Накахара, Тюя

Материал из «Знание.Вики»
Накахара Тюя
яп. 中原中也
Тюя Накахара, 18 лет, около 1925 года
Тюя Накахара, 18 лет, около 1925 года
Имя при рождении Тюя Касимура
Дата рождения 29 апреля 1907(1907-04-29)
Место рождения Ямагути, Япония
Дата смерти 22 октября 1937(1937-10-22) (30 лет)
Место смерти Канагава, Япония
Гражданство Япония
Род деятельности поэт, переводчик
Годы творчества 1920—1937
Направление символизм, дадаизм
Жанр поэзия
Язык произведений японский
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Тюя Накахара (яп. 中原 中也 Накахара Тю: я, 29 апреля 1907 — 22 октября 1937) — японский поэт и переводчик, один из наиболее важных поэтов Японии в XX веке. Ему принадлежит неоценимый вклад в переводе французского символизма на японский язык. Кроме того, его работы были переведены и на русский язык.

Накахара Тюя разработал свой уникальный поэтический стиль, который сочетает в себе влияние французского символизма, поэзии парнасцев, дадаистов и сюрреалистических экспериментов Такахаси Синкити. Художественный мир Тюи находится в постоянном балансе между призрачными образами символистической поэтики и материальным миром, которые автор представляет через своё субъективное восприятие. В этом отношении интересно сравнить лирику Тюи с творчеством Иннокентия Анненского, который связал русский символизм с акмеистами, являющимися наследниками поэтических традиций парнасцев и, прежде всего, Теофила Готье[1].

Детство и юность

Тюя Накахара родился 29 апреля 1907 года в Ямагути, на острове Хонсю. Его родители Кашимура Кенсуке и Накахара Фуку, которые на протяжении 6 лет мечтали о ребёнке и уже практически потеряли надежду. В честь рождения наследника родители устроили торжество, которое длилось около трёх дней.

Накахара Тюя со своими родителями

Кашимура растил сына в строгости, лишая его возможности насладиться нормальным детством. Отец запрещал ему играть на улице с детьми другого социального класса и купаться в реке, боясь, что ребёнок может утонуть. Особенно обидно было Накахаре за то, что эти ограничения не распространялись на его младших братьев[2].

Нарушение запрета несло за собой наказание. Часто Накахару ставили лицом к стене, а если он двигался или жаловался, отец тушил об его пятки сигареты. Самой суровой мерой была ночёвка в сарае без матраца и прочих удобств. Отец настойчиво утверждал о важности этих мер в процессе воспитания старшего наследника, поскольку в будущем именно он займёт ответственное положение главы семьи.

В 1909 году отец переехал в Хиросиму, а в 1912 году — в Канадзаву, вместе с ним переехала вся семья. В марте 1914 года отец был направлен на службу в Корею, и семья вернулась в Ямагути, где Накахара поступил в школу. В 1915 году, после смерти его младшего брата от болезни, Накахара начал писать стихи. В 1923 году Накахара переехал в Киото и поступил на филологический факультет университета Рицумэйкан, но вскоре бросил занятия. Позже он перебрался в Токио и в 1933 году закончил факультет французского языка в Токийской Школе Иностранных Языков[3].

Образование и литературные начинания

Ожидалось, что Тюя Накахара, как старший сын известного врача, сам станет врачом, чтобы продолжить семейную традицию. Из-за огромных ожиданий со стороны отца, Накахара получил строгое образование, что лишило его обычного детства.

Будучи учеником в средней школе, Накахара получал отличные оценки и был признан вундеркиндом. Смерть его младшего брата Цугуро в 1915 году, когда ему было 8 лет, разбудила в нём интерес к литературе. Оплакивая свою потерю, он начал сочинять стихи, и его первые три произведения были опубликованы в журнале для женщин и местной газете, когда он был ещё в начальной школе в 1920 году. В этом же году он успешно сдал вступительные экзамены в младшую среднюю школу Ямагути. Именно с этого момента он начал противостоять строгости своего отца. Он перестал сосредотачиваться на учёбе, и его оценки начали падать, поскольку он всё больше увлекался литературой. Отец чрезвычайно опасался влияния литературы на своего сына. Однажды он обнаружил тайно хранившееся литературное произведение Накахары и сурово поругал его, после чего снова запер в сарае. Примерно в то же самое время Накахара начал пить и курить, что ещё больше ухудшало его оценки[4].

Накахара Тюя в 1936 году

В 1923 году он провалил экзамен на третий курс. Говорят, что Накахара пригласил друга в свой кабинет, разорвал лист с ответами и воскликнул «ура». Видимо, неудача была преднамеренной. Пока он не потерпит неудачи, он должен был оставаться под строгим контролем родителей. С другой стороны, отец испытал глубокий шок от этой новости, поскольку это было для него огромным унижением. В холодной мартовской ночи он снова избил своего сына и запер его в сарае. Но Накахара настоял на том, чтобы не возвращаться в эту школу. В конечном итоге этот инцидент привёл к поражению его отца и извинениям за его «образовательную политику». В результате он был переведён в среднюю школу Рицумейкан в Киото, где он начал жить самостоятельно, но до конца своих дней он всегда получал материальную поддержку от семьи.

В Киото он обрёл многие влияния, которые, в конечном итоге, сформировали его как поэта. Он прочитал дадаистские стихи Шинкичи Такахаси, которые потрясли его и вдохновили на повторное написание своих стихотворений. Это художественное направление стало частью его поэтического образа жизни, и он получил прозвище «Дада-сан». Зимой он встретил актрису Ясуко Хасэгава, которая была старше его на три года, и в апреле 1924 года они начали жить вместе. В этом же году Тюя подружился с коллегой поэтом Таро Томинагой.

После окончания средней школы Тюя и Ясуко приняли решение отправиться в Токио вместе с Томинагой, с целью поступить в местный университет. Но так как Накахара не смог сдать экзамен из-за отсутствия документов или опоздания, вместо этого его семья отправила его в подготовительную школу. После успешного окончания подготовительного курса в 1926 году, о чём его родители не знали, он начал изучать французский язык в Athénée Français (Французский Атенеум)[5].

Литературная карьера

Мировоззрение поэта в ранние годы представляет собой противоречивое сочетание идей декаданса, индивидуалистического анархизма, католицизма и дзен-буддизма с тенденцией к усилению последних в поздний период творчества. Уже в ранней модернистской лирике поэта прослеживается влияние ключевых ценностей (метанарраций) традиционной культуры, что в целом характерно для японской поэзии того периода. Аграрно-этническая тематика многих стихотворений Накахары сближает их с произведениями поэтов-новокрестьянцев и прежде всего с лирикой Сергея Есенина, стиль которой, близкий к разговорной речи, сочетается с неожиданным вкраплением изящных, выразительных образов модернистской поэзии. В свою очередь, ностальгически-игровая интерпретация декадентской культуры Накахарой Тюя сближает его с Борисом Поплавским — «последним русским декадентом», который творил в те же годы, что и его японский коллега[6].

Стихи Бориса Поплавского прославлялись своей загадочностью и интимностью, вызывая общее ощущение боли и меланхолии — эмоций, которые сопровождали его всю его жизнь. Вначале Накахара отдавал предпочтение традиционному японскому формату танка, но позже, в подростковом возрасте, его привлекли современные стили свободной поэзии, популяризованные дадаистом Такахаси Синкити и Томинагой Таро. После переезда в Токио он познакомился с Каваками Тэцутаро и Шохэем Оокой, с которыми начал издавать поэтический журнал «Хакучигун». Там он стал дружить с влиятельным литературным критиком Кобаяси Хидэо, который познакомил его с французскими символистами Артуром Рембо и Полем Верленом, чьи стихи Накахара переводил на японский язык. Влияние Рембо проникло даже в его собственную поэзию, и Накахара стал известен своим «богемным» образом жизни[7].

Он адаптировал традиционные 5-7-5 счёты, используемые в японских хайку и танка, но часто варьировал эти счёты, чтобы достичь ритмического и музыкального эффекта. Несколько его стихотворений были использованы в песнях, поэтому этот музыкальный эффект, вероятно, был намеренным. Его работы были отклонены многими издателями, и он начал получать признание главным образом в небольших литературных журналах, включая «Yamamayu», который он основал вместе с Хидэо Кобаяси. Однако иногда его произведения публиковались в журналах «Шики» и «Бунгакукай». Он оставался близким другом Кобаяси на протяжении всей своей жизни, несмотря на то, что в ноябре 1925 года Ясуко Хасэгава оставила Накахару и пошла жить с Кобаяси Хидэо. Это произошло сразу после смерти его друга Томинаги. В декабре 1927 года он познакомился с композитором Сабуро Мороэм, который позднее сочинил музыку к некоторым из его стихотворений, включая «Утреннюю песню» (Asa no uta) и «Смертное ложе» (Rinjū). В апреле 1931 года Тюя был принят в Токийский колледж иностранных языков в Канде для изучения французского языка, где он учился до марта 1933 года[8].

Личная жизнь

Накахара Чуя и Такако Уэно, 1933 г.

Накахара вступил в брак с Такако Уэно, дальнейшей родственницей, в декабре 1933 года. Вскоре после этого родился их первенец, Фумия, в октябре 1934 года. Однако в ноябре 1936 года Фумия скончался от туберкулёза, что вызвало нервный срыв у Накахары. Даже при появлении второго сына в декабре, он так и не сумел полностью оправиться от этой трагедии. Большинство его последующих стихотворений кажутся отражением воспоминаний и попытками смягчить огромную тревогу и потерю[9].

Смерть

В январе 1937 года Накахара был госпитализирован в санаторий Тиба. Однако уже в феврале он выписался и вернулся обратно в Камакуру, так как не мог продолжать проживать в доме, который напоминал ему о Фумии. Оставив свои работы Кобаяси, он строил планы вернуться в родной город Ямагути. Трагически Накахара ушел из жизни в октябре 1937 года, ему было всего 30 лет. Причиной смерти стало заболевание — туберкулезный менингит. В это же время его второй сын Йошимаса также скончался от этого же заболевания. Его могила находится в родном Ямагути. Именно этот семейный кладбищенский холм стал местом неизданного стихотворения «Цикады»[10].

Наследие

Мемориальный зал Накахары Тюя
Мемориальный музей Накахара Чуя

Только одна из поэтических антологий Накахары Тюи, «Яги но Ута» (1934 год) была опубликована во время его жизни. Он отредактировал второй сборник «Ариши Хи но Ута» («Песни давно минувших дней», 1938 год) непосредственно перед своей смертью. В жизни Накахара не считался основным поэтом своей эпохи. Однако эмоциональный и лирический характер его стихов и по сегодняшний день пользуется широкой и растущей популярностью, особенно среди молодёжи. Накахара преподаётся в японских школах, а его характерный портрет в шляпе с пустым взглядом хорошо известен. Кобаяси Хидео, которому на смертном одре Накахара вручил рукопись для «Ариши Хи но Ута», взял ответственность за продвижение его творчества после смерти поэта. А Оока Шохей занялся сбором и редактированием полного собрания сочинений Тюи Накахары, включая неопубликованные стихи поэта, его дневники, а также множество писем.

  • Премия Накахары Тюи была установлена в 1996 году городом Ямагути в память о Тюе. Ежегодно этот престижный приз присуждался выдающемуся сборнику современной поэзии. Основное требование к номинантам — их творчество должно выделяться «свежей чувственностью» (shinsen na kankaku). Победитель получал денежное вознаграждение в размере 1 миллиона иен, а также несколько лет сборник-победитель издавался на английском языке. Однако в последние годы администрация прекратила осуществлять перевод победителям.
  • Виртуозный вокалист, известный своим уникальным стилем эйсид-фолк, Кадзуки Томокава, воплотил свою творческую идею красоты и волшебных свойств обыденного мира перед записью двух альбомов «Руде но Утиде Нарийманай Ута» и «Накахара Тюя Сакухинншу». Его искусные вокальные партии сочетались с философскими стихами Накахары, которые стали основой для текстов и позволили передать глубину и эмоциональность музыки[11].

Литература

Переводы произведений

  • Nakahara, Chuya. (Beville, Ry. Trans.), Poems of Days Past. (англ.)
  • Nakahara, Chuya. (Beville, Ry. Trans.), Poems of the Goat. (англ.)

Исследование творчества

  • Долин, А. А. История новой японской поэзии. Т.2: Революция поэтики. — СПб.: Гиперион, 2007. — 316 с.
  • Долина А. Японская поэзия Серебряного века. Танка. Хайку. Киндайси. — СПб.: Азбука — классика, 2008. — 496 с. (перевод)

Примечание

  1. Тюя Накахара. LiveLib. Дата обращения: 14 февраля 2024.
  2. Шохей Оока. Накахара Чуя. — Коданша, 1989. — 570 с.
  3. 中原中也について|中原中也記念館 (яп.). 中原中也記念館. Дата обращения: 14 февраля 2024.
  4. Шун Акияма. Nakahara Chuya (Shincho Nihon bungaku arubamu). — Shinchosha, 1985. — 111 с.
  5. Накамура Минори, Тору Китагава. Nakahara Chūya kenkyū. — Seidosha, 1975. — 441 с.
  6. Третьякова М., Третьяков А. Накахара Тюя (1907–1937) // «Зарубежные записки» : Журнал. — 2016. — Август (№ 32). — С. 61.
  7. Норико Тунман. Накахара Чуя и французский символизм. — Стокгольм: Стокгольмский университет, 1983. — 304 с.
  8. Ядате Шуппан. Kurahashi, Ken’ichi. Shinso no jojo: Miyazawa Kenji to Nakahara Chuya (Miyazawa Kenji ron sosho).. — Шохана, 1992. — 302 с.
  9. Nakahara Chuya (яп.). www.nakaharachuya.com. Дата обращения: 14 февраля 2024.
  10. Накахара Тюя. Вест-Консалтинг. Дата обращения: 14 февраля 2024.
  11. Накахара Широ, Йошида Хироо. Nakahara Chuya arubamu. — Коданша, 1972. — 63 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!