Февральская лазурь (картина)

Материал из «Знание.Вики»
Grabar February azure 1904 gtg.jpg
Игорь Грабарь
Февральская лазурь. 1904
Холст, масло. 141 × 83 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
инв. 3729

«Февра́льская лазу́рь» — картина русского и советского художника Игоря Грабаря (18711960), который вошел в историю живописи как поэт русской зимы[1]. Картина написана в 1904 году и занимает особое место в истории русского зимнего пейзажа. В центре композиции одно дерево в своеобразном обрамлении берёзовой рощи[2]. Размеры полотна: 141 х 83 сантиметров. Место экспонирования картины: постоянная экспозиция Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке города Москва, зал № 38[3].

Картина написана в стиле импрессионизм[4]. Сам Игорь Грабарь называл «Февральскую лазурь» самым значительным произведением в своём творчестве.[1]

История создания

Игорь Грабарь

Тема зимы и инея в творчестве Игоря Грабаря

Игорь Грабарь очень любил зиму и чаще всего писал зимние пейзажи. Он считал снег идеальной основой для разнообразных световых эффектов[5]. О художнике известен такой интересный факт: когда таял снег и деревья теряли свое зимнее убранство, Игорь Эммануилович прекращал работу над пейзажами и переходил к натюрмортам. Он говорил, что ни одно другое время года, кроме зимы, не вызывают в нем «никакого живописного задора и вдохновения»[6].

Художник восторгался инеем и изображал его в разных видах: ярким, искрящимся на рассветном солнце, розовым на закате и синим в хмурые пасмурные дни. Тема инея особенно часто проявлялась в его творчестве в первое десятилетие XX века. За несколько лет Грабарь создал около ста картин, которые составили цикл его этюдов — «День инея»[7].

Большинство своих произведений автор писал с натуры, любуясь природой и восторгаясь её завораживающими явлениями. Под таким же необыкновенным впечатлением была создана удивительная работа мастера — «Февральская лазурь»[1].

Появление идеи

Игорь Грабарь часто гостил в подмосковной усадьбе Дугино, принадлежавшей братьям Мещериным. Идею создания картины живописцу подсказала сама природа. Во время утренней прогулки по лесу Грабарь уронил лыжную палку. Нагнувшись за ней, художник увидел берёзу снизу вверх. Отсюда избранный художником вертикальный формат картины. Ему показалось, что берёза словно расправляет свои белые ветви[2].

Он вспоминал в своей книге[1][8]:

Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.Игорь Грабарь

Этот необыкновенный вид так потряс живописца, что он захотел сохранить на холсте "хоть десятую долю этой красоты". В тот же день за один сеанс Грабарь «набросал с натуры» этюд для будущей картины под названием «Зима» (холст, масло, 75×54,5 сантиметров, инвентарный номер Ж-2219), который в настоящее время находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге[8].

Написание картины

Игорь Грабарь. Зима. Этюд.

На следующий день Игорь Эммануилович вернулся на то же место с холстом и мольбертом. Перед началом работы Грабарь выкопал траншею в снегу, в которой он и расположил свой мольберт, чтобы как можно ниже расположиться по отношению к берёзам и изобразить на картине как можно больше небесного пространства[1].

Работа над картиной продолжалась более двух недель. Автор пытался изобразить берёзы максимально точно, передать всё великолепие их зимнего убранства. Особое внимание Грабарь уделил изображению лазурного неба[9].

Сюжет картины

На переднем плане картины изображена берёза, покрытая тонким кружевным инеем, который переливается и искрится даже под неяркими лучами солнца. Чуть дальше стоят молодые берёзы и совсем еще «подростки» с тонкими стволами. Создаётся впечатление, что они раскинули ветви и медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, встречая приход весны.

Лес, изображённый на заднем плане картины, как будто разделяет небо и землю. Фоном для белоствольных красавиц стало снежное покрывало почти лазурного цвета и ярко-голубое небо[10]. Полотно, написанное с натуры, воспринимается как прекрасный миф о русской зиме. Береза на картине похожа на чудо-дерево или сказочную морозную жар-птицу, которая расправила свои перья, напоминающий морозные узоры[2].

Настроение картины радостное и светлое. В этой работе Игорь Эммануилович сумел передать не только сам пейзаж, его реалистичный вид и малейшие нюансы, но и сам характер солнечного зимнего дня[9]. Это произведение производит на зрителя впечатление открытого свежего взгляда на природу и является самым последовательным воплощением импрессионистической поэтики в русском искусстве[2].

Живописный метод и цветовые решения картины

Третьяковская галерея. Зал № 38
Государственная Третьяковская галерея

В «Февральской лазури» Игорь Грабарь достиг предельно возможной цветовой насыщенности. Он писал этот пейзаж так называемым чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно эти мельчайшие мазки позволили изобразить и объёмные стволы деревьев, и тонкие узоры ветвей, и самые мелкие бугорки снега. Положение автора «снизу вверх» во время работы над картиной открыло перед художником возможность передать все градации голубого цвета — от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху[3]. Краски создают впечатление прохлады морозного дня и чистоты[10].

Во время работы над картиной Грабарь использовал метод дивизионизма (от французского diviser — делить) — живописный метод, основанный на целенаправленном разложении сложного цветового тона на спектрально чистые цвета, которые точками различной конфигурации наносятся на холст, а затем при восприятии картины зрителем с определённого положения оптически сливается в нужный художнику цвет[11].

Зритель, глядя на картину, видит разноцветные мазки, которые создают ощущение рассыпавшейся на мелкие брызги радуги и одновременно ослепительной белизны. На картине много белого цвета, но белый ствол берёзы на белом же снегу превращается в своеобразный экран, который отражает разноцветные блики. Прописав ствол и ветви дерева рельефными мазками дополнительных цветов, небо художник передает длинными вертикальными мазками жидкого лака, который наносит поверх рельефного белильного слоя. У верхушек, изображённых коралловыми и пурпурными оттенками, небо прописано интенсивным ультрамарином, а ближе к горизонту становится бирюзовым. Таким образом, Грабарь последовательно применяет свой метод работы масляными красками, который он определял как масляно-лаковый[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Зачем импрессионист Игорь Грабарь копал траншею в лесу: Секрет картины «Февральская лазурь». Культурология.рф. Дата обращения: 15 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Екатерина Середнякова. Десять картин Игоря Грабаря, которые нужно знать. Лаврус. Третьяковская галерея (25 ноября 2022). Дата обращения: 15 августа 2023.
  3. 3,0 3,1 Картина дня: «Февральская лазурь» Грабаря. Wanderings Online. Дата обращения: 15 августа 2023.
  4. Описание популярной картины «Февральская лазурь». Сергей Пивоваров. Сайт художника. Дата обращения: 16 августа 2023.
  5. Февральская лазурь. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Дата обращения: 15 августа 2023.
  6. Людмила Журавлева. История одной картины: И.Э. Грабарь - "Февральская лазурь". Русская галерея. Дата обращения: 15 августа 2023.
  7. Ольга Атрощенко. «Мне нужно только искусство, искусство и больше ничего». Выставка Игоря Грабаря к 150-летию со дня рождения. Журнал «Третьяковская галерея». Дата обращения: 15 августа 2023.
  8. 8,0 8,1 Грабарь И. Э. Моя жизнь: автомонография. — Москва: Ленинград: Искусство, 1937. — 375 с.
  9. 9,0 9,1 И. Грабарь «Февральская лазурь» история картины. Art-assorty. Дата обращения: 15 августа 2023.
  10. 10,0 10,1 Алина Алексеева-Маркезин. Грабарь. Февральская лазурь. Проза.ру. Дата обращения: 15 августа 2023.
  11. Дивизионизм. Artузел все о современном искусстве. Artuzel. Дата обращения: 16 августа 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!