Слон и верёвочка (фильм, 1945)

Эта статья прошла проверку экспертом
Фильм
Слон и верёвочка
Elephant and rope (1945, intro).jpg
Жанр семейный фильм
Режиссёр Илья Фрэз
Автор
сценария
Агния Барто
В главных
ролях
Наташа Защипина
Давид Маркиш
Фаина Раневская
Ростислав Плятт
Оператор Гавриил Егиазаров
Композитор Лев Шварц
Кинокомпания Союздетфильм
(восстановлен на киностудии «Мосфильм»)
Длительность 47 мин
Страна  СССР
Год 1945

Слон и верёвочка — первый фильм режиссёра Ильи Фрэза, снятый по сценарию Агнии Барто на киностудии «Союздетфильм» в 1945 году. В 1977 году на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького кинолента была восстановлена. Музыку к картине написал композитор Лев Шварц. Чёрно-белый фильм стал настоящим подарком для юных зрителей послевоенного времени[1].

История

Илье Фрэзу предложили снять фильм по стихотворению Агнии Барто «Верёвочка» про маленькую девочку, которая учится прыгать через скакалку. Илья Абрамович сотрудничал с известными мастерами, участвовал в создании серьёзных фильмов, поэтому режиссёр с опасением приступил к работе[2].

Агния Барто и Илья Фрэз поняли, что через игру можно детей научить совершать хорошие поступки. Хороших результатов в воспитании детей можно достичь в игровой форме.

Антон Семёнович Макаренко писал[3][2]:

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

В сборнике статей «Кино и дети» напечатано[4][2]:

Талантливый детский кинематографист, придумывая для ребёнка на экране игру или сказку, отнюдь не балуется со своим юным зрителем, не просто развлекается, а через игру приобщает к серьёзным поступкам, к серьёзным раздумьям о радостях и трудностях жизни.

Воплощение на экран сюжета вызвало споры между автором сценария и режиссёром. Разногласия касались развития сюжета и каждого слова, чтобы пяти-шестилетний актёр понял слово и смог его произнести. Название фильма «Верёвочка» было изменено, в сценарии есть сцена со слоном, поэтому появился фильм «Слон и верёвочка». Весь материал фильма — песни, диалоги и стихи — стал естественным и простым, дети произносили текст без труда, стихи воспринимались как ритмичная речь[2].

Илье Фрэзу не сразу удалось найти подходящего оператора для своего фильма. Первый приглашённый профессионал, опытный, но никогда не работавший с детьми, испытывал страх перед ними и их шумом. Ситуацию исправил молодой оператор Гавриил Егиазаров, он легко нашёл общий язык с детьми. В моменты, когда юные актёры уставали и теряли интерес к съёмкам, Гавриил Георгиевич умел их развеселить шутками и фокусами. Эти он оказывал неоценимую помощь режиссёру, который впервые работал с детьми[2].

Режиссёрский дебют Ильи Фрэза, фильм «Слон и верёвочка», отличался новаторской кинематографической формой. Картина была поставлена в жанре, новом для своего времени. Сочетая музыку, песни, танцы, стихи и диалоги, фильм нёс в себе приметы жанра, который сегодня мы называем мюзиклом[2].

Сюжет

Наталья Защипина и Ростислав Плятт — актёры фильма «Слон и верёвочка» (1945)

Летним днём в одном из московских дворов 1945 года девочки прыгали через через скакалку. Маленькая Лидочка (Наташа Защипина) стояла отдельно. Все её попытки совершить прыжок через верёвочку заканчивались неудачей. Лида очень хотела научиться прыгыть легко, как все. Девочка растроенная ушла домой. Лидочка поговорила с бабушкой, пробовала прыгать дома, устала, легла спать. Девочке приснился сон: она оказалась в зоопарке перед слоном. Он объяснил Лидочке, что для того чтобы научиться прыгать, нужно совершать хорошие поступки[5].

Первые попытки совершить доброе дело не дали результата. Лидочка почти потеряла надежду, отдала свою верёвочку Кате. Разговор мальчиков Юры и Бориса, которые совершили обмен сигнального дыма на каску, привлёк внимание девочки. Лида пыталась помочь Юре, обещала мальчику, что поговорит с его отцом. Незаметно для себя она совершила хороший поступок[5].

Подружка возвращет Лидочке верёвочку. Лида взяла скакалку и стала легко прыгать. Девочка обрадовалась, поделилась со всеми этой новостью. Фильм учит юных зрителей, что нужно много трудиться и совершать добрые дела[5].

Съёмочная группа

Фильм «Слон и верёвочка» появился в непростое время для страны. Создатели кинокартины хотели через искусство простым и понятным языком говорить с детьми о жизни[6][7].

Актёрский состав

Музыка

Музыка Льва Шварца играет ключевую роль в создании атмосферы фильма. Поют дети и взрослые, исполняют песни по отдельности и хором. Переход от стихов к прозе, от прозы к песне обеспечивается благодаря чувству ритма, с которым сменяются эпизоды в картине[2].

Мелодия сопровождает и комментирует действия персонажей. Она становится их голосом: то «страдает» и «жалуется» вместе с соседом на неуёмную энергию девочек, то «засыпает» вместе с уставшей бабушкой, то комично «шлёпается» на землю, следуя за неуклюжим прыжком Лидочки[2].

Примечания

  1. Слон и верёвочка. Московская Синематека. Дата обращения: 18 августа 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Павлова М. Ю. Илья Фрэз. — Москва: Искусство, 1985. — 34 с.
  3. А.С. Макаренко (1888–1939). Русская классическая школа. Дата обращения: 20 августа 2025.
  4. Кино и дети // Искусство. — 1971. — С. 16.
  5. 5,0 5,1 5,2 Барто А. Л. Слон и верёвочка. Библиотека электронной литературы. Дата обращения: 19 августа 2025.
  6. Павлова М. Фильм «Слон и верёвочка». Советский экран. Дата обращения: 18 августа 2025.
  7. 7,0 7,1 Слон и верёвочка (1945). Kino-teatr.ru. Дата обращения: 18 августа 2025.

Ссылки