Теория решения изобретательских задач
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества[1].
Главное отличие ТРИЗ мышления от других типов мышления — это сознательное управление процессом мышления (это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам).
Теория решения изобретательских задач — набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем.
Современная Теория Решения Изобретательских Задач включает:
- Механизмы планомерного преобразования размытой, проблемной ситуации в четкий образ будущего решения.
- Механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений.
- Обширный информационный фонд — концентрированный опыт решения проблем[2].
История возникновения ТРИЗ
ТРИЗ Г. С. Альтшуллера
В XX веке советский изобретатель Альтшуллер Генрих Саулович создал теорию решения изобретательских задач[3].
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире,чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.Г.С. Альтшуллер
Генрих Саулович начал работать над теорией в 1946 году и в дальнейшем посвятил её совершенствованию всю жизнь. За это время он проанализировал порядка 40 тысяч патентов, чтобы выявить общие черты и закономерности в том, как учёные и изобретатели решают задачи и приходят к новым идеям[4].
Альтшуллер Генрих Саулович обнаружил, что каждый изобретатель в какой-то момент сталкивается с тем, что однозначного решения пока не существует, а вариантов слишком много. Автор ТРИЗ также заключил, что рациональнее всего решать проблему ресурсами, которые уже есть в распоряжении. В этом случае ответ чаще всего оказывается правильным и наиболее эффективным[5].
Результат создания ТРИЗ
Альтшуллер Генрих Саулович разработал 40 изобретательских приёмов и 76 стандартных решений изобретательских задач. Однако всё это время ТРИЗ развивалась обособленно от науки: труды Альтшуллера Генриха Сауловича практически не рецензировались, а сам изобретатель не стремился вызывать научные дискуссии вокруг своей теории. Вместо этого он самостоятельно развивал концепцию и проводил учебные семинары.
К концу восьмидесятых теория стала достаточно известна в СССР и за рубежом. В 1989 году была основана Международная ассоциация ТРИЗ, а крупные компании стали адаптировать теорию Альтшуллера Генриха Сауловича к своей практике. На волне успеха в это же время появилась ТРИЗ-педагогика, которая взяла за основу наработки советского изобретателя[6].
Учёные, развивающие ТРИЗ
К известным исследователям в области обучения элементам ТРИЗ, можно отнести Гуткович Ирину Яковлевну, Корзун Анну Валерьевну, Мурашковскую Ингриду Николаевну, Ладошкину Светлану Николаевну, Нестеренко Аллу Александровну, Страунинг Анну Михайловну, Сидорчук Татьяну Александровну, Рубину Наталью Викторовну, Шустермана Михаила Наумовича, Гин Светлану Ивановну, Гин Анатолия Александровича[7].
Хронология развития ТРИЗ
1946 год. Учёный из Баку Альтшуллер Генрих Саулович начинает работу по созданию научной технологии творчества, которая со временем получила название «теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ).
1956 год. В журнале «Вопросы психологии» появилась первая публикация о ТРИЗ.
1989 год. Образована Международная Ассоциация ТРИЗ. Впервые появляется программный продукт «Изобретающая Машина», который базируется на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогает инженерам решать их профессиональные проблемы. За два года в СССР было продано более 1000 копий пакета компьютерных программ.
1995 — 1997 годы. Программный продукт, переведенный на английский язык, приобретают такие известные фирмы, как «Ford», «Caterpillar», «Procter & Gamble», IВМ, а «Motorola» заключает специальный долгосрочный контракт на поставку 1000 копий системы для своих предприятий. Заключение аналогичного контракта обсуждается и в южнокорейской фирме «Samsung». Услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры.
1999 год. В январе в Австрии проходит первый европейский ТРИЗ-конгресс. Вузы ряда европейских стран, США и Японии вводят курс теории решения изобретательских задач в свои программы обучения. Во Франции региональные правительства вслед за Эльзасом принимают региональные программы развития ТРИЗ.
2000 год. В начале мая проходит II Международная конференция Института Альтшуллера. В конференции принимают участие представители 11 стран. Участвуют компании: «Boeing», «Kodak», «Colgate-Palmolive», «Ford» и многие другие. Конференция выявила наличие интереса к ТРИЗ в образовательной сфере.
В конце года создана Европейская ассоциация ТРИЗ - ETRIA (European TRIZ Association).
2001 — 2002 годы. Прошли две международные конференции организованные международной ассоциацией ETRIA.
Промышленные компании и их исследовательские центры начинают переходить к организации систематического обучения специалистов по ТРИЗ у себя на предприятиях и ищут системные пути внедрения ТРИЗ-технологий.
2003 год. Результаты, полученные участниками Проект Джонатан Ливингстон, вызывают серьезный интерес в таких странах как Япония, Корея, Канада, США, Франция. Проект посвящен гармоничной интеграции ТРИЗ подходов в систему непрерывного творческого образования с постепенной реорганизацией всей системы образования — начиная с двухлетнего возраста до аспирантов и профессионалов разных возрастов и специальностей.
В настоящее время, как показывают конференции, проводимые в Америке и Европе, в мире ведутся многочисленные исследования и разработки по различным аспектам и модификациям ТРИЗ, накапливается опыт практического использования теории Альтшуллера Генриха Сауловича в различных областях человеческой деятельности, выходящих за рамки инженерных проблем[8].
Цель и методы ТРИЗ
Цель ТРИЗ — развитие фантазии и гибкого мышления, воспитание творческой личности, готовой к решению сложных задач эффективными способами. Идея состоит в том, что творчеству можно научить так же, как и другим видам деятельности. Ведь творчество — создание чего-то нового. Если знать закономерности, по которым оно появляется, и применять их, то можно это новое изобрести.
Методы ТРИЗ
Для решения ТРИЗ-задач используются различные методы, среди них:
- метод мозгового штурма (методика коллективного поиска решений);
- синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях);
- морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения);
- метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами);
- метод Робинзона (нахождение применения, казалось бы, совсем ненужному предмету) и другие[9].
Принципы обучения ТРИЗ
ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели.
Принципы Г. С. Альтшуллера
Еще в 1940-х годах Альтшуллер Генрих Саулович поставил задачу иначе: «Как без многочисленного перебора вариантов решения проблемы выходить сразу на сильные решения?».
Справиться с этой задачей позволяют три принципа, лежащие в основе ТРИЗ.
1. Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.
2. Принцип противоречия — под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия.
3. Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеет особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы[10].
Принципы А. А. Гина
Эксперт по ТРИЗ-педагогике Гин Анатолий Александрович выделяет пять принципов обучения:
- Давать ученику право выбора везде, где это возможно.
- Сталкивать ученика с проблемами без чёткого алгоритма решения и верного ответа.
- Обучать через практику — эксперименты, опыты, исследования.
- Постоянно отслеживать интерес учеников и понимание ими материала.
- Стремиться к идеальному КПД — максимальной пользе при минимальных затратах[11].
Принципы использования ТРИЗ
Использование ТРИЗ предполагает следующие принципы
- Принцип объединения — соединение однородных объектов или операций, размещение одного объекта внутри другого.
- Принцип дробления — если сложно работать с цельным объектом, его можно разделить на независимые части или сделать разборным.
- Принцип динамичности — если с объектом невозможно работать или этому мешает среда, в которой он находится, нужно изменить объект или среду.
- Принцип опережения — заранее сделать действие, которое будет невозможно осуществить потом.
- Принцип посредничества — если с объектом невозможно работать напрямую, можно использовать другой объект.
- Принцип «наоборот» — если сложно сделать действие, можно попробовать противоположное.
- Принцип обращения вреда на пользу — найти полезное применение вредному свойству объекта. Убрать один вредный фактор сложением с другими или усилить его настолько, чтобы он перестал быть вредным.
- Принцип копирования — если невозможно произвести действие с объектом, используют его копию.
- Принцип согласования и рассогласования — чтобы было проще произвести необходимые действия с объектом, его можно согласовать (или рассогласовать) с окружающей средой или ожиданиями и стереотипами людей[12].
Противоречия ТРИЗ
Согласно ТРИЗ, на пути к решению задачи изобретатель неизбежно сталкивается с противоречиями.
Альтшуллер Генрих Саулович выделяет среди них три ключевых:
- административное — когда необходимо улучшить систему, но на это нет прав
- техническое — когда улучшение одной части системы ухудшает другую часть;
- физическое — когда, по словам автора теории, «для улучшения системы какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно»[13].
Ресурсы и категории ТРИЗ
Правильного ответа у задач в ТРИЗ-педагогике нет — вариантов может быть сколько угодно. Но есть определённый метод, которому нужно следовать. Поиск решения задачи начинается с выбора ресурса. Для решения изобретательских задач важно использовать ресурсы, которые уже есть в условии, поскольку идеальное решение ничего не добавляет извне. Чтобы разрешить эти противоречия, изобретатель использует ресурсы.
Категории ТРИЗ
В ТРИЗ ресурсы делятся на следующие категории:
- материально-вещественные (вещества, предметы, деньги, товары, приборы и так далее);
- информационные (носители информации и способы её распространения);
- человеческие (непосредственно люди, мотивация, зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, стереотипическое мышление)[14].
Ресурсы ТРИЗ
Под ресурсами в ТРИЗ понимается практически всё[15]:
- время;
- информация;
- пространство;
- человеческие ресурсы;
- энергия;
- вещества.
Этапы решения изобретательской задачи
Алгоритм решения изобретательских задач включает этапы[16]:
- Изучение ситуации. Формулирование и анализ изобретательской задачи;
- Построение модели задачи. Определение конфликтующих элементов (пар) и формирование технического противоречия;
- Анализ модели задачи. Формулирование идеального конечного результата и физического противоречия;
- Устранение противоречия, использование для этой цели таблиц основных приемов устранения противоречий и применения физических эффектов и явлений;
- Формулирование способа и схемы решения задачи;
- Предварительная оценка полученного решения, его анализ и развитие[17].
Результат использования ТРИЗ
Идеальный результат использования ТРИЗ-педагогики был сформулирован создателем теории решения изобретательских задач Альтшуллером Генрихом Сауловичем:
- наличие большой жизненной цели, целеустремленность;
- наличие плана достижения цели, организованность;
- высокая работоспособность;
- умение решать творческие задачи;
- умение «держать удар» (продолжать работу, несмотря на препятствия);
- умение видеть промежуточные результаты[18].
Примечания
- ↑ Рокосуев А. Что такое ТРИЗ: методы, технологии и примеры . Яндекс. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ И. Миронова. ТРИЗ-педагогика: как воспитать ребёнка изобретателем . Фоксфорд. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ Пересыпкина Н.Н. Использование элементов методики ТРИЗ в развитии мышления и речи . Образовательный портал. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ Генрих Саулович Альтшуллер . Викиент. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ Г.С. Альтшуллер - создатель ТРИЗ . Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ Альтшуллер Генрих Саулович . Педагогическая техника. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ И.В. Гладилина. Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми . Образовательный портал. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ История ТРИЗ . КНАГУ.
- ↑ А.Баландина. ТРИЗ как метод развития творческого мышления . Нетология Медиа. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ А.Кирикова. Советский подход к креативности: что такое ТРИЗ и как этим пользоваться . РБК. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ А.Гин. Приемы педагогической техники . Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ Что такое ТРИЗ? . Креативные идеи. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ А.Рукосуев. Что такое ТРИЗ: методы, технологии и примеры . Я-Практикум. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ В.В. Лихолетов. Теория решения изобретательских задач . Южно-Уральский государственный университет. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ О.Демьянова. ТРИЗ. Алгоритм решения изобретательских задач . Experimental Psychic. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ Кислов А. В., Пчелкина Е. Л. Новые задачи для изучающих ТРИЗ. — М.,: Галактика, 2021. — С. 5-8. — 136 с. — ISBN 978-5-6040718-1-6.
- ↑ А.Барышников. Алгоритм решения изобретательских задач . Центр креативных технологий. Дата обращения: 27 июля 2023.
- ↑ К.Молоков. Как ТРИЗ-педагогика помогает развивать нестандартное мышление у учеников . Дата обращения: 27 июля 2023.
Литература
- Альшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач, Изд. Альпина Паблишер, 2015
- Альтшуллер Г. С. АРИЗ — значит победа. В книге: Правила игры без правил. Петрозаводск. Карелия. 1989.
- Альтшуллер Г. С. Противоречия административные, технические, физические. — Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. — М.: Сов. радио, 1979.-184 с. — Кибернетика. (с. 19-21).
- Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. — Петрозаводск: Карелия, 1980. — 224 с. (с. 47-48).
- Альтшуллер Г. С. Дерзкие формулы творчества. — Дерзкие формулы творчества/(Сост. А. Б. Селюцкий). — Петрозаводск: Карелия, 1987. — 269 с. — (Техника-молодежь-творчество), с. 64-66.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. — М.: Сов. радио, 1979.-184 с. — Кибернетика. (с. 30-43)
- Альтшуллер Г. С. История развития АРИЗ. — Рекомендации по организации работы юных техников. — Норильск, 1987. — с. 6-9.
- Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. — Тамбов: Кн. изд. 1961. с.45-46.
- Джоунс Д. Изобретения Дедала. — М.: издательство «Мир», 1985.
- Жуков Р. Ф., Петров В. М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. — Л.: ИПК СП, 1980. — с.57-74.
- Иванов Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: Книга для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1994.
- Селюцкий А. Б., Слугин Г. И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 48-51).
- Петров В., Злотина Э. Алгоритм решения изобретательских задач. Учебное пособие. Тель-Авив, 1992
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |