Пластов, Аркадий Александрович

Эта статья является кандидатом в хорошие статьи
Материал из «Знание.Вики»
Аркадий Александрович Пластов
Народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов
Народный художник СССР
Аркадий Александрович Пластов
Дата рождения 18 января (31 января) 1893(1893-01-31)
Место рождения Прислониха,
Симбирский уезд,
Симбирская губерния,
Российская империя
Дата смерти 12 мая 1972(1972-05-12) (79 лет)
Место смерти Прислониха, Карсунский район, Ульяновская область, РСФСР, СССР
Подданство  Российская империя
Гражданство Флаг РСФСР (1918-1954) РСФСР СССР
Жанр Художник, живописец, график, иллюстратор
Учёба Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, Московское училище живописи, ваяния и зодчества
Стиль социалистический реализм
Покровители Д. И. Архангельский
Награды
Звания
Премии
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Арка́дий Алекса́ндрович Пла́стов (31 января 1893 — 12 мая 1972) — советский художник, живописец, график, автор тематических картин, портретист, пейзажист, иллюстратор. Действительный член Академии художеств СССР (1947)[1], лауреат Сталинской премии первой степени (1946), народный художник РСФСР (1956), народный художник СССР (1962), лауреат Ленинской премии (1966) и государственной премии имени И. Е. Репина (1972)[2].

В своих картинах воспел труд крестьянина, сельские будни: пахоту, жатву, уборку картофеля, цветущие луга, сады и нивы. Запечатлел в полотнах жизнь родной деревни Прислонихи. Автор портретов односельчан, пейзажей родного края. Его произведения представлены в художественных музеях и картинных галереях России и других стран. Всемирную известность мастеру принесли картины «Колхозный праздник» (1937), «Фашист пролетел» (1942), «Сенокос» (1944), «Ужин трактористов» (1951), «Родник» (1952), «Юность» (1953—1954), «Весна» (1954), «Деревенский март» (1965) и другие[3].

Биография

Происхождение

Аркадий Александрович Пластов родился в селе Прислониха Симбирского уезда Симбирской губернии в семье псаломщика сельской церкви Александра Григорьевича Пластова (1862—1908) и дочери деревенского лекаря из обрусевших немцев Ольги Ивановны Пластовой (в девичестве Лейман) (1862—1945).

Род Пластовых — род священников и иконописцев. Прадед будущего художника Гаврила Степанович Пластов (1801 — ок. 1843) обучался в Арзамасской школе живописи, основанной в 1802 году художником А. В. Ступиным; служил пономарём в церкви, в конце жизни был дьяконом. Дед — Григорий Гаврилович Пластов (1831—1887) — служил во многих храмах, не получил систематического художественного образования, но достиг значительных высот как иконописец, церковный архитектор, построил Богоявленскую церковь в Прислонихе и расписал её вместе с сыном Александром (отцом Аркадия Пластова) и художником Грошевым[4].

Учёба в Симбирской губернии

В 1900—1903 годах Аркадий учился в сельской школе. Так как родители мечтали видеть сына священником, то в 1903 году десятилетний юноша поступил в Симбирское духовное училище.

Летом 1908 года Аркадий впервые увидел работу живописца. В Прислониху приехала артель художников для восстановления икон и росписи церкви. Их работа произвела на юношу неизгладимое впечатление[5]:

«Быть только живописцем и никем более!» — шептал я тогда пересохшими от волнения губами».

По желанию отца осенью 1908 года Аркадий поступил в Симбирскую духовную семинарию. В свободные часы Аркадий рисовал портреты одноклассников. На следующий год Пластов уже посещал уроки рисования (необязательный предмет в семинарии), которые вёл Дмитрий Иванович Архангельский, бывший тогда начинающим художником, ставший впоследствии выдающимся акварелистом.

В 1912 году Пластов окончил 4 класса духовной семинарии с хорошими оценками в свидетельстве и подал прошение об увольнении с четвёртого курса. Губернская управа постановила выдавать ему стипендию на художественное образование по 25 рублей ежемесячно[6].

Учёба в Москве

В июне 1912 года Пластов отправился в Москву, где занимался в мастерской живописца Ильи Машкова, чтобы подготовиться к конкурсу в училище живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном обществе. Конкурс провалил.

В сентябре 1912 года поступил вольнослушателем в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучился в нём два года. В 1914 году с третьей попытки был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, на скульптурное отделение, где его учителем стал скульптор Сергей Волнухин. Его учителями по живописи были Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Алексей Степанов, Абрам Архипов, Леонид Пастернак. Занятия по скульптуре сформировали Пластова как художника, позволив по-новому взглянуть на форму, природу творчества и материал[7].

Советский художник Дмитрий Иванович Архангельский (1885—1978)

Летние каникулы Аркадий проводил в Прислонихе, писал этюды, рисовал односельчан, навещал своего учителя Дмитрия Ивановича Архангельского. Тот вспоминал о своём ученике Симбирской духовной семинарии[8]:

«Мы вместе работали, я не на словах, а на бумаге, с кистью или карандашом в руках показывал, что и как делаю. Никогда не подчёркивал, что я учитель, а он ученик, просто я старший товарищ. И это товарищество мы пронесли через всю нашу жизнь».

С 1913 по 1916 годы Архангельский устраивал в Симбирске общедоступные выставки, где, как правило, половина места отводилась работам Пластова. Учитель активно популяризировал творчество своего любимого ученика[9]. Работы Пластова выставлялись им на художественных выставках в 1917 и 1918 годах. В голодном 1921 году Архангельский ходатайствовал об оказании помощи Пластову[10]. Шестьдесят три года дружбы связывали Аркадия Александровича с художником Дмитрием Ивановичем Архангельским.

А. А. Пластов — крестьянин

В 1917 году, не окончив обучения из-за революционных событий, Пластов вернулся в родное село Прислониху, где почти безвыездно жил до середины 1920-х годов. В автобиографии он впоследствии написал[11]:

«Я заделался пахарем, косцом, жнецом и т, п. Все эти сельские профессии я немножко знал и раньше, а тут пришлось их осваивать вплотную. Работая изо дня в день, я полагал, что это самый лучший случай, какой судьба предоставила мне наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, узнать её до последней мелочи, чтобы потом уже без всяких усилий и заминок воспроизводить её».

В 1918 году был избран членом сельского совета и секретарём комиссии по оказанию помощи голодающим Поволжья. Как безземельный крестьянин, получил участок земли, вёл хозяйство, одновременно занимался живописью: работал над этюдами и эскизами[12]. Писал маслом несколько автопортретов, портретов братьев, соседа по улице. Экспонировал свои работы на выставках в Симбирске.

В 1924 году у художника появились первые ученики, среди которых Виктор Киселёв, ставший впоследствии известным художником и на всю жизнь оставшийся близким другом Пластова.

Осенью 1925 года Аркадий Александрович обвенчался с Натальей Алексеевной фон Вик (15.10.1903—25.06.1982), потомственной дворянкой, дочерью земского начальника, выпускницей женской гимназии Кашкадамовой в Симбирске. Годы спустя память о венчании воплотилась у художника в акварель «Венчание» (1960-е) и иллюстрацию «Венчание» к поэме Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос» (1946)[13]. В 1930 году у них родился сын Николай (1930—2000), ставший впоследствии также художником.

Файл:I 005.jpg
А. А. Пластов. «Челкаш». Акварель. 1928. Музей А. М. Горького. Москва

А. А. Пластов — иллюстратор

С середины 1920-х годов каждую зиму жил в Москве — работал над сельскохозяйственными плакатами, занимался книжной графикой. Основными темами плакатов были хлебопоставки, надои, борьба с вредителями полей[14].

В этот период он создал серии иллюстраций к произведениям русской классики — Максима Горького, Антона Павловича Чехова, Глеба Ивановича Успенского, Алексея Васильевича Кольцова, раскрыв талант художника-универсала. Эта работа стала органичной частью его искусства.

Пластов сделал иллюстрации ко многим произведениям Александра Сергеевича Пушкина: «Руслан и Людмила», «Полтава», «Сказка о царе Салтане». Но самой значительной, главной темой, стала потрясшая его тема Пугачёвщины. Идею воплощения «русского бунта» он раскрыл в серии из шестнадцати листов к повести «Капитанская дочка». Именно для этого замысла написаны многие портреты мужиков 1930—1950-х годов[15].

В 1937 году сделал серию иллюстраций к рассказам и очеркам Г. И. Успенского. В 1949 году вышла поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» с иллюстрациями Пластова. В общей сложности, он сделал более пятидесяти композиций к текстам поэмы, ставшими картинами традиционной жизни народа.

Пластов внёс свою лепту в иллюстрирование произведений Льва Николаевича Толстого «Три смерти» (1953—1954), «Холстомер» (1952—1954)[16]. Большой интерес представляют иллюстрации мастера к детским книжкам «Воротов бор», «Вешки», «Зёрнышко» и др[14].

В марте 1929 года в Казани состоялась первая персональная выставка Аркадия Пластова, на которой были представлены семьдесят живописных и графических произведений.

А. А. Пластов — художник

21 июля 1931 года в результате пожара сгорели 59 домов в Прислонихе, в том числе дом Пластова со всеми этюдами и эскизами, что подтолкнуло его сосредоточиться только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения[17]. Главной темой его творчества стали быт русской деревни, образы крестьян, живущих в единстве с природой. Многие из земляков Пластова стали героями его картин. Он знал их на протяжении многих лет и писал неоднократно, в разные периоды жизни.

В 1935 году, когда накопились многочисленные этюды, зарисовки, эскизы, Пластов сделал для Всероссийского кооперативного общества «Художник» несколько живописных полотен — «Стрижка овец», «Колхозная конюшня», «Сенокос». С этого времени он стал участником всех больших художественных выставок.

Церковь Богоявления Господня
в селе Прислониха Карсунского района Ульяновской области. 2022 год

Написал более тридцати автопортретов, и почти половину из них — в 1930-е годы, время невероятного творческого роста художника[18].

Церковь Богоявления Господня в жизни А. А. Пластова

Церковь Богоявления Господня, построенная ещё в 1878 году дедом художника в Прислонихе, была закрыта весной 1936 года[19]. Но она продолжала жить в пластовских этюдах, рисунках, акварелях. Храм изображён в работах «День Флора и Лавра» (1915—1920), «Летний праздник в Прислонихе» (Конец 1920-х — начало 1930-х гг.), «Служба на Страстной» (1950-е гг.), в поздней картине «Апрель» (1964—1970 гг.), с содранной обшивкой и заколоченными окнами[20].

Лишь многие десятилетия спустя, в 1989 году, благодаря хлопотам Николая Аркадьевича Пластова — сына художника — начались реставрационные работы[21]. Обновлённую Богоявленскую церковь в Прислонихе открыли 1 апреля 1995 года.

В ночь с 4 на 5 мая 2016 года церковь сгорела в результате поджога[22]. В 2018 году храм восстановили[23]. В работе по внутреннему убранству храма, строительству и оформлению иконостасов принял участие внук художника Николай Николаевич Пластов (родился в 1956 году).

Признание художника

В 1937 году Пластова приняли в Союз советских художников. Он закончил работу над большим полотном «Колхозный праздник», получившим признание и принесшим ему славу талантливого живописца. Работа была написана к Всесоюзной тематической выставке «Индустрия социализма». Все портретные фигуры (их на картине восемьдесят пять) — односельчане художника. К картине сделано более двухсот этюдов. Сам автор — часть этой деревенской толпы. Он запечатлел себя в образе танцующего военного лётчика[24]:

Художник показал размах народных гуляний, безудержную радость праздника. На переднем плане в одну линию, словно составляющую главную ось этого крестьянского пира, сидят старожилы села — бородатые, осанистые мужики с натруженными большими руками.

В 1938 году Пластов получил в Москве, на Верхней Масловке, большую мастерскую. Но каждое лето, с ранней весны до поздней осени, жил и работал в Прислонихе.

В 1938 году на выставке «XX лет РККА и Военно-Морского Флота» художник представил картину «Купание коней»[25]. Для создания этой картины Пластов ранее летом 1936 года совершил поездку по Волге и на Северный Кавказ.

В апреле 1939 года в Нью-Йорке на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» в Советском павильоне было представлено панно «Знатные люди Страны Советов», выполненное художником Василием Прокофьевичем Ефановым и членами его бригады. В её составе — Пластов[26].

Творчество во время Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны Пластов изменил творческие планы, отложил начатое в мирное время. Создал картины «Немцы идут. Июль. 1941», «Один против танка», «Пленных ведут», «Немец пролетел» и др.

Картину «Немец пролетел» (авторское название впоследствии было заменено на «Фашист пролетел») писал всего пять дней осенью 1942 года. Картина потрясла почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны: смерть мальчика посреди тихой красоты мирной тихой красоты мирной природы[27][28]:

При внешней статичности картина насыщена внутренней динамикой: кинувшийся к стаду, чтобы укрыть его в лесу, мальчик был убит на бегу. Он упал, неловко уткнувшись головой в землю, выбросив вперёд руку.

Это одно из самых сильных произведений, созданных советскими художниками в дни Великой Отечественной войны. В феврале 1943 года картина висела в зале советского посольства в Тегеране, где проходило совещание трёх держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. Полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1944 году Пластов написал его повторение для Русского музея в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург)[29].

С 21 декабря 1942 по 25 января 1943 года в чине майора интендантской службы в составе бригады художников был командирован на Сталинградский фронт для выполнения зарисовок с натуры и сбора материала к 25-летию Красной армии. В дни Сталинградской битвы сделал много рисунков, батальных акварелей, изобразил бытовую сторону войны в работах «В землянке», «На Сталинградских дорогах», «Утро на батарее»[30]. Командировка на фронт была важным событием для него и оставила неизгладимое впечатление. Картина «Марш на восток» была написана гораздо позже — в 1968 году, вобрав в себя наработки художника с 1941 года и впечатления от Сталинграда в январе 1943 года[31].

В 1943 году написал картины «Трактористки», «Гость с фронта», «Наши пришли», «Защита родного очага».

В марте 1945 года Пластову присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В этом же году он награждён медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Расцвет творчества в послевоенные годы

Ещё в 1944 году вплотную взялся за окончательный сбор материала для картины «Сенокос» (1945)[32]. Пластов вспоминал[33]:

«Я, когда писал эту картину, всё думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся — смерть кончилась, началась жизнь».

Впечатление ликующей радости жизни создаётся интенсивностью колорита: насыщенностью изумрудного цвета травы и листвы берёз в сопоставлении с многокрасочным изобилием цветения луговых трав.

А. А. Пластов. «Ужин трактористов». 1951

В августе 1945 года Пластов начал вторую картину — «Жатва». На Всесоюзной художественной выставке 1946 года обе картины были замечены, в том же году он был удостоен Сталинской премии первой степени.

В 1947 году избран действительным членом Академии художеств СССР, а также депутатом Ульяновского областного Совета народных депутатов от Языковского избирательного округа. В 1951 году получил в Москве на Котельнической набережной двухкомнатную квартиру. До этого он жил и работал в Москве в мастерской на Верхней Масловке[34].

В послевоенные годы наступил расцвет творчества художника. От выставки к выставке появлялись новые произведения, иногда по несколько крупных работ одновременно. Намечаются два основных направления в творчестве Аркадия Александровича: полотна лирического характера и произведения, посвящённые теме труда человека.

В начале пятидесятых годов создал картины «Витя-подпасок» (1951), «Ужин трактористов» (1951), «Родник» (1952), «Юность» (1953—1954), «Весна» (1954)[35]. Картина «Ужин трактористов» с успехом прошла по многим выставкам в Италии, Мексике, Англии, Бельгии. На картине видим[36]:

Вот тракторист после трудового дня ужинает в поле при закатном солнце; на заднем плане свежевспаханная живая земля; девочка наливает из кувшина парное молоко — мирный семейный круг, и во всём этом естественная простота, отрадное чувство отдыха, покоя, какое бывает после добротно прожитого трудового дня.

В 1950—1960-х годах работы Пластова и других советских художников демонстрировались в разных странах. Сам Аркадий Александрович совершил несколько зарубежных поездок — в Италию (1956 и 1963), Францию (1956), Египет (1965). В 1956 году он принял участие в Международной художественной выставке «Биеналле ди Венеция». Результатом путешествия по Италии стала серия этюдов и несколько картин. Поездки за рубеж, возможность видеть музейные подлинники, шедевры мирового искусства оказали большое влияние на творчество зрелого мастера[37].

В 1957 году он избран членом правлений Союза художников РСФСР и Союза художников СССР.

В 1961 году завершил работу над двумя большими полотнами — «В деревне (Кружка молока)» и «Смерть дерева» и написал картину «Полдень»[38]:

А. А. Пластов. «Полдень». 1961

На полотне жаркий летний день. Ослепительно сияет солнце. Мужчина и женщина склонились к источнику, чтобы освежить холодной водой лица, разгорячённые зноем, стремительной ездой на мотоцикле. «Не стыжусь признаться, — сказал художник, — люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его тёплым светом, а больше всего людей люблю».

В 1965 году мастер создал широко известные ныне картины «Мама», «Солнышко», «Деревенский март»[39]. Работа «Деревенский март» входит в серию картин «Люди колхозной деревни», за которую Пластов в 1966 году получил Ленинскую премию[40]:

Мальчик поднял лицо к солнцу, заслушался песней прилетевшего жаворонка. Всё проснулось, радостно ожило и потянулось к жизни. Хрустит, подтаивая и оседая под собственной тяжестью снег. Широкий ультрамариновый ручей начал свою подснежную работу: он размыл, истончил снег, заставил его посинеть и размокнуть и уже кое-где выбился из-под снежной темницы под чистое небо.

В 1967 году выставил большое полотно «Праздник», над которым работал пятнадцать лет. Для работы над картиной он ежегодно ездил в соседнее село Тагай, где летом проводились межрайонные ярмарки и конные бега. В этом же году он закончил работу над картиной «Слепые». В 1969-70-х годах закончил работы «Костёр в поле», «Мартовское солнце», «Из прошлого».

Дружеские и творческие отношения связывали Пластова с выдающимися мастерами — Михаилом Нестеровым, Игорем Грабарём, Петром Кончаловским, Мартиросом Сарьяном, Сергеем Герасимовым, Николаем Чернышёвым и др.

Умер Пластов 12 мая 1972 года в Прислонихе. Похоронен на сельском кладбище рядом с матерью. Все произведения художника связаны с родным селом Прислонихой. На его полотнах, многочисленных этюдах — несколько поколений земляков. В ряду героев художника — старики: Иван лобанов, Пётр Черняев, Матвей Кондратьев[41][42]:

«Почему героями своих картин я постоянно избираю людей деревни? — довольно часто спрашивают у меня. Да потому что для художника — это целина бескрайняя, бездонная! Сколько здесь света, красок, какие тут люди, и нет меры радости видеть и писать это! Я люблю крестьянина за его сложный и благородный труд, результаты которого так важны для всех».

Отличительная черта всего творчества Пластова — современность. Произведение искусства словно вырастает из жизни, раскрывая её, делая зрителя по-новому зрячими, по-новому восприимчивыми к правде и красоте. В одном из своих писем мастер говорит говорит[43]:

«Ни одну картину я не написал, не проверив тысячекратно то, что собираюсь написать, что это правда и только правда и иного быть не может».

В своём искусстве Аркадий Александрович сделал традиционные образы русской жизни неотъемлемой частью мировой мировой культуры[44]:

Николай Николаевич Пластов. «В полях». 2003 

«Надо, — писал Пластов, — чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись».

Потомки

Сын Николай Аркадьевич Пластов (22.01.1930—25.08.2000) — художник, живописец, секретарь Союза художников РСФСР в 1977—1982 годах. Окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (1953). Автор тематических картин, портретов, пейзажей, часть из которых хранится в музеях городов России. Много сил отдавал сохранению памятников истории и культуры в Москве, увековечиванию памяти своего отца[45].

Внук Николай Николаевич Пластов (родился в 1956 году) — художник. Окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (1979). Вместе с супругой Татьяной Юрьевной Пластовой (в девичестве Ивановой), кандидатом филологических наук, осуществляет большую работу по широкому представлению художественного наследия Пластова на выставочных площадях многих музеев России. Они являются составителями альбомов и каталогов, в которых представлены жизнь и творчество мастера, репродукции его живописных и графических работ[46].

Звания и награды

Народный художник СССР
Аркадий Александрович Пластов
А. А. Пластов. «Полдень». 1961
  1. Орден Ленина за большие заслуги в области изобразительного искусства и в связи с 70-летием со дня рождения (1963).
  2. Орден Ленина в связи с 75-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности (1968).
  3. Орден Ленина за заслуги в развитии советской культуры и искусства, за активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся (1971).

Музеи, в которых представлены работы А. А. Пластова

Художественный и краеведческий музеи. Ульяновск

Работы Аркадия Александровича Пластова находятся в государственных и частных собраниях России и других стран. Среди них[49]:

Память

  • В 1969 году вышел документальный научно-популярный фильм о художнике «Солнечный талант». Режиссёр фильма Борис Добродеев. Съёмочная группа посетила художника в его родной Прислонихе, когда Аркадию Александровичу шёл уже восьмой десяток лет.
  • 30 января 1986 года в Ульяновске появился бульвар Пластова.
  • 5 июля 1986 года в Ульяновске открыта картинная галерея А. А. Пластова (закрылась в 1994 году)[50].
  • В 1988 году в селе Прислониха Карсунского района открыт мемориально-документальный музей А. А. Пластова. Экспозиция музея А. А. Пластова размещается в здании Правления бывшего колхоза имени М. И. Калинина, где Аркадий Александрович работал ряд лет в качестве писаря сельского Совета и секретаря. В музее «Усадьба народного художника СССР А. А. Пластова» (филиал Ульяновского областного художественного музея) представлены подлинные вещи из мастерской Аркадия Александровича. В экспозиции можно познакомиться с рабочими альбомами художника, заполненными его рисунками, набросками[51].
  • 31 января 2003 года на бульваре Пластова в Ульяновске установлен памятник Аркадию Пластову: художник держит в руках кисть и палитру. Автор бронзовой скульптуры — вице-президент Российской Академии художеств Анатолий Бичуков[52].
Фреска «Пластов, Скиталец»
в зале ожидания железнодорожного вокзала (Ульяновск)
  • С 2007 года вручается региональная, а с 2011 года — Международная премия имени А. А. Пластова в области изобразительного искусства[53].
  • 15 ноября 2010 года в Ульяновске торжественно открыт музей Аркадия Александровича Пластова. В музее экспонируются более 50 подлинных произведений великого живописца периода 1920-х — начала 1970-х гг. Среди них: «Деревенский март», «Костёр в поле», «Мартовское утро». Огромную ценность представляют ранние рисунки Пластова, старинные фотографии односельчан художника и предметы народного быта из Прислонихи[54][9].
  • В 2010 году селу Прислониха Карсунского района Ульяновской области как объекту культурного наследия регионального значения присвоен статус «Достопримечательное место — Прислониха. Родина художника А. А. Пластова». В комплекс историко-художественного музея-заповедника «Прислониха — родина А. А. Пластова» входят музей А. А. Пластова, памятник А. А. Пластову, восстановленная церковь Богоявления Господня, музей «Народная школа», гостевой дом для художников, кладбище и могила А. А. Пластова[55].
  • 25 сентября 2011 года в селе Прислониха Ульяновской области открыт памятник А. А. Пластову, созданный молодым скульптором, студентом третьего курса Московского государственного академического художественного института имени Сурикова Александром Свиязовым в соавторстве с внуком Пластова художником Николаем Николаевичем Пластовым. Аркадий Александрович Пластов изображён сидящим у мольберта с палитрой и кистью, в крестьянской одежде — кепке, фуфайке, сапогах — как он обычно работал. Бронзовый памятник установлен возле музея-усадьбы Пластова напротив сельской церкви[56].
  • С 2011 года успешно проводится Международная ассамблея художников «Пластовская осень» — крупнейший проект в России по сохранению и развитию художественного наследия народного художника СССР Аркадия Пластова, по поддержке современных российских художников, искусствоведов, музейных работников, продолжающих изучать и развивать традиции русской реалистической школы живописи. Проект получил эгиду ЮНЕСКО и сегодня является образцом и примером развитых партнёрских отношений, объединяющих музей с ключевыми организациями страны в области распространения и продвижения изобразительного искусства[57].
  • 31 января 2013 года в Москве торжественно открыта Мемориальная доска в память о выдающемся русском живописце, народном художнике СССР Аркадии Александровиче Пластове на доме номер 1 по улице Верхняя Масловка, где находилась мастерская знаменитого живописца. Вдохновенный образ мастера запечатлён на фоне его картины «Сенокос». А далее выбиты даты: 1939—1972 гг., когда художник жил и работал в Москве. Автор — профессор, член академии художеств Михаил Переяславец[58].
  • С 2012 года Карсунская детская школа искусств в Ульяновской области носит имя художника[59].
  • В Ульяновске работает специализированная детская библиотека № 28 имени А. А. Пластова[60].

Литература

  • Авдонин-Бирючевский Александр Михайлович. Аркадий Александрович Пластов / А. М. Авдонин-Бирючевский. — Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006. — 55 с. — ISBN 5-94655-060-8.
  • Антонова А. К. Произведения А. Пластова в Государственном Русском музее / А. К. Антонова. — Ленинград : Советский художник, [1966]. — 40 с.
  • Аркадий Александрович Пластов = Arkady Plastov : альбом / сост. Н. А. Пластов; вступит. ст. Н. Пластова, В. Сысоева. — Ленинград : Художник РСФСР, 1979. — 311 с.
  • Аркадий Александрович Пластов. 1893—1972 / авт. текста Т. Пластова. — Москва : Директ-Медиа, 2011. — 48 с. — ISBN 978-5-7475-0082-2.
  • Дедюхин В. А. Страницы дней листая… : повести и рассказы / Василий Дедюхин. — Москва : Современник, 1977. — 254 с.
  • Долгополов И. В. Певцы Родины / И. В. Долгополов. — Москва : Молодая гвардия, 1981. — 271 с.
  • Емельянова Ирина Дмитриевна. Аркадий Пластов / И. Д. Емельянова. — Москва : Изобразительное искусство, 1971. — 54 с.
  • Жукова А. С. Пластов из Прислонихи : документально-художественная повесть : [для старшего школьного возраста] / Ариадна Жукова. — Москва : Детская литература, 1982. — 192 с.
  • Козлов Ю. В. Жизнь и судьба Аркадия Пластова : документальный очерк / Ю. В. Козлов, А. М. Авдонин. — Ульяновск : Симбирская книга, 1992. — 117 с. : ил.
  • Козлов Юрий Васильевич. Жизнь и судьба Аркадия Пластова / Ю. В. Козлов, А. М. Авдонин. — Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2013. — 175 с. — ISBN 978-5-94655-237-0.
  • Лежнин Иван Васильевич. Мои встречи с Пластовым / И. В. Лежнин. — Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2007. — 133 с. — ISBN 978-5-94655-095-6.
  • Мартирос Сарьян. Аркадий Пластов. Искусство идёт от сердца / Междунар. ассамблея художников «Пластовская осень»; авт.-сост.: Н. Н. Пластов, Т. Ю. Пластова, Т. Ф. Верещагина. — Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2012. — 63 с. — ISBN 978-5-94655-207-3.
  • Пластов Аркадий Александрович : альбом репродукций / авт.-сост. и авт. предисл. С. А. Кузнецова. — Ленинград : Аврора, 1974. — 53 с.
  • Пластова Татьяна Юрьевна. Аркадий Пластов : «От этюда к картине» : статьи, воспоминания, материалы / Татьяна Пластова; [предисл. В. В. Леняшина]. — Москва : Связь Эпох : Кучково поле, 2018. — 431 с. — ISBN 978-5-9907285-9-2.

Примечания

  1. Состав академии художеств с 1947 года. Российская академия художеств. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 9 мая 2021 года.
  2. Пластова, 2018, с. 221.
  3. Долгополов, 1981, с. 229.
  4. Пластова, 2018, с. 29.
  5. Мартирос Сарьян. Аркадий Пластов. Искусство идёт от сердца / Н. Н. Пластов, Т. Ю. Пластова, Т. Ф. Верещагина. — Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2012. — С. 58.
  6. Козлов, 1992, с. 24.
  7. Пластова, 2018, с. 195.
  8. Архангельский Д. Наши судьбы были рядом... // Мономах : журнал. — 2018. — № 4. — С. 10— 13.
  9. 9,0 9,1 Долматов А. От картинной галереи — к музею живописца // Мономах : журнал. — 2016. — № 3. — С. 55—56.
  10. Костягина В. Я счастлив, что его и моя судьбы были рядом // Мономах : журнал. — 2013. — № 1. — С. 52—54.
  11. Татьяна Пластова. Аркадий Пластов. Образы русской жизни. Журнал Sammlung/Коллекция (5 июля 2022). Дата обращения: 8 февраля 2023. Архивировано 30 марта 2023 года.
  12. Пластов. Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 2 октября 2023 года.
  13. Пластова, 2018, с. 34.
  14. 14,0 14,1 Козлов Юрий Васильевич, 2013, с. 72.
  15. Пластова, 2018, с. 148.
  16. Татьяна Пластова. Аркадий Пластов. Читая Толстого.... Журнал «Третьяковская галерея» (2016). Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 9 мая 2023 года.
  17. Биография Аркадия Пластова. РИА Новости (31 января 2013). Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 2 октября 2023 года.
  18. Пластова, 2018, с. 54.
  19. Козлов Юрий Васильевич, 2013, с. 84.
  20. Пластова, 2018, с. 35.
  21. Татьяна Пластова. Пластовы — семья художников. Журнал «Третьяковская галерея» (2011). Дата обращения: 8 февраля 2023. Архивировано 22 июля 2023 года.
  22. Виктория Чернышева. На родине художника Аркадия Пластова сгорел храм. Российская газета (5 мая 2016). Дата обращения: 11 февраля 2023. Архивировано 25 ноября 2020 года.
  23. Храм Богоявления Господня с. Прислониха. Симбирская епархия (17 января 2021). Дата обращения: 11 февраля 2023.
  24. Волошина Инна. Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья». Журнал Фома (20 января 2022). Дата обращения: 11 февраля 2023. Архивировано 28 мая 2023 года.
  25. Татьяна Пластова. Аркадий Пластов «Купание коней». История одной картины к 125-летию со дня рождения. Журнал «Третьяковская галерея» (2018). Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 9 мая 2023 года.
  26. Ефанов В.П. и бригада художников. Знатные люди Страны Советов. Виртуальный русский музей. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 3 февраля 2023 года.
  27. «Фашист пролетел», Аркадий Александрович Пластов — описание картины. Музеи мира. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 2 июля 2023 года.
  28. Емельянова Ирина Дмитриевна. Аркадий Пластов / И. Д. Емельянова. — Москва: Изобразительное искусство, 1971. — С. 17.
  29. Козлов Юрий Васильевич, 2013, с. 91.
  30. Козлов, 1992, с. 69.
  31. Антон Долматов. Марш на восток. Чем обернулась сталинградская командировка Аркадия Пластова. Ульяновская правда (8 сентября 2020). Дата обращения: 11 февраля 2023. Архивировано 10 мая 2022 года.
  32. «Сенокос», Аркадий Александрович Пластов — описание картины. Музеи мира. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 18 мая 2022 года.
  33. Козлов Юрий Васильевич, 2013, с. 100.
  34. Козлов, 1992, с. 84.
  35. «Весна», Аркадий Александрович Пластов — описание картины. Музеи мира. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 21 мая 2022 года.
  36. Волошина Инна. Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья» // Фома. — 2022. — № 3. — С. 70— 83.
  37. Пластова, 2018, с. 161.
  38. Антонова А. К. Произведения А. Пластова в Государственном Русском музее / А. К. Антонова. — Ленинград: Советский художник, 1966. — С. 35.
  39. «Деревенский март», Аркадий Пластов — описание картины. Музеи мира. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 21 мая 2022 года.
  40. Верещагина Татьяна. Деревенский март // Мономах : журнал. — 2020. — № 1. — С. 65.
  41. Дедюхин, 1970, с. 94.
  42. Авдонин-Бирючевский Александр Михайлович. Аркадий Александрович Пластов / А. М. Авдонин-Бирючевский. — Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. — С. 12.
  43. Долгополов, 1981, с. 230.
  44. Пластова Татьяна. Юбилей мастера // Мономах : журнал. — 2013. — № 1. — С. 48-49.
  45. Ульяновская – Симбирская энциклопедия / ред. и сост. В. Н. Егоров. — Ульяновск: Симбирская книга, 2004. — Т. 2. — С. 117.
  46. Козлов Юрий Васильевич, 2013, с. 168.
  47. Почётные граждане Ульяновской области. Администрация губернатора Ульяновской области. Дата обращения: 11 февраля 2023. Архивировано 21 сентября 2022 года.
  48. Дедюхин, 1970, с. 69.
  49. Пластова, 2018, с. 223.
  50. Антон Долматов. От картинной галереи – к музею живописца. Годы и люди (2016). Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 26 апреля 2023 года.
  51. Музей «Усадьба народного художника СССР А.А. Пластова». Культура.рф. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 14 августа 2022 года.
  52. Ирина Антонова. В Ульяновске отмечают 130-летие со дня рождения Аркадия Пластова. Ulpravda.ru (31 января 2023). Дата обращения: 5 февраля 2023.
  53. Премия советского художника Аркадия Пластова стала международной. Lenta.ru (9 августа 2011). Дата обращения: 5 февраля 2023.
  54. Музей А.А. Пластова. Museum.ru. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 5 июня 2023 года.
  55. Прислониха – родина А. А. Пластова. Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха - родина А.А. Пластова». Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 10 августа 2023 года.
  56. Любовь Чиликова. Памятник художнику Аркадию Пластову открыли в Ульяновской области. РИА Новости (25 сентября 2011). Дата обращения: 5 февраля 2023.
  57. XII Международная ассамблея художников «Пластовская осень». Союз художников России (22 сентября 2022). Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 10 августа 2023 года.
  58. Открытие мемориальной доски в честь художника Пластова прошло в Москве. РИА Новости (31 января 2013). Дата обращения: 5 февраля 2023.
  59. Карсунская детская школа искусств им. А. Пластова. Карсунская детская школа искусств имени А.А. Пластова. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 2 апреля 2022 года.
  60. Память. Специализированная детская библиотека №28 имени А.А. Пластова. Дата обращения: 5 февраля 2023. Архивировано 29 мая 2023 года.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!