Рождественский сочельник
Рождественский сочельник | |
---|---|
К. У. Ларссон. «Рождественский Сочельник». 1904—1905. Акварель. Национальный музей Швеции, Стокгольм | |
Тип | Канун праздника |
Официально | Навечерие Рождества Христова |
Иначе | Канун Рождества, Коляда, Божич |
Дата |
в православии:
|
Рожде́ственский соче́льник (сочельник, сочевник, навечерие) — канун праздника Рождества Христова. По традиции этот день посвящён приготовлениям к светлому празднику Рождества. Сочельник принято проводить в молитвах, благости и смирении[3].
В православной Церкви сочельник приходится на 6 января (24 декабря по старому стилю)[4]. Христианам в это день полагается держать строгий пост, которой длится до появления на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении младенца Иисуса Христа[5]. Завершается Рождественский пост после окончания Божественной литургии.
Название
Сочельник самый строгий день Рождественского поста. По церковным предписаниям в канун праздника Рождества разрешено вкушать только «сочиво обварено или кутию с медом». Принято считать, что своим названием сочельник обязан сочиву, которое представляет собой особое, традиционного блюдо из сваренных зёрен пшеницы, ржи, овса, риса или другой крупы, подслащённое мёдом, с сухофруктами и орехами[6].
Есть и другой вариант происхождения названия праздника, который даёт Большой энциклопедический словарь. Согласно этой версии название праздника происходит от др.-рус. *сочьньникъ — постная лепёшка на конопляном масле, которая готовятся в накануне Рождества христианами[7].
Дата празднования
Для христиан всего мира Рождественский сочельник считается днём подготовки к главному церковному празднику — Рождеству Христову. Из-за церковных расколов, а также из-за разницы в используемых календарях в христианских конфессиях Рождественский сочельник приходится на разные даты.
В церквях, которые придерживаются григорианского календаря или новоюлианского календаря, датой празднования Рождества считается 25 декабря и, соответственно, сочельник приходится на 24 декабря. Некоторые православные церкви, в том числе Русская православная церковь и греко-католикическая церковь, продолжают праздновать Рождество Христово также 25 декабря, но по юлианскому календарю (старому стилю).
Новоюлианского календаря придерживаются Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Александрийская, Антиохийская, Албанская Православные Церкви, а также Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Православная Церковь в Америке.
7 января празднуют Рожество Христово Русская Церковь, Афонские монастыри, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская Православные Церкви, а также католики восточного обряда, живущие по юлианскому календарю и некоторые протестанты; для них сочельник наступает 6 января[8].
В конце III — начале IV веков было принято отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день — 6 января под общим наименованием Богоявления. Эту традицию по сей день сохраняет Армянская апостольская церковь.С середины IV века Римская церковь отделила дни празднования и с тех пор Рождество Христово празднуют 25 декабря, отдельно от Крещения Господня[9].
Праздник Рождества Христова — один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог её своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости.
— митрополит Антоний Сурожский.
У православных христиан существует традиция отказываться от приёма пищи в день сочельника до появления первой звезды[10], которая берёт своё начало с древних времён, когда литургия навечерия Рождества Христова служилась вечером; однако теперь служба проходит в дневное время, поэтому пост «до первой звезды» утратил литургическое обоснование[11]. Символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится в конце Литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой поётся тропарь и кондак праздника Рождества Христова. После отказа от пищи в сочельник было принято есть сочиво или кутью — цельные зёрна крупы с мёдом и фруктами[12].
Для католиков строгий пост в рождественский сочельник не обязателен. В этот вечер семьи собираются на торжественную трапезу с постными блюдами, во время которой читают отрывок про рождение Иисуса Христа из Евангелия. В странах Восточной Европы существует обычай преломлять на этой трапезе облатки — специальные рождественские хлебцы[13]. После семейной трапезы верующие собираются в храмах на вечернее богослужение.
Особенности богослужения
Богослужение в православной церкви
Службы навечерия накануне дня Рождества Христова в православных храмах имеют ряд особенностей. Если сочельник приходится на будние дни, то есть с понедельника по пятницу, богослужение начинается в 8 часов утра с Великих (Царских) Часов и чтения Евангелия. Во время службы священники на амвоне читают входные молитвы и облачаются, после чего следуют изобразительны — особая короткая служба, «изображающая» Литургию; в просторечье она называется «обедница». После совершается вечерня с литургией святого Василия Великого. На вечерне происходит чтение паремий праздника (8 на Рождество и 13 на Крещение) с пением праздничных тропарей. Затем священнослужитель обращается с возгласом: «Яко свят еси…» — и служится литургия Василия Великого[14].
Если служба приходится на субботу или воскресенье, которые считаются непостными днями, то царские часы читаются в пятницу и литургия в этот день не проводится. В сам сочельник, то есть в субботу или воскресенье, совершается литургия святого Иоанна Златоуста, но не на вечернее, а в привычное время. Около 13 часов дня начинается праздничная вечерня с чтением паремий, Апостола, Евангелия, но без литургии. В сам праздник Рождества проводится литургия Василия Великого[14].
С древности священнослужители в этот день соблюдали строгий пост: в непостные дни полагаются две трапезы: первая — после литургии, на ней позволено вкушать «по уломку хлеба и от вина мало»; вторая — после вечерни, на ней разрешается вкушать сочиво или кутью с мёдом. Чтобы воздать должное воскресному дню в Книге Правил Феофил, патриарх Александрийский, разрешает в воскресенье постного дня съедать пару фиников. В постные дни положена одна трапеза после литургии, на которой допускается только «варение со елеем»[15].
Богослужение в католической церкви
24 декабря у католиков называется «Вигилия» (от латинского vigilia — бдение). Также, как и в православной церкви, в этот день предписан строгий пост. Утром служится месса по чину Адвента, с особым проприем, который передаёт торжественность момента. Входное песнопение — интроит мессы рождественского сочельника начинается словами, подчёркивающими значение наступающего праздника[16]:
Вот уже пришла полнота времени, когда послал Бог Сына Своего на землю
Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia) обычно начинается в полночь, но пасторы на своё усмотрение могут начать её несколькими часами раньше. На ней, как и в православных традициях, совершается обряд переодевания. Песнопения на мессе отличаются большой торжественностью. Преображается и сама церковь — фиолетовые облачения адвента сменяются белыми, на клиросе устанавливается рождественская ёлка. В ходе мессы священник кладёт в рождественский вертеп, изображающий ветхозаветную сцену, фигурку Младенца Христа. После торжественной мессы в церкви проходит праздничный ужин.
Помимо этого, на городских площадях в сочельник принято разыгрывать сценки из Евангелия. Предположительно, это связано с тем, что католическая месса служится на латыни и народу был непонятен смысл праздника, поэтому на праздничные богослужения нередко устраивались представления[17].
Богослужение в евангелическо-лютеранской церкви
Также как и у католиков, в евангелическо-лютеранской церкви Навечерие Рождества носит название Вигилия и празднуется вечером 24 декабря. В храме в этот день преобладает белое убранство, в столу белого цвета облачаются и пасторы. У клироса украшается рождественская ёлка и устанавливается вертеп с фигурами сцены рождения Иисуса Христа. В торжественной обстановке месса начинается словами:
Слава в вышних Богу! Великая благочестия тайна, аллилуия! Бог явился во плоти, аллилуия!
В отличие от воскресных месс, в сочельник не совершают евхаристию, анафоры, не проводят исповеди. Богослужение сводится к пению гимнов, хвалебных молитв (Laudamus), библейским чтениям и проповеди. Вместо Апостольского Символа веры читают Никейский Символ. Во время службы читаются сцены Ветхого Завета из книг пророков Исаии и Михея вместо апостольских посланий. В конце мессы пастор выносит импровизированные ясли с куклой, изображающей младенца Иисуса[18].
Традиции славян
Славяне использовали для названия Рождественского сочельника такие названия: Свят-вечер, Сочевник, Коляда, навечерье Рождества Христова. Считается, что у славян в древности существовала традиция Свят-вечера, посвященного рождению Кола Сварога.
В преддверии Рождества было принято надевать новую одежду, просить прощения у людей, которых обидели, делать уборку, а затем приступать к приготовлению праздничных блюд.
По обычаю хозяйки ставили на стол 12 постных блюд, олицетворяющие 12 апостолов; как правило, это были овощные салаты, запечённая рыба, грибы, соленья, борщ с пампушками, вареники. Главным из них являлось сочиво, приготовленное из цельных зёрен риса или пшеницы, с добавлением мака, мёда, грецких орехов, кураги, чернослива, изюма. Традиционными напитками считаются узвар, который готовили из сухофруктов с мёдом, и кисель. Трапеза начиналась после появления первой звезды на небе, после чего следовало в первую очередь отведать сочиво, а затем приступать к остальным блюдам.
В канун Рождества у славянских народов было принято гадать и колядовать. И гадания и колядки имеют языческие корни, поэтому в христианских традициях они не допустимы.
Коляда» («коледа») на севере — это рождественский сочельник, колядование — это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях». В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться».Аполлон Коринфский, Народная Русь
Традиции в разных культурах
В каждой стране Рождественский сочельник имеет свое название и традиции. Сочельник в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине называют Бадняк или Баднидан, а в Словении — Sveti večer.
В Испании Рождественские праздники продолжаются 12 дней. Сочельник называют Nochebuena (Ночебуэна), что буквально переводится как «благостная ночь». Сочельник сам по себе здесь является праздников, в этот день семьи проводят вечер за совместным ужином и одаривают друг друга подарками. Некоторые семьи по давней католической традиции и в эту ночь приглашают за праздничный стол одиноких стариков и бедняков. В христианских храмах в Ночебуэна обязательно проводится праздничная литургическая служба[19].
В Канаде сочельник так и называется — Cristmas Eve («канун Рождества», «сочельник»). В этот день принято посещать церкви, а после вечерней службы дети укладываются спать, чтобы в Рождество проснуться как можно раньше, взрослые же садятся за праздничный стол.
В провинции Ньюфаундленд и Лабрадор существует обычай в канун Рождества продавать в церкви рыбу, которая специально для этого вылавливается жителями, а вырученные деньги целиком жертвовать приходу. Во время церковной службы в Сочельник дети держат в руках зажжённые свечи, в подсвечниках из репы или турнепса, оставшихся от летнего урожая. В Ванкувере, украшенном сотнями тысяч гирлянд, в Стенли-парке работает «рождественский поезд». По пути следования поезда деревья украшаются фонариками, расставляются фигуры снеговиков и Санта-Клаусов с оленями[20].
В Бразилии принято в рождественский сочельник собираться всей семьёй — в родительском доме собираются дети и внуки, чтобы поздравить друг друга с наступающим Рождеством. В этот день и проходит основное празднество с семейным застольем и обменом подарками, и лишь на следующий день в храмах проходит Рождественская месса[21].
В Германии в большинстве городов многие магазины закрываются в 14 часов дня, и после обеда на улицах становится тихо и пустынно, так как в этот день принято подготавливаться к Рождеству: в доме ставится ёлка и готовятся праздничные блюда. Раньше ёлка по традиции украшалась зимними яблоками и конфетами, ныне на смену им пришли позолоченные фрукты и посеребрённые стеклянные шарики. Хотя традиционные цвета шаров красный, золотой и серебряный, в настоящее время ёлки украшаются игрушками самых разных цветов. Под наряженным рождественским деревом устанавливается вертеп с фигурами новорожденного младенца Иисуса, родителей, пастырей и животных[22].
В десять часов начинается рождественская служба, но перед ней проходит детская Рождественская служба, на которой читается история Рождества. Также на детской службе поются колядки. После детской мессы члены семьи приходят на могилы умерших родственников и зажигают свечи. Важным ритуалом в протестантской церкви является дарение подарков. Образ Младенца, несущего подарки детям, был использован в XVI веке Мартином Лютерем, но несмотря на то, что подарок под рождественской ёлкой появляется вечером, разворачивают его утром следующего дня — на Рождество[22].
В Норвегии церковное богослужение 24 декабря начинает по традиции в три часа дня, и многие семьи приходят в храмы, чтобы помолиться. Также как и в Германии, в Норвегии принято вспоминать об умерших родственниках, приходить семьёй на кладбище и возлагать цветы, а вечера проводить за семейным ужином[23].
В Финляндии основная рождественская церемония проходит в Сочельник. В этот день финны растапливают сауну и приготавливают рождественский стол. Вечером в двери стучит Санта-Клаус и спрашивает: «Есть ли дома послушные и прилежные дети?». Если такие находятся, Санта раздаёт им подарки. В Турку, самом старом финском городе, в полдень провозглашается «Рождественский покой», традиция которого уходит корнями в XIII век. В старинном Кафедральном соборе Турку проходит праздничная служба и звонят колокола. Финны также посещают кладбища, чтобы почтить память усопших. Ещё в эту ночь ложатся спать на полу, чтобы освободить кровать для духов[24].
В культуре
Действие сюжета одного из рекламных роликов Банка Империал «Екатерина Великая и Александр Суворов», входящего в серию «Всемирная история» (1990-е годы) происходит накануне Рождества Христова. В сюжете использована тема рождественского поста и сочельника; ролик обращается к существующей традиции не вкушать пищу до первой звезды[25].
В литературе
Во второй половине XIX века святочный рассказ оформился как самостоятельный жанр. Основоположниками жанра считаются Чарльз Диккенс («Рождественская песнь в прозе») и Ханс Кристиан Андерсен («Девочка со спичками»). Рождественские сказания получили популярность в широком кругу читателей, и вскоре начинается выпуск святочных сборников и альманахов с произведениями на рождественские сюжеты, приуроченные к празднику.
В России большинство писателей, писавших для периодических изданиях второй половины XIX века, прибегали к жанру святочных рассказов и публиковали их в приуроченных к рождественским праздникам журналах. В число этих писателей вошли[26]:
- Николай Полевой, «Святочные рассказы» («Московский телеграф», 1826, № 23, 24).
- Николай Гоголь, «Ночь перед Рождеством» (1830) из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
- Николай Лесков, рассказы «Жемчужном ожерелье», «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок»; (опубликованы в рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово»).
- Михаил Салтыков-Щедрин, «Святочный рассказ».
- Глеб Успенский, «Про счастливых людей».
- Антон Чехов, «Кривое зеркало» («Зритель», 1883, № 2), «Гадальщики и гадальщицы» («Зритель», 1883, № 1).
- Дмитрий Мамин-Сибиряк, сборник «Зарницы».
- Владимир Короленко, «Сон Макара».
- Павел Засодимский, «Задушевные рассказы» для детей в двух томах (1883).
- Леонид Андреев, рассказ «Ангелочек».
- Максим Горький, «Извозчик».
- Фёдор Достоевский, рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»
В кинематографе
- «Следы на снегу» (1980).
- «Счастливого Рождества» (2005).
- «Божественное рождение» (2006).
- «Лучшее время года» (2008).
- «Рождественская надежда» (2009).
- «Рождественские апельсины» (2012).
В 2013 году вышли сразу два фильма, погружающих в атмосферу Рождества — «Рождественская свеча» по одноимённому роману Макса Лукадо и «Девочка со спичками» по мотивам одноимённой сказки Ханса Андерсона.
Примечания
- ↑ Часть поместных православных церквей, включая Русскую, для литургических целей продолжают использовать юлианский календарь; в XX—XXI веках 24 декабря по юлианскому календарю соответствует 6 января по григорианскому.
- ↑ Большинство поместных православных церквей в 1920-х годах (или позднее) перешло на новоюлианский календарь.
- ↑ Рождественский сочельник-2023: когда отмечается, традиции и запреты . РИА новости (30.12.2022). Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ Сочельник . Азбука веры. Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ Сочельник . Основы духовной культуры. Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ Сок // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4. — С. 270.
- ↑ Сочельник . БСЭ. Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ Лидия Аникина, Алексей Рыжков. В Европе Рождественский сочельник: разбираемся, кого и когда поздравлять Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://news.rambler.ru/community/47830071/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink . Рамблер новости. Уральский меридиан (24 декабря 2021). Дата обращения: 27 сентября 2023.
- ↑ Сочельник на сайте «Мир религий» . Дата обращения: 6 января 2009. Архивировано 11 марта 2008 года.
- ↑ Календарь постов . Азбука веры. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Обязательно ли поститься «до первой звезды» и почему? Архивная копия от 9 июля 2021 на Wayback Machine // Союз православных журналистов, 05.01.2021.
- ↑ Кутья // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Как в западном мире отмечают сочельник . Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ 14,0 14,1 Навечерие . Православная энциклопедия. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Каноны или Книга Правил. — Минск: Братство в честь Св. Архистратига Михаила. — ISBN 978-985-7102-44-0, 978-985-6914-65-5.
- ↑ Рождественский сочельник в католической церкви . Энциклопедия ньюсмейкеров. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Католический сочельник в Москве . газета.ру (24 декабря 2014). Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ Кирилл Сахаров. У лютеран в Рождественский Сочельник . Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ Рождественские традиции в Испании . Испания по-русски. Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ Сочельник в Канаде . CALEND.RU. Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ Колотвин Стахий. Как празднуют Рождество в Западном полушарии: рассказ священника // Фома : журнал. — 2021. — 19 декабря.
- ↑ 22,0 22,1 Ирина Столбовская. Сочельник в Германии (8 сентября 2020). Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ Сочельник в Норвегии . CALEND.RU. Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ Финские рождественские традиции. . Это Финляндия. Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ Реклама "Всемирная История. Банк "Империал" - Екатерина Великая и граф Суворов . Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Как Рождество пришло в литературу . Культура.рф. Дата обращения: 27 сентября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |