Чайлдфри

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Чайлдфри — трансляция индивидом собственной позиции по вопросу о деторождении

Чайлдфри́ (англ. childfree — «свобода от детей») — система взглядов, центральной идеей которой является добровольный и осознанный выбор в пользу отказа от рождения детей, подразумевающая личностную позицию, связанную с приобщением к кругу единомышленников по вопросу о репродуктивном выборе и трансляцией собственной жизненной позиции[1]. Чайлдфри как самоназвание индивидов мужского и женского пола обозначает добровольно бездетных людей, для которых весьма значимо заявить о собственной позиции в сфере воспроизводства жизни и объединяться в соответствующие сообщества[2]. Собственно термин «чайлдфри» появился в первой половине 1970-х годов в США. Понятие «чайлдфри» возникло как антитеза понятию «чайлдлесс» (англ. childless — бездетный, лишённый детей), за которым стоит смысл того, что человеку недостаёт детей, он их желает и без них несчастлив, так как не способен к воспроизводству[3].

Чайлдфри необходимо отличать от «синглтонов» (англ. singleton — одиночный элемент) — лиц, добровольно отказывающихся от создания семьи и проживающих «жизнь соло», представляющей собой форму современного городского одиночества, крайней формой которого можно считать «хихикомори» (хотя и следует отметить, что синглтоны — люди, которые отказываются от отношений и брака, а хиккимори — особая, характерная для Японии форма социального отшельничества и самоизоляции со своей социальной, психологической и экономический составляющей). Сторонники чайлдфри могут вступать в брак или просто жить со своим партнёром, причём отказ от прокреации совершается ради свободы в личном плане, которую реализуют в различных сферах жизнедеятельности[4][5][6]. Довольно часто, что неверно, чайлдфри отождествляют с чайлдхейт (англ. childhate — ненавидящий детей), доля которых среди чайлдфри крайне мала. Ненависть и агрессия чайлдхейт по отношению к матерям и беременным женщинам являются крайней формой мироощущения, обусловленного, как показывают немногочисленные исследования, личностными особенностями чайлдхейт[7][8][9].

Зарождение идеи чайлдфри и институционализация движения

Сознательно бездетные как социально-демографическая категория уже имели место в истории человечества, примером тому могут служить различные религиозные течения. Целомудрие и отказ от деторождения находили выражение в целибате священников и обетах чёрного духовенства[10]. В скопчестве — индивиды отсекали репродуктивные органы, предполагая, что плотское влечение уводит человека от пути к Богу. Самооскопление рассматривалось как ангелоуподобление[11], историческим примером здесь может служить оскопивший себя Ориген[12] и осуждённый как еретик[13][14], возможно, за буквальное понимание слов Иисуса Христа[3][15]:

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.Евангелие от Матфея, 19:10-12

В манихействе — рождение ребёнка рассматривалось как зло, потому что бессмертную душу подвергали заточению в бренную плоть. В целом подобная практика в религиозных течениях всегда представляла собой инструмент по достижению иных целей и являлась дополнительным побудителем к реализации более значимых мотивов[3].

В современной американской философии тенденция к отказу от продолжения жизни называется антинатализм и выражается в стремлении негативно оценивать воспроизведение жизни, так как нет смысла начинать жизнь, если всё равно умирать. Идея антинатализма может быть обнаружена также в философских воззрениях Артура Шопенгауэра, Эдуарда фон Гартмана и прочих мыслителей[16][17].

Контрацепция, феминизм и чайлдфри

Бездетная пара в доме престарелых (Миннеаполис, США, 1970 год)

Формирование предпосылок собственно для идей чайлдфри, скорее всего, связано с появлением в США в 1921 году Американской лиги по контролю над рождаемостью, стремившейся обосновать идею ограничения деторождения. Основательницей данной организации была Маргарет Сэнгер, которая считала, что дети должны быть зачаты по любви, рождены матерью по осознанному желанию и обеспечены здоровой наследственностью[2][3].

В 1972 году в штате Калифорния феминистки Ширли Рэдл и Эллен Пек создали «Национальную организацию для не-родителей» (англ. The national organization for non-parents). Целью этой организации являлось стремление донести до общества идею о том, что люди обладают выбором: иметь или не иметь детей. Идейные предпосылки этого социального движения были изложены в 1971 году Эллен Пек в книге «Детская ловушка»[1], в которой продвигались идеи о преимуществах образа жизни, свободного от детей (англ. сhildfree style)[3][17]:

В начале 70-х годов тридцатилетняя женщина, не имеющая детей, воспринималась как неполноценная. Оправданием её бездетности люди считали плохое здоровье, нетрадиционную сексуальную ориентацию, психические заболевания, злоупотребление алкоголем или наркотиками. Никому и в голову не приходило, что женщина не имеет детей по одной простой причине — у неё нет желания.

Стоит отметить, что на Эллен Пек и Ширли Рэдл особое влияние оказала книга Суламифь Файерстоун «Диалектика пола: обоснование феминистской революции». Суламифь Файерстоун утверждала тезис о том, что деторождение является формой порабощения женщин и лишает их возможности выбора, так как подчиняет их жизнь воспитанию ребёнка, лишая возможности заниматься чем-либо ещё. Поэтому канадская активистка призывала всех женщин свершить революцию не в средствах производства, а в средствах воспроизводства[18].

Организация Ширли Рэдл и Эллен Пек, сменив в 1978 году[1] название на «Национальный альянс необязательного материнства» (англ. The national alliance for optional parenthood), поддерживала индивидов, решивших стать бездетными. Данный альянс не только боролся с рекламой, восхваляющей родительство, и пропагандой натализма, но также выдвинул предложение отмечать день чайлдфри 1 августа[3].

В 1990 году в США появилось ещё одно движение, пропагандировавшее бездетность — «Свободные от детей» (Childfree). Матерью-основательницей этой организации стала Лесли Лафайет — преподаватель средней школы в штате Калифорния. Она создала общественную сеть ChildFree Network (CFN), имеющую более 30 филиалов в США[3], в начале 2010-х годов в США насчитывалось более 40 подобных организаций[17]. Согласно социологическим исследованиям, чайлдфри-пары более образованны, более востребованы как профессионалы и руководители, оба супруга имеют большой доход, живут в городах, менее религиозны и менее склонны к соблюдению традиционных обычаев и гендерных ролей[17].

Классификация чайлдфри

Исследовательница чайлдфри канадский социолог Джоан Виверс полагала, что причиной появления движения чайлдфри и возможность его институционализации является «контрацептивная революция», дающая возможность регуляции деторождения. В книге «Бездетные по собственному выбору» Джоан Виверс подразделяла бездетных по критерию ведущего мотива, побуждающего к отказу от деторождения[2][19][20]:

  • «реджекторы» (или чайлдхейт) — индивиды, испытывающие отвращение к процессу рождения и к детям как таковым; вероятно, до наступления эпохи сексуальной революции такие люди могли уходить в монастырь или оставаться вне брака;
  • «аффексьонадо» — индивиды, которых привлекает беззаботная и бездетная жизнь, в которой есть развлечения, путешествия и богемная жизнь.

Помимо классификации, предложенной Джоан Виверс, выделяется аналогичная типология Розмари Джиллеспи, которая подразделяет чайлдфри на тех, кому свойственно «отторжение, отвращение к детности» и тех, для кого важнее «привлекательность, притягательность бездетности»[2][21].

Российские исследователи дополняют данную классификацию промежуточными категориями: «постоянные откладыватели» — индивиды, не отказывающиеся от идеи завести ребёнка, но постоянно смещающие этот момент в будущее и «волнообразные отказники» — индивиды, регулярно высказывающие противоположные желания[2][21][22].

Чайлдфри в России

В России виртуальное сообщество чайлдфри появилось 20 декабря 2004 года и объединяло на тот момент около 500 человек[3]. Отличительной чертой российского сообщества чайлдфри является его полная представленность в Интернете, официальных организаций чайлдфри на территории России нет[1][17].

Рост движения чайлдфри хронологически последовал за требованием прокуратуры Санкт-Петербурга к социальной сети «ВКонтакте» о закрытии виртуального сообщества приверженцев чайлдфри, в котором состояло на тот момент около 3500 человек. Эту группу признали экстремистской организацией, пропагандирующей ненависть к семейным ценностям. Необходимо отметить, что закрытие прокуратурой группы чайлдфри в социальной сети «ВКонтакте» только усилило интерес к этому социальному феномену[23]. В последующий период в сети «ВКонтакте» отмечался стабильный рост наиболее крупного сообщества «Подслушано Чайлдфри», в котором на 10 апреля 2017 года состояло 50 630 подписчиков[23], в ноябре 2019 года — около 60 тыс. подписчиков[1]; на 1 сентября 2023 года данная группа является закрытой.

12 ноября 2024 года Государственная дума приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри. Согласно законодательному документу информация, содержащая пропаганду отказа от рождения детей, в фильме или рекламе может привести к запрету на их демонстрацию. Для владельцев сайта или иной информационной системы пропаганда чайлдфри может привести к включению ресурса в единый реестр запрещённой информации Роскомнадзора. Штраф за пропаганду чайлдфри может достигать 5 млн рублей. При всём при этом в поправке к закону отмечается, что формирование привлекательности монашества и монашеского образа жизни, соблюдения обета безбрачия (целибата) и связанным с ними отказом от деторождения не считается административным правонарушением[24].

Социологический портрет российского гражданина, «свободного от детей» (на 2015 год): 88,44 % респондентов родились в Москве, 61,22 % опрошенных были единственными детьми в семье, 61,9 % респондентов имеют высокое и очень высокое материальное положение и 63,95 % опрошенных получили высшее образование. Средний возраст представителя чайлдфри в Москве располагается в интервале от 20 до 35 лет, около 80 % респондентов имеют высшее образование, 75 % опрошенных имеют постоянного партнёра и около 50 % респондентов живут с ним вместе, соотношение мужчин и женщин среди чайлдфри −1:4[25].

Российскими социологами отмечалось, что чайлдфри — это либо социальное движение протеста, реализующееся в семейно-бытовой сфере, поведение в которой пытается регулировать государство, либо аномалия, порождённая широким распространением эгоизма и потребительства[3][7][17][23][26]. Помимо этого высказываются утверждения, что появление чайлдфри является результатом инфантилизации современного общества, причём чайлдфри иногда отождествляются с «кидалтами» (англ. kidadult — взрослый ребёнок)[23][27].

Ряд психологов допускают, что нежелание иметь детей является формой реализации личностного выбора или самоопределения[1][21][22]. Необходимо отметить, что некоторыми исследователями чайлдфри рассматривается, как категория современной женственности, где прочими категориями являются «яжемать», «просто мать», «не мать» и «чайлдхейт»[28][29]. Исходя из вышеизложенного чайлдфри рассматривают одновременно как личностную систему взглядов и форму женской идентичности, так и в качестве контркультуры и идеологии[1].

Мотивация чайлдфри

Ведущей причиной объяснения собственного поведения для чайлдфри служит утверждение, что дети — это помеха всей жизни: карьере, хобби, самосовершенствованию и любви. Как показывают социологические опросы в России, чайлдфри утверждают, что их жизнь прекрасна и насыщенна и без продолжения рода, а само право на отсутствие детей есть привилегия развитого общества[17][23][30]. В качестве основных мотивов нежелания обзаводиться потомством у чайлдфри выступают[7][17][23]:

  • причины карьерного роста;
  • боязнь потери работы;
  • стремление к независимости;
  • финансовые расходы;
  • стремление открыто противопоставлять себя обществу и распространённым стереотипам из-за несправедливой государственной политики;
  • психологические травмы, перенесённые в детстве;
  • стремление сохранить максимальную эмоциональную и сексуальную близость с супругом;
  • эгоистические потребности;
  • желание сохранить свою фигуру и внешность;
  • страх или неприятие перед беременностью или родами;
  • нежелание брать ответственность за ребёнка;
  • возможность оказаться неидеальным родителем;
  • мировые экологические проблемы и перенаселённость планеты;
  • стремление к комфорту;
  • представление о том, что мир полон страданий и приносить в мир детей — безнравственно.

Полемика по вопросу чайлдфри

Концепция традиционной семьи: мама, папа и дети

Российский писатель и общественный деятель Захар Прилепин в своей статье «Доброкачественные люди» утверждал, что в людях, по собственной воле и разумному выбору живущих без детей, он чувствует «что-то нездоровое. Ненормальное даже». Человек, по мнению Захара Прилепина, который не имеет детей, всё время хочет кого-то обмануть, но обманывает в итоге только себя, ведь «дети — единственное, что может сберечь душу». И когда Захар Прилепин представляет себе жизнь чайлдфри-пары, то у него «начинает кружиться голова, и даже чуть-чуть подташнивает», потому что он считает, что чайлдфри — «это не люди, а какой-то тупик цивилизации»[31].

Патриарх Кирилл в своей речи, посвящённой десятилетию его интронизации, негативно высказывался о чайлдфри. Данные идеи, по его мнению, разрушают семейные ценности, являющиеся залогом человеческого счастья[32]:

В общественное сознание вброшены и активно прорастают семена ложных идей о важности так называемого гендерного самоопределения, необходимости раннего развития детской сексуальности, многообразии форм брачного союза, естественности и нормальности так называемых „пробных браков“, движения намеренной бездетности, так называемое childfree. Эти и многие другие „вирусы“ разрушают традиционные семейные ценности.

Папа Римский Франциск I 26 декабря 2021 года обратился к верующим, собравшимся на Площади Святого Петра, и сказал, что многие пары отказываются заводить детей (чайлдфри) либо предпочитают иметь лишь одного ребёнка. Поэтому понтифик призвал ради спасения семей, страны и будущего «сделать всё возможное, чтобы осознать, как преодолеть эту демографическую зиму»[33].

Немецкий социолог Кристина Мундлос в своей работе «Когда материнство не делает счастливым: феномен сожалеющего материнства» отмечает, что в обществе широко распространен социальный стереотип о том, что «материнство автоматически приносит с собой счастье, наполняет жизнь смыслом»: женщины через материнство достигают постоянного состояния счастья и женщины только через материнство могут стать счастливыми. Демистификация Кристиной Мундлос мифа о «материнском блаженстве» акцентирует внимание на том, что женщина может сожалеть о том, что она родила ребёнка. Данный факт открыто ранее не обсуждался и не допускался к обсуждению в обществе, потому что это воспринималось как отклонение от нормы. Сама возможность открытой дискуссии по этой теме, которую спровоцировали представители чайлдфри, позволяет женщинам перестать тяготиться внутренними сомнениями и переживаниями, не оставаясь с ними наедине[34]. Данные идеи Кристины Мундлос созвучны высказываниям психолога Виктора Франкла[35]:

Возводить материнство в единственный смысл жизни женщины – значит бросать тень не только на жизнь женщины, не имеющей детей, но и на жизнь женщины-матери. Жизнь выдающейся личности не может лишиться смысла из-за того, что у этой личности нет потомства. Более того, самим своим существованием подобная личность способна придать смысл жизни многим поколениям своих предков, являясь как бы пиком, венчающим династию. Из всего вышесказанного видно, что жизнь никогда не кончается сама в себе и что воспроизводство жизни никогда не является её смыслом; скорее жизнь приобретает смысл в других, небиологических сферах: интеллектуальной, этической, эстетическойВиктор Франкл, «О смысле смерти»

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Ломакин И. В. Чайлдфри или добровольно бездетные? К переопределению концептуального поля исследований не-родительства в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2019. — № 6. — С. 394—436.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Исупова О. Г. Бездетность. БРЭ (3 февраля 2023). Дата обращения: 12 сентября 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Новосёлова Е. Н. Добровольная бездетность как угроза демографической безопасности России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2012. — № 1. — С. 99—110.
  4. Вишневский Ю. Р., Нархов Д. Ю., Сильчук Е. В. Новые явления в молодежной среде и актуальные задачи молодежной политики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2016. — № 4. — С. 8—18.
  5. Управителева, Л. М. Парный брак и нуклеарная семья: есть ли альтернативы? // Personal development: psychological foundations and social conditions : Materials of the VI international scientific conference, Prague. — 2019. — С. 43—48.
  6. Чолак А. П. Одиночество в структуре социального мира // Трансформация социального мира в современную эпоху: сборник научных трудов. — 2019. — С. 143—147.
  7. 7,0 7,1 7,2 Бичарова М. М. Идеология чайлдфри как социальное последствие межнационального конфликта // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2013. — № 3(36). — С. 264—275.
  8. Бичарова М. М. «Чайлдфри» и «чайлдхейт» среди российской молодежи: к вопросу о причинах // Инновации в науке. — 2016. — № 12—2(61). — С. 37—41.
  9. Чолак А. П. Одиночество и демографические процессы: взаимовлияние и особенности проявления // Ученые заметки ТОГУ. — 2017. — Т. 8, № 2. — С. 542–547.
  10. Чёрное духовенство. Азбука веры. Дата обращения: 14 сентября 2023.
  11. Белкин А. И. Под сенью скопческого мифа // Третий пол. Судьбы пасынков Природы. — М.: Олимп, 2000. — 429 с. — ISBN 5-8195-0038-5.
  12. Скопчество. БРЭ. Дата обращения: 14 сентября 2023.
  13. Ориген // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 464—465. — 839 с.
  14. Иванченко А. В. Ориген // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  15. Евангелие от Матфея, глава 19 (неопр.) (неопр.) (неопр.) (неопр.). azbyka.ru. Дата обращения: 14 сентября 2023.
  16. Савкин Н. С. Неизбежность возрождения: про и контра антинатализма // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — 2019. — Т. 19, № 1(45). — С. 80—88.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 17,7 Смакотина Н. Л. Протестные процессы общества потребления в фокусе социокультурного анализа // Ценности и смыслы. — 2012. — № 5(21). — С. 106—119.
  18. Прохоренко Ю. И. Репродуктивное насилие как феномен социального мира // Трансформация социального мира в современную эпоху : сборник научных трудов. — 2019. — С. 53—59.
  19. Veevers J. E. Childless by choice. — Toronto: Butterworths, 1980. — 220 с.
  20. Veevers J. E. The Social Meanings of Parenthood // Psychiatry: Interpersonal and Biological Processes. — 1973. — Т. 36, № 3. — С. 291—310.
  21. 21,0 21,1 21,2 Ланцбург М. Е. Родительство в современном мире – новые тренды // Современная зарубежная психология. — 2016. — Т. 5, № 2. — С. 62–66.
  22. 22,0 22,1 Полутова М. А., Жанбаз О. О. Ценностные и мотивационные установки сообщества «Чайлдфри» с позиций постмодернизма // Вестник Забайкальского государственного университета. — 2015. — № 1(116). — С. 89—100.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 23,5 Антонова Ю. А. Коммуникативные стратегии в текстах, репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма // Политическая лингвистика. — 2013. — № 2(44). — С. 170—177.
  24. Блинов М. Госдума приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри. РИА НОВОСТИ (12 ноября 2024). Дата обращения: 12 ноября 2024.
  25. Новосёлова Е. Н. Новые тенденции репродуктивного поведения городского населения России (на примере Москвы) // Демографические процессы на постсоветском пространстве: сборник материалов VI Уральского демографического форума с международным участием, Екатеринбург, 4–5 июня 2015 года. — 2015. — С. 313—317.
  26. Вильданова С. М., Граничная А. А., Мингалиева А. Р., Саляхиева Л. М. Тенденции распространения ценностей чайлдфри в России и их влияние на кризис института семьи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2017. — № 3(139). — С. 192—205.
  27. Новосёлова Е. Н. Судьба традиционной семьи в эпоху прогрессирующего эгоизма // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2013. — № 2. — С. 106—123.
  28. Клименко Н. С. «Чайлдфри» и «яжемать» как биполярные категории современной фемининности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 40. — С. 59—61.
  29. Лушина Е. А. Об актуальных тенденциях выбора репродуктивного поведения в современном обществе // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. — 2020. — № 11. — С. 114—126.
  30. Баринова Н. В. Семейные ценности современной молодежи: почему они выбирают чайлдфри // Ценности и интересы современного общества: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 25–29 мая 2015 г.. — 2015. — С. 306–310.
  31. Известный писатель Захар Прилепин о чайлдфри: Доброкачественные люди. Сайт патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства (5 сентября 2013). Дата обращения: 13 сентября 2023.
  32. Патриарх Кирилл: в современной цивилизации понятие семьи размывается до неузнаваемости. ТАСС (31 декабря 2019). Дата обращения: 13 сентября 2023.
  33. Это трагедия: Папа Римский осудил «чайлдфри». format-ua (27 декабря 2021). Дата обращения: 13 сентября 2023.
  34. Бичарова М. А. Философия современного материнства (рецензия на книгу К. Мундлос "Когда материнство не делает счастливым: феномен сожалеющего материнства" // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2017. — № 2(51). — С. 205—208.
  35. Франкл В. Общий экзистенциальный анализ // Человек в поисках смысла: сборник / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — С. 157—284. — 368 с.