Рождество в России
Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской православной церкви. Отмечается в России 7 января по григорианскому календарю, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.
История
На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века и отмечался 25 декабря.
Начиная со дня Рождества и вплоть до Масленицы было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год[1].
В конце XVII — начале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года[2]. К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка, а с начала XX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз[3].
В 1920-х годах религиозные праздники, в том числе Рождество, искоренялись атеистическим государством[4][5]. Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. Рождественские дни в календарях 1919—1923 годов отмечены 7 и 8 января (из-за перехода страны в 1918 году на григорианский календарь), а 1924—1929 годов — 25 и 26 декабря[6].
С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово[7]. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем[8]. Согласно постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю»: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях»[9].
В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года 1 января. С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества[10]. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём.
Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём[11]. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и государственные учреждения в этот день работали[[12]. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Бабьих каш.
Народные традиции празднования
В некоторых местностях до нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые накануне Рождества и в Святки ходят по домам, часто с закреплённой на шесте самодельной звездой, поют славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ получают всякие угощения с рождественского стола[13]. Самое известное литературное произведение, в котором описывается этот славянский обряд, — «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя. Вместе с тем действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни»[14].
Распространённым рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажжённого их потомками, и могут способствовать плодородию. С вечера накануне Рождества начинались, по обычаю, святочные гадания[15].
В прошлом у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина — считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год[16]. К Рождеству хозяева обязательно убирали избу, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, так как верили, что от этого зависел будущий урожай[17]. За завтраком не давали пить простую воду, так как полагали, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда[18]. Под страхом всевозможных бед и напастей в Рождество ничего не сгибали, не плели, не шили[19]. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада[20]. Днём, после утреннего богослужения священники обходили дома прихожан и совершали «славление» Бога (христославили).
На рождественский ужин было принято приглашать знакомых одиноких людей, одиноких путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине[21].
Традиционные русские блюда
Главными и обязательными на рождественском столе в старой России являлись разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, свиной студень. На рождественский стол подавали также много других мясных блюд: гуся с яблоками, зайца в сметане, дичь, баранину, рыбу целиком и т. д. Обилие крупнокускового жареного и печёного мяса, целиком запечённой птицы и рыбы на праздничном столе было связано с особенностями устройства русской печи, которое позволяло успешно готовить крупноразмерные продукты[22].
Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Непременным блюдом на Рождество, как и на другие праздники, были пироги: закрытые и открытые, ватрушки, калачи, пирожки, колобки, кулебяки, курники, лодочки, саечки, расстегаи, шаньги. Готовили запеканки, блины. Начинок было множество, на всякий вкус (травяные, овощные, фруктовые, грибные, мясные, рыбные, творожные, смешанные)[23].
Сладкие блюда, подаваемые на рождественский русский стол, не были разнообразны. Это ягоды, фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье, мёд. Пили взвары (компоты и сладкие супы, сбитень), кисели, с начала XVIII века — китайский чай[24].
Современные традиции празднования
Светские
В отличие от западноевропейских стран и США, Рождество в современной России является в основном религиозным праздником и устоявшихся общепринятых светских традиций не имеет, для подавляющего большинства являясь выходным днём, которым каждый может воспользоваться по своему усмотрению. Ранее имевшиеся в России и СССР традиции празднования Рождества, после исключения в 1929 году праздника из официального календаря, были перенесены на празднование Нового Года, что сохранилось и после восстановления Рождества в числе государственных праздников в 1991 году.
Религиозные
В ночь с 6 на 7 января, по федеральным телеканалам транслируется праздничное рождественское богослужение: великое повечерие, утреня и Литургия (с 2001 года из храма Христа Спасителя). Первая телетрансляция была организована в 1992 году по 1-му каналу Останкино и РТР. Некоторые православные верующие в это время участвуют в богослужении непосредственно в храме.
Рождество считается в православной церкви вторым по значимости праздником после Пасхи. Праздник предваряется многодневным Рождественским, или Филипповым постом, длящимся с 28 ноября по 6 января[25].
Приметы
- На Рождество и солнце играет[26].
- Иней на деревьях в первые три дня Рождественских праздников — к обильному урожаю хлеба[27].
- Если в этот день тепло — весна будет холодная[28].
- В Рождество день тёплый — хлеб будет тёмный, густой[29].
- Если метельная ночь — пчёлы хорошо роиться будут[1][30].
- В ночь звёзд густо — густо и ягод (гороха[31]) будет, если редко звёзды, то мало и ягод уродится[32].
- Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным[33].
Примечания
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ Круглый год. Русский земледельческий календарь, — М.: Правда, 1989, С. 59-62, ISBN 5-253-00598-6
- ↑ https://foma.ru/kolyadki.html
- ↑ Св. Зак. XIV. — Ч. 4. — С. 33—34. См.: прот. Г. С. Дебольский. Дни богослужения православной кафолической восточной церкви. — Т. 1. — СПб., 1882.
- ↑ https://foma.ru/kolyadki.html
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1.
- ↑ Народный Месяцеслов, — М.: Современник, 1992, С. 80, ISBN 5-270-01376-2
- ↑ Народный Месяцеслов, — М.: Современник, 1992, С. 80, ISBN 5-270-01376-2
- ↑ Народный Месяцеслов, — М.: Современник, 1992, С. 80, ISBN 5-270-01376-2
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1
- ↑ Народный Месяцеслов, — М.: Современник, 1992, С. 80, ISBN 5-270-01376-2
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1
- ↑ Народный Месяцеслов, — М.: Современник, 1992, С. 80, ISBN 5-270-01376-2
- ↑ Энциклопедия обрядов и обычаев. — СПб.: Респекс, 1996. — С. 11—55, 80—88. — ISBN 5-7345-0063-1
Изменение даты Рождественских дней в 1924—1929 годах было связано с планировавшимся в 1924 году переводом православного времяисчисления на григорианский календарь.
Ссылки на источники
- Митрофанова, А. Журнал Фома
- Душечкина, Е. Дед Мороз и Снегурочка. Журнал Отечественные записки № 1, 2003 г.
- Как большевики запрещали и разрешали «Новый год» в 1920-30-е гг.. Пешком по Вятке
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |