Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского

Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского
Норильский Заполярный театр.jpg
Тип театра Драматический
Основан 6 ноября 1941 года
Жанры Драма, комедия, сказка
Награды Премия Правительства Российской Федерации — 2003
Здание театра
Местоположение Россия
Красноярский край
Адрес Норильск, Ленинский проспект, 34
Руководство
Директор Ирина Куцая
Главный режиссёр Анна Бабанова
Сайт https://www.northdrama.ru/
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского — самый северный театр в Российской Федерации, находящийся в городе Норильске Красноярского края. Первоначально труппа театра была сформирована из заключённых, отбывавших срок в разные годы в Норильске, среди которых Лев Гумилёв, Ольга Бенуа, Евдокия Урусова, Георгий Жжёнов, Иннокентий Смоктуновский. В XXI веке театр много гастролирует, является лауреатом фестивалей и конкурсов разного уровня[1].

История театра

1 июля 1935 года Правительством Союза Советских Социалистических Республик был подписан указ о создании за полярным кругом на полуострове Таймыр первого лагеря — «Никельстрой». В этот же период из артистов центральных театров была создана труппа, отправленная на гастроли в навигацию. В гастрольный маршрут входили порты: Красноярск, Игарка, Дудинка, Усть-Енисейск, Диксон.

В 1941 году был создан Заполярный театр драмы, инициатором создания выступил начальник Норильского комбината и лагеря Александр Панюков. Первым директором театра стал Григорий Александрович Бороденко. Первый сезон театра — 1941—1942 год, открытие началось с постановки «Строгие времена», посвящённой Великой Отечественной войне. Премьера состоялась в столовой 2 отделения лагеря, которая была приспособлена под театр. Также среди первых постановок — спектакль по пьесе Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы».

В первое время за театральный сезон ставилось по 15 премьер. Сезон 1946—1947 годов театр начал как музыкально-драматический, в нём ставились музыкальные спектакли, такие, как: «Весёлая вдова», «Коломбина» и «Сильва». В ноябре «Сильву» Имре Кальмана показали 22 раза.

В среднем в театре за месяц было показано 25 спектаклей, а зрителей было 6—7 тысяч в месяц, если в этот месяц были праздничные дни, то количество публики увеличивалось до 10 тысяч. Кроме театра, спектакли демонстрировались на заводах, это были так называемые шефские концерты. Стоимость билетов в 1949 году была от 8 до 25 рубле в зависимости от места в зрительном зале. За 1949 год было дано 299 спектаклей, труппа театра — 65 человек, что в 3 раза меньше, чем в 1946 году, когда в штате состояло 216 человек[2].

В 1947 году был пущен автобус «Горстрой-Театр», проезд в котором осуществлялся по театральным билетам. Спектакли начинались в 21.00. В 1950 году театр получает здание на улице Севастопольской, в его труппе артисты из ссыльных и вольнонаёмные. С 1954 по 1962 год во главе театра режиссёр Ефим Гельфанд. Спектакли ставились не только в здании театра, но и в лагерных отделениях. В 1961 году в театре был поставлен «Клоп» по произведению Владимира Маяковского, что стало судьбоносным для театра: после премьеры и в честь двадцатилетия театра ему было присвоено имя великого советского поэта. В июне 1961 года состоялись первые в истории театра гастроли — в Красноярск. В 1981 году театр был на гастролях в Ленинграде и Вильнюсе.

С 1985 по 1989 год руководил театром режиссёр Анатолий Кошелев[3]. Именно при Кошелеве театр получил новое здание, которое было построено в 1986 году по проекту института «Норильскпроект», Строила театр бригада треста «Горстрой» строительно-монтажного объединения «Норильскстрой». Первоначально, ещё в 1965 году планировалось строительство театра на 800 мест по проекту ленинградского «Гипротеатра», но воплотить идею в жизнь не получилось.

Через 20 лет власти Норильска вернулись к идее возведения нового театрального здания, чему способствовало ещё и то, что старое здание было в аварийном состоянии и небезопасно. Новым местом для театра стала улица Театральная, где в первые годы существования города находился песчаный карьер, затем полигон для испытания свайных фундаментов. Строительство продолжалось 45 месяцев. Здание театра было принято Государственной комиссией 31 декабря 1986 года. Уже 8 января 1987 года главный архитектор театра Анатолий Чернышёв вручил артистам символический ключ от театра. Здание рассчитано на 600 мест, перед театром создана Театральная площадь. На первой же премьере были выявлены недостатки: плохая акустика и вентиляция, из-за наклона зрительного зала с последних рядов была видна не вся сцена, тяжёлым казался портал над ней. К пятидесятилетию театра в здании были проведены работы по усовершенствованию: сцена поднята на 10 сантиметров, увеличен наклон зрительного зала. 28 февраля 1987 года был открыт 46 театральный сезон. Начавшийся 19 марта 1987 года пожар 3 категории сложности чуть не уничтожил театр: почти выгорел зрительный зал, была уничтожена аппаратура, упала люстра. Восстанавливал театр весь город, был создан специальный счёт, на который любой желающий мог перечислить денежные средства. Во время ремонтных работ театр гастролировал в Дудинке, давал представления на других площадках — во Дворце культуры, культурно-досуговом центре имени Высоцкого в Талнахе. Здание было восстановлено за 9 месяцев[4]. В 1998 году театр, как одно из заметных явлений культуры в России, был отмечен европейским международным фондом «Партнёрство во имя прогресса» и получил «Золотую пальму»[5].

Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года Норильский драматический театр отнесён к числу особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края; основанием для этого стали все достижения театра за историю его существования[6]. В 2011 и 2013 годах Норильский драматический театр выступил в роли организатора Международного фестиваля искусств северных городов мира «Параллели». На сцене театра свои театральные постановки представили коллективы России: Петрозаводска, Москвы, Нюрбы, Санкт-Петербурга, а также Финляндии, Канады, Норвегии, Дании, Эстонии, Голландии, Исландии[7].

Репертуар

В первом театральном сезоне на сцене театра были показаны спектакли: «Хозяйка гостиницы», «Жди меня» по Константину Симонову, «Поздняя любовь» по пьесе Александра Островского. Одной из первых была поставлена пьеса, которая имела особый смысл для актёров-заключённых и при этом могла сыграть роковую роль: «Без вины виноватые» Островского. Название, которое было написано на полотне и висело на сцене, олицетворяло и боль, и унижение человеческого достоинства, и несправедливость.

Декорации для первых спектаклей были сделаны при помощи надзирателей, любивших театр и умевших для него достать материалы, получить которые официально было практически невозможно[8]. Основной театральный жанр в Норильском драматическом — современная сатира, причём в гротескной форме, а центральная тема — тема борьбы с разными проявлениями несвободы человека[9]. Некоторые спектакли:

  • Сон в летнюю ночь — спектакль по произведению Уильяма Шекспира[10];
  • Два. Честно о Родине. Честно о нас — моноспектакль, трагикомедия. Сценарист — Владислав Анатольевич Дёмин[11];
  • Мой бедный Марат — спектакль о любви, о судьбе трёх героев, живших в блокадном Ленинграде и в современное время;
  • Двенадцатая ночь — режиссёр Анна Бабанова;
  • Волки и овцы — по пьесе Александра Островского;
  • Долгая счастливая жизнь — спектакль поставлен по киносценарию Геннадия Фёдоровича Шпаликова;
  • Тартюф — комедия по бессмертному произведению Жана-Батиста Мольера;
  • Папа — по пьесе современного французского драматурга Флориана Зеллера;
  • Жди меня и я вернусь — спектакль-метафора о Норильлаге, режиссёр Анна Бабанова[12];
  • Мадам Рубинштейн — история судьбы двух королев индустрии красоты;
  • Полоумный Журден;
  • Продавец дождя;
  • Мужской стриптиз[13];
  • Очи чёрные;
  • Приключения на диком Западе$
  • Люблюнемогу — пьеса-альманах, состоящая из монологов и диалогов людей, находящихся в разных жизненных ситуациях;
  • Кровавая свадьба;
  • Бременские музыканты;
  • Дракон;
  • Кот в сапогах;
  • Рикки-Тикки-Тави;
  • Испорченный день рождения;
  • Как кот и заяц Ивану помогли;
  • Кот в сапогах;
  • Прошлым летом в Чулимске — провинциальная оперетка по произведениям Александра Валентиновича Вампилова[14].

Труппа

История труппы

На начальном этапе труппа театра формировалась из заключённых, отбывавших срок в Норильском лагере. В каждом отделении были сформированы театральные коллективы, включавшие, несмотря на полупрофессиональный статус, высококлассных актёров. В каждом лагерном отделении организовали клуб со сценой и штаб, в состав которого входили заведующий клубом, художник, механик.

Штаб подчинялся культурно-воспитательной части, начальник которой соответственно находился в подчинении культурно-воспитательного отдела лагеря, утверждавшего репертуар, авторов, актёров, декорации. С 1938 года в течение пяти лет в Норильлаге отбывал срок Лев Гумилёв, работавший на шахте и принимавший участие в деятельности лагерного театра[15]. С 1945 по 1954 годы в 9 и 6 лагерных отделениях находилась в заключении Ольга Бенуа, выполнявшая в театральной труппе функции художника[16].

С 1947 года в Норильске в театре, в котором в этот период функционировало две труппы: драмы и музыкальной комедии, артистом балета и балетмейстером работал Михаил Семёнович Годенко, создатель известного во всём мире Красноярского ансамбля Танца Сибири. Причина, по которой он оказался в Норильске, — плен в годы Великой Отечественной войны. Годенко не был осуждён, а был переведён в Норильск из Московского ансамбля танца Министерства внутренних дел. В норильском театре Михаил Семёнович проработал 2 года[17].

Начал свой творческий путь артиста в Норильском театре Иннокентий Смоктуновский, попавший в годы войны в плен и поэтому не имевший права жить в европейской части Советского союза и выбравший для проживания Красноярский край. В 1946 году он приехал в Норильск, начал работать в Заполярном театре драмы и музыкальной комедии, раз в неделю в лагере участвовал в спектаклях. Иннокентий Михайлович жил вместе с ссыльными артистами, здесь познакомился с Георгием Степановичем Жжёновым. В Норильске Смоктуновский жил и работал до 1950 года, за 4 года пребывания за полярным кругом сыграл более 40 театральных ролей[18].

В 1949 году, прямо с театральной сцены, на поселение в Норильск была сослана Евдокия Юрьевна Урусова, представительница графско-княжеского рода, актриса Московского театра имени Ермоловой. В Норильском театре работала до момента освобождения в 1954 году[19].

В июле 1936 года в Норильский лагерь был этапирован композитор и музыкант Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин, автор пионерского гимна «Взвейтесь кострами, синие ночи». Сергей Фёдорович был назначен руководителем духового оркестра, в состав которого входило 30 человек. Так как композитор был политическим заключённым, то на все выступления доставлялся в сопровождении конвоя. Лагерная администрация принимала попытку перевести руководителя оркестра во Второй Норильск, где были более жёсткие условия и частые расстрелы заключённых. Оркестрантам удалось отстоять Сергея Фёдоровича[20][21][22]. В клубах лагеря звучали Бах и Паганини, исполненные скрипачом Корецким, в оркестре выступал трубач Иван Бачеев.

В 1949 году в Норильский лагерь попал Георгий Степанович Жжёнов, оказавшийся в Заполярье за случайное знакомство в поезде с американским дипломатом. Георгий Степанович был любимцем театральной публики, после спектаклей к нему постоянно подходили зрители, чтобы высказать восхищение его игрой. Сам Жжёнов о пребывании в Норильском театре писал в дневниках[23]:

Сейчас работаю в Норильском драматическом театре. Опять, как и в Магадане, играю роли советских героев – людей честных, принципиальных, смелых! Мой суд – зритель! Его одобрение и аплодисменты – плата за труд, за те положительные идеи, которые я, человек и артист, стараюсь донести до зрителя.

— Георгий Жжёнов

Первым художественным руководителем театра был Михаил Гладков, профессиональный режиссёр из Умани, отбывавший срок во 2 отделении Норильского лагеря в середине 1940-х годов. В качестве сценографа выступал художник-график Аркадий Дадулад из Ростова[24].

Современная труппа

Главный режиссёр театра — Анна Владиславовна Бабанова, работающая в театре с 2013 года. Директор театра — Ирина Григорьевна Куцая, с 2004 года связавшая свою жизнь с Норильским театром, вначале в должности ведущего инженера, затем помощника директора и с 2019 года занимает должность директора. Современная труппа театра состоит из 32 актёров театра, среди которых звания Заслуженного артиста России имеют: Сергей Ребрий, Марина Журило, Нина Валенская. Звание Заслуженного работника культуры Красноярского края имеет Лариса Ребрий[25].

В труппе есть Заслуженные артисты Красноярского края: в январе 2024 года распоряжением Губернатора Красноярского края Михаила Михайловича Котюкова это звание присвоено Варваре Бабаянц и Роману Лесику[26].

Примечания

  1. Норильский театр драмы. Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 14 марта 2024.
  2. Норильскому Заполярному - 75!. Официальный сайт города Норильска. Дата обращения: 14 марта 2024.
  3. История Норильского драматического театра. Норильский Заполярный театр драмы имени В.Маяковского. Дата обращения: 14 марта 2024.
  4. Норильский Заполярный театр драмы. История уникального места. Город Онлайн (29 июня 2021). Дата обращения: 14 марта 2024.
  5. Норильский Заполярный театр драмы имени В.В. Маяковского. NewsLab.ru. Дата обращения: 14 марта 2024.
  6. Норильский Заполярный театр драмы имени Вл.Маяковского. Культура.РФ. Дата обращения: 14 марта 2024.
  7. Норильский Заполярный драматический театр имени Вл. Маяковского. Театральные музеи и архивы России и Русского Зарубежья. Дата обращения: 14 марта 2024.
  8. Театр - лагерный, актёры - заключённые. Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 16 марта 2024.
  9. Норильский Заполярный театр драмы. На Енисее.РФ Норильск, Красноярский край. Дата обращения: 16 марта 2024.
  10. В самом северном готовят шекспировскую премьеру. Таймырский телеграф (4 марта 2024). Дата обращения: 16 марта 2024.
  11. Норильский театр говорит со зрителем о патриотизме и чести (30 января 2024). Дата обращения: 16 марта 2024.
  12. Пучкова Дарья. Норильский драматический открыл гастроли спектаклем, леденящим душу. Омск Здесь (8 сентября 2023). Дата обращения: 16 марта 2024.
  13. Спектакль Мужской стриптиз. Культура.РФ. Дата обращения: 16 марта 2024.
  14. Прошлым летом в Чулимске. Норильский Заполярный театр драмы имени В.Маяковского. Дата обращения: 16 марта 2024.
  15. Биография Льва Гумилёва. РИА Новости (1 октября 2012). Дата обращения: 14 марта 2024.
  16. Бенуа Ольга Елисеевна. Репрессированные деятели культуры и искусства в истории Красноярского края. Дата обращения: 14 марта 2024.
  17. Годенко Михаил Семёнович. Северный хор. Дата обращения: 14 марта 2024.
  18. Иннокентий Смоктуновский. Культура.РФ. Дата обращения: 14 марта 2024.
  19. Урусова Эда Юрьевна. Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. Дата обращения: 14 марта 2024.
  20. Шатрова О., Амелина К. Взвейтесь кострами, синие ночи!. Мемориал. Красноярск (2011). Дата обращения: 14 марта 2024.
  21. Кайдан-Дешкин Сергей Фёдорович. Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. Дата обращения: 14 марта 2024.
  22. Кайдан-Дешкин Сергей Фёдорович. Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. Дата обращения: 14 марта 2024.
  23. Лалетина Елена. Любители вы театр. НКК Новости Красноярского края (28 октября 2014). Дата обращения: 14 марта 2024.
  24. Будникова Л.В. Проект урока-конференции по теме «Заполярный театр драмы в истории художественной культуры региона» // Открытый урок. Первое сентября : сайт. — 2005. — 18 февраля.
  25. Люди театра. Норильский Заполярный театр драмы. Дата обращения: 16 марта 2024.
  26. В составе Заслуженных артистов Заполярного театра драмы пополнение. Таймырский Телеграф (10 января 2024). Дата обращения: 16 марта 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!