Модильяни, Амедео

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Амедео Модильяни
итал. Amedeo Modigliani
1918 год
1918 год
Дата рождения 12 ноября 1884(1884-11-12)
Место рождения Ливорно, Тоскана, Королевство Италия
Дата смерти 24 января 1920(1920-01-24) (35 лет)
Место смерти Париж, Третья французская республика
Гражданство  Королевство Италия
Жанр Художник, живописец, график, скульптор, портретист
Учёба Свободная школа живописи обнаженной натуры, Флоренция
Стиль Экспрессионизм
Автограф Автограф

Амеде́о Модилья́ни (итал. Amedeo Clemente Modigliani [ameˈdɛːo modiʎˈʎaːni]; 12 июля 1884, Ливорно, Королевство Италия — 24 января 1920, Париж, Третья французская республика) — живописец-портретист, мастер графики, скульптор начала XX века. Художник является ярким представителем экспрессионизма. Отличался взрывным характером, аристократическими манерами, высоким интеллектом, эрудицией, разносторонними интересами, щедростью и неумением думать о завтрашнем дне. Сам себя называл «Моди», что в переводе с французского означает «проклятый». Не имел при жизни должного признания, влачил нищенское существование[1][2].

Биография

Детство

Модильяни родился 12 июля 1884 года в итальянском городе Ливорно. Его отец Фламинио Модильяни и мать Евгения Гарсен были представителями еврейской семьи. Всего в семье было четверо детей, и Амедео был самым младшим. Его отец имел небольшую маклерскую контору, торговал дровами и углём, владел серебряными копями в Сардинии, но обанкротился ещё до рождения Амедео. В жизни мальчика большую роль сыграли его мать и дедушка Исаак Гарсен. Евгения получила хорошее образование во Франции и открыла частную школу, в которой Амедео начал своё обучение. Дедушка, сам являющийся образованным человеком, эрудитом и шахматистом, поддерживал увлечение внука искусством, приобщая я его к посещениям музеев и развивая любовь к искусству. В 1898 году Амедео заболел тифом и получил серьёзные осложнения после болезни. Дневник матери, который сейчас является документальным свидетельством его жизни, содержит следующую запись[1][2]:

Дэдо перенёс тяжелейший плеврит, он так напугал меня, что я до сих пор не могу прийти в себя. Характер этого ребёнка ещё не до конца сформировался, и я пока не берусь высказывать своё мнение. Ведёт он себя как избалованный, но неглупый мальчик. Мы скоро узнаем, что таится в этой куколке. А вдруг художник?

Учёба в Италии

Модильяни начал изучать рисование и живопись в студии Гульельмо Микели в Италии. Он был самым молодым учеником-импрессионистом в классе. В студии Джино Ромити начинающий художник научился изображать обнажённую натуру, и первые профессиональные работы Модильяни стали результатом его обучения. Среди них можно назвать[3]:

В 1901 году Модильяни переехал во Флоренцию и поступил в Свободную школу живописи обнажённой натуры, где он получил обучение у Джованни Фаттори. В это же время он начал интересоваться скульптурой и работал в Карраре, известном своими мраморными карьерами[4].

Творчество

В 1906 году художник переехал в Париж, исполнив свою мечту. Впоследствии он встретился с Пабло Пикассо в 1908 году, и творчество Пикассо оказало сильное влияние на работу Модильяни. В этот период были созданы такие портреты, как «Еврейка», «Нищая», «Виолончелист» и «Женщина в жёлтой куртке»[5].

В 1909 году Модильяни познакомился с румынским скульптором Константином Бранкузи, и под его влиянием он временно забросил живопись и начал заниматься скульптурой. В течение этого периода (19101913) были созданы такие скульптуры, как «Голова», «Голова женщины», «Стоящая обнажённая» и «Стоящая кариатида». Однако, он вынужден был оставить скульптуру из-за обострения своего старого заболевания, так как его лёгкие, поражённые туберкулёзом, не могли справиться с пылью, с которой приходилось иметь дело при работе с камнем[1].

В 19161917 годах Модильяни занимался жанром ню. По заказу Зборовского он написал более тридцати полотен с обнажёнными, выставляя их в кабаре «Вольтер» в Цюрихе, где он обрёл признание. В декабре 1917 года в галерее Берты Вейль состоялась первая и единственная прижизненная индивидуальная выставка работ Модильяни[6].

Любимая муза

Жанна Эбютерн

В марте 1917 года Модильяни познакомился с Жанной Эбютерн. Она отличалась спокойным, молчаливым характером и посвятила всё свободное время искусству. Любовь и забота Жанны положительно повлияли на творчество Модильяни. За два года, проведённых вместе, художник создал более сотни новых произведений, включая двадцать портретов своей возлюбленной. Однако, из-за угрозы вторжения немецких войск в Париж, Модильяни и Жанна вынуждены были покинуть столицу и уехать в Ниццу в 1918 году. Здесь, 29 ноября 1918 года, у них родилась дочь Джованна. Ожидание второго ребёнка стало источником вдохновения для Модильяни, который создал два особенных портрета: «Цыганка с ребёнком» и «Материнство». В этих необычных произведениях художник выразил свою лиричность и любовь к детям[1].

Смерть художника

Зимой 1920 года состояние Модильяни ухудшилось из-за туберкулёза. 24 января 1920 года он скончался от туберкулёзного менингита в больнице Шаритэ. Подавленная горем, Жанна выбросилась из окна шестого этажа и погибла вместе со своим нерождённым ребёнком. Маленькую Джованну удочерила сестра Модильяни. Повзрослев, девочка узнала подробности жизни своих родителей. В 1958 году она написала биографию своего отца под названием «Модильяни: человек и миф»[1].

Модильяни (фильм, 2004)

В 2004 году на экраны вышел фильм «Модильяни», созданный в жанре драмы, биографии. Режиссёр и сценарист картины — Майкл Дэвис. В главной роли — Энди Гарсиа. Фильм повествует о том, как умел любить, творить, быть другом нищий гений Амедео Модильяни. Это история о соперничестве двух талантливых художников — Пикассо и Модильяни[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Баева В. Великие художники. Альбом 36. Модильяни / Гордеева М.. — М.,: Директ-медиа, 2010. — С. 3. — 48 с. — ISBN 978-5-7475-0013-6.
  2. 2,0 2,1 2,2 Садыкова К. Гений, любовник, проклятый. Пять картин Амедео Модильяни. ТАСС (12 июля 2019). Дата обращения: 28 октября 2023.
  3. Камышова А. К. Анализ творчества Амедео Модильяни. Влияние творчества художника на русское искусство XX века // Россия и мир в новое и новейшее время - из прошлого в будущее: материалы XXV юбилейной ежегодной международной научной конференции: в 4 т., Санкт-Петербург, 22 марта 2019 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. — Т. 3. — С. 241—243.
  4. Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani). Картинные галереи и художники (20 августа 2023). Дата обращения: 28 октября 2023.
  5. Валиева А. К. Влияние творчества Амедео Модильяни на искусство // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра : Материалы V международной научной конференции, Санкт-Петербург, 09 декабря 2022 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. — Т. 2. — С. 349—352.
  6. Тарханов А. Художник в оранжерейных условиях. Коммерсантъ. Коммерсант (26 сентября 2029). Дата обращения: 28 октября 2023.
  7. Модильяни (2004). Кинопоиск. Дата обращения: 28 октября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!