокалипсиса. The Binding of Isaac вики. Дата обращения: 9 ноября 2022.
  31. Азеротские «возвращенцы» с того света. Четыре всадника. pikabu.ru. Пикабу. Дата обращения: 9 ноября 2022.
  32. Смерть. Сверхъестественное Wiki. Дата обращения: 7 февраля 2019.
  33. Laura Thalassa. Pestilence (The Four Horsemen, Volume 1). ISBN 1-986665-81-X / 978-1-986665-81-0 (USA edition)

Ссылки