Модильяни, Амедео
Амедео Модильяни | |
---|---|
итал. Amedeo Modigliani | |
1918 год | |
Дата рождения | 12 ноября 1884 |
Место рождения | Ливорно, Тоскана, Королевство Италия |
Дата смерти | 24 января 1920 (35 лет) |
Место смерти | Париж, Третья французская республика |
Гражданство | Королевство Италия |
Жанр | Художник, живописец, график, скульптор, портретист |
Учёба | Свободная школа живописи обнаженной натуры, Флоренция |
Стиль | Экспрессионизм |
Автограф |
Амеде́о Модилья́ни (итал. Amedeo Clemente Modigliani [ameˈdɛːo modiʎˈʎaːni]; 12 июля 1884, Ливорно, Королевство Италия — 24 января 1920, Париж, Третья французская республика) — живописец-портретист, мастер графики, скульптор начала XX века. Художник является ярким представителем экспрессионизма. Отличался взрывным характером, аристократическими манерами, высоким интеллектом, эрудицией, разносторонними интересами, щедростью и неумением думать о завтрашнем дне. Сам себя называл «Моди», что в переводе с французского означает «проклятый». Не имел при жизни должного признания, влачил нищенское существование[1][2].
Биография
Детство
Модильяни родился 12 июля 1884 года в итальянском городе Ливорно. Его отец Фламинио Модильяни и мать Евгения Гарсен были представителями еврейской семьи. Всего в семье было четверо детей, и Амедео был самым младшим. Его отец имел небольшую маклерскую контору, торговал дровами и углём, владел серебряными копями в Сардинии, но обанкротился ещё до рождения Амедео. В жизни мальчика большую роль сыграли его мать и дедушка Исаак Гарсен. Евгения получила хорошее образование во Франции и открыла частную школу, в которой Амедео начал своё обучение. Дедушка, сам являющийся образованным человеком, эрудитом и шахматистом, поддерживал увлечение внука искусством, приобщая я его к посещениям музеев и развивая любовь к искусству. В 1898 году Амедео заболел тифом и получил серьёзные осложнения после болезни. Дневник матери, который сейчас является документальным свидетельством его жизни, содержит следующую запись[1][2]:
Дэдо перенёс тяжелейший плеврит, он так напугал меня, что я до сих пор не могу прийти в себя. Характер этого ребёнка ещё не до конца сформировался, и я пока не берусь высказывать своё мнение. Ведёт он себя как избалованный, но неглупый мальчик. Мы скоро узнаем, что таится в этой куколке. А вдруг художник?
Учёба в Италии
Модильяни начал изучать рисование и живопись в студии Гульельмо Микели в Италии. Он был самым молодым учеником-импрессионистом в классе. В студии Джино Ромити начинающий художник научился изображать обнажённую натуру, и первые профессиональные работы Модильяни стали результатом его обучения. Среди них можно назвать[3]:
- «Прогулка в Ливорно» (1898 год, частное собрание Пеллет);
- «Тосканская дорога» (1898 год, Музей Джованни Фаттори, Ливорно)[2].
В 1901 году Модильяни переехал во Флоренцию и поступил в Свободную школу живописи обнажённой натуры, где он получил обучение у Джованни Фаттори. В это же время он начал интересоваться скульптурой и работал в Карраре, известном своими мраморными карьерами[4].
Творчество
В 1906 году художник переехал в Париж, исполнив свою мечту. Впоследствии он встретился с Пабло Пикассо в 1908 году, и творчество Пикассо оказало сильное влияние на работу Модильяни. В этот период были созданы такие портреты, как «Еврейка», «Нищая», «Виолончелист» и «Женщина в жёлтой куртке»[5].
В 1909 году Модильяни познакомился с румынским скульптором Константином Бранкузи, и под его влиянием он временно забросил живопись и начал заниматься скульптурой. В течение этого периода (1910—1913) были созданы такие скульптуры, как «Голова», «Голова женщины», «Стоящая обнажённая» и «Стоящая кариатида». Однако, он вынужден был оставить скульптуру из-за обострения своего старого заболевания, так как его лёгкие, поражённые туберкулёзом, не могли справиться с пылью, с которой приходилось иметь дело при работе с камнем[1].
В 1916—1917 годах Модильяни занимался жанром ню. По заказу Зборовского он написал более тридцати полотен с обнажёнными, выставляя их в кабаре «Вольтер» в Цюрихе, где он обрёл признание. В декабре 1917 года в галерее Берты Вейль состоялась первая и единственная прижизненная индивидуальная выставка работ Модильяни[6].
«Еврейка», 1908 год
Стоящая кариатида. 1913 год
Портрет Диего Риверы. 1914 год
Портрет Хуана Гриса. 1915 год
Невеста и жених, ок. 1915—1916
Сидящая обнажённая, 1916 год
Обнажённая, лежащая на левом боку. 1917 год
Портрет Марии Васильевой, 1918 год
Любимая муза
В марте 1917 года Модильяни познакомился с Жанной Эбютерн. Она отличалась спокойным, молчаливым характером и посвятила всё свободное время искусству. Любовь и забота Жанны положительно повлияли на творчество Модильяни. За два года, проведённых вместе, художник создал более сотни новых произведений, включая двадцать портретов своей возлюбленной. Однако, из-за угрозы вторжения немецких войск в Париж, Модильяни и Жанна вынуждены были покинуть столицу и уехать в Ниццу в 1918 году. Здесь, 29 ноября 1918 года, у них родилась дочь Джованна. Ожидание второго ребёнка стало источником вдохновения для Модильяни, который создал два особенных портрета: «Цыганка с ребёнком» и «Материнство». В этих необычных произведениях художник выразил свою лиричность и любовь к детям[1].
Смерть художника
Зимой 1920 года состояние Модильяни ухудшилось из-за туберкулёза. 24 января 1920 года он скончался от туберкулёзного менингита в больнице Шаритэ. Подавленная горем, Жанна выбросилась из окна шестого этажа и погибла вместе со своим нерождённым ребёнком. Маленькую Джованну удочерила сестра Модильяни. Повзрослев, девочка узнала подробности жизни своих родителей. В 1958 году она написала биографию своего отца под названием «Модильяни: человек и миф»[1].
Модильяни (фильм, 2004)
В 2004 году на экраны вышел фильм «Модильяни», созданный в жанре драмы, биографии. Режиссёр и сценарист картины — Майкл Дэвис. В главной роли — Энди Гарсиа. Фильм повествует о том, как умел любить, творить, быть другом нищий гений Амедео Модильяни. Это история о соперничестве двух талантливых художников — Пикассо и Модильяни[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Баева В. Великие художники. Альбом 36. Модильяни / Гордеева М.. — М.,: Директ-медиа, 2010. — С. 3. — 48 с. — ISBN 978-5-7475-0013-6.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Садыкова К. Гений, любовник, проклятый. Пять картин Амедео Модильяни . ТАСС (12 июля 2019). Дата обращения: 28 октября 2023.
- ↑ Камышова А. К. Анализ творчества Амедео Модильяни. Влияние творчества художника на русское искусство XX века // Россия и мир в новое и новейшее время - из прошлого в будущее: материалы XXV юбилейной ежегодной международной научной конференции: в 4 т., Санкт-Петербург, 22 марта 2019 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. — Т. 3. — С. 241—243.
- ↑ Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani) . Картинные галереи и художники (20 августа 2023). Дата обращения: 28 октября 2023.
- ↑ Валиева А. К. Влияние творчества Амедео Модильяни на искусство // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра : Материалы V международной научной конференции, Санкт-Петербург, 09 декабря 2022 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. — Т. 2. — С. 349—352.
- ↑ Тарханов А. Художник в оранжерейных условиях . Коммерсантъ. Коммерсант (26 сентября 2029). Дата обращения: 28 октября 2023.
- ↑ Модильяни (2004) . Кинопоиск. Дата обращения: 28 октября 2023.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 12 ноября
- Родившиеся в 1884 году
- Умершие 24 января
- Умершие в 1920 году
- Художники по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Художники
- Живопись
- Живопись XX века
- Живопись по векам
- Скульптура
- Скульптура по странам