«Комсомольское рождество» («Комсомольское Рождество», «комсвятки», «красное рождество») — антирелигиозное мероприятие, проводившееся в СССР в противовес Рождеству Христову с целью борьбы с традиционной церковной обрядностью. Первый раз в СССР Комсомольское рождество прошло в 1922 году в рамках антирелигиозной борьбы и сопровождалось карнавалами и уличными выступлениями с большим количеством лозунгов. Однако после первой попытки правительство поняло, что наскоком проблему народной веры не решить, и было решено начать долговременную осаду[1]. Было запрещено и в итоге стало советским Новым годом, который быстро оброс новой мифологией и традициями[2].
История появления
Рождество до Революции
До революции и Гражданской войны празднование Рождества было большим семейным праздником — и даже праздниками, ведь Святки длились с 25 декабря по 7 января. Веками Рождество обрастало традициями: гуляния, колядования, праздничные обеды, торжественная служба в церкви. В середине девятнадцатого века к ним добавилась и елка. Ее позаимствовали у немецкого населения Санкт-Петербурга дворяне. В какой-то момент она стала центром, без которого праздник был немыслим[2].
Праздник после Революции
24 января (6 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» принял декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря»[3]. В новом календаре остались прежние православные праздники (12 в году), но их даты сместились на 14 дней. Пасха и Рождество до сих пор значились там как нерабочие дни. И, несмотря на то, что в коммунистической стране еще проводились церковные службы, принять религиозность населения новое правительство не могло[2].
В дореволюционной России летоисчисление осуществлялось на основе юлианского календаря, принятого ещё при Юлии Цезаре в 45 года до н. э. и действовавшего во всех христианских странах до октября 1582 года, когда в Европе начался переход на григорианский календарь. Последний оказался более привлекательным с астрономической точки зрения, так как его расхождение с тропическим годом в одни сутки накапливается не за 128 лет, как в юлианском, а за 3200 лет. После Октябрьской революции советское правительство предприняло ряд мер, направленных на отделение церкви от государства и секуляризацию жизни общества. Поэтому при решении вопроса о переходе на новую календарную систему интересы церкви в расчёт уже не принимались, на первый план выступила государственная целесообразность[3].
После революции, превратившей Российскую империю в Советский Союз, атеизм стал частью официальной идеологии. Борьба с религией и верующими теперь занимала новое правительство не меньше, чем решение экономических проблем. Православное Рождество, как праздник веры, ждали большие изменения[2].
Пропаганда праздника в массы
Антирелигиозное мероприятие в 1929 году
Установка на активизацию атеистической пропаганды была дана В. И. Лениным в статье «О значении воинствующего материализма», опубликованной в марте 1922 года. В. И. Ленин указывал, что народные массы не смогут выбраться из темноты, невежества и предрассудков лишь с помощью одного «марксистского просвещения». Необходимо было «пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. д.». Антирелигиозная кампания 1922—1923 годов включала в себя целый комплекс мероприятий, направленных на искоренение религии из повседневной, бытовой жизни граждан, пропаганду атеизма, формирование материалистического мировоззрения. Помимо уже испытанных агитационно-пропагандистских методов идеологического воздействия власть применила средства психологического давления, затрагивавшие сферу религиозных чувств, эмоций и личных переживаний людей. На обывателей буквально обрушился поток атеистических лекций, докладов, театрализованных постановок, литературных судов, клубных вечеров с антирелигиозными декламациями, играми, гаданиями, красными колядами и песнями. Но главными мероприятиями этой кампании стали карнавальные шествия, устраиваемые во время празднований «Комсомольского рождества» и «Комсомольской пасхи»[4].
В государстве, где на религиозных традициях строилась повседневная жизнь большинства населения, нельзя было использовать только репрессивные методы. Это могло привести к недовольству новым правительством и волнениям[2].
Сожжение чучел богов во время празднования «комсомольского рождества». Рисунок из газеты «Трудовой Дон», 7 января 1923 года
Комсомольцы выходили на улицы, проводя факельные шествия и шумные представления даже в двадцатиградусный мороз. Обличая религиозность, они обращались не столько к истории религии и идеям материализма, сколько к обличению монархии, православия и капитализма. Комсомольцы рядились в Колчака, Деникина, кулаков, нэпманов, языческих богов. Во время сценок в клубах и на улицах пели песни на святочные мотивы, оскорбляли, судили и «казнили» ряженых в богов и классовых врагов. В газетах появлялись подобные стихи: «…И вот сейчас, когда старухи / Поклоны бьют у алтарей, / Мы молоды! Мы сильны духом / Сожжем небесных всех царей». И чучела небесных царей порой действительно горели на улицах[2].
Настроение праздника через печать
В конце 1922 года в газете «Правда» появилась статья Ивана Скворцова-Степанова, члена ЦК, отвечавшего за отучение советских людей от церкви. Он предложил целую программу «Комсомольского Рождества», по образцу карнавалов времен Великой Французской революции. По его задумке по главным улицам городов должны были пройти процессии во главе с идолами богов древних религий — шумерского Мардука, египетского Осириса, индийского Будды, — которых держали бы на руках их «богородицы». Это показало бы, что в Иисусе и богоматери нет ничего оригинального, а значит, и святого. После процессии комсомольцы, красноармейцы и коммунисты должны были прочитать лекции в клубах или на трибунах прямо на улицах, следуя методичкам, которые им прислали из ЦК. Оформить трибуны для докладов следовало в языческой манере[2].
Н. Б. Лебина отмечала: «Долгое время в советской научной литературе полностью отрицался централизованный характер этих мероприятий». Утверждалось, что комсомольское рождество и комсомольская пасха «не могли быть и не были инспирированы сверху. Они возникли как живое творчество молодежи». Рассматривая этот вопрос, Н. Б. Лебина пишет: «Согласиться с подобным утверждением трудно». Анализ фактов показывает, что антирелигиозная кампания была организована в ходе тесного взаимодействия РКП(б) и РКСМ и проходила под их непосредственным руководством[4].
Формирование соответствующего психологического и эмоционального настроения в обществе, необходимого для восприятия необычного праздника, осуществлялось в ходе ряда подготовительных мероприятий. Информационную поддержку оказывала печать. В частности, в газете «Коммуна», было опубликовано пять агитационных статей о комсомольском рождестве и девять пропагандистских статей на антирелигиозные темы[4].
Принятие праздника
Опыт проведения комсомольского рождества был также критически проанализирован и в высшем партийном руководстве. В резолюции XII съезда РКП(б) отмечалось: «Нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков»[4].
Мнение народа
Большевистская власть пыталась поставить в строй «работников культуры», выступала с призывами организовывать качественные продуманные театральные постановки — короче говоря, пропагандировала «новую жизнь» как могла. «В канун Рождества в Клубе Володарского была силами Комсомола поставлена пьеса „Рождество попа Сергея“, на которой присутствовали Члены Союза, партийные, а также беспартийная молодёжь. Спектакль прошел удачно, одним комсомольцем было зачтено стихотворение, написанное здесь же, посвящённое Комсомольскому Рождеству. С первого же дня Рождества началась подготовка к карнавалу, который и был устроен под Новый год по старому стилю», — писал «Трудовой Дон» в 1923 году[5].
Однако мало кто из простого народа понимал, почему и каким образом Рождество становится комсомольским. В своих воспоминаниях служащий пароходства Никита Окунев писал: «Впервые попробовано противопоставить церковным торжествам уличные антирелигиозные демонстрации. Поручено такое безбожное дело подрастающей России, так называемым комсомольцам… На улицах этого нового явления не изучал, а что касается самих храмов, то могу свидетельствовать, что они были необычно переполнены молящимися»[5].
Его слова подтверждают дневники других современников. Например, сестра большевика Бориса Бессарабова Ольга Бессарабова в январе 1923 года писала: «Если бы мне пришлось подробно рассказать о прошедших праздниках, я смогла бы лучше всего повторить некоторые песнопения и слова из утренних и вечерних церковных служб, и заново пришёл бы ко мне праздник Рождества. Несмотря на гостей из Москвы и суету, на прогулки, стихи, разговоры, заботы и великие события и мелочи дней, я не пропускала, кажется, ни одной службы, и у меня первый раз в жизни получилось полное, ни с чем не сравнимое ощущение праздничного цикла церковных служб, как одного целого, художественно целого (но только больше). И чем чаще и дольше бываю в церкви, тем нужнее и радостнее быть там»[5].
Пресса
А вот советская пресса была совсем другого мнения. Газетные заголовки пестрили информацией об опустении церквей и успехах комсомольского Рождества. Журналисты громогласно объявляли, что организаторам праздничных акций на местах удалось перетянуть на свою сторону тысячи верующих. Писали, что после молитв, а иногда и вместо них многие присоединялись к рядам демонстрантов и пели антирелигиозные частушки.
Например, в номере газеты «Правда» от 10 января1923 года вышла статья под заголовком «Комсомольское Рождество в провинции». Журналисты сообщают, что первый опыт такого формата демонстраций впечатляет результатами, поскольку они пришлись по сердцу всей Советской России. «В Симбирске в карнавале приняло участие несколько тысяч человек, в Рыбинске — 8 тыс. чел., в Казани — 5 тыс. чел., в Кизеле — 1 тыс. чел. и даже в маленькой Вязьме — 300 чел.», — приводилась статистика. Авторы отмечали, что верующие не просто присоединялись к демонстрациям, но и участвовали в церемониях сожжения богов после шествий[5].
Конец «Комсомольского рождества»
Несмотря на противоречивый и неоднозначный опыт проведения антирелигиозных праздников, власть не отказалась от них в дальнейшем, однако использовала их уже не только для ведения узкой антицерковной борьбы, но и как основу для формирования новой бытовой культуры, призванной наполнить досуг более высоким содержанием. Однако попытки читать научные лекции полуграмотному населению во время религиозных праздников оказались не очень эффективными[4].
Пышное и громкое «Комсомольское Рождество» проводилось до середины двадцатых годов. После 1925-го ЦК сменило направление и призвало коммунистов сконцентрироваться на работе просветительской, уделяя внимание прессе и выпуску брошюр, лекциям и докладам, информирующим лозунгам. Началась плановая антирелигиозная работа, и, наконец, в 1929 году Рождество отменили совсем[2].
Новая праздничная традиция сложится только в тридцатые годы и будет связана с появлением нового народного божества в образе Сталина. Тогда народ с энтузиазмом выйдет на демонстрации и понесет его портреты по площадям, а затем завершит праздник по старой народной традиции[4].
Сборник «Комсомольское рождество»
При пропаганде праздника первым делом появлялись различные циркуляры, а также материалы в помощь комсомольским работникам. Одно из таких изданий — сборник 1923 года «Комсомольское Рождество», составленный под редакцией политпросвета ЦК РКСМ под редакцией М. Лисовского.
«Комсомольское Рождество — совсем не праздничное увеселение для самих комсомольцев и совсем не спектакль для партийных товарищей, переполняющих в эту ночь свои разукрашенные клубы. Целевая установка комсомольского рождественского спектакля должна быть направлена на того же самого зрителя, который заполняет в эту ночь и церкви. Он должен быть совершенно доступным, лучше всего бесплатным. Ведь церкви впускают всех и каждого даром и в предельном количестве», — говорится в книге Лисовского[5].
В конце книги отмечено, что «при проведении „Комсомольского рождества“ должен быть осуществлен переход к углубленной научной антирелигиозной пропаганде» (с. 115). В послесловии для научно-просветительских лекций предлагаются темы «Создан ли мир за шесть дней?», «Откуда произошел человек?» и «Огнем и кровью во имя бога» (с. 115), однако в самом начале книги написано «Задача нынешнего „Комсомольского Рождества“ показать, что и православное Рождество получилось тоже из языческого Рождества» (с. 7). Именно последней теме и подчинён преимущественно первый раздел издания: там мы можем найти весьма подробный исторический экскурс в историю Рождества и религии в целом[1].
Церковь у авторов сборника виновата буквально во всём: в грубости деревенских парней, бесправии девушек, голоде 1921—1922 годов в России…
Своему времени соответствуют и фразы в духе «Христианский календарь смотрит на женщину жадными глазами развратника, многоженца, рабовладельца: Сладкая, Гладкая, Сахарная и т. д.» (с. 11). Сладкая, Гладкая, Сахарная — это перевод на русский из греческих религиозных текстов имен Гликерья, Глафира, Захария (хотя здесь более известен мужской вариант Захар). Зато рожденные Октябрем имена Даздраперма (= Да здравствует Первое мая!), Лор (= Ленин — организатор революции), Гласп (= Главспирт) — это, без сомнения, верх совершенства в русской ономастике[1].
Вторая половина книги содержит сценарии, частушки, песни, стихи, а также довольно занимательный, разработанный политпросветом библиографический список «Что читать».
Комсомольское Рождество: Сборник. Скворцов-Степанов И., Маяковский В., Городецкий С., Киршон В. и др. М., 1923.
Комсомольское Рождество в клубах : сборник материалов к празднованию комсомольского Рождества / под общ. ред. М. Лисовского. — Л. : Гос. изд-во, 1925. — 181.
| #fff
| #ffffff
| white=_white
| {{#ifexpr:5.7418364814541 < 3.66|_wервис») // Научные и технические библиотеки. — 2020. — № 3. — С. 113—122.
Столяров Ю. Н. Библиотечное документоведение // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 5. — С. 61—72.
Столяров Ю. Н. Главный принцип — научная честность: к юбилею Маргариты Яковлевны Дворкиной // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 2. — С. 163—167.
Столяров Ю. Н. Документология: причины появления, этапы развития // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 1. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Исходные постулаты документологии — всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 2. — С. 15—40.
Столяров Ю. Н. Международные классификации наук и образования: место библиотековедения в них // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 11. — С. 15—24.
Столяров Ю. Н. Судьба фундаментальных идей библиографоведения. К 95-летию со дня рождения О. П. Коршунова // Библиография и книговедение. — 2021. — № 1 (432). — С. 111—117.
Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. — 2021. — Т. 70, № 4. — С. 352—363.
Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки — 2021. — № 3. — С. 133—140.
Столяров Ю. Н. Электронное библиотековедение: сущность, дефиниция // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 7. — С. 13—32.
Столяров Ю. Н. Библиотечное фондоведение и библиографоведение: точки пересечения // Библиография и книговедение. — 2022. — № 2 (439). — С. 111—125.
Столяров Ю. Н. Документософия как философское осмысление сущности документа // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 9. — С. 127—146.
Столяров Ю. Н. Идея «проактивной библиотеки» в монографии и диссертации Р. А. Барышева как проявление дилетантизма // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 4. — С. 413—421.
Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 1. — С. 17—34.
Столяров Ю. Н. Ментальный портрет Екатерины Юрьевны Гениевой // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 139—146.
Столяров Ю. Н. Наш уникальный научный собрат. К 80-летию Валерия Павловича Леонова // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 10. — С. 146—167.
Столяров Ю. Н. Современный проблемно-ситуационный дискурс разработки общих вопросов библиотековедения // Библиотековедение. — 2022. — Т. 71, № 2. — С. 119—128.
Столяров Ю. Н. Теория ради практики. К дискуссии об исходных основаниях документологии // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 6. — С. 131—157.
Столяров Ю. Н. Вернадский и Рубакин: общность библиокультурных интересов и менталитета // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 3. — С. 136—165.
Столяров Ю. Н. «Все для читателя» (к 160-летию со дня рождения Н. А. Рубакина) // Школьная библиотека. — 2023. — № 1. — С. 17—20.
Столяров Ю. Н. Поддержка детского чтения в разных странах мира: обзор нового издания // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 1. — С. 62—70.
Столяров Ю. Н. Владимир Иванович Вернадский как библиотечный деятель, библиограф и историк документа // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 4. — С. 333—347.
Столяров Ю. Н. Главные причины успеха профессиональной деятельности Н. А. Рубакина (к 160-летию со дня его рождения) // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). — 2023. — № 1 (26). — С. 65—68.
Столяров Ю. Н. Методологические предпосылки электронного (цифрового) библиотечного фондоведения // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 10. — С. 79—98.
Столяров Ю. Н. Русский интеллигент-книжник Аркадий Васильевич Соколов // Библиография и книговедение. — 2023. — № 6 (449). — С. 61—68.
Столяров Ю. Н. Книжная культура — фундамент цивилизации (памяти Аркадия Васильевича Соколова) // Обсерватория культуры. — 2024. — № 1. — С. 4-15.
Столяров Ю. Н. Аркадий Васильевич Соколов — документолог // Научные и технические библиотеки. — 2024. — № 2. — С. 15—26.
Столяров Ю. Н. Игра в слова, или Необоснованные неологизмы в библиотековедении (по поводу новой статьи Р. А. Барышева) // Библиотековедение. — 2024. — Т. 73(2). — С. 184—190.
Столяров Ю. Н. Библиотека — досуговый центр или «гуманистический оплот нации»? // Библиотековедение. — 2024. — 73(3). — С. 215—222. — URL: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2024-73-3-215-222 (дата обращения: 21.08.2024).
Почётный профессор Челябинского государственного института культуры, 2008 год
Почётный профессор Московского государственного института культуры
Почётный библиотековед Курской области
Высшая международная медаль Международной академии информатизации «За заслуги в развитии информационного общества», 2009 год.
Нагрудный знак «За заслуги перед Орловским государственным институтом искусств и культуры», 2011 год
Золотой орден «Служение искусству» благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
«Румянцевская медаль» Российской государственной библиотеки, 2022 год
Личные качества
Ученики, коллеги и друзья характеризуют Юрия Николаевича Столярова как высокообразованного специалиста, истинного интеллигента, обладающего широким кругозором, глубокими знаниями, искромётным юмором, чуткой душой, доброжелательностью к людям, колоссальным трудолюбием и организованностью. Александр Сергеевич Арзуханов[2]:
«Запомнились его простота и доброжелательность в общении со студентами, умение чётко излагать и решать непростые задачи, связанные с библиотечными общими и технологическими проблемами. …Ненавязчиво прививал нам, студентам, любовь к будущей специальности, к науке. Умел вызвать и поддержать интерес аудитории к рассматриваемому вопросу, снять шуткой усталость. …Меня поражали его дар быстро и точно схватить суть исследуемого предмета и ясно сформулировать в виде конкретной научной проблемы, а также степень научного проникновения в глубину обсуждаемых вопросов. Он давал свободу поиска, но тщательно и взыскательно анализировал результаты работы. Вспоминаю, что на лекции для аспирантов, которые проводил Ю. Н. Столяров, все соискатели ходили с большим желанием. …Природа щедро наградила Ю. Н. Столярова могучим талантом и умом, которые сочетаются с высокой требовательностью и дисциплинированностью, колоссальной работоспособностью и трудолюбием. Юрий Николаевич — обаятельный человек, обладает таинственной притягательной силой. Встречи и общение с ним настраивают на работу с большей отдачей и на добрые дела»Александр Сергеевич Арзуханов
«Новаторство, блестящая эрудиция Ю.Н. Столярова, глубина познаний в самых разных областях хорошо известны аспирантам и докторантам, с которыми он щедро делится своими знаниями и идеями. Его высочайшая порядочность, интеллигентность, доброжелательность и чувство юмора покоряют каждого, кому посчастливилось быть его учеником»Наталья Николаевна Кушнаренко
«В детстве друзей было мало, были приятели. Из институтских друзей — Эдуард Рубенович Сукиасян, Ильдар Каюмович Назмутдинов, Александр Ефимович Екимцев, ставший хорошим поэтом. Ныне мои лучшие друзья и коллеги — Вячеслав Захарович Дуликов — отличный поэт и Олег Павлович Коршунов — мудрый человек. Кроме того, друзья — мои ученики, …у всех судьбы разные. Наиболее близкие — человек десять: в Харькове, Киеве, Москве, Челябинске. Считаю их своей школой».Юрий Николаевич Столяров
Память
Юрий Николаевич Столяров ушёл из жизни 22 января2024 года. Не только для библиотечной отрасли, но и российской культуры в целом, это стало огромной, невосполнимой потерей. Память о нём увековечена во многих книгах и профессиональных изданиях, библиографических указателях (Москва, 2008 ; Москва, 2024)[1][4]. Исходя из анализа контента журнала «Библиотековедение» («Советское библиотековедение») Юрий Николаевич Столяров был одним из самых авторитетных и популярных библиотечных деятелей России[5]. 28 февраля2024 года на Учёном совете Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)Научно-исследовательскому институту чтения было единогласно присвоено имя выдающегося библиотечного деятеля России Юрия Николаевича Столярова[6].
Юрий Николаевич Столяров похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве (участок 88), проход по центральной аллее. Надгробие выполнено в виде раскрытой книги.
Литература
Юрий Николаевич Столяров: биобиблиографический указатель. К 70-летию со дня рождения / ответственный редактор С. Г. Антонова; Научный центр исследований истории книжной культуры РАН при НПО "Издательство «Наука». — Москва: Наука, 2008. — 232 с.
Левин Г. Л. Живой классик библиотековедения : биобиблиография Ю. Н. Столярова (2008—2023) / Г. Л. Левин, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. — 2023. — № 5 (448). — С. 97-139.
Ю. Н. Столяров: Жизнь в науке : материалы круглого стола с международным участием (Москва, 29 мая 2024 г.) / составители: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — Москва : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2024. — 164 с.
Юрий Николаевич Столяров. (К 60-летию со дня рождения) / Московский государственный университет культуры; научный редактор и автор вступительной статьи В. В. Скворцов. — Москва, 1998. — 54 с.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России. Кто есть кто в изучении отечественной истории: биобиблиографический словарь. — Саратов: Летопись, 1998. — С. 345—346.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Книга: энциклопедия. — Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 618—619.
Столяров Юрий Николаевич // Мы всегда с тобой, наш МГУКИ, в сфере творчества, науки! Биографический справочник о преподавателях и сотрудниках университета. — Москва, 2002. — С. 39.
Гончарюк Н. Н. Учёный, педагог, учитель (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Кайгородские чтения: материалы научно-практической конференции (март 2003) / Н. Н. Гончарюк, Л. В. Покрышкина. — Краснодар, 2003. — С. 4-5.
Столяров Юрий Николаевич // Выпускники МГУКИ (МГБИ, МГИКа, МГУКа). — Москва, 2003. — Ч. 1. — С. 61-63.
Клапиюк В. Т. Формула успеха энциклопедиста и классика социальных коммуникаций // Соколов А. В. Ретроспектива — 70: биобиблиографический отчёт / А. В. Соколов; научный редактор С. А. Басов; Петербургское библиотечное общество. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 337—341.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто на академическом Олимпе. К 10-летию отделения «Библиотековедение» Международной Академии информатизации при ООН: справочник / автор-составитель В. К. Клюев. — Москва, 2004. — С. 130—134.
Чернобаев А. А. Столяров Юрий Николаевич // Чернобаев А. А. Историки России XX века: Биобиблиографический словарь. Т. 2. М-Я. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2005. — С. 372—373.
Исследователь фондов и документов: Юрий Николаевич Столяров: 70 лет со дня рождения // 2008: Универсальный энциклопедический календарь для работников библиотек, школ и вузов, учреждений науки, любителей искусства и словесности. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — С. 437.
Надольская Т. В. Столяров Юрий Николаевич // Библиотечная энциклопедия / Российская государственная библиотека; ответственный редактор Ю. А. Гриханов. — Москва: Пашков дом, 2007. — С. 1000—1001.
Столяров Юрий Николаевич // Кто есть кто в библиотечно-информационном мире России и СНГ: справочник. В 3-х тт. / Федеральное Агентство по науке и инновациям; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство ГПНТБ России, 2007. — Т. 3. С-Я. — С. 705
Юрий Николаевич Столяров: к 80-летию со дня рождения / составитель Г. В. Варганова. — Москва: РШБА, 2018. — 75 с.
Лиховид Ф. Я. Кузница библиотечных кадров. (К 40-летию МГИК) // Научные и технические библиотеки. — 1971. — № 6. — С. 41-45.
Коготков Д. Я. Юрий Николаевич Столяров: (К 50-летию со дня рождения) / Д. Я. Коготков, В. И. Терёшин // Научные и технические библиотеки. — 1988. — № 11. — С. 23-25.
Младенова М. Профессор Юрий Николаевич Столяров на 50-години // Библиотекар (София). — 1989. — № 5. — С. 46-48. — На болгар. яз.
Борисова О. Б. Научно-исследовательские коллективы в библиотековедении. Наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. — 1997. — № 8. — С. 7-15.
Арзуханов А. С. Ю. Н. Столяров — учитель и научный руководитель // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 79-81. — С. 23-25.
Артисевич В. А. Неутомимый учёный // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 82-86.
Горбачёва В. А. Исторический приезд выдающегося учёного в г. Уральск. (К 60-летию Ю. Н. Столярова) // Элитас (г. Уральск, Казахстан). — 1998. — 17 сент. — С. 12.
Кушнаренко Н. Н. Высокое призвание: К 60-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Ю. Н. Столярова / Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 51-57.
Лукашов И. В. Идентификация научных школ в библиотековедении (на примере школы Ю. В. Григорьева — Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 62-75.
Лукашов И. В. Научный портрет в библиотечном интерьере // Библиотековедение. — 1998. — № 5. — С. 10-13.
Терёшин В. И. Юрию Николаевичу Столярову — 60 лет // Научные и технические библиотеки. — 1998. — № 10. — С. 57-61.
Жданова Т. А. Программы Высших библиотечных курсов РГБ обучения для непрофессионалов // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 11. — С. 53-57.
Дворкина М. Я. В поиске научной истины (к 65-летию Ю. Н. Столярова) // Библиотековедение. — 2003. — № 5. — С. 78-82.
Езова С. А. О портрете библиотечного интеллигента (К 65-летию Ю. Н. Столярова) // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 10. — С. 46-51.
Клюев В. К. Кто есть кто на библиотековедческом Олимпе МАИ. Итоги кропотливой работы первого десятилетия: статус библиотековедения как академической науки состоялся // Библиотечная газета. — 2004. — № 13. — С. 3.
Высокие награды и звания России // Культура. — 2007. — 31 мая-6 июня. — С. 7.
Леонов В. П. Без устали, без фальши, без корысти. (К 70-летию Ю. Н. Столярова) / В. П. Леонов, А. В. Соколов // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 9. — С. 84-89.
Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы. Отклик на выход в свет учебного пособия Ю. Н. Столярова «Документный ресурс» (Москва, Либерея — Бибинформ, 2009) // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 119—129.
Рубанова Т. Д. Юбилей Библиозавра: к 80-летию Юрия Николаевича Столярова // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика : материалы V Всероссийской (с международным участием) научной конференции (Челябинск, 15-16 ноября 2018 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2018. — С. 197—201.
Суворова В. М. Пометки в духе Хармса. Педагогу и наставнику посвящается // Библиотека. — 2023. — № 9. — С. 50-51.
Столяров Ю. Н. «Любите науку в себе…» : [интервью] / Юрий Николаевич Столяров; беседовала Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2023. — Вып. 5-6 (55). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/132/ (дата обращения: 15.03.2024).
Динер Е. В. Постигая человека и учёного (к юбилею Юрия Николаевича Столярова) // Библиотековедение. — 2023. — Т. 72, № 6. — С. 533—538.
Лопатина Н. В. Девять ступеней к вершине науки. (К 85-летию Ю. Н. Столярова) / Н. В. Лопатина, Е. В. Динер // Научные и технические библиотеки. — 2023. — № 11. — С. 141—154.
Полтавская Е. И. Памяти Юрия Николаевича Столярова // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1631/ (дата обращения: 16.04.2024).
Юрий Николаевич Столяров (1938—2024) : некролог // Библиография и книговедение. — 2024. — № 1. — С. 157—158. — Подпись: В. К. Клюев.
Ушедшие живы, пока мы помним о них : [памяти Юрия Николаевича Столярова] // Школьная библиотека. — 2024. — № 2 (февраль). — С. 4. — Подпись: В. К. Клюев.
Кононова О. В. Биографические публикации Юрия Владимировича Григорьева и Юрия Николаевича Столярова: преемственность и традиции // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. — 2024. — Вып. 1 (56) (январь-февраль). — URL : http://theoryofculture.ru/issues/133/1634/ (дата обращения: 16.04.2024).
Кононова О. В. Капитан библиотечного фрегата // Библиотека. — 2024. — № 2. — С. 43-48. — (Памяти коллеги и учителя).
Кудрина Е. Б., Лопатина Н.В. Ю. Н. Столяров в истории Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 14-21.
Варганова Г. В., Брежнева В. В. Юрий Николаевич Столяров — выдающийся классик отечественного библиотековедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 22-32.
Шрайберг Я. Л. Ю. Н. Столяров — коллега, единомышленник и близкий человек // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 33-49.
Мазурицкий А. М. Ю. Н. Столяров — неуёмный исследователь // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 50-57.
Ерёменко Т. В. Юрий Николаевич Столяров: остаётся память… // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 58-69.
Клюев В. К., Захаренко М. П. Человек-маяк и Человек-причал // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 70-79.
Зупарова Л. Б. Юрий Николаевич Столяров — заведующий кафедрой Московского государственного института культуры // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 80-90.
Динер Е. В. Теория документа Ю. Н. Столярова как основа методологии современного книговедения // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 91-101.
Павличенко И. А. Юрий Николаевич Столяров — классик библиотечной науки // Научно-технические библиотеки. — 2024. — № 6. — С. 102—107.
Примечания
↑ 1,01,1Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :8 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
↑Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :1 не указан текст
↑Ю. Н. Столяров : Жизнь в науке / сост.: Н. В. Вдовина, А. В. Николенко. — М.: ФГБУН НИЦ "Наука" РАН, 2024. — 164 с.
↑Кононова О. В. Портретная галерея эпохи: по страницам журнала "Библиотековедение" (1952-2021) // Библиотековедение : научный журнал. — 2023. — Т. 72, № 2. — С. 143—154.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!