Художественный вымысел

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Художественный вымысел — один из основных моментов художественного творчества, состоящий в создании автором на основе собственного мировоззрения новых, художественных фактов (сюжетов, образов), не имеющих прямых соответствий в реальности или в предшествующем искусстве[1].

Определение

«Вий» Н. В. Гоголя — образец художественного вымысла писателя

Художественный вымысел — это реальность, пропущенная через мысль. То есть вымысел неразрывно связан с реальностью, он не тождественен фантазии[2].

Художественный вымысел напрямую связан с творческими способностями писателя вообразить и изобразить то, что могло бы быть в реальности[3].

Вольф Шмид трактует вымысел как нечто, выдуманное автором без намерения обмануть читателя, изображающее возможную, а не реальную действительность[4].

При изображении явлений жизни автор всегда сопоставляет их со своими представлениями о ней, трансформируя реальность в соответствии со своими целями и задачами. В реальной жизни писатель не всегда может встретить людей или обстоятельства, отвечающие его творческому замыслу. Поэтому он представляет себе таких людей или обстоятельства, исходя из своего жизненного опыта и мировоззрения[3].

Роль вымысла в художественном произведении

Вымысел в художественном произведении занимает место между реальностью и её изображением. Это единственное и необходимое звено любого творческого процесса[2]. Невозможно представить искусство без вымысла[5]. Именно вымышленность явлений жизни, персонажей является признаком собственно художественного произведения[6].

Художественный вымысел демонстрирует творческий потенциал автора, при помощи него писатель на основе своего мировоззрения обобщает факты реальности, создаёт уникальный мир, который Дмитрий Сергеевич Лихачёв называл внутренним миром произведения[5]:

Каждое художественное произведение отражает мир действительности в своих творческих ракурсах.Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Художественный вымысел задаёт границы (часто условные) между собственно художественными и документальными произведениями: художественные произведения создаются с установкой на вымысел, а документальные, напротив, исключают возможность вымысла[5].

Художественный вымысел в произведении создаёт ряд важных художественных эффектов:

Условность и жизнеподобие

«Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта — яркий пример использования гиперболы и гротеска в художественной литературе

Художественный вымысел напрямую связан с такими понятиями, как условность и жизнеподобие. Под условностью понимается создание автором художественной образности, не тождественной, или даже противоположной реальности. Жизнеподобие — это максимальное совпадение реального и изображаемого автором мира[5].

Понятия условности и жизнеподобия разграничивали Иоганн Гёте в статье «О правде и правдоподобии в искусстве» и Александр Сергеевич Пушкин в заметках о драматургии и её неправдоподобии[5].

Наиболее ранними формами условности в искусстве были гипербола и гротеск. Гипербола появилась из возвышенных и торжественных ритуалов и была свойственна высоким жанрам, идеализирующим героев. Гротеск появился из карнавальных празднеств и представляет собой художественное преломление жизненных форм в нечто уродливое, несообразное. В настоящее время появились другие формы условности — фантастические допущения, схематизация изображаемого и тому подобное[5].

Историческое изменение художественного вымысла

На этапе возникновения и раннего становления искусства художественный вымысел не осознавался: для архаического мышления не было свойственно разграничивать правду историческую и художественную. Позднее, в народных сказках, вымысел ярко выражен: сказки никогда не претендуют на изображение реальной действительности.

Художественному вымыслу уделял внимание уже Аристотель. В своей «Поэтике» он сформулировал разницу между историком и поэтом. Первый пишет о реально случившемся, второй — о том, что могло бы случиться. Такой подход был характерен для эпохи эллинизма[5].

Впоследствии, в эпохи Возрождения и классицизма художественный вымысел преимущественно наследовался писателями у предшественников: они изображали традиционные сюжеты и персонажей, по-новому их переосмысливая. В период романтизма художественный вымысел перестал быть общим достоянием, он стал осознаваться как индивидуальная принадлежность автора[5].

В последующие эпохи роль художественного вымысла несколько уменьшилась. В XIX веке писатели зачастую более охотно описывали реальные сюжеты и персонажей, нежели вымышленные. В русской литературе периода реализма художественная образность была более жизнеподобной, нежели условной. Яркой иллюстрацией этого являются слова Нитколая Семёновича Лескова, утверждавшего, что если писатель начинает выдумывать, а не записывать реальные факты, он теряет всякую связь с обществом[5].

B начале XX века в русском искусстве отвергалось жизнеподобие как рутинное, обыденное, приоритет отдавался условности, вымыслу. Позднее, в 1930 — 1950-е годы, напротив, художественный вымысел отвергался как нечто устаревшее, на первый план вышли жизнеподобные формы, описание реальных явлений жизни, что легло в основу литературы социалистического реализма[5].

Для современной литературы свойственно признание и вымышленных, и невымышленных явлений, лиц и событий. В настоящее время признаётся равноправие условности и жизнеподобия в их тесной взаимосвязи и взаимодействии[5].

Типология художественного вымысла

Выделяются следующие типы художественного вымысла:

  • жизнеподобный — в его основе лежат события реальной жизни, подтверждённые жизненным опытом человека;
  • нежизнеподобный — создающий события, не имеющие прямых аналогов в реальной жизни, существующие только внутри текста художественного произведения[6].

Учитывая, что в основе любого вымысла лежит объективная реальность, в любом художественном произведении неизбежно присутствуют и жизнеподобный, и нежизнеподобный вымыслы[6].

Выделяются также:

  • первичный вымысел — художественный вымысел автора в коммуникативной системе «автор — читатель».
  • вторичный (фиктивный) вымысел — художественный вымысел, вложенный автором в уста персонажа в коммуникативной системе «персонаж — персонаж»[4].

Примечания

  1. Кожинов В. В. Вымысел художественный. Русская литература и фольклор: фундаментальная электронная библиотека. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  2. 2,0 2,1 Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В. И. Новиков. — М.: Педагогика, 1988. — С. 46—47. — 416 с.
  3. 3,0 3,1 Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1978. — С. 31—32. — 223 с.
  4. 4,0 4,1 Клейменова В. Ю. Типология вымысла волшебной литературной сказки // Известия Волгоградского государственного педагогического университета : журнал. — 2012. — № 6. — С. 100.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Хализев В. Е. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 95. — 398 с. — ISBN 5-06-003356-2.
  6. 6,0 6,1 6,2 Клейменова В. Ю. Фикциональность и вымысел в тексте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : Журнал. — 2011. — № 143. — С. 95.
  7. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. — М.: Высшая школа, 2008. — С. 66—67.