Рождество Христово в России

Материал из «Знание.Вики»
Рождество Христово
«Рождество Христово» (Василий Шебуев)
«Рождество Христово»
(Василий Шебуев)
Тип христианский праздник
Отмечается  Россия
Дата 7 января

Рождество́ Христо́воРусской православной церкви — Рождество́ по пло́ти Господа Бога и Спаси́теля нашего Иисуса Христа; др.-греч. Ἡ κατὰ σάρκα Γέννησις τοῦ Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ; церк.-слав. Є҆́же по пло́ти ржⷭ҇тво̀ гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шегѡ і҆и҃са хрⷭ҇та̀; у старообрядцев Рожество́ Христово)  — один из главных христианских праздников, который отмечается в России 7 января по григорианскому календарю, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.

Это празднование стало символом надежды, любви и мира, напоминающим о рождении Иисуса Христа[1] в Вифлееме более двух тысяч лет назад. В этот особенный день христиане собираются в церквях и домах для молитвы, пения гимнов и чтения священных текстов.

Рождество — это время радости и благодарности за пришествие Спасителя на землю. Это время семейного объединения и добрых дел, когда люди стремятся поделиться своей любовью и щедростью со всеми окружающими. Весь мир озаряется огнями праздничных ёлок, украшенных шарами и гирляндами, а атмосфера наполняется чудесными звуками колоколов и песнопений[2]. Рождество Христово приносит в сердца верующих надежду на новую жизнь и возрождение духовных ценностей.

История праздника

История Рождества Христова[3] уходит своими корнями в древние времена. В христианской традиции это событие обозначает рождение Иисуса Христа, Спасителя мира.

По описанию в Евангелии[4], Дева Мария и ее муж Иосиф проживали в городе Назарет и ожидали рождения ребенка. Однако по приказу кесаря Августа, они должны были отправиться в Вифлеем для проведения переписи населения. Прибыв в город, они столкнулись с проблемой отсутствия свободных мест для ночлега из-за большого скопления людей. В итоге им пришлось переночевать в пещере, которая служила стойлом для скота. Именно там Христос появился на свет[5]. Его первой колыбелью служили ясли — кормушка для скота.

В эту важную ночь о рождении Спасителя первыми услышали пастухи, которые сторожили стадо. Ангел радостно пропел им:

Слава в вышних Богу,
и на земли мир,
в человецех благоволение!

Именно пастухи первыми пришли в пещеру и поклонились младенцу. В эту прекрасную ночь на небе засияла Вифлеемская звезда, освещающая путь трём вавилонским мудрецам — волхвам к новорожденному Христу. Следуя за этим величественным светилом, красные волхвы пришли в Иерусалим со словами[6]:

Где родившийся Царь Иудейский?
Ибо мы видели звезду Его на востоке
и пришли поклониться Ему.

Элиху Веддер «Вифлеемская звезда» (1879—1980)

Они принесли дары маленькому младенцу: золото, ладан и смирну[7], которые до сих пор хранятся в монастыре на горе Афон. Золото символизировало царскую власть, ладан был даром Богу, а смирна была предназначена для того, кто был обречен умереть. Вифлеемская звезда сразу стала мощным символом праздника.

Точная дата рождения Иисуса Христа неизвестна, но празднование Рождества началось в I веке. Вплоть до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января, в празднике, называемом Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, выбор даты 25 декабря связан с языческим праздником, посвященным богу Солнца, который праздновался в этот день в честь зимнего солнцеворота[8].

С 1991 года праздник Рождества Христова в России объявлен государственным выходным, нерабочим днём.

Особенности празднования Рождества Христова в России

С течением времени традиции празднования Рождества Христова развивались и преобразовывались[9]. В России сформировались свои уникальные обычаи и ритуалы, которые передавались из поколения в поколение.

Для подготовки верующих к достойному празднованию Рождества Христова, церковь устанавливает сорокадневный пост[10]. В канун Рождества Христова православные христиане соблюдают особенно строгий пост, который заключается в отказе от употребления пищи животного происхождения, а также избегании чрезмерного потребления постной пищи и сладострастия. Он также включает в себя стремление избавить душу от злых мыслей, дел и слов. По церковным нормам, в этот день рекомендуется употреблять сочиво, в связи с чем этот день известен как сочевник или сочельник[11] .

Обычаи

  • В сочельник есть замечательная традиция — убирать дом и готовить его к наступающему празднику. Это подобно Великому Четвергу, когда принято готовить храмы и дома к Пасхе. Однако, не обязательно связывать генеральную уборку именно с сочельником, её можно сделать заранее, учитывая, что в этот день лучше посетить храм и принять участие в богослужении. Стоит отметить, что службы в сочельник довольно продолжительные и утомительные.
  • Приготовление «сочива» или кутьи. Сочиво — это зёрна пшеницы, ржи или овса, размоченные в воде. Некоторые предпочитают варить кашу из цельных зёрен указанных культур или из риса. Эту кашу можно сдобрить мёдом, добавить орехи и изюм.
  • В Рождественский сочельник существует прекрасный обычай — посещать своих крёстных и угощать их кутьей. Эта традиция не только трогательна и красива, но и позволяет поздравить близких людей с наступающим праздником.
«Поклонение пастухов» Геррит ван Хонтхорст, 1622.

Трапеза в Рождественский сочельник начиналась только после появления первой звезды, которая была особенно символичной в этот день. Предварительно, незадолго до заката солнца, хозяин собирал вместе всех членов семьи для общей молитвы. Затем зажигалась восковая свеча, которую прикрепляли к одному из хлебов, расположенных на столе. Далее на стол приносили вязанку соломы или сена, которыми украшали передний угол стола. Вся поверхность стола покрывалась чистой скатертью или полотенцем. На специально приготовленном месте, рядом с изображениями святых, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. После того, как все было готово, семья снова собиралась для общей молитвы, а затем начиналась трапеза.

Во время трапезы царила особенная атмосфера благоговения. Но это не мешало крестьянам веселиться и делать прогнозы о будущем урожае, вытаскивая соломинки из снопа и заставляя детей лазить под столом, чтобы удача сопутствовала им. По окончании ужина, дети разносили остатки еды бедным семьям, чтобы и они могли насладиться праздничным угощением.

Рождественские угощения

В рождественские дни особое внимание уделялось праздничному застолью, который являлся важной частью рождественских традиций и обычаев. Главным и самым ожидаемым блюдом на праздничном столе было мясо. К Рождеству готовились различные мясные деликатесы, такие как солёный окорок, копчёная ветчина и начинённая колбаса. После постных супов подавались ароматные щи с бараниной и говядиной[12].

В сочельник гости наслаждались кутьёй, а потом на стол подавались жареный гусь или свиная голова. Особое место в рождественском меню занимали блины, приготовленные из овсяной муки, так как овёс был символом рождественских празднований. К блинам подавалась пряженина, густая мясная подлива. На Рождество готовились также пряники в виде различных животных, таких как коровы, овечки, козочки и олени, которые лепились руками и назывались пряники — козули.

Блюда и закуски подавали с традиционными слабоалкогольными напитками — медовухой, квасом, сбитнем, для детей предлагали безалкогольный вариант.

Вертеп и коляда

Рождественский вертеп

В XVII веке к традиционному ритуалу празднования добавилось новшество — вертеп (от старославянского слова «вертепъ» — пещера). Это был переносной ящик, украшенный вращающимися плоскими куклами и звёздами, в котором воссоздавались события, связанные с рождеством.

Со временем вертеп стал как кукольным, так и живым, с участием актеров, а также статичной композицией с использованием фигурок из различных материалов. Последние часто появлялись на улицах и площадях. Закон запрещал изображать Богородицу и Христа в виде кукол, поэтому их могли заменить иконами. Однако в роли волхвов, пастухов и других персонажей могли выступать как куклы, так и актеры[13].

В Рождество устраивают в России колядки — парни и девушки собираются в группы и переходят от одного дома к другому, чтобы петь песни под окнами и даже внутри избы. Песни посвящены празднику, поздравлениям для хозяев или просто для развлечения и радости. В каждой стране сложились свои популярные рождественские песни. Немало таких песен и у нас в России[14].

Символы и образы Рождества Христова

Вальдемар Флайг Стерн из Вифлеема, 1920.

Символы и образы Рождества Христова играют важную роль в передаче истории и значения этого праздника. Один из наиболее узнаваемых символов — это Рождественская звезда, которая указала путь Волхвам к месту рождения Иисуса[15]. Этот символ олицетворяет надежду, свет и направление, которые Христос приносит в жизни верующих.

Ещё один значимый образ — это ясли с Младенцем Иисусом[16]. Они напоминают о смирении Христа и его способности принять простую и скромную обстановку при своём рождении. Этот образ напоминает верующим о необходимости смирения и простоты в своей жизни.

Важным символом Рождества является также ангел, который объявил радостную весть о рождении Спасителя пастушкам на поле Вифлеемском. Ангел[17] символизирует благую весть, мир и радость, которые приходят с пришествием Иисуса. Другой хорошо известный символ Рождества — это ёлка. Ёлка[18] стала традиционным символом праздника и олицетворяет вечную жизнь, рост и обновление. Украшение ёлки яркими огнями и шариками символизирует радость и свет Рождества.

Все эти символы и образы Рождества Христова имеют глубокое значение для верующих

Рождество Христово в XXI веке

Переславский музей-заповедник, Рождество 2012.

Современное празднование Рождества Христова претерпело некоторые изменения в сравнении с традиционными обычаями. Одной из главных тенденций стало коммерциализация праздника, когда подарки и потребительская активность играют центральную роль во время Рождества. Семьи всё чаще проводят время за покупками и организацией праздничного стола, а не уделяют внимание духовным аспектам.

Кроме того, популярность приобрели новые формы праздников, такие как световые шоу[19] и массовые мероприятия на открытом воздухе. Такие мероприятия направлены на создание волшебной атмосферы и привлечение большого количества людей.

Однако, помимо этих изменений, всё ещё существуют люди, которые придают большое значение религиозным аспектам этого праздника[20]. Для них Рождество Христово — это время для посещения церкви, участия в богослужениях и осознания рождения Иисуса Христа.

В целом же, современное празднование Рождества Христова отражает разнообразие культурных и социальных аспектов нашего времени.

Литература

  • Давидова М. Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре // Традиционная культура: журнал. — 2002. — № 1.
  • Глевкая Н. В. Слова ель и ёлка в текстах о Новом годе и Рождестве: функционально-семантический аспект // Вестник Пермского университета : Журнал. — 2014. — № 4. — С. 92.
  • Голдовский Б. П. Вертеп // Куклы: энциклопедия. — М.: Время, 2003. — С. 91—93.
  • Голдовский Б. П. Очерк истории вертепа в России // Традиционная культура: журнал. — 2003. — № 4. — С. 8—16.

Примечания

  1. Иисус Христос. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  2. Шабалин Д. С. Избранные знаменные песнопения. — Москва: Издательский дом ЯСК, 2014. — С. 128. — 344 с.
  3. Рождество Христово. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 11 ноября 2023.
  4. Толковый словарь русского языка. ozhegov.info/slovar. Дата обращения: 11 ноября 2023.
  5. Успенский Н. Д. История и значение праздника Рождества Христова в Древней церкви. azbyka.ru. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  6. Лопухин А. П. Толковая Библия Толкование на Евангелие от Матфея. azbyka.ru. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  7. Толкования на Евангелие от Матфея 2:11. azbyka.ru. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  8. Рождество Христово. Русская вера. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  9. Якубовская Е. И., Еремина Н. В., Емельянова Г. В., Деянова М. В., Куц Т. В., Мехова Т. А., Гуреева В.В. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. — Санкт-Петербург: СПбАППО, 2005. — С. 10. — 287 с.
  10. Архимандрит Симеон (Куцас). Церковный пост: зачем, когда и как мы постимся. azbyka.ru. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  11. Сочельник. azbyka.ru. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  12. Рождественская трапеза на Руси и традиционные блюда новогоднего стола в СССР и в России. ФБУС «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора. Дата обращения: 12 ноября 2023.
  13. Еникеева А. Р. Традиционный фольклорный театр: историческое развитие и возрождение в современном этнокультурном пространстве. — Казань: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015.
  14. Песни Рождества. Азбука веры. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  15. Линде Ю. Вифлеемская звезда: таинство рождественской звезды // Правмир. — 2008.
  16. Иконография «Рождество Христово». Правжизнь Православный календарь. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  17. Ангел. Толковый словарь русского языка. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  18. Глевкая Н. В. Слова ель и ёлка в текстах о Новом годе и Рождестве: функционально-семантический аспект // Вестник Пермского университета : Журнал. — 2014. — № 4. — С. 92.
  19. Фестиваль огня «Рождественская звезда». Туристер. Дата обращения: 16 ноября 2023.
  20. Мишачёва И. В. Наш славянский мир: картинки с выставки // cyberleninka.ru. — 2011. — С. 120.

Ссылки

Православный портал «Азбука веры»

Официальный сайт Московского Патриархата

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!