Годенко, Михаил Семёнович

Материал из «Знание.Вики»
Михаил Семёнович Годенко
Дата рождения 1 мая 1919(1919-05-01)
Место рождения Екатиринославль, Украина
Дата смерти 14 марта 1991(1991-03-14) (71 год)
Место смерти Ленинград
Гражданство Флаг России Россия СССР
Профессия эстрадный танцовщик, хореограф, балетмейстер
Годы активности 1939—1991
Награды

Михаил Семёнович Годенко (1 мая 1919, Екатеринослав, УССР — 14 марта 1991, Ленинград, СССР) — заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист СССР, художественный руководитель и главный балетмейстер Красноярского государственного ансамбля танца Сибири. Был участником Великой Отечественной войны. За годы жизни выступал в роли балетмейстера армейских ансамблей песни и пляски в Чите, Норильске, Иркутске, Архангельске, Красноярске. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1984 года за заслуги в развитии и пропаганде советского танцевального искусства присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и медали «Серп и молот»[1].

Биография

Годенко Михаил Семёнович появился на свет 1 мая 1919 года в городе Екатеринславль, ныне называемом Днепр — областной центр Днепровской области Украины. Отец, Годенко Семён Захарович, уроженец города Киева, скончался в 1940 году в Москве. Мама — Берта Аароновна умерла в 1960 году в Норильске. В 1920 году семья перебралась в Москву. Здесь Михаил закончил школу, а затем, в 1939 году, Московское хореографическое училище. По распределению попал в Куйбышевский театр Музыкальной комедии, где проработал до 1940 года, пока не был призван в ряды Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны был мобилизован, работал артистом ансамбля 2 Украинского фронта. Попал в плен. Войну закончил в Берлине рядовым. В 1946 году после демобилизации вернулся в Москву. Затем Норильск, Омск. В 1948 году с семьёй переехал в Красноярск, где работал в ансамбле танца. Затем Иркутск, Баку, Архангельск. В Красноярск приехал в 1963 году, где стал руководителем Красноярского ансамбля танца Сибири. Свою деятельность Михаил Семёнович продолжал до 1991 года, до самой смерти. За свою творческую деятельность Годенко создал более 150 танцевальных постановок, каждая из которых восхищала и продолжает восхищать зрителей всего мира. Последней постановкой стал «Вечерний звон», задумчивый танец[2].

Умер 14 марта 1991 года в Ленинграде, но похоронен в городе Красноярске на кладбище Бадалык на Аллее Славы[3].

Трудовая и творческая деятельность

Начало творческого пути Михаила Семёновича — Театр народного творчества в Москве, театром в то время руководил известный актёр. театральный режиссёр Николай Павлович Охлопков, ученик Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Одновременно с работой в театре Михаил Семёнович проходил обучение в балетной студии и брал дополнительные уроки у прославленных в то время балетмейстеров: Веры Ильиничны Мосоловой и Николая Михайловича Попко. Кроме учёбы и работы, Годенко увлекался эстрадой и джазом, работал в джазовом коллективе милиции, которым руководил Марк Соломонович Местечкин, и в эстрадном оркестре Центрального дома культуры железнодорожников под руководством Дмитрия Яковлевича Покрасса[4].

С 1947-1948 год, отбывая срок в Норильске, работал солистом ансамбля Норильского музыкально-драматического театра, где был учителем танцев для учащихся техникумов. После освобождения работал в Омской филармонии. В 1951 году Михаил Семёнович поступил на работу в ансамбль песни и пляски Восточно-Сибирского военного округа, который находился в городе Иркутске, но в 1953 году после расформирования округа Годенко был приглашён в Баку для работы балетмейстером в ансамбле песни и пляски войск противовоздушной обороны.Здесь хореограф проработал год, затем перевёлся в Архангельск, где занимал должность балетмейстера ансамбля песни и пляски Беломорского военного округа. В 1955 году ему была предложена должность балетмейстера Северного хора, которую он занимал до 1963 года. Этот период жизни и деятельности был значимым для Годенко, так как именно здесь раскрылся его талант народника — постановщика танцев народов СССР. в целом и северных народов в частности. Совместно с балетной труппой хора Михаил Семёнович поставил танцы, которые восхищали и восхищают зрителей до сих пор: «Свадьба», «Свадебная кадриль», «Северное народное игрище», «Дружба народов Севера», «Утушки» и другие. В период работы в Северном хоре Михаил Семёнович проявил себя как вдумчивый руководитель, относящийся критично к работе, умеющий прислушиваться к дельным предложениям и отвергать ненужное. Северный хор принимал участие во Всесоюзном фестивале театров и музыкальных коллективов, который проводился в честь 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции, Михаил Годенко, как руководитель, получил диплом 1 степени. Северный хор гастролирует не только по Советскому союзу, но и по миру: побывали в Тунисе и Марокко. Деятельность Михаила Семёновича в качестве балетмейстера Северного хора была высоко оценена и в 1960 году он получил звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»[5].

С 1963 по 1991 год Михаил Семёнович руководил Красноярским ансамблем танца Сибири, при нём ансамбль приобрёл всесоюзную и мировую известность, многие считали ансамбль визитной карточкой Красноярска. В танцевальных постановках, которых Михаил Семёнович создал более 150, мастер соединял академическое и современное эстрадное направление, используя фольклорные мотивы, создавал современные танцы, ставшие сокровищницей танцевального искусства: «Енисейские речники», «На птичьем дворе», «Сибирская потеха» и другие. Многие исследователи мирового танцевального искусства не могут отнести танцевальные постановки Михаила Семёновича ни к одному стилю или направлению, называют его творчество — годенковский стиль. Ансамбль танца Сибири, несмотря на железный занавес, существовавший в то время, был широко известен не только в Советском союзе, но и по всему миру: ансамбль побывал в 70 странах мира. После турне по Америке Михаил Годенко вспоминал, что его радовало, что на небоскрёбах Нью-Йорка висели огромные неоновые афиши концертов ансамбля, на которых огромными буквами было написано «Красноярск». Годенко считал, что одна из его задач — прославление страны и города Красноярска, патриотом которого он был. Концертный тур по Америке имел огромный успех, по возвращению на Родину, каждый артист ансамбля получил в подарок золотые часы. В 1980 году Михаила Семёновича пригласили быть постановщиком открытия и закрытия Олимпийских игр в Москве. По словам Ильи Григорьевича Клеймица, заслуженного работника культуры России, именно Годенко предложил образ улетающего в облака олимпийского Мишки[6].

Знаковые постановки

Идея постановки танца «Регулировщики» у Михаила Семёновича появилась в 1970 году, когда он увидел, как регулировщик на пересечении улиц Мира и Робеспьера в Красноярске виртуозно «дирижировал» движением автомобилей и пешеходов. При этом, окончанием каждого движения был цокот каблуков хромовых сапог. В танце у Годенко главными действующими лицами стали девушки-регулировщицы. Михаил Семёнович приглашал регулировщика Павла Воронько, с которым познакомился, для того, чтобы он дал уроки регулировки девушкам-танцовщицам. Танец «Регулировщики» вызвал большой интерес у зрителей, глава МВД СССР генерал-полковник Николай Анисимович Щёлоков был так восхищён танцем, что наградил Михаила Семёновича знаком «Отличник милиции». В 1984 году Годенко поставил танец «Енисейские речники», сюжет для которого был взят из жизни. Путешествуя по краю, Годенко наблюдал за творчеством самодеятельных коллективов, находил в их танцевальных постановках изюминки, которые затем добавлял в танцы ансамбля. «Енисейские речники» — первый танец в СССР, когда одновременно на сцене 40 танцоров в унисон бьют чечётку. Услышав в начале 1970-х годов песню «Увезу тебя я в тундру», исполненную Кола Бельды, Михаил Семёнович загорелся созданием танца, посвящённого народам Крайнего Севера. Так появились танцевальные постановки «Увезу тебя я в тундру» и «Ненецкий танец», вошедшие в «Северную сюиту» — танцы народов Красноярского края. Для этих танцев были сшиты костюмы из меха, вышитые бисером, которые полностью соответствовали одежде народов Севера. «Сибирь моя» — хореографическая сюита — была создана в 1981 году. Костюмы, созданные к этому танцу, стали визитной карточкой ансамбля: белокурая коса девушек символизирует снег, а сине-зелёные костюмы отражают тайгу и туман над Енисеем. После премьеры танца танцовщиц стали называть холодными красавицами. Последним танцем, придуманным и поставленным Михаилом Семёновичем, стал танец «Вечерний звон», созданный в 1991 году. Премьера постановки состоялась уже после смерти мастера, она прошла в Москве в зале Чайковского[7].

Награды и звания

Память

Примечания

  1. Годенко Михаил Семёнович. Герои страны. Международный патриотический интернет-портал. Дата обращения: 30 января 2024.
  2. Великие хореографы-наставники. Михаил Годенко. Культура Донбасса. Дата обращения: 31 января 2024.
  3. Золотые часы - за золотые ноги. Городские новости (26 сентября 2013). Дата обращения: 31 января 2024.
  4. День памяти Михаила Годенко. Государственная филармония Красноярска. Дата обращения: 30 января 2024.
  5. Годенко Михаил Семёнович. Государственный академический Северный хор. Дата обращения: 30 января 2024.
  6. Годенко Михаил Семёнович. Городские новости. Красноярск. Дата обращения: 31 января 2024.
  7. Троегубова Анна. Танцуем с Годенко: пять знаковых постановок мастера. Культура24РФ. Красноярский край (25 апреля 2022). Дата обращения: 31 января 2024.
  8. Годенко Михаил Семёнович. Краскомпас. Дата обращения: 30 января 2024.
  9. Годенко Михаил Семёнович. Биографии известных людей. Дата обращения: 31 января 2024.
  10. Михаил Годенко: живой огонь танца. МБУК ЦБС Рыбинского района Красноярского края. Дата обращения: 31 января 2024.
  11. День памяти Михаила Годенко. Красноярская филармония. Дата обращения: 30 января 2024.

Ссылки