Конкистадор

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Памятник конкистадору в Сан-Антонио, Техас, США.

Конкистадо́р (исп. conquistador — завоеватель) — испанский или португальский участник вооружённых экспедиций в период конца XV — XVI веков с целью открытия, завоевания и присоединения к Испании новых территорий в Америке, Океании и Юго-Восточной Азии[1].

Лидеры конкистадоров-первопроходцев именовались аделантадо. По мнению мексиканского историка Хосе Дурана, «вполне понятно, что конкисту совершили немногие тысячи воинов, их было, может, тысяч десять», а аргентинский историк Руджьери Романо оценивает численность конкистадоров максимум в четыре-пять тысяч человек[2].

Предпосылки

Известно, что на рубеже X-XI веков на берегах Америки высаживались викинги, а на острове Ньюфаундленд и в Гренландии существовали их поселения. Однако открытие ими Америки не оказало серьёзного влияния ни на американских аборигенов, ни на самих викингов. Сведения об открытии нового континента не вышли за рамки скандинавского мира, а к концу XV века были забыты и там. Напротив, открытие, сделанное Колумбом 12 октября 1492 года стало сенсацией в разных концах Европы. За десять лет после возвращения Колумба из пер­вого плавания было осуществлено не меньше двенадцати экспедиций: испанских, португальских и английских. Таким образом, экспедиции Колумба положили начало длительному про­цессу открытия и освоения разных уголков Америки, в котором участвовали сотни экспедиций из многих стран Европы[3].

Когда слухи о богатствах Америки стали подкрепляться успехами конки­стадоров в Мексике и Перу, поток переселенцев вырос. Примерно до сере­дины XVI века туда ехали те, кто рассчитывал на свою шпагу, а не на плуг, хотя хлебопашцы и ремесленники среди первых колонистов тоже имелись. В основном конкистадорами становились вы­ходцы из обедневших испанских рыцарей — идальго и кабальеро — родом из юго-западных районов Испании, Эстремадуры и Андалусии, пересе­лявшиеся не от хорошей жизни. Их отличали энергичность и упорство, как правило их энергия подкреплялась верой в суще­ствование на просторах Америки великанов и амазонок, золотых городов и источника вечной молодости.

Основными факторами, послужившими появлению конкистодоров, современная историческая наука называет следующие[3]:

  • окончание Реконкисты;
  • политические и экономические устремления испанской короны (в поздний период Конкисты);
  • объединение дворянства;
  • открытие новых земель, требовавших освоения.

Немаловажную роль сыграло и то, что вдали от Европы предприимчивый испанец становился свободным как от королевской власти (например, ситуация с выплатами в пользу короны в начале XVI в.), так и от церковной. Преследование испанской инквизицией «новых христиан» вынуждало присоединяться к экспедициям в Новый Свет и потомков иудеев — марранов[3].

Исторический обзор

Юридические обоснования

Юридическим обоснованием для походов конкистадоров являлись[2]:

Согласно булле Александра VI и Тордесильясскому договору граница между владениями Португалии и Испании устанавливалась по воображаемой линии, идущей через Атлантический океан в меридиональном направлении с севера на юг и примерно соответствовавшей 38° западной долготы. Испании доставались все земли, расположенные на запад от этой линии, включая не только новооткрытые территории, но и те, что будут открыты впоследствии[2]. За Португалией закреплялись все земли, расположенные на восток от демаркационной линии, включая её владения на Азорских островах и островах Зелёного мыса и западном побережье Африки.

В обмен на предоставленные им права монархи Испании и Португалии обязывались утвердить христианскую религию на всех территориях, расположенных в границах, установленных папской буллой и Тордесильясским договором.

«Требование» Паласиоса Рубиоса стало основным документом для обоснования захвата конкистадорами новых территорий. В этом документе, составленном на испанском языке, местным жителям вкратце излагалась история мира с точки зрения католических теологов, сообщалось об исключительном праве папы как наместника святого Петра и Иисуса Христа распоряжаться миром по своему усмотрению, передаче им во владение всех территорий Америки. Документ заканчивался требованием добровольно признать себя вассалами испанских монархов и принять христианство. В противном случае конкистадоры, действовавшие от имени короны, имели право применить оружие.

Очень часто конкистадоры, достигнув новой территории, ограничивались зачитыванием «Требования» в отсутствие местных жителей или в их присутствие без переводчика, чтобы иметь формальный повод к ведению военных действий. Впрочем, даже присутствие переводчика не гарантировало понимание и принятие «Требования» местными жителями.

Организация экспедиций

Хотя конкистадоры действовали от имени короны, они не были регулярной армией, посланной испанским монархом для открытия и завоевания новых земель, а только его поданными выдвинувшими инициативу поиска и завоевания новых территорий. Поэтому походы конкистадоров юридически оформлялись как договоры между будущим завоевателем и монархом, либо его представителем, по которым конкистадор обязывался найти средства, чтобы снарядить экспедицию для исследования и завоевания новой территории, а король заранее наделял его полномочиями наместника новых земель с правом получать определённую долю доходов от военной добычи[2].

Обычно организатор экспедиции сам проводил вербовку добровольцев, закупку оружия и провианта. Остальные участники экспедиции в случае успеха получали в зависимости от своих заслуг и расположения предводителя свою долю военной добычи, земли с индейцами и привилегии.

Социальный и этнический состав конкистадоров

В этническом отношении состав конкистадоров весьма разнообразен. В письменных сообщениях самих конкистадоров о завоевании Америки упоминаются баски, галисийцы, португальцы, венецианцы, генуэзцы, сицилийцы, греки, а также выходцы из Андалузии, исторической области на юге Испании, где потомки арабов, берберов и евреев составляли большинство. По современным подсчетам выходцы из Андалузии составляли 28 % от всех переселенцев в Испанской Америке.

Социальный состав конкистадоров также не был однородным. Среди них были представители старинных, но обедневших дворянских родов, торговцев, ремесленников и маргинальных слоев вплоть до преступников, приговоренных на родине к смертной казни. Большинство конкистадоров происходило из социальных низов. Поэтому уровень их образования, в целом, был весьма низким. Многие из них подобно Франсиско Писарро были неграмотны. Тем не менее, среди конкистадоров встречались и лица с университетским образованием, как например, лиценциат права Гаспар Хименес де Кесада, завоеватель «царства» муисков в центральной части Колумбии.

Техническое вооружение

Успех конкистадоров в покорении новых территорий, во многом объясняется не столько техническим превосходством их оружия и тактики ведения боя, сколько умелым использованием вражды между местными правителями и привлечением на свою сторону большого количества индейских союзников, а также эпидемиями занесенных ими инфекционных болезней, в особенности, оспы[2].

Вопреки укоренившемуся представлению, огнестрельное оружие и стальные доспехи не давали конкистадорам серьёзного технического преимущества над коренным населением. Примитивные ружья — акербузы, заряжавшиеся со ствола, изготавливались в Германии и стоили слишком дорого, чтобы вооружить ими весь отряд. Эрнан Кортéс в начале своего похода располагал всего 13 акербузами при численности отряда около 500 человек. При высокой стоимости акербузы к тому же были неудобны в употреблении: чтобы зарядить акербузу и сделать первый выстрел требовалось несколько минут. Из пушек у конкистадоров на вооружении были только малокалиберные фальконеты также в весьма ограниченном количестве. У Кортéса было 14 фальконетов. Франсиско Писарро при пленении Инки Атауальпы в Кахамарке располагал всего четырьмя артиллерийскими орудиями.

Доспехи также стоили очень дорого и их использовали, главным образом, для психологического воздействия на индейцев. В условиях жаркого и влажного климата, господствующего на значительной части территории Центральной и Южной Америке, они были крайне неудобны, поэтому воины Кортеса, заимствовали у своих индейских союзников более лёгкие панцири из стеганого хлопка. Гораздо более эффективной было наличие у конкистадоров конницы и боевых собак.

В численном отношении так называемые вспомогательные отряды индейских союзников конкистадоров значительно превосходили их и обычно использовались в самых тяжелых ситуациях. К примеру, в начале осады столицы ацтеков Теночтитлана в 1521 году в распоряжении Эрнана Кортеса было около 1200 испанцев и 50 000 индейских союзников. К концу их численность достигла 150 000. При завоевании Гватемалы конкистадором Педро де Альварадо на 1 испанца приходилось 10 индейских союзников из Центральной Мексики[2].

Последствия

В результате походов конкистадоров Испания превратилась в крупнейшую колониальную империю раннего Нового времени. Под властью испанской монархии оказались Канарские острова, большая часть территории Центральной и Южной Америки, южная часть Северной Америки, острова Карибского моря, а также Филиппинские, Марианские и Каролинские острова в Тихом океане[3].

Из Европы конкистадоры завезли инфекционные болезни, к которым у аборигенов не было иммунитета в силу чего возникали эпидемии, которые нередко опустошали целые области ещё до прихода туда конкистадоров, как это случилось в Мексике в 1520 году и в Перу в 1532 году. По современным оценкам инфекционные болезни, завезённые конкистадорами, вызвали десятикратное сокращение коренного населения Америки[3].

Наиболее известные аделантадо

К числу наиболее известных предводителей конкистадоров относят Эрнана Кортеса (Мексика), Франсиско Эрнандеса де Кордова (побережье Юкатана), Франсиско де Монтехо (Юкатан в целом), Хуана де Грихальва (Мексика), Франсиско Писарро (Тауантинсуйу), Диего де Альмагро (Панамский перешеек, Перу и Чили), Васко Нуньеса де Бальбоа (Тихоокеанское побережье Южной Америки), Диего Веласкеса де Куэльяра (Куба), Педро де Вальдивия (Чили), Педро Альварадо (Центральная Америка), Гонсало Хименеса де Кесада (Колумбия), Эрнандо де Сото (Миссисипи), Франсиско де Орельяна (бассейн Амазонки), Лопе де Агирре (поиски Эльдорадо)[4].

Образ конкистадоров в исторической и художественной литературе

Джон Эверетт Милле. «Писарро берёт в плен Инку Атауальпу». 1845 г.

В исторической и художественной литературе за период изучения данного явления сложились две диаметрально противоположные точки зрения на конкистадоров:

  • Первая обеляет образ конкистадора, причём последний в данном случае изображается носителем христианского миропонимания и достаточно образованным миссионером, который просвещал «дикие» народы, знакомя их с достижениями европейской цивилизации. Одно время даже существовала позиция неприятия человеческой сущности местного населения (спор Лас Касаса с Сепульведой, первый известен своей борьбой против зверств в отношении коренного населения Америки со стороны испанских колонистов)[5].
Инес де Суарес на стенах осаждённого арауканами Сантьяго. Худ. Хосе Мерседес Ортега. Национальный музей истории Чили
  • Вторая точка зрения — конкистадор алчный «мясник», насильник и авантюрист, способный только на убийства и грабежи. Наиболее последовательно подобный взгляд выражен в историко-приключенческом романе известного британского писателя Г. Р. Хаггарда «Дочь Монтесумы» (1893), посвящённом завоеванию Кортесом империи ацтеков в Мексике[5].

Ни та, ни другая точка зрения не отличаются объективностью. Существуют аргументы в пользу обеих, так как среди массы людей, бросившихся на освоение новых земель, были самые разные типы: и банальные грабители, и гуманные христиане, и безжалостные инквизиторы, и искренние альтруисты.

В приключенческом романе итальянского писателя-беллетриста Эмилио Сальгари «Человек огня» (1904) главный герой португальский конкистадор Альваро де Корреа, оказавшись со своими товарищами после кораблекрушения в 1535 году в бразильской сельве, сначала подвергается нападению местных каннибалов, но позже встречает там поселившегося 30 годами ранее в мирном племени тупинамба испанца Диаса Картего, с помощью которого устанавливает с индейцами мирный контакт.

Интересно, что первый поэтический сборник русского поэта «серебряного века» Николая Гумилёва назывался «Путь конквистадоров» (1905).

В фантастической повести американского писателя Говарда Лавкрафта «Курган» (англ. The Mound, 1930), написанной в соавторстве с Зелией Бишоп, главный герой находит в 1928 году в Оклахоме средневековую рукопись, повествующую о путешествии в 1545 году испанского конкистадора Панфило де Замакона-и-Нуньеса в подземный мир, куда он проникает через индейский курган-маунд.

В советской литературе впервые к теме конкистадоров и завоеванию ими империи инков обратился историк и писатель Я. М. Свет, опубликовавший в 1964 году в издательстве «Детская литература» историческую повесть «Последний Инка». В новейшей российской литературе обращает на себя внимание историко-приключенческий роман «Тьерра аделанте!» (М., 2003), принадлежащий перу известного историка и филолога, специалиста по латиноамериканской литературе Андрея Кофмана, автора нескольких научных и научно-популярных книг о походах конкистадоров[5].

Переосмысление истории испанского завоевания и значения колониальной эпохи в современной Латинской Америке пробудило новый интерес к отдельным аспектам конкисты, нашедший отражение в творчестве ряда писателей, в частности, чилийского классика Исабель Альенде, обратившейся в своём романе «Инес души моей» (исп. Inés del alma mía, 2006) к жизни «женщины-конкистадора» Инес де Суарес, сподвижницы Петро де Вальдивии. В 2020 году это произведение было экранизировано чилийскими и испанскими кинематографистами[5].

В кино

  • «Женщина, которую забыл Бог» (англ. The Woman God Forgot) — режиссёр Сесил Бл. Де Милль (США, 1917).
  • «Капитан из Кастилии»[en] (англ. Captain from Castile) — режиссёр Генри Кинг (США, 1947).
  • «Остров ураганов» (англ. Hurricane Island) — режиссёр Лью Лэндерс (США, 1951).
  • «Принцесса Канарская» (итал. La principessa delle Canarie) — режиссёр Паоло Моффа[en] (Италия, Испания, 1954).
  • «Конкистадоры Тихого океана» (исп. Los conquistadores del Pacífico) — режиссёр Хосе Мария Элорриета (Испания, 1963).
  • «Королевская охота за солнцем» (англ. The Royal Hunt of the Sun) — режиссёр Ирвинг Лернер (США, Великобритания, 1969).
  • «Арауканы» (исп. La araucana) — режиссёр Хулио Коль (Чили, Перу, Испания, 1971).
  • «Агирре, гнев божий» (нем. Aguirre, der Zorn Gottes) — режиссёр Вернер Херцог (ФРГ, 1972).
  • «Эльдорадо» (исп. El Dorado) — режиссёр Карлос Саура (Испания, 1988).
  • «Кабеса де Вака» (исп. Cabeza de Vaca) — режиссёр Николас Эчеваррия[en] (США, Мексика, Испания, 1991).
  • «Другие завоевания» (исп. La otra conquista) — режиссёр Сальвадор Карраско[en] (Мексика, 1998).
  • «Сердце океана» (исп. El corazón del océano) — телесериал, режиссёры Пабло Баррера, Гильермо Фернандес Гройсард (Испания, 2011).
  • «Красный цвет Бразилии» (фр. Rouge Brésil) — режиссёр Сильвен Аршамбо (Канада, Бразилия, 2012).
  • «Золото» (исп. Oro) — режиссёр Августин Диас Янес (Испания, 2017).
  • «Эрнан» (исп. Hernán) — телесериал, режиссёры Норберто Лопес Амадо, Джулиан Де Тавира, Альваро Рон (Испания, Мексика, 2019).
  • «Инес души моей» (исп. Inés del alma mía) — телесериал, режиссёры Алехандро Бассано, Николас Акуна (Испания, Чили, 2020), экранизация одноимённого романа Исабель Альенде.

См. также

Примечания

  1. Калюта А. Конкистадор. Большая российская энциклопедия (26 ноября 2021). Дата обращения: 8 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Кофман А. Ф. «Рыцари Нового Света». Как покорялась Америка. — М., 2006.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Ведюшкин В., Исэров А., Окунева О. 13 вопросов об открытии Америки // Арзамас : журнал. — 2021. — 21 сентября.
  4. Самые знаменитые конкистадоры. molomo.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Конкистадор. posts24.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.