Педагогическое просвещение родителей

Материал из «Знание.Вики»
Педагогическое просвещение

Педагогическое просвещение родителей — планомерная и методическая работа педагогов с семьями учеников и детей[1]. Педагогическое просвещение как элемент работы с родителями, появилось в школьном и дошкольном образовании более ста лет назад в странах Европы и России. Однако, каждый год методика, формы и способы этой деятельности совершенствуются, так как новые подходы дают положительные результаты в рамках современного общества[2].

Формы

Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.), которая предусматривает ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с инновационными идеями[3] в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Работа с родителями — одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи[4]. На сегодняшний день существует несколько классификаций форм: традиционные и нетрадиционные.

Хорошо воспитывать может только тот, кто постоянно совершенствует сам себя.Н.Я. Соловьев

Традиционные формы

Традиционные формы просвещения родителей — это формы, которые проверены временем с применением классического подхода.

Родительское собрание

Родительское собрание

Родительское собрание — одна из основных форм связи школы с семьями обучающихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей. Это школа воспитания родителей, формирующая общественное мнение, родительский коллектив[5]. Проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся[6], уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой[7].

Родительское собрание — это основная и обязательная форма совместной работы воспитателя/классного руководителя с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детей в образовательной организации и дома[8].

Лекции для родителей

Лекции для родителей — ещё одна форма педагогического просвещения, это устное изложение актуальной темы по вопросам воспитания и образования ребёнка[9][10]. Назначение такой лекции — ликвидировать пробелы в знаниях родителей о возрастных особенностях ребёнка, о вариантах взаимодействия в конфликтной ситуации, о мотивации на успех в учёбе. В течение года подобная работа проводится с родителями по заранее установленному плану как социальным педагогом школы, психологом, так и классным руководителем[11].

Диспуты

Диспуты - публичный обмен мнениями на важную тему между родителями, учителями, психологами[12]. Его участники стремятся, сопоставляя противоречивые суждения, или прийти к общему решению, установить истину, или зафиксировать явное преимущество одной из позиций. Такая форма просвещения давно существует и используется опытными педагогами и организаторами[13].

День открытых дверей

День открытых дверей

На дни открытых дверей приглашаются родители и дети в учебное заведение с целью ознакомления с его профилем; посещение занятий (урочных и внеурочных).

Цели проведения Дня открытых дверей:

  • создание положительного образа школы;
  • трансляция опыта и достижений педагогов, обучающихся и всего образовательного учреждения в целом;
  • установление доверительных и партнёрских отношений между педагогами и родителями обучающихся начальных классов;
  • определение и реализация задач совместного воспитания детей.

Задачи данного мероприятия:

  • познакомить с правилами приёма в первый класс; особенностями организации внеурочной деятельности[14] в образовательной организации;
  • способствовать повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • создавать условия для формирования механизма обратной связи между образовательным учреждением и социумом;
  • согласовать действия школы и семьи по организации жизнедеятельности детей;
  • содействовать развитию системы общественно-государственного управления школой.

Формы проведения Дня открытых дверей:

  • открытые уроки учителей;
  • показательные выступления обучающихся начальной школы[15].

Нетрадиционные формы

Инновационные, современные формы работы с родителями, чаще всего в интерактивном (интенсивном) общении, называются нетрадиционными.

Деловые игры

Деловые игры - педагогический приём моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и групп принятию решений[16].

Нетворкинг

Нетворкинг - нетворкинг для родителей учеников — свежий метод сплочения, организации комьюнити, привлечение новых людей для решения общих вопросов[17]. Нетворкинг можно организовывать для родителей обучающихся, чтобы познакомить их между собой, укрепить отношения друг с другом и с классным руководителем[18].

Актив родителей

Педагогические лектории

Педагогические лектории — это форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний родителей по различным вопросам воспитания детей[19]. Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей[20]. Лекторий, не значит чтение лекции, он также предусматривает различные активные формы работы.

Родительский клуб

Родительские клубы, клубы выходного дня — это дискуссионные собрания родителей, педагогов и психологов, формирующие атмосферу доверия и сотрудничества между сотрудниками образовательной организации и родителями, создающие уникальный, постоянный круг общения вокруг воспитательных проблем группы или класса.

Мастер-класс

Мастер-классы — это неформальное объединение родителей, детей и педагогов, в процессе которого от педагога-мастера происходит передача опыта и мастерства посредством прямой и комментированной демонстрации тех или иных действий[8].

Мировое кафе

Мировое кафе - это способ группового обсуждения в непринужденной и расслабленной обстановке[21]. Методику активно используют в разных сферах: обучении, психологии, бизнесе, потому что она обладает рядом преимуществ. В мировом кафе может участвовать большое количество человек — от нескольких десятков до сотен. Для обсуждения не нужно специальное оборудование, его можно провести и в помещении, и на свежем воздухе. Управлять дискуссией несложно — нужно распределить роли и выбрать участников, которые будут контролировать обсуждение в группах. Методика организации мирового кафе в школе достаточно изучена в литературе[22].

Квест

Квест

Квест - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». Образовательный квест для родителей — педагогическая технология[23], включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными. Квесты используются для совместной работы с обучающимися, родителями, учителями. Квесты делятся на две группы по месту проведения: «живые» квесты в реальности и веб-квесты[24] — с использованием ресурсов Интернет. По типам игры-квесты могут могут быть разнообразными: квесты-бродилки, квесты-проекты, квесты-головоломки и так далее.

Структура квест-технологии:

  1. постановка задачи (введение) и распределение ролей;
  2. список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
  3. порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
  4. конечная цель (приз)[25].
Тренинг

Тренинг

Тренинг - это узкоспециализированные краткосрочные программы просвещения. Их глобальная задача заключается в том, чтобы научить родителей понимать своих детей и находить гармонию в отношениях с ними и, как следствие, укрепить детско-родительские отношения. Типичные участники родительских тренингов — мамы и папы ребят, в чьем поведении отмечены агрессия, негативизм, высокая степень тревожности, застенчивость и прочие проблемы[26]. Существуют занятия, которые помогут наладить взаимодействие с приёмными или «особыми» детьми, подготовить ребёнка к школе, установить и укрепить контакт с «трудным подростком» и т. д. Качественные программы обязательно имеют под собой научную аргументацию. В их базу заложены лучшие идеи отечественных и зарубежных психологов, посвятивших свои труды теме детско-родительских отношений[27].

Родительские чтения

Родительские чтения — дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  1. на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
  2. учитель собирает и анализирует информацию;
  3. определяется список литературы по данному вопросу;
  4. изучение литературы родителями;
  5. изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях[7].

Учёные — родителям

Книги читать — скуки не знать

Институт изучения детства, семьи и воспитания рекомендует каждому родителю ознакомиться с минимальным списком книг, которые помогут ему понять своего ребёнка и помочь ему на всех этапах взросления. Это следующий книги:

  1. Юлия Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  2. Людмила Петрановская «Большая книга про вас и вашего ребёнка».
  3. Анна Быкова «Большая книга «Ленивой мамы».
  4. Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили»[28].

Примечания

  1. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей // Вестник Казанского технологического университета : статья / под ред. Н.Ш. Валеева., М.М. Шубович. — 2009. — № 4. — С. 356—362.
  2. Р.М. Эхаева. Этапы развития педагогического просвещения родителей // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — Апрель. — С. 242. — ISSN 1991-5497.
  3. Инновационная деятельность в системе образования. Педагогический портал Солнечный свет. Дата обращения: 18 июля 2023.
  4. Кривченко Е. Ю., Кушнаренко И. А. Проект “Преемственность воспитательной системы в деятельности классного руководителя через работу Семейного Клуба” : сборник. — 2021. — С. 15.
  5. Родительское собрание. Педагогическая энциклопедия. Дата обращения: 12 июля 2023.
  6. Особенности возрастные. Педагогическая энциклопедия. Дата обращения: 16 июля 2023.
  7. 7,0 7,1 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. Учебно-методический портал. Дата обращения: 14 июля 2023.
  8. 8,0 8,1 Институт воспитания РАО. Методические рекомендации по взаимодействию образовательной организации и родителей в процессе реализации рабочей программы воспитания // Институт воспитания Российской академии образования : сборник. — С. 29.
  9. Лекция. Толковый словарь Ожегова. Дата обращения: 12 июля 2023.
  10. Лекция // Профессионально-педагогические понятия : Словарь. — 2005. — С. 243.
  11. Сост. А.А.Шульга, Е.А.Ковалева. Особенности организации и проведения лекций методические рекомендации. — Воркута, 2014. — 29 с.
  12. Диспут. Толковый словарь Ожегова. Дата обращения: 19 июля 2023.
  13. Методика организации диспута. Единый центр по исследованию искусственного интеллекта "ЕЦИИИ". Дата обращения: 18 июля 2023.
  14. Внеурочная деятельность. Институт стратегии развития образования. Институт стратегии развития образования РАО. Дата обращения: 18 июля 2023.
  15. Зачем нужен день открытых дверей в школе. Образовательный портал. Дата обращения: 18 июля 2023.
  16. От "игры вообще" к междисциплинарной деловой игре // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика : журнал / по ред. Е.Б.Попова., С.С. Бабушкина. — 2014. — Февраль. — С. 184—191.
  17. Е.В. Головинская, К.В. Дёмушкина. Модель деятельности площадки профориентационного нетворкинга в образовательной организации // Рефлексия. — 2023. — № 3. — С. 75—77.
  18. Нетворкинг для родителей. Вконтакте. Учебный детский центр. Дата обращения: 12 июля 2023.
  19. И.В.Неретин. Лекторий как форма педагогического просвещения // VI Державинские чтения : журнал. — 2001. — С. 79.
  20. Родительское собрание и родительский лекторий как форма взаимодействия с родителями. Международный образовательный портал МААМ. Дата обращения: 18 июля 2023.
  21. "Мировое кафе" как одна из форм работы с родителями при профилактике правонарушений несовершеннолетних // Безопасное детство как правовой и социально педагогический концепт : Сборник / под ред .И.И. Маркуш. — 2019. — С. 114—116.
  22. Яндекс Учебник. Технология «Мировое кафе» в школе. Яндекс (2020). Дата обращения: 16 июля 2023.
  23. Педагогическая технология. Педагогическая энциклопедия. Дата обращения: 18 июля 2023.
  24. Наталья Луткова. Технология веб-квест как средство повышения познавательной активности учащихся. "Просвещение. Иностранные языки" (2013). Дата обращения: 18 июля 2023.
  25. Образовательный квест как современная педагогическая технология. Знанио. Знанио. Дата обращения: 16 июля 2023.
  26. Программа тренинга для родителей "Я - успешный родитель" // AKADEMICKÁ PSYCHOLOGIE : статья / под ред. А.Д. Шавардака. — 2018. — № 4. — С. 12—18.
  27. Тренинги для родителей. Edunews. Все для поступающих. Дата обращения: 19 июля 2023.
  28. 4 книги по воспитанию, которые должен прочитать каждый родитель. Институт изучения детства, семьи и воспитания. Дата обращения: 16 июля 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!