Комсомольское рождество

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Объявление о проведении Комсомольского рождества (6 января 1923 года в городе Вятка)

«Комсомо́льское рождество́» («Комсомольское Рождество», «комсвятки», «красное рождество») — антирелигиозное мероприятие, проводившееся в СССР в противовес Рождеству Христову с целью борьбы с традиционной церковной обрядностью. Первый раз в СССР Комсомольское рождество прошло в 1922 году в рамках антирелигиозной борьбы и сопровождалось карнавалами и уличными выступлениями с большим количеством лозунгов. Однако после первой попытки правительство поняло, что наскоком проблему народной веры не решить, и было решено начать долговременную осаду[1]. В 1929 году Рождество отменили совсем и заменили советским Новым годом, который быстро оброс новой мифологией и традициями[2].

История появления

Рождество до Революции

До революции и Гражданской войны празднование Рождества было большим семейным праздником — и даже праздниками, ведь Святки длились с 25 декабря по 7 января. Веками Рождество обрастало традициями: гуляния, колядования, праздничные обеды, торжественная служба в церкви. В середине девятнадцатого века к ним добавилась и елка. Ее позаимствовали у немецкого населения Санкт-Петербурга дворяне. В какой-то момент она стала центром, без которого праздник был немыслим[2].

Праздник после Революции

24 января (6 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» принял декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря»[3]. В новом календаре остались прежние православные праздники (12 в году), но их даты сместились на 14 дней. Пасха и Рождество до сих пор значились там как нерабочие дни. И, несмотря на то, что в коммунистической стране еще проводились церковные службы, принять религиозность населения новое правительство не могло[2].

В дореволюционной России летоисчисление осуществлялось на основе юлианского календаря, принятого ещё при Юлии Цезаре в 45 года до н. э. и действовавшего во всех христианских странах до октября 1582 года, когда в Европе начался переход на григорианский календарь. Последний оказался более привлекательным с астрономической точки зрения, так как его расхождение с тропическим годом в одни сутки накапливается не за 128 лет, как в юлианском, а за 3200 лет. После Октябрьской революции советское правительство предприняло ряд мер, направленных на отделение церкви от государства и секуляризацию жизни общества. Поэтому при решении вопроса о переходе на новую календарную систему интересы церкви в расчёт уже не принимались, на первый план выступила государственная целесообразность[3].

После революции, превратившей Российскую империю в Советский Союз, атеизм стал частью официальной идеологии. Борьба с религией и верующими теперь занимала новое правительство не меньше, чем решение экономических проблем. Православное Рождество, как праздник веры, ждали большие изменения[2].

Пропаганда праздника в массы

Антирелигиозное мероприятие в 1929 году

Установка на активизацию атеистической пропаганды была дана В. И. Лениным в статье «О значении воинствующего материализма», опубликованной в марте 1922 года. В. И. Ленин указывал, что народные массы не смогут выбраться из темноты, невежества и предрассудков лишь с помощью одного «марксистского просвещения». Необходимо было «пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. д.». Антирелигиозная кампания 19221923 годов включала в себя целый комплекс мероприятий, направленных на искоренение религии из повседневной, бытовой жизни граждан, пропаганду атеизма, формирование материалистического мировоззрения. Помимо уже испытанных агитационно-пропагандистских методов идеологического воздействия власть применила средства психологического давления, затрагивавшие сферу религиозных чувств, эмоций и личных переживаний людей. На обывателей буквально обрушился поток атеистических лекций, докладов, театрализованных постановок, литературных судов, клубных вечеров с антирелигиозными декламациями, играми, гаданиями, красными колядами и песнями. Но главными мероприятиями этой кампании стали карнавальные шествия, устраиваемые во время празднований «Комсомольского рождества» и «Комсомольской пасхи»[4].

В государстве, где на религиозных традициях строилась повседневная жизнь большинства населения, нельзя было использовать только репрессивные методы. Это могло привести к недовольству новым правительством и волнениям[2].

Сожжение чучел богов во время празднования «комсомольского рождества». Рисунок из газеты «Трудовой Дон», 7 января 1923 года

Комсомольцы выходили на улицы, проводя факельные шествия и шумные представления даже в двадцатиградусный мороз. Обличая религиозность, они обращались не столько к истории религии и идеям материализма, сколько к обличению монархии, православия и капитализма. Комсомольцы рядились в Колчака, Деникина, кулаков, нэпманов, языческих богов. Во время сценок в клубах и на улицах пели песни на святочные мотивы, оскорбляли, судили и «казнили» ряженых в богов и классовых врагов. В газетах появлялись подобные стихи: «…И вот сейчас, когда старухи / Поклоны бьют у алтарей, / Мы молоды! Мы сильны духом / Сожжем небесных всех царей». И чучела небесных царей порой действительно горели на улицах[2].

Настроение праздника через печать

В конце 1922 года в газете «Правда» появилась статья Ивана Скворцова-Степанова, члена ЦК, отвечавшего за отучение советских людей от церкви. Он предложил целую программу «Комсомольского Рождества», по образцу карнавалов времен Великой Французской революции. По его задумке по главным улицам городов должны были пройти процессии во главе с идолами богов древних религий — шумерского Мардука, египетского Осириса, индийского Будды, — которых держали бы на руках их «богородицы». Это показало бы, что в Иисусе и богоматери нет ничего оригинального, а значит, и святого. После процессии комсомольцы, красноармейцы и коммунисты должны были прочитать лекции в клубах или на трибунах прямо на улицах, следуя методичкам, которые им прислали из ЦК. Оформить трибуны для докладов следовало в языческой манере[2].

Н. Б. Лебина отмечала: «Долгое время в советской научной литературе полностью отрицался централизованный характер этих мероприятий». Утверждалось, что комсомольское рождество и комсомольская пасха «не могли быть и не были инспирированы сверху. Они возникли как живое творчество молодежи». Рассматривая этот вопрос, Н. Б. Лебина пишет: «Согласиться с подобным утверждением трудно». Анализ фактов показывает, что антирелигиозная кампания была организована в ходе тесного взаимодействия РКП(б) и РКСМ и проходила под их непосредственным руководством[4].

Формирование соответствующего психологического и эмоционального настроения в обществе, необходимого для восприятия необычного праздника, осуществлялось в ходе ряда подготовительных мероприятий. Информационную поддержку оказывала печать. В частности, в газете «Коммуна», было опубликовано пять агитационных статей о комсомольском рождестве и девять пропагандистских статей на антирелигиозные темы[4].

Принятие праздника

Опыт проведения комсомольского рождества был также критически проанализирован и в высшем партийном руководстве. В резолюции XII съезда РКП(б) отмечалось: «Нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков»[4].

Мнение народа

Большевистская власть пыталась поставить в строй «работников культуры», выступала с призывами организовывать качественные продуманные театральные постановки — пропагандировала «новую жизнь» как могла. «В канун Рождества в Клубе Володарского была силами Комсомола поставлена пьеса „Рождество попа Сергея“, на которой присутствовали Члены Союза, партийные, а также беспартийная молодёжь. Спектакль прошел удачно, одним комсомольцем было зачтено стихотворение, написанное здесь же, посвящённое Комсомольскому Рождеству. С первого же дня Рождества началась подготовка к карнавалу, который и был устроен под Новый год по старому стилю», — писал «Трудовой Дон» в 1923 году[5].

Однако мало кто из простого народа понимал, почему и каким образом Рождество становится комсомольским. В своих воспоминаниях служащий пароходства Никита Окунев писал: «Впервые попробовано противопоставить церковным торжествам уличные антирелигиозные демонстрации. Поручено такое безбожное дело подрастающей России, так называемым комсомольцам… На улицах этого нового явления не изучал, а что касается самих храмов, то могу свидетельствовать, что они были необычно переполнены молящимися»[5].

Его слова подтверждают дневники других современников. Например, сестра большевика Бориса Бессарабова Ольга Бессарабова в январе 1923 года писала: «Если бы мне пришлось подробно рассказать о прошедших праздниках, я смогла бы лучше всего повторить некоторые песнопения и слова из утренних и вечерних церковных служб, и заново пришёл бы ко мне праздник Рождества. Несмотря на гостей из Москвы и суету, на прогулки, стихи, разговоры, заботы и великие события и мелочи дней, я не пропускала, кажется, ни одной службы, и у меня первый раз в жизни получилось полное, ни с чем не сравнимое ощущение праздничного цикла церковных служб, как одного целого, художественно целого (но только больше). И чем чаще и дольше бываю в церкви, тем нужнее и радостнее быть там»[5].

Пресса

А вот советская пресса была совсем другого мнения. Газетные заголовки пестрили информацией об опустении церквей и успехах комсомольского Рождества. Журналисты громогласно объявляли, что организаторам праздничных акций на местах удалось перетянуть на свою сторону тысячи верующих. Писали, что после молитв, а иногда и вместо них многие присоединялись к рядам демонстрантов и пели антирелигиозные частушки.

Например, в номере газеты «Правда» от 10 января 1923 года вышла статья под заголовком «Комсомольское Рождество в провинции». Журналисты сообщают, что первый опыт такого формата демонстраций впечатляет результатами, поскольку они пришлись по сердцу всей Советской России. «В Симбирске в карнавале приняло участие несколько тысяч человек, в Рыбинске — 8 тыс. чел., в Казани — 5 тыс. чел., в Кизеле — 1 тыс. чел. и даже в маленькой Вязьме — 300 чел.», — приводилась статистика. Авторы отмечали, что верующие не просто присоединялись к демонстрациям, но и участвовали в церемониях сожжения богов после шествий[5]

Конец «Комсомольского рождества»

Несмотря на противоречивый и неоднозначный опыт проведения антирелигиозных праздников, власть не отказалась от них в дальнейшем, однако использовала их уже не только для ведения узкой антицерковной борьбы, но и как основу для формирования новой бытовой культуры, призванной наполнить досуг более высоким содержанием. Однако попытки читать научные лекции полуграмотному населению во время религиозных праздников оказались не очень эффективными[4].

Пышное и громкое «Комсомольское Рождество» проводилось до середины двадцатых годов. После 1925-го ЦК сменило направление и призвало коммунистов сконцентрироваться на работе просветительской, уделяя внимание прессе и выпуску брошюр, лекциям и докладам, информирующим лозунгам. Началась плановая антирелигиозная работа, и, наконец, в 1929 году Рождество отменили совсем[2].

Новая праздничная традиция сложится только в тридцатые годы и будет связана с появлением нового народного божества в образе Сталина. Тогда народ с энтузиазмом выйдет на демонстрации и понесет его портреты по площадям, а затем завершит праздник по старой народной традиции[4].

Сборник «Комсомольское рождество»

При пропаганде праздника первым делом появлялись различные циркуляры, а также материалы в помощь комсомольским работникам. Одно из таких изданий — сборник 1923 года «Комсомольское Рождество», составленный под редакцией политпросвета ЦК РКСМ под редакцией М. Лисовского.

«Комсомольское Рождество — совсем не праздничное увеселение для самих комсомольцев и совсем не спектакль для партийных товарищей, переполняющих в эту ночь свои разукрашенные клубы. Целевая установка комсомольского рождественского спектакля должна быть направлена на того же самого зрителя, который заполняет в эту ночь и церкви. Он должен быть совершенно доступным, лучше всего бесплатным. Ведь церкви впускают всех и каждого даром и в предельном количестве», — говорится в книге Лисовского[5].

В конце книги отмечено, что «при проведении „Комсомольского рождества“ должен быть осуществлен переход к углубленной научной антирелигиозной пропаганде» (с. 115). В послесловии для научно-просветительских лекций предлагаются темы «Создан ли мир за шесть дней?», «Откуда произошел человек?» и «Огнем и кровью во имя бога» (с. 115), однако в самом начале книги написано «Задача нынешнегоКомсомольского Рождествапоказать, что и православное Рождество получилось тоже из языческого Рождества» (с. 7). Именно последней теме и подчинён преимущественно первый раздел издания: там мы можем найти весьма подробный исторический экскурс в историю Рождества и религии в целом[1].

Церковь у авторов сборника виновата буквально во всём: в грубости деревенских парней, бесправии девушек, голоде 1921—1922 годов в России…

Своему времени соответствуют и фразы в духе «Христианский календарь смотрит на женщину жадными глазами развратника, многоженца, рабовладельца: Сладкая, Гладкая, Сахарная и т. д.» (с. 11). Сладкая, Гладкая, Сахарная — это перевод на русский из греческих религиозных текстов имен Гликерья, Глафира, Захария (хотя здесь более известен мужской вариант Захар). Зато рожденные Октябрем имена Даздраперма (= Да здравствует Первое мая!), Лор (= Ленин — организатор революции), Гласп (= Главспирт) — это, без сомнения, верх совершенства в русской ономастике[1].

Вторая половина книги содержит сценарии, частушки, песни, стихи, а также довольно занимательный, разработанный политпросветом библиографический список «Что читать».

Ссылки

Литература

  • Комсомольское Рождество: Сборник. Скворцов-Степанов И., Маяковский В., Городецкий С., Киршон В. и др. М., 1923.
  • Комсомольское Рождество в клубах : сборник материалов к празднованию комсомольского Рождества / под общ. ред. М. Лисовского. — Л. : Гос. изд-во, 1925. — 181.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Елена Гаева, Валерия Крапивина. Проект «Неизвестные факты о праздниках советской эпохи». Выпуск 6. «Комсомольское рождество». Государственное бюджетное учреждение культуры «Курганская областная универсальная научная библиотека им. А. К. Югова». Дата обращения: 4 января 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Марина Бушуева, Пвел Гончаров. Красное Рождество Как превратить православное Рождество в советский Новый год и управиться за 15 лет. Familio media. Дата обращения: 4 января 2024.
  3. 3,0 3,1 Принят декрет о переходе РСФСР на григорианский календарь. Президентская библиотека. Управление делами президента Российской Федерации. Дата обращения: 4 января 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 С. А. Шмелев. [https://cyberleninka.ru/article/n/krasnoe-komsomolskoe-rozhdestvo-i-problema-formirovaniya-novogo-byta-v-nachale-1920-h-gg/viewer Красное «Комсомольское Рождество» и проблема формирования нового быта в наале 1920-х годов] (рус.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук : журнал. — 2015. — Т. 17, № 3. — С. 92.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Старый Новый год и комсомольское Рождество. Как большевики учили Россию новым праздникам. s-t-o-l.com. Дата обращения: 4 января 2024.